Перейти к содержимому






Фотография

Каратэ – методика обучения, основывающаяся на повторах

Написано clover , 15 Июль 2017 · 1 052 Просмотров

Изображение

 

К. Токицу

 

(перевод clover)

 

Какой бы ни была дисциплина Будо, ее методика обучения основывается на повторениях. Через повторения мы приобретаем правильные формы, технические движения и умение формировать энергию. Т.о. повторение - это основа эффективности.

 

Истории имеет множество примеров значимости повторений в традиции Будо. Например, Тессю Ямаока – мастер меча, начиная с детства, каждый день, повторял 10 тысяч цуки, прежде, чем придти на занятия к своему мастеру. Наиболее близкий эквивалент для каратеки это кьяко-цуки или ои-цуки. Это следовало повторять, по крайней мере, 5-6 часов.

 

Основой и существенной частью практики школы меча Дзиген-рю являлось Тати ки ути – нанесение ударов. Практик брал палку из твердого и гибкого дерева, длиной примерно 1,40 см, поднимал ее выше линии плеч, в наклонное положение («Стрекоза», т.к. такое положение оружия напоминает позицию тела этого насекомого на отдыхе) и вставал в 5-6 метрах от столба. Затем с пронзительным криком он бросался к столбу и наносил удары пока хватало крика. Говорят был мастер, который в течение крика мог наносить до 30 ударов и, что от трения и скорости наносимых им ударов дерево начинало дымится. Практика в Дзиген-рю заключалась только в одном, чтобы «вложить всю свою жизнь в первый удар меча». Удар и «Кияй» было самым впечатляющим искусством этой школы, которая отличалась очевидной простотой. В времена войн конца эпохи Эдо (вторая половина 19 века) школы меча, имеющие изысканные и разнообразные технические приемы, не могли противостоять жесткой простоте Дзиген-рю. Базовое обучение в Дзиген-рю состояло из ежедневной практики 3 тысяч ударов утром и 8 тысяч вечером. Эти цифры могут не впечатлять, но попробуйте сами во время прогулки по лесу нанести с десяток ударов по крепкому дереву и вы поймете, что это такое.

 

В каратэ ежедневное повторение гери или цуки по макивара осуществлялось тысячами, доходя иногда до 10 тысяч в день. Повторение измеряется не только количеством, но и сроком. Г-н С. Фудзимото уже долгие годы ежедневно практикует нескольких тысяч ударов по макивара. Он рассказывал мне: «Я предпочитаю не считать удары, т.к. это приводит перенапряжению ума. Я ставлю любимый диск с музыкой, расслабляю ум и тело, и растворяюсь в ритме повторения, когда музыка на диске заканчивается, я перехожу к другим видам ударов.». Г-н Фудзимото использует для практики свои изобретения. Например, для сюто он использует цилиндр длиной 10 см и диаметром 18 см из бетона, покрытого сталью, подвешенного на веревке под потолком. Из-за долгой практики, руки его покрыты чем-то вроде коросты. Он делает с легкостью шиатсу (shiatsu) на кирпичах или дереве и способен отрезать горлышко бутылки сюто правой и левой рукой. Еще он рассказывал: «Зимой стороны руки, которыми я бью, багровеют, т.к. кожа у меня стала жесткой и кровообращение в этих местах нарушено. Когда холодно, руки у меня быстро коченеют и их время от времени нужно тереть одну об другую, чтобы согреть.». Но, за исключением этого неудобства, у него нет никаких проблем со здоровьем, и для каратеки в возрасте 53 лет, его тело кажется исключительно динамичным. Г-н Фудзимото является примером обучения по типу традиционного каратэ. Во время испытаний эффективности, осуществляемого с помощью измерительной аппаратуры Японской федерацией каратэ, он каждый год имеет наилучшие показатели в сейкен-цуки, сюто-ути, ёко-гери и т.д. Но все же замечу, что эффективность методов атаки не всегда можно измерить аппаратом или степенью разрушения.

 

Изображение

 

Многие слышали, что повторение необходимо, чтобы «автоматизировать» специфические методы боевого искусства, но что это значит? Технические жесты не являются необходимым продолжением наших ежедневных жестов, они не приобретаются в течение учебы в школе, воспитания в семье или в различных общественных группах, короче, со всем, что входит в понятие современного общественного воспитания. Мы можем ходить по тротуарам, не беспокоясь об автомобилях, и нам кажется абсурдным делать жест уклонения, каждый раз, когда машина приближается к нам. В толчее метро мы не обращаем внимания на тычки неизвестных нам людей. Когда звонит телефон, мы снимает трубку и не размышляя говорим «алло?». Короче, каким бы ни было наше психологическое состояние, тело пропитано общественными реакциями, и мы воспитаны и обусловлены этим. Поэтому нужно множество повторений, чтобы выработать такой же «автоматизм» реакций в технике Будо, т.к. методы Будо не являются частью жестов, которые приобретаются нами с детства. Процесс приобретения этих жестов сложен, т.к иногда технические жесты должны заменить реакции, которые приобретены нами с детства, что иногда противоестественно, например: не отступать перед чем-то, что опасно и движется на нас, сохранять глаза открытыми в моменты, при которых мы обычно в жизни машинально их закрываем и т.д. Полученное умение со временем начинает влиять и на нашу технику, а стало быть, и на повышение эффективности в бою.

 

Раннее, во времена существования сословия воинов в Японии, технические жесты для ведения боя дети самураев изучали с детства, поэтому эти жесты были для них обычными ежедневными действиями, присущими их социальному классу. Теперь же, первичная функция повторения состоит в том, чтобы переключать нашу с детства социально образованную систему реакций на иной принцип эффективности, т.е. повторение – это выработки навыка нашего организма манипулирования двумя типами жестов, принципы обучения которых различаются. Т.о., в случае непредвиденного нападения, если человек владеет техникой айкидо, дзюдо или каратэ, и достаточно ее автоматизировал, то он реагирует на это нападение через использования этой техники не задумываясь.

 

В каратэ через повторение цуки или гери мы стремимся одновременно автоматизировать правильные методы и достичь эффективности. Для этого каратека должен повторять один и тот же жест каждый день тысячи раз, а некоторые люди, один жест более десятка миллионов раз в течение жизни. Какие цели мы преследуем с помощью повторения?

 

Каратеки ежедневной практикой цуки-гери должны стараться достичь эффективности одного единственного удара. В повторении важно желание и мужество преодоления боли и трудностей, но это не самоцель, а достижение большего мастерства овладения физической энергией - приобретение искусства концентрации, эффективности, точности жеста для поражения. Но овладение техникой эффективного удара не должно приводить к необоснованной жестокости - встречаются мастера, которые демонстрируют свое мастерство в неуместной власти. Например, в Японии, под прикрытием жестокости обучения, бывали случаи, когда старшие каратеки в университетских клубах доводили младших до смерти. Такая система иерархической власти, построенная на чрезмерной жестокости, практикуется и сейчас в некоторых организациях каратэ. Но разграничить понятия между жестокостью и требовательностью в практике БИ нелегко, т.к. Путь Будо заставляет касаться аспектов человека, зачастую расположенных на границах этого.

 

Изображение

 

Старые мастера говорили: «Я делаю жест – это уже техника, я делаю другой жест - это уже другая техника.». Эта фраза означает, что человек достиг состояния, когда каждый из его жестов уже в принципе эффективен. Наблюдая за мастером некоторые ученики, считают, что метод обучения в их школе - это просто детальное подражание движениям мастера. Среди множества учеников существует ошибочное мнение, что повторение необходимо для достижения технического совершенства, как у своего мастера. Например, если повторять тысячи раз цуки, стойки, движения бедер, ног и т.д., копируя при этом своего мастера, то можно достичь эффективности, как у него, или, по крайней мере, приблизиться к этой цели. Но это не совсем так. Жесты мастера – это его и только его личный способ выражения своей способности эффективно мобилизовать энергию в любой момент времени, что зачастую может проявляться вне канонических форм. Его цуки будет эффективным во всех видах форм. Поэтому одна из целей повторения – это поиск своих методов достижения эффективности, которые не могут быть одинаковыми для всех, т.к. все люди - разные.

 

Таким образом:

 

1. Повторение вырабатывает возможность использования необходимых техник в нужный момент времени (например, удар-блок-стойки; с помощью ката).

 

2. Повторение имеет целью доведения жестов до автоматического исполнения.

 

3. Повторение позволяет найти свое личное свободное техническое выражение.

 

В соединении всех этих трех элементов (жизненная энергия «ren-tan») я, считаю, и есть истинное мастерство, когда любое движение или жест, не зависимости от их формы, в любой момент времени является эффективным



  • yamidako, джерри, Samuke и еще 1 это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930     

Поиск по блогу