Перейти к содержимому






Фотография

«Нанба Аруки» – Базовая модель для перемещений в Корю

Написано clover , 16 Декабрь 2016 · 4 788 Просмотров

Изображение

 

Из предыдущих моих переводов: «Сёген Окабаяси: о Дайто-рю, Будо, Бусидо, пользе отдыха и пр.»

 

«Из бесед с бокка я узнал, что в старину бокка умели носить грузы весом более 300 кг. Мне сразу вспомнилось, что аналогично этому, в эпоху Сэнгоку, буси были способны проходить более 100 км в день, одетые в тяжелые доспехи и тащя прочее необходимое. Однако, я не был уверен, что метод ходьбы у буси с тяжелым грузом был точно таким же, как у бокка. Манера ходьбы у бокка заключается в особом способе «подстраивания» костей скелета для переноски большого груза, а также со способом постановки стоп таким образом, чтобы центр тяжести (тандэн) тела плавно «скользил» над землею (НАНБА АРУКИ), а не «скакал» вверх-вниз, как это существует при обычной хольбе. Из своих наблюдений я углубился сначала в выстраивание структуры скелета для переноски большого груза, а затем постепенно перешел на изучение использования мышц и их соответствующей генерации силы. В результате я вышел на свои внутренние ощущения при перемещениях тела из положения «Нito e mi», о необходимости которых часто говорится в различных источниках по теории БИ.»

 

Изображение
(! Подобный тип походки (иноходью), как на этой картине, изображен на всех старинных укиё)

 

THE HISTORY OF MOVEMENT IN THE JAPANESE MARTIAL ARTS: Structure, Way of Thought, and Transmission
Dr. Kacem Zoughari, INALCO Paris

 

ИСТОРИЯ ТЕЛОДВИЖЕНИЙ В ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ
д-р Касем Зугари, INALCO Париж

 

(перевод clover)

 

«До сих пор никто еще не изучил устройства тела настолько тщательно, чтобы мог объяснить все его отправления. Я не говорю уже здесь о том, что у лишенных разума животных замечается многое такое, что далеко превосходит человеческую проницательность, а также о том, что лунатики во время сна делают весьма многое, на что они не решились бы в бодрственном состоянии; а это достаточно ясно показывает, что само тело в силу одних только законов своей природы способно ко многому, от чего приходит в изумление его душа..» … (1)

 

Из данных последнего доклада (08/09/2005), представленного на собрании Нихон Будо Гаккай (2), следует, что современные боевые единоборства в результате почти столетней их модернизации из японских классических школ БИ, к настоящему моменту времени значительно изменились по сравнению с теми классическими школами, от которых они произошли. Это мнение разделяет большинство знатоков и практиков высокого уровня. И степень этих изменений в современных боевых единоборствах весьма значительна - вплоть до полной замены старых способов телодвижений на современные. При этом очень мало современных практиков БИ знают, что телодвижения во времена величайших мастеров БИ, таких как: Ягю Сэкисюсаи (1529-1606), Ягю Мунэнори (1571-1646), Миямото Мусаси (1584-1646), Ито Иттосаи (1550-1618) или Тамаока Тэссю (1836-1888) были совсем иными.

 

В японской культуре эстетизм играет весьма важную роль, причем не только в духовном его значении, но и в физическом. От манеры эстетично садиться или одеваться до использования кисти либо любого иного объекта – почти для всего у японцев имеется определенная культура телодвижений. И это является довольно непривычным для представителей западной культуры.

 

Если взять к примеру мастеров БИ, упомянутых выше, то для них культура телодвижений или искусство владения оружием были неотделимы от искусства каллиграфии (Сёдо), театра Но, чайной церемонии (Тядо), и, конечно же от любых телодвижений, совершавшихся ими в повседневной жизни. Все это было для них едино. Например, искусство каллиграфии включает в себя определенный психологический настрой, позу, дыхание, мастерство жеста и ритма. Импульс, который мастер вкладывает в движение кисти должен отразить на бумаге не только письменный знак, но и передать то, что лежит за пределами его значения. То же самое относится и к театру Но. Все эти искусства, как и БИ, полагаются на чрезвычайно точные физические движения.

