Перейти к содержимому






Фотография

Интервью с мастером Теруюки Окадзаки (ISKF)

Написано clover , 05 Июль 2017 · 922 Просмотров

Изображение

 

(перевод clover)

 

Интервью с мастером Теруюки Окадзаки (Teruyuki Okazaki)

 

Мастер Окадзаки является председателем и главным инструктором Международной Федерации Каратэ Сётокан (International Shotokan Karate Federation). Он был одним из первых, кто начал распространять каратэ Сётокан в США. Это интервью было взято у мастера Окадзаки в его додзё Doshin, которое находится в студенческом кампусе UCLA (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес), во время проведения Открытого чемпионата США и студенческого турнира по каратэ Сётокан 1994 г. Это интервью – «Окадзаки и Сётокан» - было опубликовано в № 7 журнала «Dragon Times».

 

Сенсей Окадзаки, с какого возраста вы начали заниматься каратэ?

 

С 16 лет, когда поступил в университет Такусёку (1947 г.).

 

Вы поступили в университет в 16 лет?

 

Так бывало, сразу после Второй Мировой войны. Тогда в Японии все еще действовала старая система образования. Поэтому когда я поступил в университет действовала старая, а когда его заканчивал - уже была новая.

 

Кто был вашим первым учителем?

 

Мне посчастливилось, моим первым учителем был мастер Фунакоси.

 

То есть, мастер Фунакоси был вашим главным учителем?

 

Да.

 

Расскажите о нем, каким он был?

 

Я учился у него в течение 10 лет. Мастер Накаяма был его помощником. Для нас, его учеников, он был живой легендой. Это был во всех отношениях замечательный человек и даже более того... Я мог в течение 10 лет перенимать у него опыт. Его всегда отличала чрезвычайная скромность..., увидев его случайно на улице, никому бы и в голову не пришло, что это один из легендарных мастеров каратэ. Он производил впечатление умиротворенного, но при этом знающего свое дело человека. Я помню, за все время моего обучения, в стенах додзё или за его пределами, его доброе отношение к людям было неизменно, он держался с достоинством и был при этом очень доброжелателен. Но тем не менее, в додзё он мог быть с нами очень строг, поскольку дисциплина и внимание необходимо при любом обучении ... это так называемый «хейдзо син» (heijo shin), который является важным элементом в БИ.

 

Изображение

 

А что вы можете рассказать о мастере Накаяма?

 

После смерти мастера Фунакоси, он стал его преемником на посту ведущего инструктора Ассоциации Каратэ Японии (Japan Karate Association - JKA). Безусловно, это означало признание того, что мастер Накаяма овладел всеми методами и идеями мастера Фунакоси, и поэтому он был обязан продолжить его дело. Он стал наследником того вызова, который в свое время сделал мастер Фунакоси, распространяя каратэ во всем мире. Поэтому мастера Накаяма можно причислить к первым пионерам этой по сути великой миссии. Он был таким же, как и его учитель, мастер Фунакоси. Всегда держался с достоинством, и я никогда не видел, чтобы он был чем-то разгневан. Этих два великих мастера преследовали общую цель, только масштабы деятельности мастера Накаяма были международными. Известно, что мастер Фунакоси добился признания каратэ в Японии. А мастер Накаяма добился его признания уже за пределами Японии. Это для него было очень нелегкой задачей, поскольку он в течение долгих лет (1938-1945) воевал в Китае, поэтому не имел большого опыта международного общения.

 

Вы были в числе учредителей JKA?

 

Да, я сдал тест мастеру Накаяма и был принят в качестве преподавателя в школе при JKA. Он предложил мне проанализировать различные варианты методов обучения, опробовать и отобрать из них лучшие. В результате мастером Накаяма была выработана программа, на основании которой началось официальное обучение инструкторов каратэ. Я стал не только преподавателем в новой школе, но и помощником мастера Накаяма в этой деятельности. Первым выпускниками школы инструкторов каратэ стали г-н Миками, г-н Канадзава и г-н Такаура. Они были первыми тремя дипломированными специалистами.

 

 

Таким образом, вы приняли активное участие в разработке программы обучения?

 

Да, я помогал мастеру Накаяма.

