Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-17?

Написано clover , 10 Декабрь 2017 · 573 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Кан

 

В то время как Путь включает в себя определенные движения и отрабатываемые техники, сами тренировочные методы базируются на кан. Когда наше мастерство растет,движения и техники рождаются из кан. Однако сам по себе кан эфемерен.

 

Кан можно перевести как «интуитивное понимание», «проницательность», это способность понять или почувствовать то, что вот-вот должно произойти, что еще даже не началось. В практике Пути кан обозначает обучение через собственный опыт, личные открытия, интуицию и развитие способности к интуитивному познанию.

 

Развитие кан в До зависит от того, как ученик подходит к изучению и практике своего искусства. Как я уже говорил, читать о принципах и концепциях полезно, но только через непосредственный контакт, личный опыт можно добиться истинного понимания. Эффективные методы обучения Пути это всего лишь указание направления и хороший учитель До старается найти лучший способ указать ученику верное направление, но в конечном итоге все зависит от самого ученика, от того, увидит ли он то, что показывает ему учитель, и захочет ли идти в указанном направлении.

 

Путь подразумевает деятельность, поэтому все основные принципы можно понять только через практику. А это означает сотни тысяч повторений базовых упражнений и техник. Через такую практику, представляющую собой сознательное выполнение упражнений, а не просто механическое повторение, ученики начинают чувствовать принципы, о которых говорит учитель. Важно помнить, что учитель подталкивает ученика к интуитивному (равно как и интеллектуальному) пониманию принципов. Вот почему учитель сёдо кладет свою руку на руку ученика и показывает, как делать то или иное движение, — ученик должен почувствовать давление и ритм при нанесении каждого штриха на полотно. По этой же причине учитель, выслушав вопрос ученика, вместо того, чтоб пуститься в объяснения, начнет снова и снова рисовать иероглиф, давая возможность ученику смотреть, как правильно это делать. В будо учитель «объясняет» принципы выполнения важной техники путем многократного применения этой техники на ученике, раз за разом бросая его, давая почувствовать на себе действие техники, а затем, чтобы проверить эффективность действий ученика, дает ему возможность снова и снова бросать себя.

 

Преподавая различные формы Пути, я столкнулся с тем, что, например, люди часто хотят знать, что представляет собой то или иное интересующее их искусство, даже не пытаясь попробовать свои силы в нем. Конечно, есть и исключения, но, тем не менее, мне встречалось очень много людей, которые хотели, чтобы я рассказал им, что представляет собой та или иная форма Пути, как ее надо практиковать, как выглядит сама практика — в общем, все, что только возможно, и при этом, даже не желая переступить порог додзе. Такой подход значительно ограничивает тот объем информации, который можно было бы объяснить и тем более понять.

 

Через практику и повторение ученик начинает интуитивно чувствовать основные принципы генсоку, на которые указывает ему инструктор. За годы обучения эти принципы усваиваются. Но опять-таки не просто путем осмысления, логического понимания, а через выполнение упражнений и чувствование происходящего снова и снова. Когда приходит понимание генсоку, новичок исчезает, на его место приходит настоящий последователь Пути — ученик, способный варьировать и изменять фундаментальные техники и формы своего искусства, не нарушая при этом генсоку искусства. Другими словами, ученик теперь способен создавать хенка — личные формы, основанные на понимании фундаментальных принципов.

 

В процессе обучения и личного роста ученик может достичь такого уровня, например, в искусстве составления букета, что кажется будто цветы сами находят свое место, делают всю работу за человека. В будо он начинает спонтанно создавать новые техники, максимально отвечающие требованиям боевой ситуации. В сёдо такой мастер в ответ на изменение внешних условий, интуитивно изменяет иероглиф, пишет новый, не обрываясь на полуслове, а лишь внося необходимые изменения, добавляя новые элементы к тем, что, уже были нарисованы, чтобы создать что-то более красивое, чем планировалось до этого.

 

Т.о., мы возвращаемся к кан: к мгновенному пониманию того, что необходимо в данный момент, что является наиболее верным решением в данной ситуации, но что не готовилось заранее. Кроме того, благодаря тому, что учителя Пути уделяют столько же времени показу и демонстрации искусства, сколько и словесному объяснению, а ученики изучают на практике то, что им только что показали, через какой-то промежуток времени у ученика появляется повышенное чувство учителя. А эта повышенная чувствительность к Ки других людей тоже является выражением кан.

 

В любом виде деятельности, где приходится взаимодействовать с другими людьми, особенно это касается японской музыки, танцев и БИ, чувствование Ки другого человека очень важно, без этого очень трудно добиться гармонии. Музыкант, ждущий, пока начнут играть другие, чтобы услышать, что они собираются исполнять, неизбежно будет играть не в такт. Танцор, смотрящий на других, чтобы понять, что они собираются танцевать, какое движение делать, не попадет в ритм. В БИ если вы будете ждать явного проявления намерений вашего противника, то к тому моменту как вы поймете, что он замышляет, вас уже схватят или ударят.

 

Тем не менее, всегда есть опасность неправильно понять намерения ваших партнеров — взять неправильную ноту, начать движение не в тот момент, приготовиться к защитным действиям от атаки другого. Способ избавиться от таких проблем и ошибок заключается в том, чтобы не только и не столько использовать свой интеллект, сколько развивать кан. Поэтому абсолютно не удивительно, что для познания кан необходим личный опыт, практика. Ниже будет представлено упражнение, которое поможет вам на личном опыте узнать, что такое кан.

 

Упражнение 9

 

Вам нужен будет напарник. Сядьте в сейдза или станьте друг напротив друга, вытяните одну руку вперед, ладонь смотрит вверх. Партнер кладет свою ладонь сверху вашей и начинает медленно двигать свою руку вверх, вниз, в стороны, в любом направлении. Ваша задача «прилипнуть» к руке партнера. Руки не должны разъединяться, но и не должны сталкиваться, если например, партнер резко начинает поднимать или опускать свою руку. Цель упражнения — достичь гармонии.

 

Достичь, а тем более поддерживать такую гармонию очень трудно, особенно с увеличением времени упражнения. Теперь закройте глаза, не напрягайтесь. Партнер продолжает двигать руку, и теперь вам приходится полагаться только на свои чувства, вы должны чувствовать, куда вы идете за партнером. Можно еще усложнить упражнение — вытяните обе руки, и пусть партнер двигает обеими руками одновременно, каждой в своем направлении. И наконец, попросите его постоянно менять темп движения — медленно, быстро, резкая остановка, все что угодно, но вы должны следовать за ним, сохранять постоянный контакт ладоней, не разрывать их, но и не сталкиваться с руками партнера.

 

Это очень интересный, но в то же время очень показательный и трудный тест на чувствительность, способность взаимодействовать с другими людьми и поддерживать гармонию. Кан это тот ключ, который поможет вам найти гармонию в действии. Суть в том, что ждать, пока партнер сделает движение, или пытаться предугадать его действия является далеко не самым эффективным способом действий, но есть один момент, который может помочь добиться успеха в выполнении упражнения.

 

Перед тем как партнер начнет движение, его сознание, а значит и Ки начинает двигаться в этом направлении. Например, если я хочу взять стакан, то сначала у меня появляется намерение сделать это, моя Ки начинает течь в этом направлении, а лишь затем появляется видимое глазу движение. Тело не может двигаться, выполнять какие-то действия или говорить само по себе, это всегда сопровождается, вернее, даже предвосхищается, ментальными действиями.

 

Если мы успокоим сознание, то сможем почувствовать множество незначительных, едва заметных изменений в окружающем пространстве, включая движение Ки во вселенной. Если мы интуитивно чувствуем, куда течет энергия, чувствуем это еще до того, как начала двигаться рука и не ждем визуального подтверждения своих чувств, пока не увидим, что рука партнера начала свое движение, а начинаем двигаться сразу же, как только уловили момент течения Ки, то мы можем двигаться в гармонии с партнером, точно следовать его движениям.

 

Часто ученики слишком озабочены тем, чтобы достичь кан. Вы не можете заставить себя почувствовать, куда сейчас потечет Ки партнера. Лучше обратите внимание на то, что происходит в вашем сознании, когда вы открываете дверь. Очевидно, что вы намереваетесь сделать определенное действие, но это намерение такое быстрое, что его практически невозможно уловить; то же самое можно сказать и о течении Ки, предшествующем движению руки партнера: к моменту, когда вы прекратите пытаться почувствовать это течение, само действие уже давно произойдет.

 

Смысл в том, чтобы успокоить сознание и ничего более не делать. Двигайтесь только когда чувствуете, что надо двигаться. Если сознание действительно спокойно, то ваши чувства будут в точности отражать намерения партнера, направление его движения. В кан самое главное это спокойствие, плюс упорная практика упражнений, развивающих Чувствительность. Есть много способов добиться спокойного состояния сознания, но одним из лучших, проверенных временем является способ, используемый в японских До, — успокоение сознания с концентрацией на точке, расположенной немного ниже пупка. Успокойте сознание, как это будет описано ниже, и снова попробуйте проделать приведенное выше упражнение, сравните результаты.

 

Сядьте или станьте ровно, тела расслаблено, спина прямая, вес тела и центр тяжести проецируются в точку, расположенную в нижней части живота. Сконцентрируйте внимание на центре тела немного ниже пупка. Другими словами, сосредоточьте сознание на той же точке, где находятся центр тяжести и центр массы тела. Расслабьте и «уроните» плечи, расслабьте верхнюю часть тела. Как бы сбросьте вес тела в центр живота, но при этом не сутультесь и не нарушайте естественную структуру тела. Как только почувствовали свой центр, протяните руки ладонями вверх и выполните то же упражнение, что раньше, но в этот раз двигайтесь только тогда, когда чувствуете, что это действительно необходимо. В таком состоянии глубокой релаксации чувствование Ки приходит само, очень естественно.

 

Спокойное и уравновешенное сознание можно сравнить с абсолютно гладкой поверхностью водоема. Даже очень легкий ветерок моментально оставляет следы на его поверхности. Если же вода сама по себе неспокойна, то только очень сильный ветер может существенно изменить рисунок на поверхности воды.

 

Т.о., когда сознание спокойно, даже малейшие изменения в окружающем мире моментально отражаются в нашем «зеркале», это в равной степени относится и к движению Ки. Но если сознание возбуждено, мы в состоянии заметить только самые большие возмущения внешнего мира, что делает наши реакции очень медленными. Обратите внимание, что вода не «старается» почувствовать ветер. Ее поверхность спокойна и поэтому реакция естественна, и мы тоже можем научиться вести себя подобно воде. Японские искусства и практика Пути дают нам возможность научиться этому и предоставляют целостную систему обучения этим качествам и навыкам.

 

Осталось добавить, что необходимо отличать истинную чувствительность, о которой говорилось выше, от ложной. Кан без сомнения включает в себя чувствование Ки, но Ки это целостное понятие, т.е. оно имеет как физический, так и ментальный аспекты. Сознание и тело это одно целое, и практика Пути основана на принятии этого факта. Т.о., в девятом упражнении мы не развиваем так называемое «шестое чувство». Такой подход разрушает единство сознания и тела, делает невозможным осознанное и гармоничное действие. Ки везде, во всех предметах и объектах вокруг нас. Кан как в практике Пути, так и в повседневной жизни требует естественного, целостного чувства всех проявлений Ки, физических и ментальных, видимых и невидимых.

 

 

(продолжение...)






Октябрь 2022

П В С Ч П С В
      1 2
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Поиск по блогу