Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-1?

Написано clover , 08 Декабрь 2017 · 1 631 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Глава 1. ПУТЬ

 

Во все времена японская культура принимала, синтезировала и воссоздавала заново элементы других культур. Этот процесс не прекращается и сегодня. В древние времена основным источником для культурных заимствований Японии был Китай, с его вековой культурой и невиданным по тем временам уровнем развития цивилизации. Религии и духовность Китая оказали огромное влияние на развитие японского общества и японского Пути. Отличительной особенностью развития Китая является разнообразие религий. Становление религии Китая проходило под постоянным воздействием как местных, так и индийских верований. Многообразие китайской религии очень четко прослеживается в традиции, известной на Западе как Даосизм.

 

Даосизм основывается на концепции Дао. Дао - это «дорога» или «тропа»; в духовном контексте Дао означает «Путь». Как в древние времена, так и сейчас Даосизм существует в различных формах, отражающих исторические, социальные и индивидуальные вехи жизни его последователей. Такое многообразие форм может запутать, но бытует мнение, что такая многогранность отражает гибкость самой религии. Многосторонность Даосизма способствовала тому, что религия постоянно развивалась, эволюционировала в соответствии с характером каждого из ее последователей.

 

Конфуцианство представляло собой моральную и этическую традиции Китая. И хотя Даосизм был связан с Конфуцианством, он не был поглощен этой традицией и успешно сосуществовал с ней на протяжении многих веков. Живучесть Даосизма тем более примечательна, что Конфуцианство являлось духовной основой всех китайских институтов, обрядов и этикета. На протяжении всей истории Китая жители этой страны тяготели к обоим учениям. Религию выбирали согласно личным предпочтениям и иногда меняли ее на определенном жизненном этапе. Примерно такая же ситуация была и в Японии, где достаточно широко были распространены Буддизм и Синтоизм.

 

Считается, что основателем Даосизма был Лао-цзы («Старый Мастер»), живший в 5 в. до н.э. Также считается, что он был автором Дао Дэ Цзин (Классический Трактат о Пути и его Силе). Чжуан-цзы, мудрец, живший в 3 в. до н.э., оказал значительное влияние на развитие Даосизма. Его самая известная работа — философский трактат Чжуан-цзы. Работы обоих мудрецов представляют собой переосмысление и дальнейшее развитие наследия китайских верований, основанных на поклонении природе и предсказаниях.

 

И Лао-цзы и Чжуан-цзы жили в периоды культурных разногласий и ослаблении веры. Они продвигали концепцию Дао как сущности, из которой произошло все существующее на земле и, которая является силой, стоящей за всеми природными процессами. И Путь, и его сила находятся за пределами логического и умственного понимания, но, тем не менее, их можно постичь, наблюдая за бесконечными проявлениями природных процессов.

 

Социальные потрясения того времени заставили ранних даосов посмотреть на свою религию, как на средство установления целостного и постоянного кругового порядка вещей. Порядок природы и Дао казались более надежными и не подверженными времени, чем другие институты и лежащие в их основе концепции. Т.о., получалось, что наиболее выгодный путь — это жизнь в согласии с Дао, которое в своей сущности есть Путь простой природной жизни без каких-либо условий и ограничений. Первые даосы учили, что жить благополучно, значит жить гармонично с мирозданием. Этот подход невмешательства и гармонии был назван Вувэй — «недействие», или, другими словами, действие, не противоречащее природному порядку вещей. В Японии это называется Муй.

 

Учителя конфуцианства считались эрудированными и являлись примером высокой морали. Даосские Хсиен, или продвинутые посвященные, тоже обладали проницательностью, но их проницательность разительно отличалась от способностей последователей конфуцианства. В Японии эти посвященные назывались Сен или Сеннин, сен — это японский вариант произношения китайского хсиен.