 

Нельзя ли кратко охарактеризовать эту программу?

 

Эта программа составлена по аналогии с учебной программой обычной системы высшего образования. Начали мы с того, что подготовили программу специального курса, который мог бы соответствовать получению специального образования. На этих курсах преподаются основы преподавательской деятельности в качестве инструктора каратэ. Программа предусматривает 43 учебных часа педагогической теории и 34 учебных часа практики. Теория предусматривает изучение не только таких предметов, как БИ, но и основы физики...

 

Точнее, биомеханики?

 

Именно. Каждую неделю студенты должны представлять письменную работу. Программа специального курса рассчитана на 2 года, что соответствует получению степени бакалавра. Этот курс был задуман, как подготовка студентов к обучению в школе инструкторов каратэ в течение 4 лет, после чего они получают степень магистра.

 

После завершения обучения г-ну Миками, г-ну Канадзава и г-ну Такаура было предложено выехать за рубеж, чтобы организовать там обучение?

 

Да, по решение мастера Накаямя нам было предложено отправиться за границу. Мастер Накаяма направил г-на Канадзава на Гавайи, а меня в США. Я поехал на Восточное побережье, а г-н Нисияма был назначен на Западное побережье. Это было первым этапом. На втором этапе к нам присоединились г-н Миками, г-н Ягути, г-н Кояма и г-н Такасина.

 

Расскажите о вашей деятельности в США?

 

Поначалу у нас возникла большая проблема, поскольку мы плохо говорили по-английски. Это сильно осложняло дело. Но мы были молоды и уверенны в себе, и перед нами стояла важная задача по открытию сети школ JKA, чтобы с их помощью распространять методы и идеи мастера Фунакоси. Мне повезло, когда я прибыл в Филадельфию, то нашел много новых друзей среди «ISSEI» (первое поколение японских эмигрантов в США (1885-1924)), один из которых согласился переводить мои комментарии на тренировках. Поскольку он давно уже не работал, то у него было много времени, чтобы мне помогать. Насколько я знаю, раннее в Японии он практиковал кендо, поэтому имел достаточное представление о принципах Будо. Он же меня и познакомил с жизненным укладом американцев. Поскольку мы не знали местного языка, то учениками первых групп были в основном наши японские эмигранты или люди, знающие японский язык.

 

Когда-то мастер Фунакоси приехал в Японию, чтобы преподавать каратэ, и начал он с организации обучения при университетах. Это было одной из причин успеха в популяризации каратэ в Японии. Я решил действовать таким же образом и начал проводить демонстрации каратэ в различных университетах и колледжах. Тогда еще, примерно 42 года назад, в США о каратэ почти ничего не знали, поэтому демонстрации каратэ производили на людей сильное впечатление, особенно удары ногами. До этого американцы были знакомы только в основном с боксом, хотя возможно некоторые из них видели восточные БИ в кино, но из них почти никто не видел реальной демонстрации каратэ.

 

После одной из таких демонстраций в университете La Salle около 200 студентов пожелали изучать каратэ. Я был так рад - 200 человек! С самого начала я спросил у них, как бы они хотели, чтобы я проводил тренировки: в виде традиционных занятий, как это принято у нас в Японии или в виде тренировок, как это принято в обычном спорте. Студенты ответили, что я могу выбрать сам на свое усмотрение. И я стал проводить то, что в каратэ называется начальной подготовкой, а также начал учить их нескольким ката, поскольку метод практики с помощью ката в каратэ чрезвычайно важен. Занятия длились обычно 2-3 часа. Должен отметить, что американцы относились ко мне очень доброжелательно. Переводчик сказал мне, что они желают тренироваться тем же способом, что и группы каратэ японских студентов, которые они могли видеть в их университете.

 

Я начал преподавать им основные блоки и удары. Но к большой моей неожиданности после первой же недели примерно 80% учеников ушло. И я никак не мог понять - почему. Мой метод был традиционно японским – я им показываю, а они должны повторять за мною. Но им это почему-то не понравилось. Я задумался о своей методике и спросил у себя, что им не нравится? Ведь именно так учат каратэ в Японии.

