Терминология Тай-сабаки
Терминология Тай-сабаки
Midori Yama Budokai: Hanshi’s Corner
Written by Ron Rogers: Hanshi Meiyo Kyoju
February, 2009
(перевод clover)
Все далее изложенное относится к методу tai sabaki, или перемещения. Эти перемещения (уклонения) являются неотъемлемой частью практики Каратэ-до Сётокан, однако, они редко сейчас изучаются даже на продвинутом уровне. По сути эти перемещения являются уходами от нападения, используя ту же самую боевую геометрию, как и в дзюдо (* и не только в дзюдо) при изучении kuzushi. В основном, при перемещениях используется hiraki ashi (в дзюдо tsugi ashi). Если это перемещение назад (уход назад), то «задняя» нога начинает движение первой, за ней следует «передняя». Если это перемещение вперед (вход вперед), то «передняя» нога движется первой, за ней следует «задняя». Иногда может использоваться ayumi ashi, или обычные шаги. Однако, использование ayumi ashi обычно приводит к ухудшению возможности контроля над балансом тела. В основном, используются преимущественно (*поскольку они не так требовательны к навыкам в тайминге) три направления боевой геометрии tai sabaki – это следующие направления уходов назад.
Пассивные направления Тай-сабаки – это три варианта уходов назад
· Ushiro ni yokeru koto или уход назад по прямой. Не смотря на его широкое применение, он, из всех направлений боевой геометрии tai sabaki, является наихудшим. Вы можете блокировать удар противника с шагом назад по прямой, но вы не окажетесь при этом в выгодном положении для своего контратакующего действия. Вы окажитесь в такой ситуации, когда вы (в т.ч. и ваш противник) должны будете сделать еще один шаг, чтобы нанести свои удары.
· Hidari ushiro naname ni yokeru koto или уход назад, по диагонали влево. В результате ухода в этом направлении, вы можете оказаться с «внешней» стороны («мертвая зона») относительно бьющей руки противника (предпочтительно), либо с «внутренней». У этого варианта диагонального ухода назад есть только 2 реальных преимущества по сравнению с простым уходом назад по прямой. (1) Сектор атаки противника чрезмерно расширится. (2) Дистанция, необходимая для нанесения своего контратакующего удара будет чуть меньше, чем при прямом уходе назад.
· Migi ushiro naname ni yokeru koto или уход назад, по диагонали вправо. Те же критерии, что и для вышеуказанного левостороннего диагонального ухода назад.
Активные направления Тай-сабаки – это два варианта уходов в стороны
· Migi yoko ni yokeru koto или отход в правую сторону. Это уклонение от атаки противника отходом в правую сторону (*чаще используется, поскольку большинство противников - правши). В отходе в сторону, опять же: (1) Сектор атаки противника чрезмерно расширится. (2) Противнику придется резко менять направление, а это приведет к дистабилизации его баланса.
· Hidari yoko ni yokeru koto или отход в левую сторону. Те же критерии, что и для вышеуказанного правостороннего отхода в сторону.
Агрессивные направления Тай-сабаки – это три варианта входов вперед
· Mae ni yokeru koto или полное отсутствие какого-либо перемещения, которое разрушает атаку противника. В этом случае вы никуда не уходите, а встречаете атаку противника, оставаясь на месте, что дает вам возможность при исполнении своих техник воспользоваться инерцией перемещения вашего противника на вас («заимствование силы у противника»). В данном случае, оставаться на месте равносильно вашему шагу вперед, поскольку противник сам придвигается на вас и вы «входите» в его зону поражения (*что, однако, требует исключительных навыков в тайминге). Если же вы крупнее или сильнее (а такая ситуация встречается гораздо реже) своего противника, то вам навыки в этом методе «входов» не обязательны, поскольку вам, из-за ваших физических данных, просто не требуется «заимствовать силу у противника».
· Hidari mae naname ni yokeru koto или вход вперед, по диагонали влево. Hidari mae naname ni yokeru koto - это тот же метод, известный, как irimi в айкидо. В Сётокан больше уделяется внимания входам с левой стороны, т.е. с шагом левой ногой (irimi), а затем делается еще одна смена направления, с подшагом (fumi dashi) вправо с контратакой. В зависимости от расстояния между вами и противником второй шаг может оказаться ненужным.
· Migi mae naname ni yokeru koto или вход вперед, по диагонали вправо. Это тоже самое, что было указано выше, только с правой стороны. Движение вперед начинается с правой ноги, а затем, далее вперед, с левой ноги для контратаки.
Все методы, изложенные выше, также известны под другим названиями, как kaishin или же hiraki mi.
Другие методы, которые используются вместе с Тай-сабаки
· Kusshin (или otoshi mi) – метод, который буквально переводится, как «Дрыгающееся тело». Примером является манера перемещений в боксе (подпрыгивание).
· Yoko-furi mi — метод, который буквально переводится, как «Качающееся тело». Примером являются нырки и уклоны тела в боксе.
· Sori mi – метод, означающий уклонения головы. При этом методе ноги и туловище остаются на месте, а от удара уклоняются только смещением головы.
· Hiza otoshi – метод, означающий опускание (приседание) на одно колено, чтобы увернуться от удара в верхнюю часть тела.
· Fuse mi – это метод «наваливания» на противника, с тем, чтобы повалить его на землю. Этот метод есть в ката Kanku Dai и Unsu.
· Hiki mi – это метод, означает «скручивание» туловища. Т.е. обычно слегка скручивают по вертикали туловище (как флюгер), чтобы пропустить удар мимо себя. Его нередко сочетают со стойкой neko ashi dachi.
· Tobi mi или tobi sagari – этот метод означает «уход прыжком». Этот метод есть в ката Meikyo. Чтобы избежать удара, вы прыгаете в любом из направлений Тай-сабаки. Прыжок может быть либо простой, либо с разворотом в воздухе.