Перейти к содержимому






Фотография

Кудзуси является более чем разбалансировкой

Написано clover , 17 Февраль 2018 · 3 741 Просмотров

Изображение

 

Kuzushi Is More Than Off Balancing

 

(перевод clover)

 

Кудзуси означает «разбалансировка». Все это знают. Этот термин переведится таким образом уже не одно десятилетие. Но вся правда в том, что это довольно плохой перевод. Точно такой же ужасный, как и перевод 柔道 - «Мягкий путь».

 

Слово «кудзуси» происходит от слова «кудзусу» (崩す), которое согласно «Кенкюся онлайн словаря» означает «сломать, снести, сорвать, сбить, свести на нет, разрушить, изменить». В дзюдо о процессе броска говорят, что он подразделяется на 3 этапа: кудзуси-цукури-какэ. Цукури примерно означает – «решение» - принятие решения о соответствующей боевому моменту технике. Какэ – это выполнение техники. И, если кудзуси стоит на самом первом этапе, т.е. еще до того, как мы собрались бросать противника, то может ли оно означать просто «разбалансировка» в таком случае? Что мы делаем перед тем, как бросить своего партнера?

 

Мой друг Майкл Хакер любит переводить кудзуси, как «подрыв фундамента». В течение долгого времени, это была наилучшая из интерпретаций «кудзуси», о которой я слышал. Это довольно понятный образ. Если взорватьь фундамент здания, он оно рухнет под собственным весом. Т.е., если вам удастся «взорвать фундамент» вашего партнера, то он начнет падать, и все, что остается сделать, это выполнить технику пока он не успел восстановить свое равновесие.

 

«Подрыв фундамента» по смыслу мне нравится гораздо больше, чем просто «разбалансировка». Выведение кого-то из равновесия – это хорошо, но он может восстановиться. С тактической точки зрения, разбалансировка, как правило, очевидна для противника. Но, если вы умеете тонко «подрывать фундамент» стойки противника, то он может даже не успеть заметить, что вы с ним делаете. Опытные мастера могут даже вынудить противника к разрушению им же своей собственной структуры. Если вы можете заставить соперника толкать или тянуть сильнее, чем могут выдержать его стопы, то вы «подорвете его фундамент».

 

«Подрыв фундамента» был моей рабочей концепцией для кудзуси довольно долгое время, и это помогло мне найти путь к моему нынешнему его пониманию. Я выявил и иные возможности кудзуси. Я обнаружил, что кудзуси применимо не только в дзюдо и айкидо, но и в кендзюцу и дзёдо. Я понял так же и то, что кудзуси в огромной мере отвечает за эффективность применяемой техники. Например, в дзёдо, есть техники, где вы атакуете оружие партнера, и если его не вывести из равновесия, по крайней мере хоть на мгновение, и так, чтобы он не успел его восстановить, то ваша техника не имеет никаких шансов на успех.

 

Я по-новому оценил возможности кудзуси. В этом мне помогла практика айкидо, Дайто-рю, Синто мусо-рю дзё и нескольких школ кендзюцу. Я обнаружил, что во всех из них кудзуси обеспечивает эффективность техник. Так, что хаппо но кудзуси важно не только в дзюдо. Кудзуси – это не всегда очевидное раздергивание противника, как это зачастую можно увидеть на тренировках по дзюдо. Настоящее кудзуси незаметно, оно выполняется гораздо тоньше.

 

Вот почему я, как Майкл Хакер, предпочитаю понятие «подрыв фундамента», даже когда я смотрю на то, что проще и в целом применимо. Опыт работы с Джимом Бейкером, замечательным преподавателем айкидо, заставил меня задуматься об этом больше. Например, как он делает кокю-хо, сковывая ваше тело, начиная с запястья, когда вы схватите его. Без каких-либо значительных телодвижений, он затем блокирует ваши локти, плечи, вплоть до позвоночника, а затем заставляет вас осесть на колено. Я еще не вполне понял, как он воздействует на позвоночник, потому что сам научился блокировать только до плеч. И делает это он все легко и без усилий.

 

Джим не разрушает «фундамент». Он даже не атакует опорную ногу до тех пор, пока верхняя часть тела не будет полностью заперта. Я понял, что это похоже на то, что я иногда делаю в дзюдо. Зачастую я не пытаюсь разрушить равновесие у партнера. Наоборот, при выполнении некоторых техник я стараюсь настроить своего партнера таким образом, чтобы он был крепко структурирован, настолько жестко, что он уже не может сделать телодвижения, чтобы защитить себя, потому что утратит равновесие, если сделает это. Тогда я атакую.

 

То, что делаем мы с Джимом Бейкером (он, конечно, делает это гораздо более тонко, чем я) это не разбалансировка противника или «подрывание его фундамента». Вместо этого мы дестабилизируем (слегка покачнуть) соперника. Например, при практике дзюдо - мой партнер остается сбалансированными. Т.е., если я отпущу свой захват, он останется в вертикальном положении, потому что я не старался нарушить его равновесие. Я стремился сделать его нестабильным так, чтобы он не мог двигаться без того, чтобы не начать падать. Джим Бейкер делает то же самое. Он делает структуру вашего тела жестким: запирает суставы так, чтобы они не могли приспособиться к последующему на них воздействию.

 

Кудзуси так же применимо и в поединках с оружием. Хороший мастер может загнать вас в нестабильную структуру так, что вы не сможете сделать что-либо, чтобы ответить ему. Многие ката в Корю разработаны, чтобы научить как это сделать - загнать противника в положение, в котором он не имеет достаточной стабильности, чтобы иметь возможность реагировать на ваши атаки – т.е. создать момент, когда он больше не сможет двинуться в безопасное положение. Такая стратегия действий заложена в большинстве высокоуровневых ката многих традиционных школ БИ, хотя они обычно не говорят то, что в ката содержатся элементы кудзуси. Мастера разрушают стабильность своих соперников, делают невозможным эффективное реагирование. В Синто мусо-рю есть целый ряд техник, которые действительно эффективны только тогда, когда они не только парируют удары оружием, но и нарушают стабильность соперника. Маки отоси является хорошим примером.

 

 

Каждая техника дзё в приведенном выше видео нарушает и на мгновение дестабилизирует соперника. Первая техника закручивает его структуру влево от центра. Вторая техника, пресечение удара, заставляет верхнюю часть тела противника откинуться назад, слегка выводя его из равновесия, давая этим время, чтобы нанести ему контратакующий удар. Атака на дзё сопровождается маки отоси. Маки отоси на самом деле очень «мягкая» техника, которая если выполняется правильно, как на видео, то полностью загоняет противника вправо. Соперник дестабилизирован настолько сильно, что вынужден сделать шаг, чтобы восстановить равновесие. Это хороший кудзуси.

 

В наших телах есть множество суставных сочленений. Мы сохраняем равновесие, сгибая суставы и двигаясь. В Будо, хороший баланс и стабильность не означает статическое вертикальное стояние. Хороший баланс и стабильность являются динамичными. Если вы меня атакуете, но я при этом сохраняю, либо смог восстановить свое равновесие, то я могу, будучи вами бросаемым, сам бросить вас, даже если я уже в воздухе. В такой ситуации, даже с оторванными от земли ногами, у меня есть стабильный центр, который я могу использовать, чтобы дестабилизировать вас и бросить. При наличии палки или меча вы можете также маневрировать и манипулировать своим партнером таким образом, чтобы он оказался в достаточно нестабильном состоянии и не смог сопротивляться вам.

 

С помощью кудзуси вы можете вывести из равновесия вашего соперника. Однако, применять его надо умело. Кудзуси не должен быть большим и очевидным – грубо толкать или тянуть противника в попытках вывести его из равновесия. Кудзуси должен быть тонким и незаметным, достаточно лишь слегка накренить тело противника, чтобы сделать его неустойчивым, и даже если он еще не падает, он все равно окажется не в состоянии отреагировать на технику, которую в этот момент на нем проводят. Т.е. в тот момент, когда человек утрачивает равновесие или пытается его восстановить, он просто не способен делать что-либо иное, включая и сопротивление технике, которую в это мгновение к нему применяют. В этом главная ценность кудзуси.






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
2930     

Поиск по блогу