 

Размышляя об этом, я решил посоветоваться со своим другом г-ном Сатакэ. Он мне сказал: «Вы поступаете неправильно. Им нужно все объяснять словами. Это особенность западного менталитета, они всегда хотят услышать ответ на каждый вопрос. А вы, не зная достаточно английского языка, твердите им только: «Сосредоточьтесь и повторяйте»». Так вот в чем проблема, наконец, понял я.

 

Я изменил свой подход к занятиям, я стал готовить тексты своих комментариев к тренировкам заранее, и отдавал их своему другу на перевод. Я начал им все подробно объяснять и ученики перестали уходить. Безусловно, мне следовало принять во внимание, что разница между нашими культурами просто огромна.

 

Когда я это понял, то удивился тому, что они вообще все не ушли. Но им нравилось каратэ. Каждому народу присуща своя неповторимая культура и свое мировоззрение. А студенты университетов – это обычно хорошо эрудированные люди. Как только они начали знакомиться с непривычной для них японской культурой, они стали оставаться. И даже мне кажется, что некоторые из них нашли в каратэ то, что им не хватало в жизни. США – это одно из самых богатых государств мира. Поэтому большинство американцев могут себе позволить приобрести все, что им захочется, но ни за какие деньги нельзя купить себе духовности. И именно это стало для них привлекательным в восточных БИ. Я не учу каратэ способом, который принят в спорте, я учу так, как учил меня в свое время мастер Фунакоси. Я преподаю каратэ людям не для спортивных побед, это совсем другое.

 

Сначала я думал, что у меня будет мало учеников, поскольку все американцы любят спортивные состязания. Я хотел быть честным. Я не хотел их обманывать. Я сказал, что каратэ – это БИ, а не спорт, и если это кому-то не нравится, то им лучше не заниматься им.

 

И все же многим ученикам нравилось искусство каратэ. Хотя поначалу они не совершенно не понимали некоторых методов, например, зачем садиться на колени в «сейдза» при практике «мокусо». Они удивленно сказали мне, что никогда не встречали такого метода в спорте. Но, они очень старались понять это искусство, читали множество литературы, посвященной восточной культуре и особенно Дзэн. Как известно, методы Дзэн очень близки Будо. Мои ученики задавали мне много вопросов о Дзэне, но объяснить сущность Дзэн словами - это очень сложная задача. И особенно через переводчика.

 

Таким было начало моей деятельности в США. Со временем, я приобрел там много новых друзей. С тех пор и по сей день, я стараюсь всегда учитывать при обучении разницу между нашими культурами.

 

Старый традиционный метод обучения каратэ сильно отличается от нового?

 

Да, в достаточной мере. Метод обучения, которым я обучался каратэ в Японии, в США не применим из-за очень больших различий в культуре и образе мышления. Поэтому мы изменили методику преподавания.

 

У нас есть методический комитет, который состоит, в основном, из главных японских инструкторов, которые собираются как минимум 2 раза в год, чтобы обсудить и пересмотреть методы обучения с учетом особенностей культур различных народов. На заседаниях методического комитета кроме обсуждения методов, происходит обмен идеями, после чего, делаются соответствующие изменения в методах. Но изменения касаются только методов каратэ, основной принцип - БИ - мы стараемся сохранять.

 

Кроме методического комитета, у нас также имеется и научно-медицинский комитет, которые занимается соответствующими вопросами и предоставляет нам свои рекомендации.

 

Тело восточного человека отличается от тела западного человека, особенно структурой коленного сустава. Поэтому старая методика обучения, которая рассчитана на японцев не может быть полностью использована из-за наших физиологических различий. Например, достижение устойчивости для восточных и западных людей в каратэ одинаково важно, но методы ее тренировки должны быть разными. В Японии для укрепления ног и бедер применяются различные прыжки, но такой метод не подходит для жителей Запада. Поэтому мы изменяем методы обучения. На Западе люди для тренировки коленей и ног нередко пользуются тренажерами. Я считаю это хорошим методом, который следует применять.

