Что такое До (Путь)-19?
Сугё
Если Путь это средство для достижения Сейсин танрен, то это лишь потому, что Путь создан не только для того, чтобы предоставить способ выполнения определенного рода деятельности, будь то составление букета или игра на флейте сякухати. Все формы Пути с их акцентом на сейсин танрен можно считать формами Сугё.
Термин «Сугё» имеет почти религиозный подтекст и в приближенном переводе означает «аскетичные практики». Применяемые в японской йоге длительные медитации или специальный зимний тренинг в БИ представляют собой примеры Сугё. Сугё это важная, неотделимая часть До.
Благодаря сегодняшнему технологическому образу жизни, стиль жизни большинства из нас существенно отличается от того, как жили наши предки. Современные чудеса техники просто потрясающи, они позволяют нам жить в комфорте и безопасности. Но в древние времена человечество жило в тесной взаимосвязи с природой и неизбежно подвергалось далеко не самым благоприятным воздействиям, и как следствие, обладало сильно развитым чувством самосохранения — людям приходилось рассчитывать и полагаться только на себя. Когда наша жизнь стала намного комфортнее, мы потеряли определенную физическую и внутреннюю силу, чувство самостоятельности и ответственности за самих себя.
Когда-то я услышал историю о японском солдате, который в течение многих лет скрывался в лесах в удаленной части острова, затерянного в Тихом океане. Этот человек не подозревал, что вторая мировая война давно закончилась. Всех жителей близлежащих деревень он считал врагами, и каждый раз, когда его замечали, он исчезал каким-то непонятным образом, но в конце концов всё-таки был «пленен» и отправлен в Японию. По возвращении он сразу же стал знаменитостью, и многие СМИ спешили взять у него интервью. Во время одного из таких интервью его спросили, не сожалел ли он о потерянных годах, проведенных в джунглях. Он немало удивил всех собравшихся, сказав, что наоборот, он получил огромный опыт, вынес для себя много полезного из своего «заключения» и так много потерял по возвращении домой.
Спустя годы пребывания в джунглях он обнаружил, что его чувства значительно обострились, он приобрел прочную связь со своим естественным окружением, мог по запаху определить возможность нахождения по близости воды или животных, чувствовал, когда смениться погода, он также мог легко ощутить присутствие или приближение других людей задолго до того, как они окажутся в поле зрения.
Вернувшись в Японию, он заметил, что его способности очень быстро сходят на нет, что его нисколько не радовало. Также он обнаружил, что звонки телефонов, шум на строительных площадках, гудки автомобилей и многие другие звуки современного города вызывали стресс. Улучшенное медицинское обслуживание и новая жизнь в Японии принесли ему комфорт, он был рад вернуться домой, но в то же время он потерял что-то очень существенное.
Многие из нас тоже потеряли что-то при вступлении в новую эру с ее технологическими достижениями. Чрезмерная надежа на чудеса техники уничтожает нашу способность полагаться на самих себя. Мне даже иногда кажется, что определение веселья и удовольствия значительно отличается от того, что подразумевали под этим словом наши предки. Например, в американском обществе мало кто получает наслаждение от тяжелой и интенсивной работы. Если это трудно, то это не может быть приятно.
Может, и так. Но как насчет чувства глубочайшей релаксации, которое окутывает все наше тело после долгого плавания. А чувство удовлетворенности, восторг от того, что нам удалось, казалось бы, невозможное — то на что, как мы думали, у нас никогда не хватит сил. Как быть с этим чувством после трудного путешествия на велосипеде? Если бы я провел это время в автомобиле, а не на велосипеде, то, конечно же меньше вспотел, но в то же время я бы не смог заметить диких кроликов, скачущих рядом со мной, пропустил бы запахи сельской дороги, по которой ехал поздно ночью. Тем не менее, одним из моих самых любимых развлечений является скоростной спуск с горы на авто в морозное весеннее утро — завернутый в теплую куртку, с во всю работающим обогревателем и запахом весенних цветов, врывающимся в кабину моего родстера. Разве не проще проехаться на машине с откинутым верхом или покататься на велосипеде? Проще, но это не так кайфово.
Точно так же тяжелый физический труд на морозе или в жару больше не является необходимостью для многих из нас, но колка дров морозным утром или прополка сада под теплыми лучами летнего солнца помогают нам по-настоящему оценить природную теплоту и свежесть, а выращенная пища приближает к природе, окружающему нас миру.
Другими словами, попытки сделать жизнь слишком простой приводят к отрыву от природы. Конечно, в 21 в. мы не хотим обходиться без современных технологий. Но, тем не менее, нам нужны методы для тренировки тела и сознания, которые помогут сохранить связь с окружающим миром. Практика Пути может способствовать этому, но только если мы практикуем Путь как Сугё.
Большинство форм До имеют мало общего с высокими технологиями. Ученики тядо сидят в сейдза на татами в старомодной комнате для чайной церемонии, не оборудованной кондиционером. В зимний период на занятии по чайной церемонии они ощущают тепло только тогда, когда их губы наконец могут прикоснуться к горячему зеленому напитку. Это может казаться жестоким, но на самом деле это неописуемое ощущение, столь не похожее на то, которое получаешь сидя в теплой комнате, ожидая, пока микроволновая печь даст сигнал, что твой растворимый чай готов.
Возвращаясь к будо, в сотю гейко, специальный летний режим тренировок, адепты тренируют свое сознание и тело, доводя их до предела выносливости, открывая, т.о., новые горизонты и пределы для совершенствования, и все это в самое жаркое время года. Само собой разумеется, что тренировочный зал не оборудован кондиционерами. Ученики нива, проводят много дней в саду, не важно — идет дождь или светит солнце, зима или лето, холодно или жарко. Наклоняясь для выполнения каждой операции, обрезая или подправляя что-то, они часто, используют методы и инструменты, которые применялись несколько веков назад. Корю, или «старый стиль» владения мечем, тоже часто практикуется вне залов в любую погоду. Ученики сёдо проводят долгие часы, сидя на полу в сейдза, переписывая древние японские поэмы, используя при этом такие же древние кисти.
Однако подобные архаичные виды деятельности очень эффективны, чтобы помочь нам окунуться в мир ваби-саби. Они возвращают нас к чему-то элементарному, можно сказать, изначальному и даже духовному по своему характеру. В практике До мы познаем истину, которая является универсальной, но которую так легко потерять, когда мы слишком отдаляемся от природы. Практика японских искусств и Пути позволяет сохранить нашу связь с природой и заново открыть для себя ту ментальную и физическую гибкость, которой обладали наши предки. И если мы серьезно практикуем До, то нам нет нужды прятаться в джунглях на маленьких островах в тихом океане — мы и без того можем достичь этого природного состояния.
Хотя интенсивный тренинг сотю гейко и кан гейко несомненно является формой Сугё, один из моих сенсеев предложил иную интерпретацию этих тренировочных методов: «Сугё это пожизненная ежедневная практика Пути». В сравнении с медитацией под ледяным водопадом или практикой БИ в страшную жару, просто ежедневная практика на протяжении всей жизни не кажется чем-то уж слишком трудным. Те, кто утверждает, что ежедневные упражнения в течение всей жизни это не так сложно, возможно, никогда по-настоящему не практиковали До. Этим, возможно, и объясняется достаточно большое количество людей, бросающих практику Пути. Начать изучать японское искусство это одно, а упорно тренироваться — совсем другое. Еще сложнее продолжать тренироваться каждый день до конца жизни. Настоящее испытание, вызов самому себе — это продолжать так же неистово заниматься спустя месяцы или даже годы.
Умеренная ежедневная практика на протяжении всей жизни является более трудным испытанием, чем суровый специальный тренинг Сугё, предпринимаемый несколько раз в жизни. И конечно же, умеренный ежедневный тренинг в течение всей жизни намного более продуктивен и полезен, чем разовые ударные нагрузки.
Периоды интенсивной нагрузки приводят к обучению на пике своих возможностей, но, тем не менее, результаты могут иметь значительное влияние на дальнейшую жизнь практика.
Определенные действия, являющиеся неотъемлемой частью повседневной жизни и повторяемые на протяжении многих лет, проникают в конце концов в подсознание, где и происходит настоящее обучение и понимание. Если вы всю жизнь водили машину, то как вы можете забыть выжать сцепление при переключении передачи, управляя автомобилем с механической коробкой передач? Это произойдет инстинктивно, вы даже сами не заметите, как сделаете это. Вот в этом и состоит ценность повторяющихся действий, представляющих собой часть нашей повседневной жизни на протяжении нескольких лет.
В некоторых японских искусствах ученикам приходится сдавать экзамены, чтобы получить сертификат на право преподавания или подняться в ученическом табеле о рангах. Хотя многие считают, что система рангов используется только в БИ, подобные схемы градации мастерства есть и в искусстве составления букета, в сёдо и многих других формах До. Если подобная проверка необходима для получения сертификата, то ученика обычно приглашают на экзамены, приглашение делает сенсей. С течением времени большинство учеников получают приглашение пройти подобный тест, большинство, но не все.
Некоторые ученики из тех, кто не получил подобного приглашения, иногда жалуются, что они наверняка прошли бы испытание, если бы только учитель позволил им попробовать — и возможно, они на самом деле прошли бы его.
Но в том то и смысл: один мой знакомый учитель говорит своим ученикам, что настоящее испытание происходит каждый день, когда они приходят на тренировку. Это испытание продолжается на протяжении всего тренировочного периода. И в это время учитель наблюдает за учеником и его отношением — к тренировкам, к инструктору, к соученикам и, в конце концов, к Пути вообще. У такого учителя — а это и есть самый распространенный тип наставника в традиционной практике Пути — самое большое испытание это не экзамен, а именно приглашение пройти этот экзамен, и эта дверь редко открыта для тех, кто занимается нерегулярно или неискренне, и таланты здесь ни при чем. Проводя параллель с вышесказанным, получаем, что жесткий тренинг раз в месяц или год — это не так уж и трудно, да и не так важно, как искренняя регулярная практика своего искусства.
Рутинная практика иногда приводит к потере интереса, и в этом случае может помочь осознание того, что самая большая ценность Пути открывается нам, когда мы практикуем его. Преимущества, получаемые в процессе практики До, находятся в самом тренировочном процессе, а не где-то далеко в будущем. Изучающие Путь обнаруживают, открывают для себя пользу своих занятий в том, что эти занятия приносят им во время ежедневных тренировок, а не в виде какой-то удаленной перспективы. На самом деле Путь существует сейчас, в настоящем моменте, или не существует вообще.
Когда мы тренируемся не ради достижения чего-то далекого, то нет места огорчениям. Мы расстраиваемся, когда нам кажется, что мы двигаемся к намеченной цели не достаточно быстро. Делая же все от нас зависящее в настоящий момент, мы редко подвержены таким упадническим настроениям. Когда же мы осознаем, что теряем так много полезного из того, что нам уже дало наше искусство, теряем это только потому, что перестаем практиковать искусство, мы начинаем заниматься с удвоенной силой.
Возможно, вы слышали, как люди иногда говорят, что они «знают» каратэ, искусство составления букета или другие японские искусства. В этом и состоит типичный западный подход, который не имеет ничего общего с Сугё. В До знать о Пути мало что значит. Искренняя практика Пути и достижение глубокого понимания того, что нам дает постоянный тренинг, вот что важно. Точно так же тот факт, что вы изучали Путь в прошлом, мало что значит для настоящего момента. Регулярная практика создания букета или чайной церемонии приносит большую пользу как в физическом, так и в духовном плане. Наш Путь стал Сугё, слился с нашей жизнью, и наша жизнь стала Сугё.
Кейко
Регулярная практика с полным вовлечением сознания и тела — вот ключ к успешному Сугё.
На Западе часто говорят о посещении занятий определенного вида деятельности. Т.о., подчеркивается разовость действия, цель состоит в том, чтобы посетить установленное количество занятий — и все, курс закончен. До, в противовес такому подходу, это не просто определенное количество уроков, оно не имеет конца, так как практикуемые в До дисциплины представляют собой Путь жизни.
Ученики собираются снова и снова, чтобы отрабатывать движения, которые они уже делали сотни раз. Не всегда дается новый материал, и учитель иногда за все занятие не произносит ни слова. Ученики не встречаются с преподавателем, чтобы заранее получить материал на следующее занятие, а учитель не всегда представляет «тему урока», она «находится» в процессе работы над базовыми упражнениями. Обучение имеет место быть, но это подсознательное обучение, оно происходит на уровне интуиции, а то, что выучено, зачастую невозможно описать словами.
Иногда человек заявляет, что он «изучил» каратэ или сёдо, но это не значит, что он овладел мастерством в полном объеме, он просто говорит, что имеет какое-то представление о конкретном виде Пути. Большинство же мастеров, как на Востоке, так и на Западе, говорят, что они «практикуют» какой-то Путь, а «практика» это и есть наиболее часто используемый перевод кейко.
Слово «кейко» состоит из двух частей. Первая обозначает процесс размышления, вторая — «античность». Так как в практике Пути используются шаблоны действий, т.е. формы, созданные в прошлом, продолжительное применение этих форм подразумевает в каком-то смысле переосмысление прошлого. В процессе бесконечного повторения древних шаблонов движений ученик открывает, через личное прочувствование этих форм, пропускание их через себя, что-то новое.
В практике Пути ученики стремятся к единению сознания и тела. Практика кейко - шаблонов действий, называемых ката, осуществляется не только для отработки техник, но и для того, чтобы прийти к пониманию принципов Пути.
Тядо, сёдо, кадо и другие формы можно рассматривать как Путь искусства и жизни, а физическим выражением этого пути является кейко. Но что лежит в основе кейко и почему? Давайте обратимся к ката, через практику которых, собственно, и изучается Путь.
(продолжение...)