Характерные признаки японского дзюдзюцу
Identifying Characteristics of Nihon Jujutsu
Сихан Stephen Fabian — 7 дан; сибу-тё или руководитель филиала США Хонтаи Ёсин-рю, руководитель отдела традиционного дзюдзюцу SMAA
Зима 1995 г., «SMAA Newsletter»
(перевод clover)
"Онегаи симасу... Аригато годзаимасита. "
С этих вежливых выражений - любезной просьбы и благодарности - ученики Хонтаи Ёсин-рю начинают и заканчивают свою практику в парных упражнениях дзюдзюцу ката. Эти фразы сопровождаются смиренными поклонами из традиционного положения сидя на коленях - в сейдза. Такой вежливый риатуал свидетельствует об истинной природе японского дзюдзюцу.
Традиционное дзюдзюцу является одним из древних видов японских боевых искусств – Корю; более поздние виды БИ называются Синрю (новые рю; нео-корю). Боевые традиции/методологии Корю возникли до 1868 г., т.е. до отмены японской феодальной системы, в т.ч. и сословия буси, или самурев. Синрю — это bona fide боевые системы - они непосредственно проистекают из Корю. Т.о., к примеру, такие боевые системы, как каратэ-до и дзюдо, которые не являются производными от японского Корю дзюдзюцу, не могут считаться Синрю. В наше время существует множество Синрю-дзюдзюцу систем, но лишь старинные школы дзюдзюцу, которые изучаются в Японии очень ограниченным кругом людей, подпадают под категорию Корю .
Не смотря на такое разноообразие старинных рюха или систем японского дзюдзюцу, существуют некоторые особенности, характерные для большинства (если не для всех) школ. Поскольку сейчас есть определенное количество относительно новых боевых систем довольно сомнительного происхождения, идентифицирующих себя как «современное дзюдзюцу», уместно взглянуть на те характеристики, которые присущи реальным традиционным японским школам дзюдзюцу.
Общие характеристики
Все традиционные школы дзюдзюцу имеют проверяемую историю происхождения, включая список соке. Эти сведения часто содержатся в макимоно (свитки) школы или в прочих исторических документах. К числу других маркеров, которые указывают, что школа традиционная, относятся:
• Как упоминалось выше, обучение в зале дзюдзюцу осуществляется в атмосфере вежливости и уважения, в контексте, предназначенном для взращивания духа Кокоро или "сердца";
• Доги - тренировочный костюм - обычно белый, как правило, с темными хакама;
• Скромное убранство зала, как попытка добиться или выразить чувство простой и элегантной простоты (выраженной в таких концепциях, как Саби и Ваби, распространенных во многих других традиционных искусствах Японии);
• Выдача строго ограниченного числа лицензий на преподавание (менкё) или документов аналогичной системы ранжирования (например, сёден, тюден, окуден и менкё-каиден, или возможно, в качестве альтернативы, более современной и все более распространенной системы: кю-дан);
• Для всего Корю, в т.ч. подлинных дзюдзюцу систем характерно - как выразился редактор «Фурю» и старший советник SMAA Уэйн Муромото - отсутствие «призовых турниров, профессиональных спортивных контрактов, вычурных эмблем или куч нашивок, а также прочих атрибутов и «поверхностной» деятельности, отвлекающих от следования пути» («Фурю», том 1, № 1, стр. 23).
Технические характеристики
Несмотря на то, что существуют некоторые различия во взглядах и методах различных традиционных дзюдзюцу систем, существуют значительные технические сходства:
• Ученики изучают традиционную дзюдзюцу, главным образом, на основе наблюдения и имитации в качестве образца ката или заранее обусловленных форм своей школы;
• В ката уделяется особое внимание наработке навыков: несиловых («мягких») воздействий (методы) на суставы, которые могут приводить к разрыву связок, с помощью давления в направлении, противоположном нормальной функции суставов (или болезненных растягиваний мышц путем смещения суставов в их неестественном направлении); телодвижениям (техники) для бросков или опрокидываний, а также выбору надлежащего момента времени (тайминг) для применения бросков или заломов;
• Применение ударов (атеми) по особо уязвимым точкам тела - в целях реализации метода кудзуси (выведение противника из равновесия), для возможности проведения техник заломов, а также удары с целью сбить с ног или опрокинуть соперника;
• Физическая сила, по существу, никогда не задействуется, вместо этого применяются методы, которые обеспечивают эффективность техник: особое внимание уделяется наработке метода Текучести (который вытекает из названия искусства – «Дзю» - означает «пластичность» и «податливость») при выполнении техник;
• Телодвижения, как правило, непрерывны до момента полного обезвреживания противника, они имеют целью «подстраивание» под телодвижение соперника с тем, чтобы поставить его в невыгодное ему положение или вывести из равновесия (кудзуси) для того, чтобы его было легче бросить или опрокинуть;
• Тело по отношению к противнику располагают таким образом, чтобы оптимально использовать уязвимости при его атаке и при этом по возможности максимально закрыть свои слабые места;
• Во многих традиционных школах дзюдзюцу присутствует практика против оружия (также используются ката, как основа для обучения) - это обусловлено историческим развитием дзюдзюцу и других направлений Корю - многие из них зародились еще во времена средневековых войн. Оружие может включать, например, року-сяку бо (длинный шест), ханбо (короткий шест), катана (длинный меч), кодати (короткий меч), танто (нож) и пр.
Философские аспекты
Не смотря на то, что дзюдзюцу, как и Корю в целом, за редкими исключениями, не имеют приставки «До» или «пути» для обозначения их в качестве Пути к духовному освобождению и внутреннему развитию, существует множество философских и ментальных аспектов, имеющих важное значение для их применения в этих системах, по крайней мере, в силу их значимости для обеспечения эффективности боевой практики. К ним относятся:
• Ясная осознанность, дзансин, когда практик готов к чему-либо, в любой момент времени;
• Спонтанность, мусин (буквально «отсутствие мыслетворчества»), которая позволяет незамедлительно реагировать без замешательства;
• Состояние хладнокровия или невозмутимости, известное как фудосин (безэмоциональность).
Эти три состояния разума/ощущения бытия вместе чрезвычайно важны в практике дзюдзюцу, поскольку позволяют довести до абсолюта возможность эффективно действовать. Однако, достичь такой эффективности, а также овладеть техническими навыками и умственным состоянием, на которых они основываются, возможно лишь после значительного периода серьезной и последовательной практики, подлинного укрепления духа, выраженного в концепции сеисин танрен («духовная ковка»).
Эти различные характеристики описывают основные элементы традиционных школ дзюдзюцу. Имея представление о них, у человека есть возможность оценить традиционный характер или подлинность какой-либо школы дзюдзюцу. Если большинство, либо полностью все эти характеристики в школе отсутствуют, то ее «традиционность», как bona fide является весьма сомнительной. Это не означает, что эта школа не предлагает хорошей учебной программы или не имеет эффективных методов. Это просто говорит о том, что такая «дзюдзюцу» школа может быть охарактеризована не как «традиционная», а обозначена каким-то другим термином.
Любой человек, который интересуется «традиционностью» школ дзюдзюцу может обратиться к сенсею H.E. Davey, руководителю отдела Ассоциации традиционного дзюдзюцу «Shudokan Martial Arts», который может помочь определить легитимность той или иной школы дзюдзюцу.