 

Koнпару Дзэмпо (1454-1520), актёр и драматург (позднее - создатель собственной актерской школы) театра Но, живший в последний период эпохи Муромати, выразил в своей работе «Дзэнпо дзацудан» следующую идею: «Будзюцу и Кэмари (игра с мячом) аналогичны театру Но. Кэмари – в какой-то мере, но Будзюцу – в точности». (3) О театре Но Ягю Мунэнори писал в письме к одному из своих учеников, Кимура Сукэкуро (1580-1656) следующее: «За каждым шагом (перемещение массы тела), за каждым произнесенным словом скрывается глубокая истина. Именно эта истина и является основой школы Koнпару. И это очень любопытно, поскольку на таком же принципе, глубоком, как наука, основываются и телодвижения в Будзюцу.» (4)

 

Достижение мастерства в телодвижениях в различных «подвижных» искусствах, в общем-то, строится по одной модели: устраняются все лишние движения, что приводит к концентрации нужных, в результате каждое движение становится наполненным. При этом телодвижения в классических школах БИ тесно связаны не только с техниками, но и, например, с манерой обращения и ношения меча, его весом и формой, с тем, что одето на человеке, его походкой и т.д.

 

И тут следует отметить, что если мы сравним телодвижения в современном кендо с телодвижениями в некоторых классических школах кендзюцу, таких, как Синкагэ-рю либо Нэн-рю, или же телодвижения в современном дзюдо либо айкидо с телодвижениями в классических школах дзюдзюцу, таких, как Такэути-рю (основана в 1532), Сёсё-рю (основана в 1520) или Хоки-рю (основана в 1596) (5), то увидим, что между ними существуют большие отличия.

 

Что же общего есть в телодвижениях мастеров различного рода физических искусств. Почему в старину мастера БИ отождествляли свою практику с Но, Сёдо, Кэмари и Тядо? Далеко не все современные практики и даже продвинутые мастера знают насколько изменились телодвижения в БИ со времен великих мастеров прошлого.

 

С помощью следующих иллюстраций (* к сожалению, эти иллюстрации в оригинале статьи отсутствуют) мы можем выявить отличия в телодвижениях практиков современных школ БИ и практиков классических школ прошлого (Корю). Рассмотрим фотографию поединка двух кендок на турнире в Токио (фото взято из журнала «Будо», март 2003, № 437): обратите внимание на положение их стоп, они расположены на двух параллельных линиях, при этом пятка задней стопы приподнята над полом, а также посмотрите, как они держат оружие. На другой фотографии (слева) (снимок сделан в конце периода Тайсё; из частной коллекции Сасамори Дзундзо, (1886-1976)) мы видим практиков Итто-рю, школы, основанной еще в самом начале периода Эдо, которая впоследствии, среди прочих, отказала влияние на развитие современного кендо. Сцепление мечей практиков Итто-рю отличается от сцепления мечей кендок, запечатленных на предыдущей фотографии. Положение стоп и пяток отставленных назад ног (см. практик Итто-рю - справа) практически идентично на фотографии кендок. А вот разница в защитной экипировке очень существенна – практики Итто-рю используют защиту только для запястий.

 

(фото нет, но есть видео на котором видна разница между способами ведения боя в Итто-рю и кендо)
Итто-рю, 1897
Кендо, 1897

 

Теперь обратим внимание на следующую иллюстрацию, которая взята из свитка «Кэндзюцу хидэн Хитори Сугё» (1789). Здесь мы видим ту же позицию - сэйган-но-камаэ, однако, очевидно заметно, что стопы у кенси располагаются под углом 90° относительно друг друга. Пятки находятся примерно на одной линии. Хват и положение меча то же иные. Камаэ называется «Сэйган-но-камаэ», но острие меча направлено на глаза противника. Так же туловище расположено по-другому – оно развернуто вполоборота. Т.о. можно сказать, что старинный тип сэйган-но-камаэ совершенно отличается от современного. Такое положение стоп с полуоборотом туловища называется «Ханми» или «Итимондзи-но-камаэ».