 

Чжуан-цзы писал об ученых, которые были, например, ремесленниками или плотниками. Хотя они и не имели высокого общественного положения, эти мастеровые постигали загадку не только своего ремесла, но и самого искусства жизни. Даосы считали, что это понимание сущности ремесла и искусства жить приходит от умственной концентрации, сосредоточенности сознания, пребывающего в настоящем моменте, — сознания, поднявшегося над такими понятиями как благосостояние, слава и власть.

 

Хотя Чжуан-цзы писал о людях, которые выбрали Дао, но остались жить в обществе со своими женами и детьми, в древнем Китае довольно часто случалось так, что человек, уставший от цивилизации, уходил от социальной жизни, уединялся где-нибудь в сельской местности и присоединялся к простому изяществу природы. Такие люди часто писали стихи о космосе или рисовали натуралистические картины, пытаясь отобразить в них все великолепие окружающего мира. Они также практиковали даосские дыхательные упражнения и различные формы медитации. Все эти действия были направлены на достижение единственной цели — сохранить жизненную энергию (ци — в китайском, и ки — в японском), которая является неотделимой частью самой природы.

 

Этих сеннин часто называли «даосскими бессмертными», «мудрецами» и «посвященными». В даосском мире они играют намного более важную роль, чем может показаться на первый взгляд. Китайский иероглиф сен состоит из двух частей. Первая означает «личность, человек», вторая — «гора». Т.о., сен подчеркивает склонность даосов к уединению в горах в поисках просветления.

 

Даосизм особо подчеркивает идею затворничества, которое в скрытой форме присутствует в иероглифе «бессмертный», объединяющем иероглифы, обозначающие гору и человека. Отказ от мира с его постоянной борьбой и жизнь отшельника - являются одним из аспектов поиска идеальной жизни в полном покое.

 

Возможно, именно благодаря своей вдохновляющей природе, горы занимают такое важное место в национальной японской религии Синто.

 

В Китае невозможно было провести четкую грань между понятиями «истинный Даосизм» и «популярный Даосизм». Однако, очень важно понимать разницу между этими понятиями. Популярный Даосизм делает упор на магию, предсказания и другие подобные вещи. Оригинальный, или философский Даосизм, выделяет прежде всего гармонию Вселенной и естественные действия, а не магические ритуалы, направленные на достижение личных выгод. Т.е. прежде всего он направлен на человека, а не на мистическую составляющую сеннина. Более того, популярный Даосизм постепенно развился в концепцию 8 сеннинов, известную на Западе как Восемь Бессмертных, которые представляют собой аналог Восьми Архатов в Буддизме. Эти 8 сеннинов были продвинутыми адептами Дао. Считается что они достигли бессмертия. Возможно, эта легенда о бессмертии была лишь попыткой противостоять растущему влиянию индийского Буддизма в Китае. В древней Японии некоторая часть населения тоже приняла концепцию Восьми Бессмертных.

 

Основные идеи даосов можно частично объяснить побуждением китайцев к любви к природе и склонностью к уходу от общества в попытках обрести просветление. Они поощряли укрепление здоровья и улучшение качества жизни с целью достижения долголетия и даже освобождения от смерти. Лао-цзы переработал древний культ природы и секретные искусства. Тем не менее, эзотерические обряды все-таки проникли в Даосизм, и возможной тому причиной было желание найти средства для укрепления здоровья и продления жизни. Даосские алхимики искали травы и химические компоненты, которые могли гарантировать вечную жизнь. Даосы искали легендарных живущих в горах сеннинов, которые считались либо практиками, достигшими просветления, либо самими бессмертными. В поисках здоровья и силы они исследовали лекарственные травы, разработали принципы приготовления пищи и правильного питания, методы физических упражнений, врачевания, массажа, систему дыхательных упражнений и медитации. Все с единственной целью — сохранить молодое тело и гибкий ум.

 

Считалось, что сеннины были способны лечить болезни, заглядывать в людские души, видеть будущее; обычным людям они представлялись одиночками, имеющими собственные ценности и образ жизни. И все же суровая моральная кара даосских богов значительно укрепляла традиционные социальные устои. Т.о., хотя Даосизм и представлял собой альтернативу Конфуцианству, он едва ли был опасен для общества. Возможно, он был своего рода отдушиной в социальном устройстве Китая и источником альтернативных идей.

 

Рассматривая огромное количество заимствований Японии от культуры Китая — китайская система письменности и Буддизм самые яркие примеры, — поэтому приход Даосизма и его эзотерических практик в Японию был неизбежен.

 

Дао и До: японская интерпретация Пути

 

Как и другие аспекты китайской культуры, даосские концепции попали и в древнюю Японию. Даосские учения в японском языке называются «Докё» {до означает Дао, кё — учения). Даосские учения постепенно начали оказывать влияние на японское общество и искусства. Прямое влияние осуществлялось в процессе взаимодействия с адептами Дао. Более скрытые формы влияния были представлены китайскими искусствами и практиками, в основе которых лежали даосские принципы, также этому способствовало повсеместное распространение китайского Дзэн-Буддизма, на который в свое время тоже значительное влияние оказали идеи даосов.

 

До — это японский вариант произношения Дао, метафизической силы, пришедшей из древней китайской религии Даосизма, представлявшей собой как ритуальную алхимию, так и философию, побуждающую «следовать течению» природы. Совместно с конфуцианскими идеями этикета, уважения и преданности религии и учению, зачатки Даосизма попали в Японию, где они превратились не столько в отдельную религию, сколько в идеалы, стандарты работы в искусствах и ремеслах, превращая их в нечто несоизмеримо большее.

 

Даосизм быстро «японизировался». Сеннинские практики популярного Даосизма распространились по стране и трансформировались в свои, японские аналоги.

 

В определенных кругах японского общества почитался Гама, один из мифических сеннинов. В японском искусстве его обычно изображают белой трехногой жабой, форму которой он может принимать.

 

Наряду с Гамой часто упоминается Теккаи. Существует поверье, что Теккаи способен покидать свое тело; способность которая однажды привела его к трагическому результату: пока дух сеннина странствовал по миру, последователи Теккаи нашли тело своего учителя и похоронили его. Теккаи пришлось вселиться в тело больного попрошайки. Обычно Теккаи изображается с металлическим костылем, что символизирует его способность помогать в переселении душ.

 

Тёкаро, еще один сеннин, отказался служить правительству во времена коррупции. Тёкаро изображают сидящим на белом муле, который может нести своего хозяина тысячи миль. А когда необходимость в муле исчезает, Тёкаро может свернуть его как бумажный лист.

 

Сеннин по имени Кинко был музыкантом, восседающим на спине гигантского карпа.

 

Сеннин Кюм — обладал способностью летать.

 

Эти и другие мифические адепты Дао часто находят свое отражение в различных формах классического японского искусства от рисования до скульптуры.

 

В Китае сеннинами (хсиенами) называли не только мифических персонажей, но также и наиболее продвинутых адептов Дао. В Японии такого разделения никогда не существовало, тем не менее в этой стране, как в прошлом, так и сейчас есть люди, практикующие различные формы духовного развития, в основе которых лежит даосская традиция. Например, Митио Куси пишет: «Эти люди занимались практиками, ведущими к глобальному вселенскому осознанию, здоровью и долголетию. Этих людей называли «Сен-Нин», или «свободными людьми».

 

Имеется много записей, документов и легенд, подтверждающих их необычные способности.

 

В тайных кругах современной Японии духовные практики, берущие свое начала от эзотерического Даосизма, также называются Сен-до, Сен-дзюцу или Сенин-до. Связанные с этими учениями или основанные на их теории искусства врачевания часто называются Сенин Ройдзи, и хотя некоторые варианты практик близки к своим китайским аналогам, многие японские дисциплины значительно отличаются от своих даосских первоисточников.

 

Тем не менее, будет ошибкой думать, что любое искусство, имеющее в своем названии До, имеет даосские корни. Например, японцами До очень часто употребляется для обозначения рода, т.е. это всего лишь символ продолжения линии рода.

 

 

(продолжение....)



  • hippy это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу