Перейти к содержимому






Фотография

Кумэмура

Написано clover , 08 Декабрь 2016 · 790 Просмотров

Kumemura

 

(Старый Сюри. Еще рисунки)
Изображение
(Перевод clover ♣)

 

 

Kumemura (久米村 ?, окин. Kuninda) [1] – селение, расположенное недалеко от портового города Наха (рисунок порта Наха начала эпохи Мейдзи), и столицы Окинавы города Сюри. Kumemura был центром сообщества ученых, чиновников и дипломатов, а также центром культуры и образования во времена королевства Рюкю (Meirindō - т.е. это фактически был первый «университет» на Рюкю).

 

Основателями академического университета в Kumemura, как считается, в 1392 году, были представители важного и привелигированного класса китайской бюрократии, которые были посланы китайским двором, по согласованию с рюкюским, на Рюкю в целях подготовки и обучения местного класса yukatchu, составлявшего основу государственной бюрократии.

 

Деятельность академического центра yukatchu в Kumemura была ликвидирована японским правительством в 1879 году (рисунок поселения Kumemura, 1877 год), т.е. вскоре после аннексии Окинавы Японией. С японских времен, постепенно Kumemura была «поглощена» разросшимся городом Наха, который был превращен японцами в столицу префектуры Окинава, и в настоящее время Kumemura является просто районом «Куме» в городе Наха. Тем не менее, даже в наши дни, в Куме влияние китайской культуры по-прежнему ощущается. Окинавцы считают, что у большинства населения Куме имеются китайские корни, поэтому оно сильно отличается от населения в других частях острова или островов. [2]

 

История

 

Преположительно, поселение Kumemura было основано в 1392 году, когда ряд китайских чиновников и мастеров различных искусств, по приказу правительства китайского императора Мин, переехал на жительство из китайской провинции Фуцзянь на Рюкю. Однако, историк Takashi Uezato указывает, что дата (1392) основания поселения Kumemura ничем документально не потверждена. Но, в любом случае, добавляет он, известно, что количество китайских поселений на Рюкю значительно увеличилось где-то в промежутке между 14 и 15 вв., и они были населены в основном выходцами со всего южного побережья Китая (китайская карта Рюкю; морской маршрут вдоль островов Diaoyu между Рюкю и Китаем, из рукописи Hayashi Shihei, 1785 год), которые отправлялись на юг с целью ведения торговли с Рюкю. [3]

 

Изображение

 

Возможно, селение Kumemura возникло примерно через 30 лет после завершения войны, которая объединила три рюкюских княжества в одно, что способствовало возникновению бюрократической системы в этом новом едином государстве Рюкю, которое взяло за идеал модель развития китайского государства, а также китайскую культуру, ее политические и экономические структуры, которые считались в то время, в том азиатском регионе, воплощением понятий «цивилизация» и «современность».Т.о., не смотря на то, что эти фуцзяньские переселенцы даже не были столичными чиновниками, все же китайское правительство, которое послало их на Рюкю, и сами рюкюсцы, которые приветствовали их как культурных посланников, расценивали это, как акт доброй воли и подтверждение установления дружеских отношений между государствами.

 

Руководство нового объединенного государства Рюкю, безвозмездно выделило земли (план застроенных участков в Kumemura, 1671 год) для строительства домов (интерьер старинного рюкюского дома) посланников китайского двора, а также установило им государственное жалованье – в коку рисом. Вскоре, пользуясь привелигированным положением, предоставленным рюкюским правительством, новое поселение в Kumemura стало процветать, и при этом, оно предпочитало сохранять свой нейтральный политический статус, т.е. не участвуя во внутренних интригах знати трех бывших княжеств Рюкю. В результате мудрой политики невмешательства во внутренние дела Рюкю, у всех представителей трех бывших рюкюских княжеств были равные возможности для обучения у китайцев в Kumemura, которые с начала основания поселения, преподавали, в основном, культуру дипломатических и торговых отношений между различными странами. [4] Эта политика автономии и нейтралитета оставалась неизменной в течение нескольких последующих веков, в результате чего центр обучения в Kumemura значительно вырос, и приобрел существенную значимость и влияние.

 

На Окинаве, как и в большинстве феодальных обществ, образование у людей было редким явлением. Люди, обучавшиеся в Kumemura, получали высшее, по меркам того времени, образование, они учились свободно владеть китайским языком и изучали труды китайских классиков. Со временем, они составили на Рюкю особый класс - yukatchu - самых образованных людей страны. Преподавательский состав в Kumemura, в основном, был представлен потомками первых китайских посланников, которые преподавали китайский язык и административные методы управления государством будущим рюкюским чиновникам и дипломатам. Многие выпускники «университета» Kumemura становились позднее также специалистами в иных областях - астрономии, навигации, геомантии, судостроении, производстве бумаги и чернил и т.д.

 

Есть свидетельство, что к середине 15 в., селение Kumemura, которое к тому времени насчитывало уже около сотни домов, и в котором проживали не только китайцы и потомки первых китайских иммигрантов, но и корейцы, было обнесено земляным валом. [3] Однако, в ходе археологических раскопок остатков земляного вала было не обнаружено. [5]

 

Обучение в Kumemura и стажировки в Китае

 

Обучение детей в Kumemura начиналось в возрасте примерно 5 лет (старинный рисунок), а заканчивалось в 15, и в честь завершения обучения, выпускники приглашались во дворец Сюри для торжественной аудиенции. На этой аудиенции проводился риутал внесения имен выпускников в реестр yukatchu, т.е. лиц, которые имели право назначаться на государственные должности.

 

Одним из методов обучения в Kumemura, являлясь возможность стажировок в китайском Fuzhou, как в качестве учеников, так и в качестве членов рюкюских официальных миссий. Большинство, если не все ученики и yukatchu проводили по крайней мере несколько лет на стажировках в Фучжоу, а некоторым даже удавалось отправиться на учебу в Пекин. Кроме того, с начала 17 в., некоторые ученики отправлялись на стажировку в Японию, в город Кагосима (старая Кагосима). Однажды даже был отмечен случай, когда в одну поездку для проживания в Фучжоу отправилось сразу несколько сотен рюкюских учеников, причем сразу 8 ученикам удалось поступить в Императорский университет в Пекине («Бюрократия и подготовка чиновников Династии Мин»), где им было разрешено учиться в течение 3 лет, или до 8 - в особых случаях.

 

Такое положение в рюкюской системе образования неизбежно привело к тому, что ученики сдавали либо китайские императорские экзамены в Пекине, либо менее строгии экзамены в Сюри. Как и в Китае, эти экзамены становились «воротами» к получению государственных должностей. Кроме государственных постов при дворе в Сюри, многие из выпускников оставались в Kumemura в качестве учителей или поступали на дипломатическую службу.

 

Конфуцианство

 

Kumemura, который находился поблизости и от Наха и Сюри, был выражаясь, метафорическим языком, островком культуры на Рюкю. Потомки первых китайских посланников, среди прочего, преподавали также рюкюской молодежи правила и тонкости этикета, официальных ритуалов и праздников, вместе со множеством других элементов китайской культуры, о которых, до возникновения китайского поселения в Kumemura, на островах было очень мало известно.

 

«Мода» на все китайское на Рюкю привела к социальному расколу - китайская культура стала доминировать в жизни людей, проживавших в районе столицы, а остальная часть населения Рюкю по-прежнему следовала старым рюкюским традициям, религиям и образу жизни. Поскольку все государственные чиновники и должностные лица из Сюри получали свое образование в Kumemura, в высшем обществе стали постепенно доминировать конфуцианские ценности и мораль, особенно во времена Shō Shoken и Sai On, которые оставили наиболее заметный след в истории Рюкю. [6]

 

