Перейти к содержимому






Фотография

Цутому Осима - учитель учителей

Написано clover , 04 Апрель 2017 · 1 210 Просмотров

Изображение

 

(перевод clover)

 

Цутому Осима: «Быть честным перед собой и старательно учиться»

 

Интервью мастера Цутому Осима (SKA) Джейн Уйэда, которое было опубликовано в еженедельнике «Nisei* Week in Rafu Shimpo», 6 августа 1996 года.

 

(* «Нисей» - так называется вторая волна японской эмиграции в США сразу после завершения Второй Мировой войны. Первая – «Иссей» длилась с 1885 по 1924 гг.)

 

Г-н Осима, в 1957 г. вы впервые продемонстрировали для американской публики каратэ. Некоторые американцы, которые служили в вооруженных силах, могли видеть вашу демонстрацию в Токио ранее в 1952 г. Однако здесь, в США, каратэ было показано впервые на фестивале БИ «Nisei Week».

 

Да, 40 лет назад большинству американцев были известны только кендо и дзюдо. Каратэ стало популярным в США вскоре после корейской войны (Великой Тихоокеанской войны), потому что некоторые из американских военных побывали в Токио после войны, где могли видеть каратэ. А к концу 1960-ых гг. каратэ уже было известным в большинстве стран.

 

Когда включили каратэ в фестиваль БИ «Nisei Week»?

 

«Nisei Week» стал проводить фестивали БИ, на которых демонстрировались кендо и дзюдо, еще в конце 40-ых гг. Но я видел фотографии с более 500 человек, которые принимали участие в фестивале кендо, организованном «Nisei Week» еще до войны. После войны были проведены два фестиваля БИ, на которых демонстрировались кендо и дзюдо. Третий фестиваль должен был состояться в 1957 г. и мы попросили Федерацию дзюдо включить каратэ в демонстрацию дзюдо.

 

И это было первой публичной демонстрацией каратэ в США?

 

Да, это была первая демонстрация каратэ в США. Хотя, была еще одна, до войны, когда мастер Кенцу Ябу приезжал в Лос-Анджелес. Однако эту демонстрацию могли видеть только японские дети родителей-членов РТА (Ассоциация родителей и учителей), а также члены Кендзинкай (эмигрантское Общество сохранения окинавских традиций в США). Американская общественность фактически смогла впервые ознакомиться с каратэ только в 1957 г., на фестивале, организованном «Nisei Week», на котором выступили члены Ассоциации «Каратэ-до Сётокан Америки» (которая тогда еще носила название – Южно-калифорнийская Ассоциация Каратэ).

 

Какова была роль японцев первой волны эмиграции (Иссей) в первой демонстрации каратэ в США?

 

Поскольку большинство американцев не имели о каратэ ни малейшего представления, то в начале своей деятельности я был вынужден полагаться на помощь американских японцев из первой волны эмиграции (Иссеи). Мне оказали помощь такие представительные лица, как, например, г-н Дзюнити Ёсидоми, который был тогда президентом Японской торгово-промышленной палаты, г-н Масуо Нитамура, который стал следующим президентом этой Палаты, журналист японской газеты в США г-н Джордж Нодзава, мастер кендо Торао Мори, а также мастера дзюдо Канамэ Куниюки и Тацуо Иноуэ. В день демонстрации, некоторые из них даже приехали, чтобы поддержать нас. Кроме того мне помогали также некоторые японские священнослужители, например, преподобные Дайити Цуюки из храма Конко, Кенко Ямасита из храма Дзэнтюдзи и Тёки Мори из храма Ниси Хонгандзи. Я думаю, что без их активного участия эта демонстрация не состоялась бы.

 

Изображение

 

С какого года вы начали обучать японскую молодежь в США?

 

До того момента, пока в 1963 г. не открылся клуб каратэ при католическом университете Маринолл мы не имели возможности обучать детей американских японцев. Поскольку японские поселения были расположены по всему побережью южной Калифорнии, то привозить их в город для занятий мало кто из родителей мог себе позволить. Однако, небеса предоставили нам такую возможность с открытием клуба каратэ в Маринолл. С 1970 г. клуб каратэ университета Маринолл стал принимать участие в фестивале БИ «Nisei Week». Т.о., ученики клуба каратэ Маринолл уже более 25 лет являются участниками фестиваля «Nisei Week».

 

Что изменилось в фестивале «Nisei Week» за прошедшие годы?

 

Мы стараемся сохранять японскую культуру. Главное - дать представление зрителю о традиционном каратэ, которое наиболее соответствует требованиям реального боя. Кроме того, мы хотим продемонстрировать наши методы и навыки для других клубов каратэ, чтобы у нас была возможность обмениваться с ними опытом. Но все же главной целью для нас остается представление каратэ в его традиционном виде, чтобы развеять у некоторых людей то ложное представление о нем, которое они имеют. А если другие клубы каратэ находят более лучшие методы обучения, то мы безусловно стараемся их перенять.

 

Приглашали ли вы к организации фестиваля другие организации каратэ?

 

Да, несколько раз в самом начале. Но у них особого интереса не возникло, поскольку участие в фестивале является некоммерческим проектом, т.е. за победу в турнире денежный приз не выплачивается, входные билеты не продаются, да и какой-либо особой славы от участия не получишь. Поэтому организаторами на фестивале выступаем в основном только мы.

 

Насколько известен этот фестиваль в общенациональном масштабе?

 

Си-Би-Эс его впервые показало по телевидению еще примерно 1958 или 1959 г., и мне думается, что благодаря этому показу мы обрели не только новую зрительскую аудиторию, но и новых спонсоров фестиваля.

 

Расскажите какой из фестивалей «Nisei Week» запомнился вам больше всего?

 

Я не очень люблю вспоминать прошлое, поэтому не могу сказать, какой из них мне памятен больше всего. Я помню многих участников. Для нас важна сама атмосфера этого мероприятия. Нам важнее продемонстрировать каратэ для публики, чем победить в турнире. И в этом главное отличие нашего турнира от других турниров, которые подразумевают коммерческую основу или превозносят своих чемпионов. Именно по этому некоторые организации каратэ не хотят принимать участия в фестивале. Мы считаем, что турнир – это нечто сродни забаве или игре, поэтому он для нас мало что значит. Важнее продемонстрировать каратэ в его традиционной, исторической, подлинной, реальной основе.

 

Т.о., вы считаете, что участие в турнире менее ценно, чем демонстрация каратэ?

 

В течение 40 лет наш подход к каратэ, как к БИ, сохраняет некоммерческую основу. Я думаю немногие организации каратэ могут сказать о себе такое. Т.о., члены SKA (Shotokan Karate of America) и в том числе клуб каратэ Маринолл, могут гордиться этим фестивалем, на котором мы можем демонстрировать традиционный менталитет для нашей молодежи.

 

Как привлечь молодежь к занятиям каратэ?

 

Это очень сложное дело. В начале было проще, мы были единственной организацией каратэ. Теперь имеется множество различных коммерческих клубов. Но люди, которые признают ценность каратэ, как искусства, должны иметь возможность для занятий. Я считаю, что мы должны настраивать молодежь на серьезное отношение к изучению каратэ, им это пригодится для дальнейшей жизни. И чем раньше, тем лучше - еще до приобретения профессии и создания своей семьи.

 

Изображение

 

Цутому Осима

 

Статья Тома Сулака в журнале «Black Belt» (июль 1975)

 

Мастера каратэ Цутому Осима можно без всяких сомнений отнести к людям, обладающим самыми высокими духовными качествами характера.

 

Изображение

 

После переезда в США, наблюдая как различные махинаторы и дельцы превращают его любимое искусство в обыкновенный бизнес, мастер Осима откровенно заявил, что каратэ выродится, если не соблюдать его традицию БИ.

 

Исходя из своего идеалистического взгляда на американцев, он предполагал что большинство из них смогут отличать настоящее каратэ от фальшивого.

 

Если бы старые мастера каратэ могли принять участие в голосовании, чье каратэ больше всего соответствует традиционному, то имя Осима могло бы оказаться в числе самых первых в списке.

 

Его ученики питают к нему такое безграничное уважение, что его при жизни уже можно считать легендой. Конечно нельзя сказать, что мастер Осима является единственным человеком, который старается противостоять той дешевой профанации, которая разрушает благородное искусство каратэ. Но в соответствии со своими убеждениями, он чувствует, что не вправе безучастно наблюдать все это, поэтому упорно старается противостоять таким тенденциям.

 

Всю свою жизнь он посвятил бесконечному сражению за достижение совершенства. Несмотря на то, что для этого требуются огромные усилия, он продолжает не только верить, но и убеждаться в том, что американцы способны отличать истинное каратэ от такого, в котором превалируют эгоистичные товарно-денежные отношения.

 

Целью приезда мастера Осима в США было не преподавание каратэ, а получение экономического образования в одном из университетов. То что он стал руководителем одного из крупнейших направлений Сётокан в мире в его жизни произошло случайно. Во время учебы в университете, его японские сокурсники узнали, что он изучал каратэ и уговорили его учить их. Он согласился. Эта небольшая группа каратэ стала первой в будущей организации - Каратэ-до Сётокан Америки (SKA).

 

Изображение

 

Вскоре эта группа стала стремительно разрастаться, причем не только за счет японских студентов, но и американских. Как рассказывал мастер Осима, когда в его группе появились первые американцы, то выявилась существенная проблема: их физические кондиции и возможности не соответствовали методам обучения каратэ, применявшимся в Японии, поскольку они были выше и сильнее большинства моих соотечественников. «Когда я приехал в США» - вспоминал мастер Осима - «то обнаружил, что по сравнению с американцами, я довольно низкорослый и слабый парень. Когда я пытался блокировать удары более физически мощных соперников, то понял, что только за счет физической силы мне от них не защититься. И тогда я вспомнил, что об этом неоднократно говорили мне в Японии мои мудрые учителя. С этого момента я увидел искусство каратэ по-другому». Далее мастер Осима пояснил: «Если вы можете справиться только с человеком, который не крупнее вас, то вы весьма далеки от мастерства в каратэ. Но если вы способны сражаться с человеком ростом под 7 футов и весом 250 фунтов, то тогда...».

 

И мастер Осима решил, что он должен учить американцев такой технике каратэ, о которой в свое время говорили ему его учителя. «Я могу признаться честно, что когда я только приехал в США я был еще весьма далек от подлинного мастерства в каратэ» - признался мастер Осима. «Я начал постигать тонкости каратэ только после переезда сюда». Т.о., процесс обучения крепких американских парней способствовал тому, что мастер Осима был вынужден пересмотреть и изменить старые методы преподавания. Для этого он даже совершил поездку в 1960 г. в Японию, чтобы пообщаться и посоветоваться со своими учителями.

 

Во время этой поездки произошло еще одно знаменательное событие. Семья мастера Гитина Фунакоси предложила ему перевести на английский язык одну из книг. Мастер Осима был горд и польщен таким предложением. Он был рад тому, что идеи его главного учителя теперь будут доступны и американским ученикам.

 

Это общение с учителями помогло ему еще и раскрыть для себя философский смысл о поразительной простоте каратэ. Под грузом ответственности новых задач, он расстался с иллюзиями, которые питал в начале своего обучения. «Когда я только начал заниматься каратэ, я не мог осознать то многое, о чем говорили мне учителя. Очевидно, что мой путь постижения мастерства в каратэ предусматривал то, что я должен все это понять постепенно».

 

Как и большинство еще неопытных учеников, Осима поражался умениям и навыкам своих учителей. «То что они умели делать мне казалось просто непостижимым и фантастическим» - вспоминает он - «и в этом, как мне казалось, заключалась тайна мастерства БИ». Скептическое отношение молодого Осима к способностям старых учителей было развеяно их удивительными возможностями, которые они могли продемонстрировать с завидной легкостью. Например, ударить так, что силу удара не могли смягчить даже 12 матов или парировать мощнейший удар быстрым, почти неуловимым перемещением руки. Но все это лишь только внешнее проявление мастерства. Более тонкая сущность этого искусства скрывается намного глубже. И он страстно желал постичь эту сущность.

 

Мастер Осима понял, что учась у своих учителей он что-то упустил, что было важно в этом искусстве. «Когда я еще жил в Токио и учился в школе, я стал свидетелем одного происшествия, благодаря которому я смог честно признаться себе, что несмотря на все мои навыки и умения в каратэ, я не мог их применить, потому что не обладал достаточной храбростью. Однажды, я увидел, как компания молодых хулиганов избивала слабого и беспомощного парня, которому судя по виду было столько же, сколько и мне, лет 15-16. Это конечно же было подло. Но я испугался и прошел мимо. Что-то внутри меня истерично кричало: «не вмешивайся, а то и тебя изобьют». Я сгорал от стыда. Я видел, что там творилась несправедливость. Почему я не нашел в себе сил, чтобы помочь этому парню? Даже, если бы и меня избили, я должен был хотя бы попытаться помочь. И тогда я с ужасом для себя осознал, что я просто трус. И с этого момента, занимаясь каратэ, я думал о том, что я должен учиться так, чтобы быть готовым в любой момент пожертвовать собою во имя справедливости. Через несколько лет учебы я смог избавиться от этой жалкой слабости и сказать себе: я всегда готов отстаивать справедливость. Это является достойной целью для любого человека, чем бы он не занимался в жизни».

 

Решение этой проблемы потребовало от мастера Осима немало сил. Это были годы изнурительного и кровавого труда.

 

Интересен способ, которым мастер Осима искоренял в себе эту постыдную черту характера. «К счастью, мы занимались вместе со старшими учениками» - рассказывал мастер Осима - «поэтому каждый раз я старался стать с ними в пару. И почти каждый раз я получал от них мощнейшие удары. Со временем я стал до ужаса бояться занятий, поэтому мне приходилось заставлять себя приходить в додзё. Этот беспрерывный кошмар длился почти 3 года. Я помню как однажды, примерно на третьем или четвертом году этой экзекуции, я вдруг почувствовал своего рода наслаждение от ярости, которая сопутствовала боли от пропускаемых мною ударов. Возможно кто-нибудь скажет, что это похоже на садомазохистское чувство, но именно с этого момента я навсегда избавился от своего страха».

 

Мастер Осима удивительно бескорыстный человек. Его ученики говорят, что они хотели бы быть такими же. Президент SKA Кейлор Адкинс был одним из первых американцев, которые начали учиться у мастера Осима. Он вспоминал о своем первом впечатлении о нем: «я был поражен его страстной увлеченностью каратэ. Все его мысли были посвящены только заботам о своих учениках, в том числе и их благоденствии. Плата за обучение была чисто символической. Мне кажется, что за всю свою жизнь я не встречал другого такого беззаботного в финансовом отношении человека» - вспоминал Адкинс, покачивая головой и пожимая плечами - «он вообще никогда не говорил о деньгах. Как-то раз я спросил об этом у мастера Осима и он ответил, что в них почти не нуждается. И действительно, я никогда не замечал в нем жажды наживы. Он довольствовался теми немногими средствами, которые получал за обучение, ровно настолько, чтобы ему хватило оплатить свое обучение в университете, где он пользовался огромным уважением среди преподавателей».

 

Сам мастер Осима, улыбнувшись, так сказал об этом: «мои ученики как могут заботятся обо мне. Сколько я должен получать денег – все решается на небесах. Вон, посмотрите, они мне сами ремонтируют дом» - сказал он, указывая на небольшой дом, расположенный неподалеку от лос-анджелеской обсерватории парка «Гриффит» - «каждый день приходят. Они очень добры к своему старому мастеру».

 

Видя перед собой жизнерадостного мастера Осима невозможно представить, что это уже пожилой человек. «Я стараюсь заниматься каждый день» - продолжил улыбаясь свой рассказ мастер Осима - «жаль только, не так как прежде, дел много, поэтому времени не всегда хватает». Возможно мастер Осима уже не с такой страстью занимается каратэ, но своих молодых учеников он вдохновляет учиться самозабвенно, как когда-то делал сам во времена своей юности. А чтобы ученики смогли испытать свою крепость духа, мастер Осима ввел в практику особые учебные сессии.

 

Особые сессии – это предельно напряженные учебные занятия, целью которых является проверка каждым участником пределов своих физических возможностей. Кроме того, согласно их целям, ученики могут попытаться превзойти свой порог физических возможностей. И если это им удается, то их самооценка вырастает и они могут выйти на другой качественный уровень.

 

Физическое самосовершенствование положительно влияет на умственное состояние человека. Мастер Осима в течение года проводит примерно 3 таких особых учебных сессии и поощряет всех учеников принимать в них участие. Мастер Осима не является новатором идеи проведения таких учебных сессий, нечто подобное всегда существовало в методах обучения каратэ в Японии. Мастер Осима вспоминал, как когда-то еще в Японии, когда он сам только еще учился каратэ, один из его учителей организовал такую особую учебную сессию на острове. Пока они плыли к острову, учитель объяснил своим потрясенным ученикам: «Поскольку это остров, то никому из вас не удастся сбежать отсюда до завершения учебы».

