Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-8?

Написано clover , 09 Декабрь 2017 · 814 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Ма (Ма-ай)

 

Ма представляет собой внутренний технический принцип, присущий многим формам японских искусств и Пути. Ма означает «расстояние, пространство». В будо, или боевом Пути, ма (или ма-ай) соответствует определенной боевой дистанции. Тот, кто во время поединка контролирует дистанцию и пространство, контролирует и ситуацию в целом. Если вы находитесь слишком близко к противнику, он сможет легко ударить вас в любой момент, причем ему не придется даже делать шаг вам навстречу. Останьтесь стоять слишком далеко от противника, и вы ничего не сможете с ним сделать.В дзю-дзюцу, айки-дзюцу и айки-до основной дистанцией является та, на которой противник не может нанести вам удар рукой или ногой без предварительного подшага в вашу сторону. Достаточно условно эту дистанцию можно измерить следующим образом: станьте друг напротив друга и вытяните прямые руки прямо перед собой, вытянутые пальцы должны едва касаться друг друга. Похожая дистанция применяется и в кен-до, с той лишь разницей, что в данном случае концы оружия должны едва касаться друг друга. Если перед тем, как провести атаку противник вынужден сделать шаг вперед, то следовательно, он должен подготовиться к этому действию, совершить какие-то дополнительные крупные, а значит, и более медленные движения, телеграфируя вам о своих намерениях. Получается, что ма является жизненно необходимым и очень важным элементом в БИ. Основное правило — не слишком далеко, не слишком близко.

 

В сфере человеческих отношений выбор правильной дистанции тоже очень важен. Близость и открытость, которых вы ожидаете от близкого друга, вряд ли будут так же хорошо восприняты от человека, которого вы не очень хорошо знаете. Т.е. соответствующая физическая и психологическая дистанция может существенно меняться в зависимости от человека или обстоятельств, в которых вам приходится с ним общаться. Это абсолютно справедливо и для БИ — иногда, например, когда мы чувствуем, что противник неопытный, мы можем стоять к нему ближе, чем того требует стандартная ма, а если сильный боец — отойти от него подальше.

 

То, что в Японии всегда уделялось большое значение правильной дистанции, объяснить достаточно просто. Для этого всего лишь нужно принять во внимание географическое положение страны и различные исторические события, повлиявшие на формирование обычаев и других социальных аспектов ее жителей.

 

Япония является маленьким островным государством, территория которого достаточно долгое время была очень плотно заселена. В течение долгих веков японцам приходилось развивать и культивировать чувство дистанции, чтобы буквально «дать другим немного пространства». Но несмотря даже на такую густонаселённость, цель заключалась не в том, чтобы оградить свою территорию от посторонних, что неизбежно привело бы к негативным последствиям во взаимодействии различных социальных групп, правильная ма здесь скорее подразумевает достаточное пространство, а не чрезмерную дистанцию и варьируется в зависимости от человека и обстоятельств как в БИ, так и в социальных взаимоотношениях.

 

Каждый из нас создает «эффект присутствия». Мы говорим, что некоторые создают большой эффект присутствия, а другие — не очень. Состояние «присутствия», ощущение того, что этот человек находится именно здесь, с нами, оно, как и ма, может изменяться в зависимости от времени и обстоятельств. Например, мы часто обращаем внимание на то, что актеры на сцене выглядят крупнее, чем вне ее. Считается, что это происходит потому, что они как бы выпускают свою энергию на зрителя во время выступления. Вот этот эффект присутствия, та огромная энергия, которая направляется в зрительный зал, в Японии называется Ки — «жизненная энергия» или «душевная, внутренняя сила». Динамичное, положительно настроенное внутреннее состояние способствует подъему и мощному выплеску Ки —так получается эффект присутствия. Точно так же негативное внутреннее состояние, плохое настроение приводят к сопутствующему оттоку жизненной энергии. Т.о., от секунды к секунде, от ситуации к ситуации излучение Ки изменяется.

 

Правильную ма можно представить следующим образом: два человека; представьте каждого из них в виде магнита, с соответствующим магнитным полем вокруг. Если мы начнем сближать магниты, направляя их положительно заряженные концы друг на друга, то сможем получить некоторое представление о правильной ма. Когда магниты находятся слишком далеко друг от друга, мы не чувствуем магнитного поля, но на определенной дистанции можем ощутить как они взаимодействуют. Это и есть правильная ма. Если мы продолжим сближать магниты, они начнут отталкиваться друг от друга. На дистанции, на которой магниты испускают магнитную энергию, люди начинают взаимодействовать с помощью своей Ки. Ки чувствуется и выделяется через Хара — природный неподвижный центр, находящийся внутри человеческого тела. Т.о. определенная ма свойственна как телу, так и духу человека.

 

В сёдо мы также можем визуально наблюдать ма. Каждая черта на холсте, представляющая собой часть иероглифа, должна находиться на определенной дистанции от других линий — слишком далеко и не получится правильного иероглифа, слишком близко — все будет выглядеть зажато, неестественно. Точно так же и расстояние между иероглифами должно быть не слишком большим и не слишком маленьким — точно также, как и между людьми в обществе.

 

Строки в стихотворении должны гармонично связываться между собой. Когда поэма написана вертикальными строчками, такой способ называется Фудзидана, достичь правильной ма достаточно просто. Однако при использовании Сираси, или «разбросанного» способа написания, при котором достигается асимметричный баланс, достижение правильной ма представляет собой куда более трудную задачу. Если группы иероглифов расположить слишком близко друг к другу, то они сольются в одно целое, и задуманная островная структура перестанет существовать. Если расположить их слишком далеко друг от друга, то нарушится единство всего произведения в целом. Ки каждой из групп должна соприкасаться с другой, но не подавлять и не отталкивать друг друга.

 

В суми-э очень часто линии, написанные кистью, не закончены. Эта незаконченность позволяет нашей фантазии самостоятельно закончить отрывок, вовлекая т.о. наблюдателя в сам процесс создания работы. В таком минималистском подходе очень важно наличие свободного места. Это место и есть ма.

 

В западной живописи пустое пространство обычно считается «негативным», учеников постоянно побуждают «заполнить пробелы». Но в японских искусствах, начиная от суми-э и заканчивая составлением букета, пустое пространство не считается чем-то негативным. Очень часто, когда я провожу занятия по каллиграфии, то советую ученикам, копирующим какую-либо из работ, смотреть не на сами иероглифы, а именно на белое пустое пространство между ними. Когда же я работаю с кистью, то обычно стараюсь думать не о начертании иероглифов на пустом поле, а скорее о создании контура вокруг белого пространства. Ма это пространство, но пространство не пусто.

 

Ин и Йо

 

Ин и йо это японский аналог китайских инь и ян. Считается, что эти понятия пришли из Даосизма, где они обозначают основу, дополняющие друг друга и неразделимые части дуализма, который находит свое отражение в окружающем нас мире.

 

Хотя происхождение китайского понятия инь и ян всем хорошо известно, мало кто знает, что в японском Синтоизме имеется свой аналог. В мифологии Синто в момент, предшествующий началу времени, вселенная существовала в состоянии неделимого целого, без формы и материи; была только абсолютная жизненная энергия (ки), которая не содержала ни дуализма, ни относительности — только полное единство. Внезапно благодаря спиральному движению энергия начала разделяться, одна часть пошла по спирали вверх, чтобы впоследствии превратиться в небо, другая — вниз, чтобы образовать землю. Из этих бурлящих потоков Ки были рождены Идзанаги и Идзанами, женский и мужской ками, святые сущности, рождение которых ознаменовало собой создание мира относительности. Дуализм красной нитью проходит через всю философию Синтоизма.

 

Т.о. в Японии ин и йо оказали большое влияние на формирование культурных ценностей. Концепция ин и йо хотя и является визитной карточкой Даосизма и Синтоизма, на самом деле представляет собой универсальную концепцию, отражающую сущность самого бытия.

 

Ин-йо буквально означают «темный» и «светлый». А так как мы можем узнать, что такое свет, только познав, что такое тьма, и наоборот, то, следовательно, ин-йо неразделимы. Такие противоположности как вперед-назад, верх-низ, начало-конец можно определить только при их взаимодействии, неразрывной связи между собой. Орел и решка являются неотделимыми частями одной монеты, которая в свою очередь представляет собой саму вселенную. И хотя они и являются противоположностями, они не конфликтуют друг с другом.

 

Попытки разделить разные части бытия изначально обречены на провал, они приведут лишь к заблуждениям и спорам. Абсолют может быть только один, это сама вселенная, а ее сущность это Ки — или Ками, космос, природа и т.д. Хотя абсолютная Ки разделилась, чтобы создать мир, в котором мы все живем, наш дуальный мир относительности не может быть отделен от абсолютной вселенной. Скорее он является ее олицетворением.

 

Существует Дзенское высказывание, которое может иллюстрировать то, о чем мы сейчас говорили: «не один, не два». Ин-йо это не один и не два. Ин-йо представляют неделимую природу видимой части вселенной. Сознание и тело представляют собой единое целое, и определить где, например, начинается одно и заканчивается другое невозможно. Несмотря на это мы говорим отдельно о теле и сознании, так как в некоторых случаях нам просто необходимо такое разделение.

 

Например, речь это искусственная конструкция, это только средство для описания природы; т.е. слова это только набор звуков, а не сами вещи.

 

Если мы говорим, что две части ин-йо не могут существовать друг без друга, это значит, что они указывают на что-то, имеющее две видимые части, которые тем не менее соединены между собой «где-то в глубине».

 

Это что-то и есть наш мир относительности. И в этом относительном мире мы видим верх-низ, обилие-скудность, мягкость-жесткость — постоянное противопоставление. Наблюдая за этим постоянным взаимодействием противоположностей, мы можем понять жизнь, которая является постоянной борьбой, конфликтом.

 

Если мы посмотрим более внимательно, то, возможно, нам откроется источник этих противоречий, и то, что эти части одного целого не могут существовать друг без друга. Подобные наблюдения приводят нас к заключению, что все противоположности в конечном итоге формируют одно целое, которое является абсолютной Ки вселенной.

 

Важно заметить, что этот дуализм жизни не отрицает лежащего в ее основе единства, а понимание этого единства не отрицает существования относительности в нашем мире. Мнение, что в мире существует только гармония, является ошибочным, точно так же нельзя говорить и о том, что в основе жизни лежит борьба противоположностей. Оба утверждения являются неполными, основываются на дуальном мировоззрении, которое само приводит к внутреннему конфликту.

 

Давайте посмотрим на один из аспектов человеческого бытия — мужчину и женщину, представляющих собой противоположности. Но эти противоположности дополняют друг друга. Мужчина и женщина соединяются, чтобы произвести ребенка. Из двух получается один, от двойственности мы приходим к единству. Этот ребенок находит себе пару, свою противоположность. От одного мы снова возвращаемся к двум. Эта пара дает рождение еще одному ребенку — снова один, дуализм переходит в единство.

 

Не один, не два. Вот сущность, основа самого существования, понимание которой приводит к революционному перевороту в человеческом сознании.

 

(продолжение...)






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324 25 262728
2930     

Поиск по блогу