 

Еще одна иллюстрация, взятая из свитка «Синкагэ-рю хэйхо мокуроку» (1570), автором которого считается Kaмидзуми Исэ-но-ками (1503-1578?). Не смотря на то, что это очень абстрактное изображение, все же заметно, что стойка здесь шире и стопы располагаются на одной линии (* что-то вроде этого). Такой тип позиции показывает, что туловище развернуто вполоборота и что вес тела либо на одной ноге, либо на другой. Эта позиция известна под несколькими названиями: «Ханми», «Итимондзи госи», «Ити-но-камаэ», «Итимондзи-но-камаэ», «Сюмоку-но-аси-но-камаэ» или «Хира итимондзи-но-камаэ» .

 

Так же рассмотрим основные позиции у людей, ведущих бой в ёрои (ёроикумиути) – поединках в доспехах, которые практикуются в большинстве классических школ будзюцу. Следующая иллюстрация взята из свитка «Синто-рю Кукэдзо Матато (или Мадаито)» школы Синто-рю, основанной мастером Цукахара Бокудэн (1489-1571). Здесь мы так же видим широко разведенные стопы, поставленные на одну линию, положение туловища полубоком – вообщем, все вместе это указывает на существенную разницу между старинными позициями и позициями современного кендо. Любопытны также изображения дайто или тати, характерные для эпох Муромати и Mомояма.

 

Т.о., рассмотрев вышеприведенные иллюстрации, можно придти к выводу, что у старых и новых школ меча есть существенные различия в представлениях об исходных боевых позициях, поэтому они совершенно разные. Точно так же существуют различия и в хвате оружия, например, хват синая (бамбукового меча) сильно отличается не только от стального меча, но даже от деревянного. Если аналогичным образом проанализировать основные позиции в дзюдо и дзюдзюцу, а также в прочих БИ, известных в настоящее время в Японии, то выявятся такие же большие отличия.

 

Самое главное, что становится ясным после изучения этих свитков передачи технических знаний, написанных еще в самом начале периода Эдо, что у всех старинных школ изучение боевых навыков с использованием оружия или без него основывается на одинаковом положении тела - основной позиции, название которой варьируется в зависимости от школы и периода времени. Данная позиция – «Ханми», «Итимондзи госи» (и пр. варианты ее названия) – является основной во многих известных школах дзюдзюцу, таких как, например, Такэути-рю, Хоки-рю, Сёсё-рю, Сисин Такума-рю (6), Такаги Ёсин-рю, Aсаяма Итидэн-рю и др. Следует отметить, что эти школы были, по большей части, основаны до периода Эдо, или в самом его начале и их отличие от современного дзюдо существенно, как в способах перемещения, так и в телодвижениях.

 

Cравнение телодвижений в классических боевых искусствах с театром Но и традиционными японскими танцами показывает, что принципы движения или жеста в «старых» искусствах, связанных с владением телом, истории которых мы можем проследить и исследовать, очень отличаются от тех телодвижений, которые мы принимаем сегодня как должные. Выявленные технические различия, такие, как амплитуда движений, их наполненность, а также принципы действия оружием приводят нас к следующей идее: что недостатки в передаче боевой техники привели к большим проблемам, из-за которых возникло неверие в эффективность классических форм (позиции, телодвижения, методы использования оружия и т.д.), в результате которого многие современные школы или стили БИ и изменились до неузнаваемости.

 

Для того, чтобы восполнить все то, что было утрачено в современном Будо, следует задаться некоторыми вопросами. Например, использовались ли защитные доспехи на тренировках во времена таких мастеров, как Ягю, Иттосай или Мусаси? Какими были эти тренировки и в каком типе одежды? Какими тогда были исходные позиции? Какова была хватка меча, копья, нагинаты, ножа, сюрикена и пр.? Каковы были способы и методы использования оружия? Насколько и почему отличаются принципы телодвижений в школах, возникших в период Мэйдзи, от телодвижений в современных единоборствах?