 

Некоторые обыватели считают, что каратэ способно превратить человека в патологического убийцу, который будет убивать людей из удовольствия. «Как это глупо» - говорит мастер Осима - «посмотрите на меня, я совсем не похож на маньяка. Хотя всегда найдутся люди, для которых, если я говорю по-японски или у меня азиатская наружность, могут счесть это уже за убедительное доказательство того, что я урод или ненормальный». Видимо бесстрастное выражение лица мастера Осима или особенное холодное спокойствие его темных глаз является для них пугающим.

 

Пол Морган, один из старших учеников мастера Осима, вспоминал о своем впечатлении, когда впервые увидел мастера Осима: «посмотрев на него, я был потрясен - такое же впечатление складывается почти у каждого, кто его видит впервые». Очевидно, что уже само выражение лица мастера Осима внушает его ученикам почтительное уважение к нему. «Я имел уже первый дан» - продолжил свои воспоминания Морган - «когда на одной из особых учебных сессий, проходившей в калифорнийском местечке Оджай, мне пришлось оказаться в паре с мастером Осима. Несколько раз я пытался нанести ему удар, и каждый раз безуспешно. Мастер Осима отбрасывал меня назад со словами: «Еще раз! Сконцентрируйтесь! Ваш ум чем-то занят. Повторите и делайте резче движение!». Внезапно, в момент нанесения удара, я перехватил его взгляд и оцепенел от неожиданности. Его зрачки, как мне показалось, насколько расширились, что кроме них, я не мог видеть ничего другого. Я это и до сих пор отчетливо вижу. Его глаз не было, мне показалось, что это черные дыры. Белков не было, только огромные зрачки, как у совы. Я был так потрясен, что не мог собраться, чтобы нанести следующий удар. Раньше я слышал, что мастер Осима может такое делать, но сам воочию увидел впервые и подумал, что это просто «убийственно». Мы смотрели на друг друга, не двигаясь примерно 15-20 секунд. В нем было что-то такое, что пугало мой ум. Но его глаза не были глазами сумасшедшего человека перед тем, как убить. Совсем наоборот, они излучали шокирующее спокойствие, которое производило пугающий эффект на мое тело. Наконец, он отвел взгляд и мы поклонились.

 

В тот день был конец учебной сессии и после ее завершения я не знал, что делать. Мне очень хотелось спросить об этом самого мастера Осима, но я не смог себя заставить с ним заговорить. А что тут говорить? Но позднее, я все же решился поговорить об этом с Кейлором Адкинсом, который улыбнувшись мне объяснил: «Не волнуйтесь, многие из нас испытали это. Учитель просто решил подшутить над вами». Адкинс рассказал, что в течение этой особой учебной сессии он неоднократно испытывал на себе таинственную силу взгляда мастера Осима. По его мнению, в этом умении, которым обладают редкие мастера каратэ, Осима великолепен: «Такое я видел только у него, вот и все, что я могу сказать об его способностях».

 

Изображение

 

Сам мастер Осима рассказывал, что такой взгляд рождается на подсознательном уровне, которое связано с особым состоянием ума. В этом состоянии вы ощущаете, что можете ударить соперника на расстоянии, не прикасаясь к нему. Для этого нужно научиться видеть себя через него. Кроме того, как утверждает мастер Осима, такое измененное состояние ума позволяет ему знать, что соперник собирается делать еще до того, как это осуществит в действительности. «Я вижу, как соперник стоит передо мной и старательно сосредотачивается, чтобы ударить, а я стою перед ним и просто смотрю на него. Внезапно он осознает, что я уже знаю, куда и как он собирается ударить. Говоря проще, вашего соперника, перед тем, как он ударит, всегда выдают эмоции и чувства, связанные с этим. Поэтому, если вы не хотите заранее проиграть, от этого необходимо избавляться. Многие не знают, что бой начинается еще задолго до того, как вы обменяетесь со своим соперником ударами. И я научился этому».

 

Слова мастера Осима подтверждают последние исследования американских психологов, которые утверждают, что людям необходимо избавляться от внутренних ложных представлениях о себе. Согласно этой теории, честное восприятие своих достоинств и недостатков отражается на психологии человека положительным образом. Как только человек взглянет честно для себя, он начинает вести себя в соответствии с этим, и его жизнь становится проще. Он может не только избавиться от своих внутренних комплексов, но и помочь другим, объяснив им, почему люди цепляются за свои «маски», за которыми пытаются спрятаться от жизни.

 

Из объяснений мастера Осима становится ясно, что каратэ учит не только физическим навыкам. Каратэ помогает оценить степень нашего эгоизма и наличия различных фобий, которые и выдают нас, когда мы собираемся совершить какое-либо движение телом.

 

Продолжая свои разъяснения, мастер Осима рассказывал: «Как только соперник задумается над тем или иным действием, которые он собирается сделать, оно становится для меня очевидным. Поскольку я стараюсь в этот момент ни о чем не думать, то мой ум свободен и готов мгновенно отреагировать на любое изменение ситуации. Нужно научиться в критических ситуациях держать ум свободным, тогда он будет без промедления активен. Без такой способности ваши шансы на победу практически равны нулю. Если вы любите о себе слишком много думать или вами владеют какие-либо страхи и т.п., вы тем самым сразу обречены на поражение, поскольку соперник сразу же захватит контроль над вашим умом».

 

Как сам мастер Осима достиг такого умения? «Я просто постарался напрочь изжить в себе эгоизм» - ответил он улыбнувшись - «я могу отдать жизнь за вас... надеюсь, вы не думаете, что это пустые слова, потому что я могу это подтвердить прямо сейчас».

 

Изображение

 

Мастер Осима объясняет ученикам, что ум и тело неразрывно связаны, что любое проявление слабости духа сразу же становится заметным. «Мысль предваряет физическое движение, причем обычный человек просто не замечает, что его осознание всегда связано с размышлениями. Например, вы читаете книгу и понимаете, что в ней рассказывается. Много ли у вас занимает времени раздумья над каждым отдельным значением слова? Думаю, что нет. Потому, что эти слова вы читали уже много раз и об их значении вам задумываться уже не приходится. Ваш ум при чтении действуют автоматически, без затрачивания усилий на распознавание значения слов. Добейтесь, чтобы ваш ум и тело действовали так же слаженно. И тогда, когда-нибудь, ваше тело и ум будут мгновенно откликаться на любое ваше намерение. Это самое важное в любом БИ. И больше ничего другого».

 

Т.о., по мнению мастера Осима, это является самым главным. Это сложно понять словами, этого надо опробовать. Только тогда можно до конца понять, что значит ум и тело, связанные неразрывно. «Это восхитительное состояние» - поясняет он - «когда физическая сила задействуется насколько, насколько задействована сила ума. Занятие БИ благородно, поскольку позволяет узнать нам и избавиться от многих наших недостатков».

 

Мастер Осима не считает техническое совершенство в каратэ единственно важным. По его мнению, настоящее мастерство заключается в состоянии ума. «Не обязательно быть физическим сильным человеком или обладать особым техническим мастерством. Отсутствие этих достоинств ум может не только компенсировать, но и легко превосходить».

 

Возможно кому-то покажется, что понимание каратэ-до мастера Осима несколько идеалистично, что каратэ, это всего лишь навыки самообороны или способ время препровождения. Но эти же люди и не будут говорить о себе, что для них каратэ-до – это самосовершенство, путь жизни и цель. «Жизнь всегда может столкнуть человека, который развивает в себе благородные качества души, старается быть честным и добрым с человеком, который завистлив, злобен и эгоистичен. Именно по этой причине, я продолжаю заниматься БИ. Если мы не может защитить добро, то как мы осуществим мечту о процветании человечества? Я считаю, что хорошие люди никогда не должны страдать за свою доброту».

 

Методы обучения мастера Осима подтверждают то, во что он верит. Он не только принял участие в международном признании искусства каратэ, но и обрел уважение у мастеров других БИ.

 

Почетный член «Клуба черных поясов» Дэн Айван рассказывает: «мастер Осима производит впечатление скромного человека, про которого не скажешь, что он уже 15 лет носит черный пояс и под его руководством уже обучилось несколько поколений новых мастеров. Он – учитель учителей. Он - один из тех немногих мастеров, который бережно хранят главные ценности искусства каратэ. И несмотря на свои годы, он все еще продолжает оставаться приверженцем прилежного обучения. Мне понятна причина, по которой многие люди не знают о нем. О себе он много не говорит, его смыслом жизни является самозабвенное служение своим ученикам, которым он преподает каратэ высочайшего уровня».

 

 

Поскольку его представление о каратэ не во всем соответствует современным тенденциям, то возможно именно по этой причине в определенных кругах мастеров каратэ его имя редко упоминается. Но бесспорно - он не только обрел себя в каратэ, но и способствует его сохранению.



  • kek, Samuke и ilho это нравится



Август 2022

П В С Ч П С В
1234567
8 91011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Поиск по блогу