 

Но меняя методы, мы оставляем неизменной философию каратэ, требования субординации, а также исполнения соответствующих ритуалов. В этом мы руководствуемся «додзё кун», представляющим из себя пять основных принципов, которые следует соблюдать при достижении наших целей. В других видах спорта этого нет, их целью является только выиграть золотую медаль или стать чемпионом. Поскольку каратэ-до – это БИ, то нашей целью является самосовершенствование человека. Совершенствуя себя, мы тем самым способствуем улучшению социального общества, а улучшение социального общества в конечном счете способствует улучшению всего человечества. Это является для нас важной целью.

 

Но не все ученики понимают, как можно улучшить мир, надев каратэги. И мы призваны объяснить им это. Мастер Фунакоси оставил для нас 20 наставлений о том как, совершенствовать себя.

 

Изображение

 

Расскажите немного о вашей новой федерации?

 

Мастер Накаяма подготовил достаточное количество инструкторов, чтобы они могли преподавать во всем мире, поэтому JKA на сегодняшний день насчитывает более 70 стран-членов. В главном представительстве JKA, которое находится в Японии, был организован международный отдел, который занимается деятельностью за границей.

 

Со временем обучение каратэ за границей многократно увеличилось и международному отделу стало сложно выполнять свои функции. Поэтому было собрано совещание старших инструкторов, включая и иностранных, на котором было принято решение организовать международную федерацию.

 

Сётокан или каратэ JKA уже более 30 лет ведет свою деятельность в других странах, поэтому среди иностранных инструкторов есть немало людей, имеющих высокие 6-7 даны. В связи с этим возникает необходимость в координации деятельности и налаживании связей между филиалами JKA в различных странах. Это и послужило причиной для создания международной федерации JKA.

 

Сейчас, в Филадельфии проходит очередной, 5-й международный чемпионат Сётокан, который как известно проводится каждые 2 года. На нем, президент JKA г-н Накахара объявил об учреждении Международной федерации Японской Ассоциации Каратэ (Japan Karate Association World Federation), главное представительство которой будет находиться в Японии. Поскольку большинство жителей стран-членов JKA общаются между собой на английском языке, то руководство JKA предложило, чтобы филиал главного представительства Международной федерации Японской Ассоциации Каратэ был открыт в США, в Филадельфии. Также было решено, что главное представительство в Японии будет, в основном, заниматься внутренней деятельностью JKA, а главное представительство в США будет заниматься внешними административными вопросами. Таким образом, эти два «колеса» будут крутиться вместе, обеспечивая более тесные связи между различными странами-членами JKA

 

То есть, все это теперь будет назваться - Международная федерация Японской Ассоциации Каратэ?

 

Да.

 

И по любым административным вопросам можно будет обратиться в ее представительство в Филадельфии?

 

Верно.

 

В свое время мастер Фунакоси, затем мастер Накаяма, а затем в свою очередь и вы начали свою деятельность с преподавания каратэ в университетах. Есть ли разница в методах обучения студентов и учеников каратэ из других клубов?

 

Безусловно есть. Обычно студенты университетов достаточно молоды, им всего по 18-21. В других клубах занимаются люди разных возрастов, например, у меня есть ученик, которому почти 80 лет. Их нельзя обучать одинаковыми методами.

 

Мы поставили перед собой задачу и во многих университетах каратэ стало преподаваться в качестве предмета физкультуры. После этого была организована Американская студенческая лига каратэ, руководителем которой стал г-н Кояма. В эту Лигу вошли почти 200 университетов из 14 регионов США, включая Гавайи и Аляску. Каждым регионом руководит отдельный Студенческий союз каратэ. И сегодня, в UCLA (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес) между ними проводится чемпионат, в котором участвует по одному университету от каждого региона.

 

Университеты очень важны для популяризации каратэ, поэтому мы придаем такое важное значение студенческому каратэ. И здесь на сегодняшний день существует немало проблем. Я неоднократно встречался с университетскими преподавателями каратэ. Они почти ничего не знают о БИ. Большинство из них думает только о победах над другими университетами. В какой-то мере я согласен с этим, но это противоречит канонам БИ.

 

Сейчас руководство JKA подало заявку для вступления в NCAA (Американская студенческая спортивная ассоциация), но нам было сказано, что для каратэ в бюджете Ассоциации средств не предусмотрено. Но, тем не менее, мы продолжим свою деятельность в этом направлении, что, как мне кажется, послужит еще большей популярности каратэ в США.