Китайский император Канси, в 1671 году, возвел и подарил общине в Kumemura конфуцианский храмовый комплекс (Shiseibyō), а также поддержал усилия Shō Shoken и его окружения в том, чтобы превратить Рюкю в государство, в значительной степени основывающемся на принципах конфуцианской добродетели. Среди многих реформ Shō Shoken был ряд попыток искоренить рюкюские анимистические обряды, особенно связанных с ритуалами, посвященными правителю государства. Исконные рюкюские религии были объявлены примитивными, нецивилизованными, и позорящими государство Рюкю в глазах Китая и Японии. Т.о., значение традиционного жреческого культа жриц норо было приуменьшено, а его ритуалы были превращены в пустую формальность, когда младшие чиновники изображали «царя». Большинство придворных ритуалов с участием правителя стало проводиться в конфуцианских храмах, т.е. на китайский манер.

 

Средневековая география Kumemura

 

На протяжении большей части средневекового периода (примерно с 1390 до 1609), портовый город Наха располагался на небольшом острове, называемом Ukishima, связанный с островом Окинава узкой дамбой «chōkōtei» (长虹堤, «Мост длинною с радугу»). Поселение Kumemura находилось в центре острова. Главной улицей в Kumemura является «Kume Ōdōri» (久米大通り), она пересекает остров с юго-востока на северо-запад; в северном конце этой улицы располагаются храмы «Tensonbyō» и «Tenpigū»,посвященные божеству моря Tenpi. [5] [7]

 

Значение Kumemura при Сацума

 

В течение периода, когда торговлю Рюкю с Китаем взял под контроль японский клан Сацума (1603-1868), yukatchu из Kumemura приобрели еще большее значение при решении различных дипломатических вопросов. Рюкю, которое исторически вело активную торговлю с Китаем, стало территорией экономических интересов Японии. Т.о., yukatchu из Kumemura занимали не только правительственные и дипломатические должности, но и выступали еще в качестве своеобразных посредников в отношениях между Китаем и Японией. Чтобы сохранить в секрете от Китая свое экономическое вмешательство в дела Рюкю, сацумское руководство даже запретило рюкюским чиновникам пользоваться японским языком, одевать японскую одежду и т.п.

 

В 1644 году, после падения в Китае династии Мин и приходу к власти маньчжурской династии Цин, перед сообществом Kumemura встал «маньчжурский вопрос». Новое маньчжурское правительство начало активно насаждать в Китае маньчжурскую культуру и традиции вплоть до таких деталей, как маньчжурский фасон официальных платьев у придворных и чиновников. С учетом того, что общество в Kumemura в основном представляло из себя китайцев, они воспротивились навязыванию маньчжурской «моды», и продолжали носить китайские платья либо иные, более соответствующие стилю платьев на Рюкю.

 

На развитии государства Рюкю не могла не сказаться тайная политика японского сёгуната, навязываемая рюкюсцам посредством клана Сацума, которая привела в результате к ряду реформ, проведенных высокопоставленными членами рюкюского правительства Shō Shōken, Sai On и другими. Однако, общее экономическое процветание Рюкю в этот период остается предметом споров среди историков, но, в некотором смысле, рюкюское государство и в этот период продолжало свое экономическое развитие. Аnji (наследная аристократия) из Сюри и yukatchu из Kumemura стали основой для возникновения стабильного и достаточно преуспевающего среднего класса. Однако, со временем стал наблюдаться существенный экономический разрыв между благосостоянием людей, которые проживали в городах, и теми, кто жил в деревне, в результате чего начался большой отток людей из деревень в города. В 1653 году правительство Рюкю запретило любое перемещение на жительство во все крупные города, а также установило законы, которые имели целью ограничить расходы бюрократической элиты на некоторые виды роскоши, что говорит о том, что они были намного более богаче, чем рюкюское крестьянство, однако, все же не настолько, как аристократы в Китае или Японии.

