Перейти к содержимому






Фотография

Краткая история развития японских БИ

Написано clover , 21 Июнь 2017 · 999 Просмотров

Изображение

 

K. Tokitsu

 

(перевод clover)

 

Японские боевые искусства связаны с традициями и историей буси (самураев), привилегией которых они долго были. Этим они отличаются от БИ иных азиатских стран, например, Китая, в котором они развивались в основном внутри сельских кланов, монастырей, купеческих или иных каких-либо тайных обществ, поэтому их принципы и цели отличаются от японских.

 

Термин «самурай» как обозначение воинов появился в 8 в. Тогда он звучал как saburai, от глагола saburau - «служить своему господину». Сословие воинов появилось в 9 в., когда они начали объединяться в группы. В 10 в. для обозначения воина использовалось слово «musha» и «mononofu», а для боевых искусств - musha no michi или mononofu no michi. Всадники, вооруженные луками, которые тогда играли решающую роль в сражениях, назывались kyuba no michi («Путь всадника-лучника»).

 

Использование в этой эпохе слова michi (путь) свидетельствует уже о проявлении некой этики воина. С эпохи Эдо (1603-1868) в японском обществе возникает очень строгая социальная иерархия, разделяющая его на 4 сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Последние 3 вида обязаны были проявлять уважение к первому, который назывался «самураи».

 

В течение мирного периода Эдо БИ утончаются и совершенствуются, возникают новые различные понятия: hyoho, heiho, bugei, bujutsu и т.п. Воинам предполагается обязательное изучение 7 искусств: меч (kenjutsu), копье (sojutsu), лук (kyujutsu), верховая езда (bajutsu), бой без оружия (jujutsu), артиллерия (hojutsu) и стратегия (hyoho). Главным предметом являлось искусство меча, которое имело названия: tojutsu, toho, kenpo или gekiken. К знаниям этих 7 искусств следовало добавить еще 18, например, таких как, плавание, выхватывание меча, нож, палка, копье (naginata), дзютте (jittejutsu), серп (kusarigama), аэродинамические режущие предметы (shurikenjutsu), поражение иглами изо рта (fukumibari), захват и связывание врага (toritejutsu), палица с шипами (mojirijutsu) и, наконец, различные методы шпионажа и тайного убийства (ninjutsu).

 

Термин Будо (Путь воина), обозначающий различные японские БИ, определился в эпоху Мейдзи (1868-1912). Сейчас, с момента появления спортивных состязаний в дзюдо, кендо или каратэ возникла иная трактовка понятия Будо. Современное понятие Будо стало отличаться от понятия Буси-до в связи с отказом от некоторых элементов этики, которые ранее были присущи только сословию воинов, поэтому появился еще один термин - Бу-дзюцу (боевые техники), который обозначает древние БИ. Т.о., сейчас Будо обозначает все дисциплины, которые прежде были только привилегией сословия воинов.

 

В наше время БИ, которые вначале развивались по своему пути, подверглись влиянию милитаризма, который господствовали в японском обществе до начала Второй мировой войны. Это стало причиной запрета американской администрацией практики некоторых видов БИ после поражения Японии в войне, поскольку считалось, что в них основа идеологии милитаризации японского общества. Только начиная с 1950 г., когда произошли изменения политики в связи с войной в Корее снова были разрешены дзюдо, а затем и другие дисциплины. Впоследствии милитаризм стал предметом строгой критики со стороны японцев, и поэтому БИ получили новое направление на основе новых пацифистских взглядов. Тем не менее, до сих пор БИ зачастую связываются с примерами консерватизма и крайне правыми взглядами. Некоторые думают, что в японском обществе, предпочитающем культ коллективизма, БИ всегда могут стать источником для различных форм фанатизма, поэтому до сих пор имеется некоторое негативное отношение к целям Будо.

 

Рождение дзюдо отмечает момент реформации японских БИ. Этот «Путь гибкости» является продуктом синтеза различных традиционных боевых школ рукопашного боя (jujutsu). Замена суффикса Дзюцу (техника) на До (путь) сместило акценты на этику, которая до сих пор актуальна в современном обществе. Основатель дзюдо Дзигаро Кано (1860-1938) имел философское образование и пытался придать новую значимость этики в современном обществе через БИ. В свете данных, предоставленных его философией, он столкнулся с оппозицией большей части сторонников БИ, которые настаивали на неизменности бывших традиций, однако, со временем, общество оценило эти изменения.

 

Изображение

 

В плане истории, начало эпохи Мейдзи отмечено радикальной модернизацей БИ, связанной с изменениями в обществе. В 1872 г. ликвидированы привилегии сословия самураев: им запретили ношение мечей, которые символизировали их высокий статус и, которые они могли всегда применять, если кто-либо попрал их честь. В результате искусство меча потеряло не только свои приоритеты, но даже право на существование. Именно с этого момента БИ, типа дзюдо, получили большое влияние на другие БИ, открывая им новые пути для совершенства. Они также продолжили традицию «Пути» (до), которую ранее несли более древние дисциплины типа кендо или кюдо, что также подхватило недавно появившееся в Японии искусство каратэдо, или абсолютно новые направления такие, как айкидо или дзю-кендо (искусство штыка). Т.о. образование дзюдо, получившее свое начало из дзю-дзюцу, стало началом формирования новых БИ.

 

Сама история дзю-дзюцу восходит к различным методам борьбы на полях сражений. Эти методы по ходу истории изменялись. В древней Японии бои часто выражались в виде поединков между военноначальниками или представителями от каждой группировки, которые нередко заканчивались борьбой в рукопашную в доспехах весом 30-60 кг. Т.е., методы борьбы требовали больше физической силы, чем техники, т.к. те, кто падали на землю, имели мало возможности, чтобы победить в поединке. Например, в Ягю Синган-рю изучали технику, которая предназначена для победы на врагом способом, в котором весом собственных доспехов врагу нужно было сломать шею.

 

Когда внутренние войны в начале 17 в. утихли воины перестали носить доспехи и стали просто служащими, которые большую часть времени проводили в замке своего господина. С тех пор уличные бои стали единственной возможностью для сражений и совершенствования боевые методов. Искусство дзю-дзюцу утончается, в нем развиваются методики захватов, обездвиживания без оружия и прогнозирования намерений противника, т.е., всего того, что необходимо для победы над врагом, прежде чем он что-то предпримет.

 

Несмотря на развитие связей между провинциями и столицей, эпоха Эдо отмечена дроблением страны на вотчины, открытием новых школ БИ и поддержанием в тайне своих собственных методик боя. Документы той эпохи констатируют наличие уже 179 школ рукопашного боя. Они практиковали стиль, который наиболее часто выражался китайским иероглифом yawara (гибкость), что в японском эквиваленте соответствовало «дзю» (ju), именно от которого получили свои названия дзю-дзюцу и дзюдо. Также большая часть школ практиковала техники оружия. Один из самых больших родоначальников дзю-дзюцу – Такеути-рю, включала методы прогнозирования намерений противника и обездвиживание без оружия, захват и связывание с помощью веревки, методы копья, длинного и короткого меча, палки, а также использование иных видов оружия. Сёсё-рю из региона Iwate (на севере) специализировалась на технике мощных ударов кулаками и ногами.

 

Идея спорта стала реализовываться в Японии в первые годы эпохи Мейдзи (1868-1912) через первых людей с Запада, которых приглашали в Японию для преподавания. Затем, когда японцы сами стали чаще посещать Европу и США, они заметили значимость, какую там придавали занятиям физкультурой в системе образования. Вследствие этого, в 1878 г., министерство образования Японии основало «Институт физического воспитания» (Taiso-denshusho), чтобы разработать программу физической культуры, предназначенную для недавно образованной системы образования. Этот Институт стал внедрять гимнастику и спорт по западному образцу в Японии в ущерб развитию традиционных БИ. Спорт тогда провозглашался как символ современности и представлял недоступную роскошь для большинства малоимущих японцев.

 

До момента начала модернизации Японии БИ сохранялись только за счет традиций сословия воинов. Крестьянам и ремесленникам приходилось больше работать, чем заниматься спортом, но среди них сохранялись некоторые традиции, например, проведения турниров сумо во время различных праздников. Дзигоро Кано, тогдашний директор Высшей токийской школы (1893-1920), взял новое направление в развитии физкультуры в Японии. В 1882 г., он создал новую дисциплину - дзюдо, основанное на методах, в которых сочеталось воспитание Тела и Разума: «Воспитание человека через физкультуру». Т.о., он осуществил синтез спорта и японских БИ. В 1910 г., он стал первым представителем азиатской страны в Олимпийском комитете, а 2 годами позже - главой первой японской олимпийской команды спортсменов, принявшей участие в 5 Играх в Стокгольме. С тех пор, спорт в Японии развивается, в основном, при университетах. Сегодня, как и везде, в Японии существует много видов спорта. Согласно оценке Правительства (1990), больше всего людей занимаются гимнастикой (35%), бегом (26%), бейсболом (17%), софтболом (18%) и плаванием (24%). БИ занимается только (!) 4% .



  • Samuke и Firestar это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324 25 262728
2930     

Поиск по блогу