 

Большинство боевых приемов в классических школах были созданы для использования их в любой ситуации. Способы перемещения, изначальные позиции, а также способы манипулирования оружием – все это является элементами Принципа, на котором основывается бесчисленное количество разнообразных применений. Как говорится в известном выражении – «Дзию дзидзаи»: следует избегать всех лишних движений и сосредотачиваться только на рациональных, причем таких, которые дают телу полную свободу действий без каких-либо помех. Этот принцип – «Дзию дзидзаи» - содержится во всех дэнсё и макимоно старых школ (7) будзюцу; во всех - без исключения. И как возможно материализовать это принцип «Дзию дзидзаи» в формах (ката) для физического обучения детей (8)?

 

Различия в способах ходьбы

 

Тщательное исследование различных письменных источников по передаче боевых методов до, во время и после периода Эдо однозначно выявило, что между между классическими БИ и современными БИ есть большие различия. И одним из самых важных отличий оказалась - походка. Кроме того, во всех свитках и манускриптах мастера указывают на важность времени (тайминг) реализации какой-либо техники – она должна выполняться в момент середины шага противника (т.е. тайминг – «Не рано, но не поздно») - в этом заключается главный «секрет» успешности реализации техник.

 

Сегодня, и это трудно не заметить, большинство практиков БИ - дзюдо, каратэ, айкидо, дзёдо, кендо, иайдо и пр. - тренируясь, используют «бытовую» походку. Короче говоря, они перемещаются в привычной им манере. Однако, классические школы основываются на совершенно иной модели походки.

 

Т.е., все дисциплины, созданные в период Мэйдзи (дзюдо, каратэ, айкидо, дзёдо, кендо, иайдо и т.д.), имеют одну общую черту: они используют походку, в которой тело работает не так, как в старых классических школах. Это изменение походки произошло во времена, когда Япония под влиянием западных идей начала модернизироваться (в период Мэйдзи), в т.ч. перешла и на западный стиль ходьбы. До этого, т.е. до конца периода Эдо, японцы использовали иную манеру ходьбы, причем она отличалась еще и в зависимости от принадлежности человека к определенному социальному сословию или к виду его деятельности. Например, «буси-аруки» (самурайская походка), «хякусё-аруки» (крестьянская походка), «тёнин-аруки» (походка горожанина), «сёкунин-аруки» (походка актёра), «хинин-аруки» (походка неприкасаемого) и т.д. – названия остались, но как это выглядело сейчас уже мало кто помнит. Однако, некоторые старые фильмы и фотоснимки первой половины прошлого столетия позволяют нам получить некоторые представления о старой манере передвижения.

 

Японцы до эпохи Мэйдзи ходили без скручивания тела (т.е. одновременно переставляли одноименные руку и ногу - походка-«иноходью»). Даже после 2-ой мировой войны еще встречались крестьяне с «крестьянской походкой» или люди знатного происхождения, которые перемещались «аристократической походкой» (9). Самураи в старину то же ходили иноходью, понижая центр тяжести – т.е. без полного распрямления ног, при этом они правую руку удерживали у бока (т.е. ходили не размахивая руками (см. с 2:01)), а левую руку располагали в непосредственной близости от меча или иного оружия (см. с 6:40), с тем чтобы иметь возможность мгновенно им воспользоваться. Такой способ ходьбы назывался НАНБА АРУКИ (10). Нанба аруки не «перекручивает» тело при движении и не вызывает болтания меча (см. с 7:40) из стороны в сторону при ходьбе и на бегу (* а еще помогает штаны удерживать, когда они волокутся по полу - см. с 1:00). Такая походка – Нанба аруки – в старину была в основе обучения техникам боя для всех самураев, и анализ свитков и манускриптов, дошедших до нашего времени, позволяют нам реконструировать этот тип движения с большой точностью.

 

Т.о., исследование различных основных методов показывает, что начиная со 2-ой половины периода Эдо в практике БИ произошли существенные изменения. В период Эдо появилось массовое обучение БИ, в связи с чем возникло много новых школ, которые, в свою очередь, стали создавать новые методики обучения, а также способы использования техник, что в результате привело к беспрецедентным изменениям в практике БИ, в т.ч. и манеры перемещения. Чтобы понять это явление нужно обратиться к истории развития БИ.

 

В период Эдо еще существовало множество старинных школ, которые безусловно повлияли на становление новых школ. После изучения истории различных школ, которые появились в период Эдо, выяснилось, что на появление новых школ особенно повлияли три следующие старинные школы.

 

Три влиятельных школы

 

Появление этих трех школ датируется, без сомнения, периодом Муромати (1333-1467). С давних времен они наиболее известны искусством меча, поэтому их называют «кендзюцу-но-сандай генрю» (剣術の三大源流). Имена этих школ следующие: Тэнсин сёдэн катори синто-рю, основанная Иидзаса Тёисай Иэнао (1387-1488), Каге-рю, основанная Айдзу Икосаи (1452-1538), и Нэн-рю, основанная Сома Сира Ёсимото (1350-?), более известным под именами Дзион или Нэнами.

 

Несмотря на то, что все эти три школы известны прежде всего искусством меча, в них имеется широкий спектр иного оружия и боевой техники, которая основывается на методе рационального использования тела в целом. А точнее, в этих школах преподается 18 воинских дисциплин, известных под общим термином – «Бугэй дзюхаппан».

 

Основатели этих трех школ прославились мастерством владения различным оружием. При этом они могли с легкостью переходить в бою с одного вида оружия на другое, поскольку основывались на общем принципе движения при использовании любого рода оружия. Или говоря иными словами - это означает, что существует единый способ перемещения и метод передачи массы тела при использовании всех видов оружия. Приведенные здесь иллюстрации из свитков, которые в тайне передавались из поколения в поколение мастерами этих трех школ, наглядно демонстрируют единую позицию, общие принципы защиты, а также способы перемещений. Кроме того, изучение, начиная с 17 в., прочих исторических документов так же выявило наличие такой же одинаковой позиции или стойки, которая у разных школ просто имела разные названия, а также такого же типа универсального перемещения, которое использовалось для всех видов оружия. Здесь также интересно отметить, что тот же основной тип движения содержался или содержится в большинстве японских искусств, в которых есть практика движения.

 

Искусство скрытного переноса массы тела

 

Подавляющее большинство проанализированных документов содержат комментарии, поясняющие, как именно надо передвигаться: бесшумно, безэмоционально, безостановочно, со скоростью «тени противника», неочевидно и т.п. Эти характеристики перемещения являются одинаковыми во всех классических школах, за исключением наименования самого способа перемещения, которое отличается в зависимости от школы или вида БИ, например, «сюри-аси», «синоби-ири», «мусоку-но-хо», «кагэ-аси» и др. Согласно моим исследованиям история такого способа перемещения достаточно стара, он был уже в самых ранних школах классических японских БИ, и характеризовался следующими целями при его изучении: 1) следовало научиться устранять в теле все «нескладности», которые препятствуют достижению максимальной скорости и спонтанности движения; 2) научиться таким скрытым способам «изготовки» к движению, чтобы перемещение стало нежданным для противника; 3) научиться достигать максимального раскрепощения, чтобы выполнять техники всем телом в целом.

 

Перенос массы тела (с ноги на ногу) при обычной (повседневной) ходьбе происходит «автоматически», например, мы оставляем левую ногу позади и с шагом правой ноги переносим центр тяжести вперед (фактически – «подбрасываем» тело вверх «перекладывая» его поочередно с ноги на ногу – отсюда «нескользящее» перемещение, а типа «подскоком»– вверх-вниз, вверх-вниз...). В этом типе ходьбы мы используем импульс толчка ноги от земли для продвижения тела вперед. Или говоря иными словами, чтобы создать силу для горизонтального перемещения мы используем два равнодействующих вектора: отталкивание ногой от земли и перенос веса тела. В результате наша динамика такова, что, чтобы произвести перемещение тела мы должны произвести достаточную силу, позволяющую телу противодействовать гравитации («подбросить» вверх массу тела, перемещая его с ноги на ногу).

 

В наше время такой (повседневный) способ перемещения является базовым при тренировке физических навыков в спорте. Он также берется за основу в качестве модели для объяснения различий в производительности и интенсивности движений. Данный (повседневный) способ перемещения присутствует во всех современных видах БИ, таких, как кендо, дзюдо, каратэ, айкидо, дзёдо и т.д. Однако, способ перемещения, принятый за базовый, в классических школах, как правило, очень отличается. Такой «старый» способ перемещения лучше подходит для БИ: в нем можно достичь молниеносной скорости, он позволяет скрывать телодвижения, «телеграфирующие» о переносе массы тела, а также он увеличивает мощность выполнения техник. Для стороннего наблюдателя такой «старый» способ перемещения непривычен, а его преимущества неочевидны, но только до того момента, как он сам однажды не уяснит его суть, а затем просто выразит в движении. По сравнению с повседневным способом ходьбы в «старом» способе перемещения вместо того, чтобы создавать (и растрачивать) силу для противодействия силе гравитации земли мы максимально раскрепощаем тело и позволяем на мгновение равновесию нашего туловища придти в минимальную стабильность, и его последующее «падение» моментально преобразуем в силу для горизонтального (с шагом или отшагом) смещения тела. Т.о., «старый» способ перемещения позволяет открыть в себе ощущение «особого чувства» гравитации, как некой уже существующей силы, которую можно использовать вместо того, чтобы противодействовать ей.

 

Вследствие использования силы гравитации, вместо борьбы с нею, можно достичь более скоростного передвижения из-за лучшего контроля над переносом массы тела, а также возможности более быстро смещать определенные части тела, такие как грудь, плечи, колени и др. В «старом» способе перемещения нет бесполезного скручивания тела (аниме), нет отвлечения усилий на преодоление гравитации, он прекрасно подходит для перемещений в любом направлении (см. с 0:24). «Старый» способ перемещения может использоваться для применения любого вида оружия , он позволяет туловищу быть раскрепощенным («незабитым» ненужным напряжением), а рукам легко удерживать оружие, но достаточно цепко, чтобы свободно действовать им в любом направлении подобно мастеру каллиграфии, «орудующему» кистью. Кроме того, «старый» способ позволяет наилучшим образом использовать вес оружия, а также двигаться с ним с учетом его особенностей (например, кривизны, острия, режущего края, гибкости и пр.).

 

Практика «старого» способа перемещения нацелена прежде всего на освоение навыка перемещаться всем телом цельно, со всем его физическим потенциалом, а не начинать движение только с ног, как это принято в большинстве спортивных единоборств (см. сначала выносит ногу, потом бьёт). Неважно, осуществляется ли перемещение с палкой, копьем, мечом, ножом или просто без оружия - принцип движения для них одинаков - передача массы тела связана с вращением (скручиванием по оси) тела (см. с 2:40), основная ось которого является центром линии тела (сэйтюсэн) и тогда любая техника будет отличаться невероятной скоростью. Несопротивление гравитации с направленным «опаданием» (оседанием) раскрепощенного тела вместе разворотом его по оси позволяет объединить различные части тела в единое целое и переместить их одновременно.

 

Поскольку «старый» способ перемещения позволяет получить большую скорость за счет небольшого усилия мышц, то даже в старости мастера могут демонстрировать очень быстрые и мощные действия. Такой способ перемещения объясняет одну из основных причин сохранения эффективности при применении боевой техники в преклонном возрасте, что, безусловно, является важным фактором в классических школах БИ.

 

Вся польза «старого» способа перемещения еще не до конца осмыслена, но даже уже то, что о нем известно дает нам некоторые представления о том, что такой способ перемещения имеет неоспоримые преимущества в бою.

 

«Старый» способ перемещения в прошлом был очень распространен в Японии и в обыденной жизни, он отражался на манере людей садиться, стоять, гулять, а также на всем прочем, чем они занимались. Можно даже сказать, что он представляет из себя ключевой принцип, который проистекает из того, что из-за отсутствия лучшего термина можно было бы назвать, как «напольная культура» (см. ползанье по полу в манере Нанба Аруки c 11:15) (или «татами культура» - т.е. обычай «жить на полу»: есть, спать, работать и т.д.) – одна из наиболее ярких «странностей», которыми Япония известна по всему миру.

 

Изображение
Нанба Аруки на Рюкю (Окинава)

 

Примечания

 

1. Бенедикт Спиноза, «Этика», часть III, Теорема 2; Доказательство.

 

2. Нихон Будо Гаккай - организация, учрежденная в 1972 г. сообществом исследователей различных дисциплин Будо. Темами их исследований являются: история, путь мысли, философия, социология, этнология, медицина, биомеханика, психология и т.д. Нихон Будо Гаккай дважды в год проводит симпозиумы в Международном японском университете, на которых выступают с докладами множество специалистов-практиков, исследователей и историков. Работа проводимая Нихон Будо Гаккай высоко оценивается в мире БИ.

 

3. Koнпару Дзэмпо, его сын Йосикацу, а также актеры следующего поколения, Ясутэру и Удзикацу были весьма сведующими в БИ. Э-маки Синкагэ-рю Хэйхо Мокуроку-но-Кото (реестр избранных мастеров), написанное в 1601 г.у Ягю Мунэёси Сэкисюсаи (1529-1606), имело запись о Конпару, что свидетельствует об его высоком уровне мастерства. Этот документ, наряду со многими другими, хранится в храмовом комплексе Ходзан-дзи, на горе Икома около г. Нара.

 

Изображение
(Знаменитая улица-лестница (видео) , ведущая к храму Ходзан-дзи)

 

4. Ягю Мунэнори, 5-й сын Сэкисюсаи, был учителем БИ первых трёх сёгунов из семьи Токугава, поэтому обладал очень высокой репутацией. Автор Хэйхо Кадэнсё (написано в 1632 г.) был не только известным актёром театра Но своего времени, но и практиком Будзюцу.

 

5. Такэути, Сёсё и Хоки относятся к старейшим школам БИ в Японии. Из них Такэути-рю считается самой старой. Но возможно, на самом деле, самой старой школой Корю является Сёсё-рю (до сих пор закрыта (засекречена), а потому мало известна; сейчас в ней по счету 68 сокэ), возникновение которой восходит к началу периода Эдо, но по ее документам передачи она существовала еще до этого периода под названиями (но с одинаковым техническим содержанием) сначала, как Кодэн-рю (основателем был Фудзивара Каматари; его жизнеописание), а потом, как Кандзэ-рю (переименована Саканоуэ Тамурамаро; затем 17 сокэ, Мори Ухэита Кунитомо переименовал ее в «Сёсё-рю»). Весьма любопытно отметить, что Сёсё-рю основывается на технических методах и принципах, которые полностью отличаются от методов и принципов школ, возникших начиная с конца периода Эдо и до времени создания дзюдо Кано. (18 бюллетень № 69 | Июнь 2005)

 

6. Есть старинный документ (1595) этой школы, хранящийся в настощее время в библиотеке г. Тояма, который представляет из себя Мокуроку, т.е. перечень техник с указанием их наименований. Как считается, автором этого мокуроку является основатель этой школы, монах по имени Saichô (767-822). История этого документа неясна, поэтому достоверным его считать нельзя. В программу обучения этой школы входит практика с различными видами оружия, в т.ч. – кен-дзюцу, а самой главной ее особенностью является не использование мышечной силы при применении техник.

 

7. Например, в таких наиболее известных документах передачи, как «Хэйхо кадэнсё», написанного Ягю Мунэнори (1571-1646), «Фудоси синмё року» Такуана Сохо (1573-1645), «Иттосаи сэнсэй кэнпо сё» Котода Яхэи Тосисада (1620-1700), «Тэнгу Гэидзютсу рон» и «Нэко но мё-дзютсу» Иссаи Тёдзанси (1659-1741)...

 

8. Из «Нихонси кохякка Будо футаки Кэнити», Ириэ Кохэй и Като Хироси, изд. Tokyôdô, 1994, стр. 192, а также из «Будо вo сиру», Танака Мамору, Тодо Ёсиаки, Хигаси Кенити и Mурата Наоки, изд. Fumaidô, 2000, «Ката то бунка», стр. 106, 22.

 

9. Из полемики, опубликованной в журнале Training (май 2001, № 259), на тему: «Нанба и использование тела», между известным практиком БИ Коно Ёсинори и доктором Ватараи Кодзи из Токийского университета; стр.12.

 

10. Подобный тип ходьбы используется в театре Но, а также в кукольных театрах. Кандзи, который обозначает «нанба» или «нанбан» сложно интерпретировать. Наиболее ясное толкование приводится в книге этнографа Сиода Тэцуо «Хакимоно кэнкю». Автор описывает несколько видов походки, используемых крестьянами для перемещения по рисовым полям. «Нанба» пишется на катакане.

 

Особая благодарность

 

Хочу выразить искреннюю признательность г-ну Такаси Ватанабэ, президенту и управляющему директору, г-ну Сионо Акира, заместителю управляющего директора и г-же Сидзуко Кикута, офис-менеджеру, за их большую помощь и очень ценные советы.

 

Библиография

 

1. Справочные документы

 

«Синкагэ-рю хэйхо мокуроку кото», 新陰流兵法目録事, перечень техник и методов школы Синкагэ, написанный Ягю Мунэёси Сэкисюсаи (1601); оригинал хранится в храме Ходзадзи, в Нара. «Хэйхо кадэн сё», 兵法家伝書, «внутрисемейный» (родовой) трактат о стратегии, написанный Ягю Мунэнори, Токио (1636); оригинал находится в частной коллекции Ягю Нобухару, а его хорошая копия хранится в библиотеке университета Тэнри. «Иттосаи сэнсэй кэмпо сё», 一刀斎先生剣法書, трактат о законах использования меча мастера Иттосаи, написанный Котода Яхэи Тосисаду (1653); его текст входит в сборник древних произведений «Будо Хокан» 武道宝鑑 (Драгоценные тексты Будо), которые были собраны Дай Ниппон бутокукай (大 日本武徳会) еще до 2-ой мировой войны, но впервые опубликованы только в 1970 г. (изд. Kodansha). Вариант текста, который использовал я для исследований, опубликован в книге «Будзюцу сосё» 武術叢書 (Сборник текстов на тему БИ), изд. Jinbutsu oraisha, 1968, Токио. Трактат «Тэнгу гэидзюцу рон» 天狗芸術論 (Тэнгу и искусства), написанный Иссаи Тёдзанси (1659-1741) в 1729, Токио; хранится в частной коллекции. «Нэко но Мё-дзюцу» 猫之妙術 (Непостижимое искусство мастера Кота), автора Исси Тёдзанси (1659-1741), 1729, Токио; хранится в частной коллекции.

 

2. Записи устной передачи (кудэн-сё)

 

- Моцудзи мисудан кудэн сё, 没慈味手段口伝書, Ками Идзуми Нобуцуна, 1565.
- Синкагэ рю кириаи кудэн сё но кото, 新陰流截相口伝書事, Ягю Сэкисюсаи Мунэёси, 1603.

 

Советы по тренировке Нанба Аруки

 

Видео Nanba Aruki в Огасавара-рю

 

HACKING THE WAY YOU WALK WITH NAMBA ARUKI

 

WHAT IS NANBA WALKING?

 

Кендзи Токицу: Нанба-аруки
Хитохира Сайто: Ханми – Хитоэми и Кенкагоси



  • ВиШень, Hattori, Metos и еще 1 это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
22 23 2425262728
2930     

Поиск по блогу