 

Что вы думаете о перспективах включения каратэ в программу Олимпийских игр?

 

Мне бы хотелось, чтобы каратэ приняли в олимпийские виды спорта. Это будет способствовать его еще большей популярности. Однако, как считает большинство мастеров, тут есть одна существенная опасность. С каратэ может произойти то, что в свое время произошло с дзюдо. После принятия дзюдо в олимпийские виды спорта, оно выродилось в 100%-й спорт. В дзюдо ввели систему весовых категорий, что полностью противоречит принципам БИ. В БИ вес человека ничего не значит - легкий по весу человек должен уметь побеждать своих более тяжелых соперников. Вначале, после принятия дзюдо в олимпийские виды спорта, его популярность резко возросла, но со временем ситуация изменилась в негативную сторону.

 

За пределами Японии у людей возник интерес к изучению японских традиционных БИ – кендо, дзюдо, каратэ. Они не только изучали выбранные ими искусства, но и чтобы лучше их понимать, знакомились с японской культурой.

 

Как только БИ перерождаются в спорт люди начинают говорить, например, такое: «Зачем изучать дзюдо, если оно ничем не отличается от обычной спортивной борьбы? Уж, лучше заниматься более известной борьбой».

 

Я преподавал в университете Temple почти 20 лет. Клуб дзюдо был поначалу довольно популярен у студентов, но со временем они ушли из него в борьбу. Они это аргументировали тем, что между дзюдо и борьбой нет никакой разницы. Вот этого и опасаются мастера каратэ.

 

Мы не критикуем мастеров дзюдо за то, что они сделали со своим искусством после принятия его в олимпийские виды спорта. Но мы хотели бы, чтобы после принятия каратэ в олимпийские виды, оно продолжало соответствовать тем принципам, которые завещал нам мастер Фунакоси. Мы были бы рады видеть каратэ среди олимпийских видов спорта, но так, чтобы это не отразилось негативно на нашем искусстве.

 

 

Как вы думаете, если бы каратэ стало олимпийским видом, по каким правилам будут проходить поединки – «Иппон Сёбу» (до 1 эффективного действия) или «Санбон Сёбу» (до 3 эффективных действий), а также должны ли быть введены весовые категории?

 

Еще раз хочу подчеркнуть, если каратэ будет введено в программу Олимпийских игр, то это будет способствовать его еще большей популярности.

 

Но любой вид спорта должен иметь определенные правила состязаний. В Будо существует только одно правило – это «Иппон Сёбу» - кто кого убьет первым, тот и победил. Этот принцип существенно отличается от спортивных правил, в которых никто никого не собирается убивать. Т.о., чтобы быть олимпийским видом спорта в каратэ необходимо выработать спортивные правила, которые должны представлять собою компромисс между традиционными целями БИ и спортивными правилами.

 

Поэтому будет ли это «Иппон» или «Санбон» уже никакой принципиальной разницы не играет. Мы, например, придерживается правила «Иппон Сёбу», он соответствует принципу БИ. Но для финальных поединков все-таки применяем правило «Санбон Сёбу». Поэтому для олимпийских игр для каратэ необходимо выработать правила, которые будут сочетать в себе принципы Будо и спортивных состязаний.

 

У вас огромный опыт преподавательской деятельности, что вы можете сказать родителям, которые считают, что каратэ должно научить их детей только драться?

 

Да, это распространенное заблуждение у родителей. Я им рассказываю о пяти главных принципах – «Додзё Кун», которые выражают наши цели. Конечно, не все родители это сразу понимают, но по мере обучения детей, их мнение меняется.

 

Самый наглядный пример принципов каратэ, заключается в том, что любое первое движение в каратэ является защитным. Это демонстрирует то, что цели каратэ не в развязывании боя, а в его прекращении. Этот наиважнейший принцип Будо является общим для всех японских БИ.

 

Еще одним важным принципом в БИ является необходимость строгой дисциплины. Дети становятся более ответственными, они учатся уважать родителей, старших. И это не может не нравится родителям. Иногда дети могут начать лениться и тогда родители настойчиво им напоминают: «сегодня занятия, ты должен отправляться в додзё». Слышать такое – для меня самое большое удовольствие.

 

По своему опыту скажу, что американские ребята нередко чрезмерно избалованы, но примерно через 3 месяца занятий они к большой радости родителей становятся другими.

 

В наши додзё приводят немало маленьких детей. И наши занятия с ними совершенно иные, чем, например, в детских садах. Мы стараемся вырастить из них не только сильных, но и дисциплинированных людей.

 

Считаете ли вы, что учеба в современном каратэ стала более сложной, чем 30 лет назад?

 

Я помню, как я со своим братом учился каратэ, нам приходилось постоянно опасаться того, что в любой момент к нам может подойти сенсей и треснуть синаем... И мы не считали, что он не вправе так делать.

 

Какие методы воздействия на учеников применяются здесь, в США, в Калифорнии? Является ли это проблемой для ISKF?

 

Было такое... Я помню, когда я только приехал в США, президентом JKA был г-н Косака. В то время в Японии он занимал пост министра иностранных дел. Накануне нашего отъезда в США, он назначил встречу, чтобы попрощаться с другими старшими преподавателями, остающимися в Японии. Тогда он мне сказал: «Окадзаки, прежде всего, после своего прибытия в США, найдите себе друзей среди врачей и юристов». Интересно, зачем это – подумал я. Тогда еще лет 30 или 35 назад, я был очень молод и не имел особого опыта в жизни. Я только ответил ему: «Да, г-н Косака». Через некоторое время, после моего прибытия в США, я понял, как он оказался прав.

 

Одной из наиважнейших задач при обучении каратэ является наставление учеников в понятии истинного значения этого искусства. Учителя должны быть достаточно строгими, чтобы приучить учеников к дисциплине. При этом никогда нельзя опускаться до оскорбительного обращения с учениками.

 

Конечно не все ученики одинаково прилежны в учебе. Я также иногда пользовался синаем, если видел, что ученик не старается, тогда хороший шлепок помогал ему очнуться и сосредоточиться. Это был всего лишь метод воздействия при обучении, которым пользовались еще 30-40 лет назад в Японии. И все же в то время уровень трудолюбия учеников сильно отличался от современного.

 

Современная молодежь иная. 30-40 лет тому назад молодые люди еще не имели никакого представления о калькуляторах или компьютерах. А сейчас ученики в общеобразовательной школе могут получать результат лишь нажав пару кнопок и трудиться не нужно. Раньше человек сам считал на бумаге с помощью ручки. С тех пор люди сильно изменились, они стали меньше упражнять свой ум.

 

Многие современные молодые люди считают, что если они вам платят, то вы им непременно обязаны дать за это готовый «товар». Но не будем их сильно осуждать за это. Это то, во что они верят. Они уже не мыслят, а просто являются придатками электроники. Разве можно их осуждать за то, чего они просто не осознают? У них уже нет того ума, которым можно самостоятельно мыслить.

 

Поэтому для такой молодежи было бы полезно иногда такое физическое «объяснение», как, например, синай, чтобы они поняли, что если они занимаются каратэ, или равно каким-либо другим видом спорта, то без пролитого пота на тренировках, они ничего не достигнут. Поэтому при обучении в каратэ так важны методы воздействия.

 

Но, если бы мы, учителя стали применять синаи, как это было 30-40 лет назад, то современная молодежь просто бы не стала изучать каратэ. Поэтому, этот метод, на одном из наших педагогических советов, было решено заменить на постоянное напоминание ученикам о необходимости терпения. Они это должны понимать.

 

За период обучения, который соответствует коричневому поясу, ученики примерно на 60% уже должны знать о принципах БИ, после чего перед ними можно ставить уже более сложные цели. Как правило, после достижения черного пояса, люди уже не бросают пути каратэ, если, конечно, в их жизни не происходит чего-то непредвиденное. Они - наша надежда и будущее. Мы должны сделать человечество лучше.



  • hippy, Samuke и Firestar это нравится



Сентябрь 2022

П В С Ч П С В
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627 28 2930  

Поиск по блогу