Перейти к содержимому






Фотография

История каратэ-2

Написано clover , 22 Июль 2017 · 1 268 Просмотров

Изображение

 

(часть 1)

 

Изменения, внесенные в некоторые ката Итосу

 

Итосу изменил некоторые другие ката, например, Найфанти и Кусанку. Г-н Икеда (мастер Сёриндзи-рю линии мастера И. Taмоцу) пишет в своей книге «Karate-do-shugu» (изд. Joshin-mon 1975, Токио): «Один из учеников мастера Мабуни – основателя Сито-рю, сказал: «Я изучал у одного из слуг моего дома Морихито Матаёси ката Кибадати (т.е. Найфанти), как основу каратэ. Это ката отличалось от того, что я позже изучал у мастера Итосу. Однажды я показал это ката своему мастеру. Он тогда мне ясно ответил, что это первоначальная форма этого ката, а ту форму, которую он нам преподает, была изменена им в результате его исследований.».

 

Действительно, изменение Итосу ката Найфанти началось с того, что он разделил его на 3 части, систематизированные под именем Найфанти. Согласно мастеру Тибана - основателю Сёрин-рю: «Ката Найфанти преподавал китаец из Томари (Окинава), а Итосу изменил его.». Объяснив, какие движения стали непонятными в связи с тем, что Найфанти мастера Мацумура было изменено Итосу, г-н Икеда продолжает: «Я думаю, что главный труд Итосу состоит в 5 Пинан, Кусанку и 3 Найфанти... Итосу внес изменения в каратэ в целях, главным образом, повышения эффективности этого боевого искусства. Он был уверен в этих целях и его мастер Мацумура сказал ему однажды: «Придет время не будет никого, кто сможет победить тебя, здесь, на Рюкю». »

 

Итосу провел реформу, важную для классического каратэ, сместив его боевой аспект на идею использования этого искусства для физического и духовного воспитания. Он приуменьшил воинственный характер каратэ, но ему самому было очень хорошо известно, какие качества предполагает настоящий бой. Т.о. он намеренно заменил некоторые боевые движения в ката на «воспитательные» жесты физического плана.

 

Открытые\закрытые руки

 

Согласно информации, которую я собрал от старых мастеров классического каратэ, раньше в ката использование открытых рук было более частым, т.е. многие элементы сейчас заменены на технику с кулаками. Поэтому во многих ката, которые мы практикуем сегодня с закрытыми кулаками, раньше применялось нукитэ, либо руки держались открытыми для захватов или для «слушанья».

 

Т.о., если мы хотим расшифровать точный смысл ката, надо знать в какой момент и почему что-либо было удалено или изменено. Этот тип превращения был осуществлен, чтобы облегчить обучение массовому каратэ, т.к. использование техники открытых рук требует понимания технических тонкостей (т.е. требует личного контакта одного-двух учеников с учителем), а также сильных пальцев, что являлось сложным для большинства учеников.

 

Изображение
Тояма

 

Также Итосу стремился отказаться от слишком опасного характера методов, которые предназначены для победы над противником любой ценой. Во многих местах, где мы сегодня используем простые удары кулаком, ранее эти удары выполнялись иными видами кулака (*ипон-кен, накадака-кен и т.д.) - для нанесения более проникающих ударов с тяжелыми последствиями. К тому же крепко сжатый кулак предотвращает переломы пальцев.

 

По этому поводу, мастер Гима в 1982 рассказывал мне во время моей поездки в Токио: «Когда я еще был учеником на Окинаве, моим преподавателем каратэ был мастер Ябу Кенцу (один из наиболее известных учеников Итосу). Мастер Ябу показывал нам техники нукитэ, в которых он был исключительным мастером. Но он говорил: «Для вас это слишком сложно и опасно сделать как я, лучше вместо нукитэ складывайте пальцы в сейкен.».»

 

Изображение

 

Влияние Итосу

 

Как мы видим мастер Итосу внес изменения, важные для классического каратэ - согласно его идеи включения каратэ в систему воспитания. Усилия сводились, главным образом к тому, чтобы спасти культурное наследие Окинавы, разрушаемое Японией, которая готовилась к самоутверждению в качестве современного государства. Окинава, расположенная между двумя культурами, т.е. находящаяся в сфере интересов и Китая, и Японии, долго время находилась под их двойным давлением. Мы можем понять видоизменения в каратэ только исходя из этого социально-исторического контекста.

 

Также следует признать, что реформа каратэ Итосу того времени осложнила нам понимание технического значения, содержащегося в некоторых ката группы Сёрин. Его цели облегчения практики для учеников с одновременным прекращением традиции личной передачи имели опрометчивые последствия, которые привели к возникновению неоднозначных трактовок методов в ката.

