Перейти к содержимому






Фотография

Taisen Deshimaru: Будо и БИ

Написано clover , 06 Декабрь 2016 · 825 Просмотров

Источник

 

(перевод clover)

 

Изображение

 

MONDO WITH TAISEN DESHIMARU

 

From "The Zen Way to the Martial Arts"

 

TD Люди, которые не хотят следовать учению дзен - истинной основы Bushido, не соответствуют этому кодексу. Для них боевые искусства - это своего рода «игры», т.е. обычный вид спорта среди прочих видов спорта. Но если люди желают совершенствоваться в своей жизни, то они должны понять в чем истинный смысл методов дзен.

 

Никто не может быть принужден, и никто не может быть подвергнут критике. Одни «играют» в БИ, как дети с машинками, другие «едут» на реальных автомобилях. Я ничего не имею против спорта; он тренируют тело и развивает стойкость и выносливость. Но дух соперничества и культ силы, которые сопутствуют спорту, на самом деле являются чем-то не очень хорошим, они искажают представление о жизни. Смысл практики БИ заключен не в этом.

 

Учителя частично ответственны за такое положение дел, они тренируют тела и учат технике, но ничего не делают для сознания. В результате их ученики учатся выгрывать, как дети, играющие в войнушку. В таком подходе к БИ нет мудрости, это не имеет смысла вообще для самосовершенствования в своей жизни. В чем польза от знания просто техник для ежесекундной жизни? Спорт, в конце концов, это только развлечение, из-за духа соперничества спортсмены изнашивают свои тела. Практика БИ имеет целью поддержание здоровья и продления молодости. В духе дзен и будо - повседневная жизнь становится осмысленной. Осознание ценности каждого мгновения жизни должно присутствовать во всем – при подъеме по утрам, на работе, во время еды, на отдыхе и до отхода ко сну. Каждый момент жизни должен быть наполнен ощущением внутренней и внешней гармонии.

 

Является ли "чемпионатизм" признаком внутренней дисгармонии?

 

TD Безусловно. Что за узкое видение смысла жизни! Я не имею в виду, что никогда нельзя становится чемпионом, почему бы и нет? Это опыт, как и любой другой. Но не следует доводить это до одержимости. В БИ тоже надо быть mushotoku* (* одна из дзенских концепций - состояние ума, когда окружающее или происходящее воспринимается без личной пристрастной или корыстной оценки - прим. перевод.; подробнее здесь), т.е. что-то делать без какой-либо цели или желания получения от этого публичной похвалы.

 

Как возникли боевые искусства?

 

TD Искусство меча, копья, лука, навыки безоружного боя почти так же стары, как и само человечество, поскольку они всегда были необходимы, чтобы защититься от недругов, а также для охоты, чтобы прокормить себя и свое племя. Начиная с первых примитивных видов орудий – палок, каменных топоров, копий и луков, постепенно, методом проб и ошибок, с использованием налучших из возможных того времени методов обработки, было созданы различные превосходные виды оружия. Частые сражения с врагами способствовали выработке у людей навыков, методов, стратегий и т.п. ведения боя. Но не только совершенствовалось оружие, методы боя и все то, что стало составными элементами искусств ведения войны или охоты, совершенствовались также и некоторые другие важные элементы: знания о климате и погоде, способности к следопытству (звуки, следы и отпечатки, запахи и т.д.), понимание окружающей среды, психологии поведения противника (или дичи на охоте), а также интуиции соответствующих действий. Хороший воин-охотник должен уметь «растворяться» в пейзаже, становиться его частью, понимать природу, и уважать ее.

 

Но вернемся к боевым искусствам. Техники борьбы без оружия получили большое развитие со времен, когда на странствующих монахов нередко нападали и грабили, а то и убивали, ронины и разбойники, потому что монахи были беззащитными, поскольку давали обеты не использования оружия. Виды безоружного боя изначально были разработаны в Китае, во времени Бодхидхармы (из которых позднее развились каратэ, дзюдо, тайцзи и т.д.), и с помощью этих видов монахи учились защищаться от нападений с применением любого оружия. Эти древние виды борьбы без оружия послужили источниками возникновения стремительных и эффективных техник каратэ; методов в дзюдо, связанных с использованием собственных сил противника; медленных, вкратчиво-пластичных, «кошачих» техник тайцзи. Используя различные виды борьбы без оружия, монахи привнесли в них в т.ч. свои различные методы, связанные с использованием энергии. В стародавние дни "мягкие" боевые искусства не классифицировались на виды и стили, как это принято сейчас, вероятнее всего они состояли из набора различных движений, ударов, блоков и бросков, которые передавались от одного человека к другому в ходе странствий, точно также, как передавались в те времена рецепты целительных снадобий, методы тэатэ и прочего, в т.ч. - техник медитации (помните, что до того как Бодхидхарма сел медитировать (дзадзэн) под деревом, он получил множество наставлений от разных «йогинов», которых повстречал во время путешествия* *в т.ч. знаменитое - «следуй за белым кроликом» - прим. перевод.). Они передали ему свои знания и опыт, полученные в свою очередь от других людей, касающиеся духовной и практической философии отношения к жизни. Странствующие монахи принесли все эти знания из Китая в Японию, где они, начиная с региона Окинавы, распространились по всей стране с потрясающим успехом. Китайские виды борьбы без оружия типа каратэ и дзюдо стали очень популярны в Японии, в то время как тайцзи не получило широкого распространения.

 

Тайцзи сейчас очень популярно в Китае. Его практиков можно видеть каждый день и повсеместно - на улицах и даже на заводах. Я видел фильм, в котором множество людей одновременно выполняют одинаковые движения – выглядит это занятно, словно замедленный балет...

 

TD Существует миф, что тайцзи – это только для женщин, детей, стариков и прочих немощных. Это очень сложная по своей сути практика, которая, кроме развития гибкости тела, учит правильному типу дыхания (как в дзадзэн), а также повышает ясность ума. Тайцзи называют "динамическим дзеном", но, если его формы выполнять без понимания смысла движений и без соответствующего состояния ума, то это превращается в просто «танец» - своего рода гимнастику без истинного духа дзена.

 

Maka Hannya Haramita Shingyo (Сутра Сердца Совершенной Мудрости) – Francisco Casaverde. Текст

 

Shimbu - искусство прекращать насилие
Введение в Риндзай-дзэн
Присутствие духа
Образ Луны в японских БИ
Брюс Ли: «Будь водой, мой друг...»

Благородство Будо






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
2930     

Поиск по блогу