Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-3?

Написано clover , 09 Декабрь 2017 · 811 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Много дорог — один Путь

 

Дзен, Синто, Конфуцианство и Даосизм сыграли значительную роль в превращении японских искусств и повседневных ритуалов в пути духовного развития. Тем не менее теоретическое изучение этих религий не приведет к пониманию форм японского До, в этом могут помочь только непосредственная практика, участие в процессе. И когда вы дойдете до глубинного понимания одной формы Пути, вы поймете все их множество.

 

Когда я начал заниматься каллиграфией и рисованием, я уже долгое время практиковал различные формы До. Мой учитель Кобара Рансеки говорил, что я прогрессирую необычайно быстро, как мейдзин («гений»). Он был очень удивлен моим быстрым продвижением в освоении искусства. И я рассказал ему о своем предшествующем опыте практик других форм До. Выслушав меня, он покивал с пониманием. Он понял мой «секрет». По словам учителя, если ты действительно понял суть хотя бы одного До, прочувствовал его, то ты получил ключ к сумме всех знаний Пути, всей его сущности. Это, конечно же, не значит, что человек, овладевший искусством каллиграфии, сразу научится выполнять, например, техники дзюдо. Но это значит, на самом элементарном уровне, что он поймет принципы, эстетику и ментальное состояние, характерное для практики любого вида Пути.

 

Однажды я услышал разговор моего друга, имеющего высокий дан в дзюдо, с учеником, изучающим Дзен.

 

— О чем разговор?
— Да так, просто обсуждаем сущность Дзен.
— Надо же, я даже и не подозревал, что ты интересуешься Дзен.
— Ну, ты знаешь, на самом деле я не читал ни одной книги об этом учении... но, как ты знаешь, я занимаюсь дзюдо большую часть своей жизни. Оказывается мы говорим об одних и тех же вещах, в этом очень много общего.

 

Что же общего имеют люди, практикующие различные формы Пути? Все очень просто — их объединяет само До, которое представляет собой не только и не столько определенный способ делать что-либо, но Путь самого мироздания.

 

От частного к общему

 

Благодаря тому, что все японские искусства имеют одинаковые требования к эстетике, изучение одного До может существенно увеличить понимание других его форм. Для создания букета требуется такое же чувство внутреннего баланса, как и при написании иероглифов. В одори, классическом японском танце, так же, как и при практике БИ, необходимо научиться сохранять динамический баланс, в чем-то схожий с тем балансом, который является неотъемлемой частью мастерства в японском искусстве каллиграфии.

 

Единство с природой, которое играет важную роль в искусстве создания букета, представляет собой один из основополагающих принципов таких видов БИ как айкидо и айки-дзюцу.

 

Сёдо требует от практикующего такого сосредоточения и внимания к деталям письма и форме кисти, которое сравнимо с точностью движений, которой добиваются ученики, занимающиеся искусством икебаны. Тя-но-ю, или чайная церемония, основывается на ва-кей-сей-гаку («гармония — уважение — простота — уединенность»), а японские искусства каллиграфии и создания букета приводят к достижению такого же внутреннего состояния. Ваби и саби представляют собой особую форму выражения философских принципов в чайной церемонии, в то же время они являются универсальными художественными и духовными характеристиками, присущими всем видам японских искусств.

 

Другими словами, тщательное изучение и практика определенного Пути позволяют нам усвоить общие принципы и характеристики и применить их в практике другого искусства. Многие западные ученики, изучающие различные виды японских искусств, часто упускают из виду значимость этих идей, и в итоге их занятия превращаются в имитацию истинного искусства.

 

Япония всегда славилась способностью «одухотворять» такие виды деятельности как рисование кистью, танец, драматическое искусство и составление букетов. Главная цель практики этих форм До в том, чтобы через занятие конкретным видом деятельности, через собственные переживания самого процесса разглядеть целостность жизни во всех ее проявлениях.

 

Ямаока Тесу, мастер каллиграфии, практик Дзен и основатель школы фехтования Муто-рю, говорил, что одним из важнейших направлений его учения была «практика объединения общего и частного». Д.Т. Судзуки, автор многочисленных книг, посвященных Дзен, высказывал эту же мысль в следующей форме: «Одно во многом и многое в одном».

 

Определенный ритуал или его часть, а также упражнения, когда практикующий копирует что-либо, могут рассматриваться как «частное». В суми-э, рисовании чернилами, копирование изображения, сделанного учителем, имеет своей целью не только создание безошибочного дубликата, но скорее познание сути самого урока, данного учителем, или определенной техники рисования, которая потом откроет секрет использования всех техник. Мы копируем и изучаем определенную модель, для того чтобы понять общие принципы, которые позволяют технике выполнять свою функцию и которые дадут нам возможность подняться над формой и познать бесформенное.

 

На более глубоком уровне человек, занимающийся икебаной, говорит о понимании действительных характеристик цветка, с которым он работает. Он сливается с природой в одно целое, частное (практика икебаны) соединяется с общим (природой). Занимающийся БИ говорит о необходимости войти в контакт, стать одним целым с противником, объединиться с ним.

 

Важнейшая эстетическая составляющая любого классического японского искусства Пути — это непринужденность, естественность, когда различия между общим и частным сглаживаются и две противоположности становятся одним целым.

 

Японский Путь сегодня

 

Печально, но не все формы До, в основном, конечно, на Западе, а в наши дни все чаще и в самой Японии, изучаются как Путь. Зачастую практикующие относятся к занятиям как к обычной программе физических упражнений, не пытаясь вникнуть в суть изучаемого предмета, ограничиваясь лишь поверхностным его изучением.

 

(продолжение...)






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930     

Поиск по блогу