 

В результате, например, ката Найфанти представляет из себя форму, которая больше нацелена на воспитательные элементы, чем на применение в бою. Понимание ката Пинан осложнено тем, что некоторые его элементы были ошибочно интерпретированы, как предназначенные для боя. Изначально Пинан был, все же, намного сложнее и содержал намного больше элементов для ведения реального боя, чем в той форме, которую мы практикуем сегодня.

 

Так что первым «новатором» в истории каратэ, при переходе его от классического состояния к современному, был мастер Итосу. Среди его учеников мы знаем Ябу, который учился у Итосу - будучи учеником обычной школы на Окинаве, Гима, Ханасиро и Гусукума, которые учились у него будучи учениками гимназии, основателя Сёрин-рю Тибана, основателя Сито-рю Мабуни, и, конечно, Фунакоси.

 

Итосу писал в своей рукописи: «Каратэ не является исключительным продуктом конфуцианства или буддизма, но происходит оно из Китая. Здесь уже давно существуют два направления: Сёрин и Сёрей. Надо их сохранять без изменений, т.к. у каждого из них свои ценности... » В чем различия между двумя этими направлениями?

 

Сёрин и Сёрей

 

В своей рукописи Итосу описывал различия Сёрин и Сёрей.

 

Сегодня в Сёрин имеется 8 главных поднаправлений, каждый из которых связывает себя с Сёрин, но в сочетании с разными иероглифами и различными определениями.

 

Самое большое направление в Сёрей – это Годзю-рю. Мияги Тёдзюн (1888-1953) – основатель Годзю-рю в 1936, писал в своем труде: «Название каратэ, как то-дэ происходит с Рюкю. В этом видны истоки каратэ от китайских БИ. Существует множество объяснений происхождения стилей каратэ на Рюкю, но все они неочевидны, т.к. зачастую основаны на неясных предположениях. Между тем, сейчас это два совершенно различных течения – Сёрей и Сёрин; первое из них трактуется, как для рослых и физически очень сильных людей, а второе - наоборот. Но при рассмотрении различных аспектов, такая классификация, по всей видимости, ошибочна...». Их классификация у Мияги отличается от классификации у Фунакоси.

 

Рассмотрим Годзю-рю, которую считаем главной продолжательницей школы Сёрей.

 

Миясато (1921-) мастер Годзю-рю, пишет в своей книге Goju-ryu-karatе-do (1978, Токио), что основание этой школы возводится к мастеру Канрё Хигаонна (1853-1915), который изучал БИ на юге Китая, в городе Фудзянь с 1873 по 1888. После возвращения на Окинаву он начал преподавать свое искусство, которое назвал Наха-ди, в отличие от других – Суи-ди и Томари-ди.

 

Изображение
Хигаонна

 

Среди лучших его учеников был Мияги, который в 1915, с напутствия своего мастера, отправился в Китай, и более 1 года изучал там БИ. К моменту возвращения на Окинаву, его старый мастер умер, и он продолжил его дело, основав школу Годзю-рю. Т.о. можно сказать, что происхождение Годзю-рю довольно ясно. «Могу с уверенностью сказать, что Годзю-рю происходит от Шао-Лин-Куан с юга Китая», - пишет мастер Миясато.

 

В древних документах, передаваемых внутри школы Годзю, есть упоминания термина Сёрей-дзи кемпо (буквально: искусство рукопашного боя (Kempo) храма (Ji) «Яблоко» (Shorei)). Но вероятнее всего, что японские термины Сёрин и Сёрей – это всего лишь два варианта попытки передать один и тот же китайский звук «Л» в термине Шао-Лин, т.к. различие между звуками «Л» и «Р» в японском языке выражено очень слабо. Эти два варианта были зафиксированы в двух различных иероглифах.

 

Между тем нельзя не признать, что стратегии и методы Сёрин и Сёрей довольно отличаются, и я думаю, что связано это с различными направлениями внутри самого Шао-Лин-Куан. С какими же? Обратимся к истории БИ, которые возникли при знаменитом храме. При этом не следует смешивать Шао-Лин и Сёрин-дзи Кемпо, т.к. последний, хоть и считается преемником искусств, практиковавшихся при этом храме – все-таки, считается новым направлением, датирующимся не ранее Второй мировой войны, созданным японцами, которые синтезировали искусство китайского боя и японского дзю-дзюцу.

 

Но, прежде, чем рассмотреть историю БИ такого огромного направления, как Шао-Лин-Куан, выскажу некоторые предпосылки к этому. Следует признать, что невозможно выявить единственный исторический источник происхождения этих БИ. Об этом сейчас существует множество различных гипотез. Вероятнее всего, эти искусства выработались в виде передачи накопленного опыта их практиков. Поэтому, было бы ошибочным считать, что существовало некое единое БИ, которое развивалось и передавалось в ходе истории.