 

Однако, затем постепенно, в течение «сацумского периода» на Рюкю, yukatchu Сюри и аnji приобрели большее влияние и власть при дворе, чем yukatchu из Kumemura. В 1729 году, рюкюское правительство приняло решение о прекращении выплат на деятельность «университета» в Kumemura, и финансировать деятельность нового «университета» yukatchu в столичном Сюри. Примерно начиная с 1801 года, столичный «университет» yukatchu в Сюри стал направлять своих учеников на учебу в Фучжоу и Пекин, нарушая тем самым, четырехвековую монополию «университета» Kumemura. Получение различных государственных должностей теперь стало возможным только для yukatchu, живущих в Сюри, или для аnji.

 

Кроме того, наиболее талантливым yukatchu из Kumemura, правительство официально предложило переехать на жительство в столицу, чтобы они могли обладать равными возможностями с yukatchu из Сюри, что привело к еще большему снижению престижа «университета» Kumemura при дворе, который до этого играл ведущую роль при подготовке и обучении yukatchu. Т.о., к началу 19 в. центр образования и культуры на Рюкю «перекочевал» из Kumemura в столичный Сюри. Сообщество Kumemura пыталось протестовать против подобной политики правительства, но к тому времени они уже имели очень незначительное влияние при дворе.

 

Все эти события привели к упадку «университета» в Kumemura, деятельность которого в значительной мере опиралась на правительственное финансирование, и он лишился монополии на свою уникальную роль при правительстве. На протяжении веков, yukatchu из Kumemura посвящали себя научным занятиям, а не экономической деятельности, и жили, в основном, на государственном жаловании. Shō Shōken попытался решить проблему отсутствия средств на жизнь у yukatchu из Kumemura тем, что он лишил крестьян права заниматься некоторыми видами ремесел, и предоставил это право yukatchu из Kumemura, а также из некоторых других городов. Это побудило многих жителей Kumemura покинуть свой город и переехать в деревню, чтобы продолжить жизнь, зарабатывая ремеслом, без какого-либо формальной потери своего статуса yukatchu.

 

Государство Рюкю перестало существовать с момента аннексии его Японией - оно было превращено в японскую префектуру «Окинава» в 1879 году. Kumemura, имея тесные связи с Китаем, стал центром антияпонских настроений, и многие члены его общины бежали в Китай. Часть бежавших была не согласна с действиями японского правительства, а другая часть – опасалась репрессий в отношении китайских рюкюсцев, недовольных аннексией Японии.

 

Японское правительство провело широкомасштабную реформу Мейдзи, частью которой было создание системы государственных школ по всей Японии, с тем, чтобы предоставить народу равные возможности получения образования по всей стране. Японское правительство заявляло, что оно будет проводить свои реформы на Окинаве постепенно. Однако, «университеты» Сюри и Kumemura, которые имели старую форму обучения, основанную на изучении китайской классики, были ликвидированы немедленно. Кроме того, к 1909 году, все государственные «пенсии» для бывших yukatchu были отменены.

 

References

 

Kerr, George H. (2000). Okinawa: the History of an Island People. (revised ed.) Boston: Tuttle Publishing.

 

1. ^ Uezato, Takashi. "The Formation of the Port City of Naha in Ryukyu and the World of Maritime Asia: From the Perspective of a Japanese Network."Acta Asiatica.". vol 95. Tokyo: The Tōhō Gakkai, 2008. p57.
2. ^ Kerr. p76.
3. ^ a b Uezato. p59.
4. ^ Uezato. p60.
5. ^ a b Uezato. p62.
6. ^ Kerr; also Smits, Gregory (1999). "Visions of Ryukyu: Identity and Ideology in Early-Modern Thought and Politics." Honolulu: University of Hawai'i Press.
7. ^ These shrines have since been relocated and rebuilt on the grounds of the Confucian temple Shiseibyō.

 

Yukatchu – рюкюская феодальная интеллигенция
Род Фунакоси
1816: Приключения первых британцев на Рюкю



  • yamidako это нравится



Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу