Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-4?

Написано clover , 09 Декабрь 2017 · 850 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Глава 2. ЭСТЕТИКА ПУТИ

 

Все виды японского искусства имеют одинаковые философские и эстетические стандарты. БИ, японские танцы, изготовление букетов, везде вы найдете похожие художественные нормы. Эти эстетические нормы оказали большое влияние на становление Пути. Если не понять эти нормы, то навряд ли вы добьетесь глубокого понимания японских искусств.

 

Истинное понимание этих принципов и мастерство их применения могут быть достигнуты только через упорную индивидуальную практику. Все эти принципы соединяются между собой, образуя гармоничную целостность, единство японских искусств и Пути. По этой причине описание некоторых принципов и концепций достаточно похоже, и в этом нет ничего удивительного — они всего лишь представляют собой разные способы описания аспектов одного и того же явления — Пути. Приведенный ниже список отличительных черт, в общих чертах представляет собой мое понимание эстетики пути:

 

• Гармония
• Асимметричный баланс
• Безыскусность,
• Мимолетность, скоротечность
• Единство с мирозданием

 

Некоторые исследователи японских традиций отмечают тот факт, что японская культура — это культура противоречий, тоже самое в полной мере относится и к японской эстетике искусства и Пути. Драма Но, например, отражает любовь японцев к безыскусности, сдержанности, утонченным выражениям и образцовым движениям. В то же время в драме Кабуки мы видим изысканность, страстные речи и ослепительные сценические эффекты. Я считаю, что названные черты характеризуют японское искусство в общем, поэтому надо отметить, что 5 вышеназванных характеристик далеко не всегда используются одновременно. Но они, тем не менее, дают возможность начать исследовать весь набор эстетических принципов. И я надеюсь, что, вы откроете для себя тот факт, что Пути свойственен дуализм — состояние, в котором все противоречия разрешаются сами собой.

 

Давайте посмотрим наиболее важные принципы, лежащие в основе японских искусств и Пути.

 

Ваби

 

На Западе очень трудно дать универсальное определение красоты. В Японии дело обстоит совсем иначе. В западном мире очень небольшой процент людей, за исключением, пожалуй, профессионалов, работающих в области искусства, уделяет внимание эстетике. Конечно, специалист по интерьеру, может, и обладает достаточно развитым вкусом, чтобы сказать, что будет хорошо смотреться в вашем доме, а что не очень. Тем не менее, даже он не обращает внимание на то, что находится вне помещения, скажем, на сад или машину. Как правило, мы покупаем машину, руководствуясь собственным чувством стиля. Точно такая же ситуация складывается и в отношении домов, мебели и прочего.

 

В Японии же классические виды искусства и Путь на протяжении веков имели одни и те же эстетические нормы. Т.о., через повсеместную практику различных дисциплин японское общество постоянно испытывало на себе действие одних и тех же универсальных эстетических принципов. И хотя эта эстетика часто отсутствует в постоянно растущих бетонных застройках типа Токио, благодаря бонсай на заднем дворе, антикварной вещице в доме, дизайну традиционной одежды и бесчисленному множеству других подобных вещей, японец постоянно видит перед собой общепринятые эстетические нормы. При этом японец не только имеет возможность лицезреть эти нормы, но и активно принимает участие в их создании и воспроизведении, практикуя какое-либо из искусств, в основе которого лежат классические концепции изящества и красоты.

 

Отправьтесь в небольшую поездку вечером на поезде в любой части Японии, и вы увидите, что вагон забит женщинами, одетыми в кимоно, возвращающимися с занятий по чайной церемонии, учеников кендо, несущих свои мечи и доспехи, пожилых людей с сямисен — список можно продолжать до бесконечности. Иногда мне кажется, что каждый житель этой страны изучает или изучал какое-либо из традиционных искусств.

 

Япония достаточно быстро приобщилась к универсальной эстетике бигаку, которая впервые появилась в 700 г. до н. э. в изысканной жизни японского священства и королевской знати. Эти эстетические принципы просочились в повседневную жизнь и быт обычных людей и в практику различных форм До. В настоящее время они влияют на все сферы жизни в Японии, начиная от отделки дома до внешнего оформления сада и цвета машины в гараже.

 

Не вызывает сомнения тот факт, что Япония приняла художественные идеи Запада, но очень часто они модифицируются и применяются в соответствии с японским понятием красоты. Конечно же, мнение всех японцев по этому вопросу далеко не однозначно, имеются определенные расхождения во взглядах относительно эстетики, но большинство все-таки имеют более или менее ясное представление о традиционных эстетических нормах.

 

Одно из главных понятий, касающихся японской эстетики это Ваби. «Ваби» это один из ключевых терминов словаря японской эстетики. Этот словарь называется Фузей, он включает в себя слова, описывающие определенные художественные чувства, эмоциональность и способы видеть тот или иной объект.

 

«Ваби» это термин, не поддающийся легкому определению. В ваби мы находим изящество, содержащее в себе простоту и даже аскетизм. Ваби это признание того, что красоту можно найти даже в глубинах нищеты; красота не ограничивается дорогими работами, произведениями искусства истинных мастеров. На самом деле очень изящные вещи можно сделать из простых и дешевых составляющих.

 

В наше время можно наблюдать очень интересную картину — посуда для чайной церемонии, которая изначально представляла собой деревенский ваби стиль, продается за огромные деньги. Традиционный деревянный японский дом являет собой прекрасный пример понятия ваби.

 

Сен но Рикю, который всячески способствовал популяризации чайной церемонии в стиле ваби, однажды заметил, что его знакомый имел чайник, сделанный знаменитым ремесленником, и в этой работе чувствовалось отсутствие духа ваби. Позже чайник был разбит на кусочки и затем аккуратно починен. В свой последующий визит к знакомому Рикю увидел починенный чайник и сразу же заявил, что теперь чайник был просто пропитан духом ваби.

 

В японских искусствах и Пути простой и естественный не всегда означает быстрый и легкий. Например, в каллиграфии работа может выглядеть так, будто она была написана в бешеном порыве художественного вдохновения, — иероглифы буквально готовы сорваться с холста, хотя почти наверняка потребовались сотни попыток, чтобы добиться желаемого результата. И даже если работа действительно была написана за короткий промежуток времени, то это свидетельствует о наличии огромного мастерства, для приобретения которого наверняка потребовались годы упорной работы. Простоты можно достигнуть только при наличии мастерства, но способность постоянно «попадать в самую точку», делать каждую работу уникальным произведением, отвечающим эстетическим нормам, приходит только с многолетним опытом.

 

В сёдо иероглиф Ити (один) состоит из единственной горизонтальной линии и считается одним из самых трудных для написания. Точно так же, когда мастер БИ бросает противника наземь, делая при этом всего лишь маленький шаг вперед и едва уловимое движение рукой, это, несомненно, проявление высочайшего мастерства. Поражение противникам с помощью большого количества движений и ярко выраженным применением техники — это самый грубый, примитивный способ ведения поединка, в то время как завершение схватки одним лишь взглядом, еще до того как началось собственно физическое противодействие, является главной целью всех японских БИ, практикуемых в качестве Пути.

 

Это кажущаяся простота, проявляющаяся в практике БИ, сёдо, искусстве изготовления букета и других форм До, содержит в себе огромную глубину. Буквальное значение ваби это «бедность, скудность». Ваби заключается в нахождении неуловимого, но такого ценного «чего-то», находящегося внутри нас и нашего искусства, того, что не обращает внимания на веяния моды и неподвластно времени. Проникнуться духом ваби, познать его — значит найти ценность внутреннего содержания, суть вещей, а не их денежную ценность.

 

Как говорится в одном из дзенских изречений: «Варе тада еару о сиру». Я не знаю многого. Единственное, что я знаю, это то, что я полностью удовлетворен.

 

Это дзенское высказывание выражает сущность отношения к жизни, характеризуемого понятием ваби, — жизнь в гармонии с природой ценится выше роскоши, материального благополучия и изобилия. Как только приходит понимание природы и нашего внутреннего врожденного единства с природой, каждый момент и каждая сторона нашей жизни подвергаются трансформации. Не важно, находимся ли мы дома, на улице, в городе или за городом, наша жизнь начинает отражать внутреннюю непринужденность, простоту и легкость жизни, которая принадлежит нам с самого рождения. Это Ваби-цумай, или «стиль жизни ваби», который простирается намного дальше, чем просто предпочтение простого природного и искреннего образа жизни. Ваби-цумай имеет непосредственное отношение не только к тому, что мы собой представляем, но и к тому, где мы находимся, во что мы одеты и другим внешним атрибутам жизни.

 

 

(продолжение...)






Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 29 3031

Поиск по блогу