 

Краткий исторический обзор Шао-Лин-Куан

 

БИ монастыря Шао-Лин-Куан часто представляются дихотомически, противопоставляя Север и Юг, внутренние и внешние стили.

 

Монастырь Шао-Лин основан в 495 году, в провинции Хонан (Хэнань), на севере Yang-tseu-Kiang, и считается, что истоки его происхождения связаны с Севером Китая.

 

Изображение

 

Он знаменит историей о Бодхидхарма, который якобы преподавал в нем в 6 веке. Но сегодня историки отрицают существование этой личности и считают его мнимым мастером, на котором буддисты основывают свои идеалы. И все-таки, с его именем и изображением связано в истории многое. Эта легендарная личность оказала большое влияние не только религиозные взгляды, но и на практику БИ. В Китае школы БИ обычно неразрывно связаны с буддийскими или даосийскими практиками.

 

Согласно книги «Шао-Лин бу-дзюцу» г-на Мацуда (1972, Токио): «различия между стилями Севера и Юга делаются обобщено по линии реки Янг-цзы. Стили Юга определяются, главным образом, провинциями Гуандон и Фудзянь, которые являются частью бассейна реки Цу-Дзян, а стили Севера - провинциями Хэбей и Шандун, которые находятся, главным образом, к северу от реки Янг-цзы и в бассейне реки Хуанхэ.

 

«Корабль на юге и лошадь на севере» - так в Китае характеризуются основные способы перемещений. Стили Юга включают многочисленные позиции, связанные с «позой гребца», «поза всадника» – это основа стилей Севера. Стили Юга используют короткие перемещения, редкие и низкие удары ногами, обучение основывается на усилении силы мышц и укреплении костей, в дополнении с шумной дыхательной техникой. Стили Севера используют широкие перемещения, в т.ч. и прыжки. А старое высказывание «Юг бьет кулаками, а север ногами» говорит о том, что в южных стилях есть множество методов ударов руками, а в северных – наоборот ногами.

 

Все это имеет отношение и к ката. Но и в истории южных стилей встречаются сообщения о мастерах ударов ногами, например, о Huang Feihong, который бил так быстро, что «за его ногами тень не поспевала» или Cheng Hua, который бил в прыжке ногами, как «летящий тигр». С другой стороны, и на Севере существовали стили, которые основывались на методах ударов кулаками, поэтому достаточно четких различий между южными и северными стилями не существует.

 

Примерная классификации БИ произошла во времена правления династии Мин (1368-1662) и была отражена в различных рукописях, которые сохранились и до нашего времени. Затем, цитируя г-на Мацуда: «Когда маньчжуры разгромили Хана (династия Мин) и воцарилась династия Цин, началось время ожесточенного сопротивления. Скрываясь от армии Цин, участники сопротивления собирались в монастырях Юга, где преследования были менее жестокими, в т.ч. и в монастыре Шао-Лин. Там, скрываясь, они стали развивать БИ, чтобы восстановить китайскую династию Мин.». В 17 веке монастырь Шао-Лин был сожжен армией императора Цин (1616-1912), а монастырские люди, скрываясь от преследований, рассеялись.

 

Т.о. примерно, северные стили: гибкость, скорость, широкие амплитудные жесты, богатая техника ударов ногами; южные стили: короткие и мощные движения, богатая техника ударов руками.

 

БИ, возникшие изначально при северном монастыре Шао-Лин, подверглись со временем влиянию южных стилей, из-за их переноса монахами во вновь построенный южный Шао-Лин во Фуцзяни, т.е. эти искусства можно считать северо-южными. Именно они были привезены на Окинаву, и именно из-за них возникла разница в стилях каратэ на Окинаве.

 

Сейчас Сёрей представлен, в основном, Годзю-рю, которая можно с уверенностью сказать была основана мастером Хигаонна. Он изучал основы каратэ в портовом городе Наха на Окинаве, а затем на 15 лет ездил совершенствоваться в город Фуцзянь, на юг Китая. Вернувшись на Окинаву он создал свой стиль и назвал его Наха-тэ, а его развитие под названием Годзю-рю осуществил его лучший ученик - Мияги.

 

Эта история о связи Сёрей с Китаем наиболее известна, т.к. все это является относительно недавним прошлым.

 

Но, еще задолго до них на Окинаве было известно о БИ, называемом Наха-тэ, которое сохранялось в узком замкнутом кругу китайских поселенцев, перебравшихся в 17 веке из Китая на остров. Далее я опишу причины, по которым мы можем предполагать, что именно у них начал свое обучение Хигаонна. Так же можно добавить, что самые известные мастера Сёрин Мацумура, а затем Итосу тоже совершенствовались и пополняли свои знания у китайских мастеров.

 

 

(продолжение...)



  • Samuke, Firestar и Константин это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу