Перейти к содержимому






Фотография

Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ

Написано clover , 30 Декабрь 2016 · 1 173 Просмотров

Kempo No Ritsudo To Nagare: The Rhythm and Flow of the Fist Law of Fighting

 

(перевод clover)

 

by William Durbin, Soke of Kiyojute Ryu

 

James Masayoshi Mitose был одним из первых мастеров, кто начал преподавать каратэ в США (1942, в Гонолулу на Гаваях). Его каратэ включало в себя методы семейного стиля Kosho Ryu Kempo (??? Kosho Ryu - спорный момент - обсуждается здесь), который, в свою очередь, включал методы мастеров нин-дзюцу из Кога (??? якобы от Сейко Фудзита – спорный момент). Он также изучал методы окинавского Shorei Ryu Kempo Karate, как говорят (??? спорный момент), у своего дяди по матери, мастера Choki Motobu.

 

К сожалению, многие из учеников мастера Митосе не были заинтересованы в достижении истинного мастерства в БИ. Мастер Митосе хотел научить мирной философии, основанной на как буддийских, так и на христианских концепциях, с помощью, например, такого мирного искусства, как аранжировка цветов (икебана). В его искусство также входили кэндзюцу, плавание в ерои (Suieijutsu) и лазанье по деревьям (Kinoborijutsu), изучение которых многие из его учеников считали не нужным, поскольку эти навыки не пригодятся для уличных боев.

 

Все аспекты обучения мастер Митосе изложил в своей книге «What is Self Defense? Kempo Jiu-Jitsu». В этой книге он описывает принципы Renzoku Ken, что переводится как «Непрерывный кулак» в окинавской традиции, или просто Waza - «Техника» в японской. Мастер Митосе называет это также «Jitsute» - «Реальные руки», или – «Реальные навыки».

 

Первоначально мастер Митосе хотел изложить в этой книге только философию и историю Kempo Jiu-Jitsu. Он не планировал рассказывать о каких-либо приемах и техниках вообще. Основная причина заключалась в том, что в первоначальном традиционном искусстве Кэмпо не было никаких основных приемов или комбинаций. Можно конечно отрабатывать определенные приемы или комбинации, но думать о том, что этими «готовыми решениями» можно решить все проблемы в драке на улице, могут только люди с определенным уровнем наивности или неопытности.

 

Мастер Митосе, который как известно получил 10 дан Айкикай от мастера Морихей Уэсиба (спорный момент), также, как мастер Уэсиба был приверженцем метода импровизации (т.е. отрицал наработку только шаблонных приемов). Не смотря на то, что мастер Уэсиба мог бы сделать технику аналогично тому, как он выполнил ее впервые, все же, он всегда ее немного изменял, адаптируя в зависимости от ситуации во время отражения нападения. Мастер Митосе учил таким же образом.

 

Простое заучивание «наборов» приемов или комбинаций, будь то посредством ката, или кихона, на самом деле, в кэмпо не имеет смысла. Вы возможно могли слышать от некоторых самых «мастеровитых» американских практиков кэмпо множество высказываний на тему «Текучести» (flow) в кэмпо. Тем не менее, большинство из них не очень понимают, что на самом деле означает «Текучесть», и на чем она основывается. Прежде всего, они пытаются развивать эту «Текучесть» с помощью набора заранее наработанных приемов, которые, в силу их шаблонной природы, буквально тормозят развитие истинной «Текучести» в кэмпо.

 

В методах древних кэмпо, как японском, так и окинавском, понятие эффективности было связано с «Текучестью», которую можно свести к двум принципам: Ritsudo и Nagare Komi. Следует отметить, что эти два принципа, действительно могут быть найдены во всех древних БИ в Японии и на Окинаве. Они легли в основу айкидо мастера Морихэй Уэсиба, и они есть во всех наиболее эффективных стилях БИ. Это потому, что большинство БИ имеют много общего в своей первооснове. Эти принципы эффективности – Ritsudo и Nagare Komi – известны в Японии с древности, они были у Sohei (монахи-воины), у Goshi (зависимые мелкопоместные самураи) и у Jisamurai (независимые мелкопоместные самураи). Сословие самураев фактически правило Японией с 12 до 19 века. Из Японии, а именно во времена Tametomo Minamoto, т.е. еще с 12 века, принципы Ritsudo и Nagare Komi попали на Рюкю, и поколениями передавались в среде окинавской знати и, следовательно, были известны мастерам окинавских БИ.

 

Ritsudo

 

Ritsudo – это ритмичное движение, связанное с концепциями: Ma-ai (дистанция), Choshi (ритм) и Hyoshi (тайминг).

 

Ma-ai – «распознавание ритма». Крайне важно поддерживать безопасную дистанцию от нападающего (видео: упражнение в ма-ай - «Липкое» перемещение с противником). Если потенциальный враг стоит в пределах досягаемости, то у него всегда есть возможность атаковать вас так неожиданно, что вы не успеете сделать какие-то ответные действия, например, уклониться (Тайсабаки) или блокировать. Надлежащий Ма-ай дает «запас времени», чтобы увидеть (почувствовать) атаку и среагировать на нее. Без этого аспекта времени, никто не сможет должным образом защитить себя. «Ма» означает «разрыв», «ай», наоборот - «соединение», что можно назвать «музыкой» боя, где каждое действие - это один удар ритма, а бездействие – это тишина.

 

Choshi – «вхождение в ритм» (* это еще называют «липкое движение с противником»). Оно позволяет взять под контроль перемещения атакующего, так что, как бы он ни старался ударить вас, вы можете просто оставаться вне пределов его досягаемости до вас. Движение в ритме противника, позволяет не только контролировать его перемещения и срывать попытки атак, но и дает вам возможность выбрать наиболее подходящий момент, чтобы контратаковать его.

 

Hyoshi - «контрдействия исходя из ритма» (Тайминг). Это умение выбрать момент, на основе ритма боя, наиболее не удобный для противника, и удобный для вас, чтобы контратаковать его. Правильный тайминг позволит вам выполнить свои техники самым наиэффективнейшим образом.

 

Т.о. Ritsudo - ритмичное движение в бою, основывается на надлежащем дистанцировании, так, чтобы было время среагировать на атаку. Нужно уметь «входить» в ритм с противником, чтобы он не мог неожиданно ударить и, наконец, нужно уметь выбирать момент времени (тайминг), чтобы контратаковать его. Поэтому Maai, Choshi и Hyoshi являются неотъемлемыми элементами Ritsudo. В старину, в окинавском Вushi-Te, концепция Ritsudo относилась к высшим секретам, и обычно «шифровалась» под «Odorite» - «Танцующие руки».

 

Nagare Komi

 

Nagare Komi - «Перетекание». (* в тайцзи – это Чансы- «Наматывание шелковой нити») «Nagare» буквально означает «поток\течение\стремнина», например, ручей, река, водопад, жизнь и в т.ч. - боевые действия. В восточной философии, жизнь образно сравнивается с непрерывным потоком. Умение двигаться в ритме этого потока и является гармонией жизни. Что касается БИ, то навык в «Текучести» это одна из вершин мастерства.

 

Nagare Komi – это выполнение движений по принципу естественной «натуральности» человеческих движений, что позволяет действовать телу в бою незакрепощенно, свободно и быстро, не прерываясь и не останавливаясь ни на мгновение, пока враг не будет повержен (непрерывное «перетекание» одной техники в другую). Быстрота в бою неразрывно связана с уровнем навыков в «Текучести». В прошлом мастера не объясняли, а просто демонстрировали своим ученикам свое понимание «Текучести», поэтому ученики должны были «доходить» до этого понятия сами, на интуитивном уровне.

 

Сила цельного тела
(* эта часть статьи была изложена автором очень «кучеряво», пришлось ее заменить)

 

Мы живем трехмерном мире и все наши движения трехмерны. Поэтому из Nagare Komi (Текучести) произрастают компоненты формирования Усилия «трех плоскостей\осей» (san wei) – горизонтальной (поперечной), вертикальной (фронтальной) и сагиттальной.

 

Горизонтальная плоскость – это мышцы, это «скручивание\раскручивание, сжатие\расжатие тела в горизонтальной плоскости» = центростремительная сила; оно же – «мягкая»\хлесткая\гибкая сила тела – (дзю). Это – «горизонтальный вихрь из усилий». Это проще понять на ударах руками.

 

Вертикальная плоскость – это костяк, это «выстраивание структуры тела, накаты\откаты тела, «открытие»\ «закрытие» суставов, укоренение\освобождение стоп в вертикальной плоскости; оно же – «жесткая»\опорная сила тела – (го).
Сагиттальная плоскость – «боевая гармония - У-цзи, наполненное\пустое, открытие и закрытие тела, открытие\закрытие движения». Понятие сагиттальной плоскости – очень сложно (* эта концепция «Формирования цельности тела» не имеет аналогов в западном мире БИ и спорта), и для большинства – просто не доступно, но именно это и есть суть величайшего мастерства в БИ. Это не просто деление тела на две воображаемые половины. Это грубо говоря, стратегия использования горизонтальной и вертикальной плоскостей в каждый момент времени (Текучесть). Сюда же входят - правильное состояние ума и соответствующие способы дыхания.

 

Основые «постулаты» сагиттальной плоскости для тела:

 

Спина удерживает вертикальную ось
Поясница удерживает горизонтальную ось
Подбородок удерживает сознание
Макушка контролирует подъем энергии вверх
Живот контролирует опускание энергии вниз
Плечи являются опорой рук
Стопы являются опорой ног
Сердце (=ум, «помещенный» в танден) контролирует ритм (ян) и покой (инь).

 

Т.о., сила цельного тела основывается на принципе Nagare Komi, согласно которому каждое движение должно перетекать в следующее движение, а с учетом времени, в т.ч. и так, чтобы эти движения и моменты времени совпадали с соответствующим ритмом боя (надлежащий тайминг), при этом удары должны наноситься в наиболее доступные части тела соперника, по методам, позволяющим достичь максимальной эффективности техники.

 

Но чтобы понять и освоить методы Nagare Komi (Текучесть), сначала необходимо понять и освоить методы Ritsudo (Дистанция, Ритм и Тайминг), что все вместе даст возможность действовать в бою, не на основе заученных определенных приемов и комбинаций («Обезьянья заученность»), которые будут абсолютно не эффективными в спонтанном уличном бою, а на основе интуитивных реакций, и «гладком» выполнении техник, адекватным образом, полностью соответствующим ситуации боя. Именно по этой причине, т.е. когда человек просто заучивает кучу приемов, он не способен действовать спокойно и эффективно в случае самообороны. Человек может знать сотни техник, и все они будут работать только на тренировках, если он не имеет понимания и навыков в дистанцировании, ритме, тайминге и текучести.

 

Заключение

 

Настало время для практиков кэмпо, независимо от стиля, вернуться к основам истинной практики БИ. Это время, чтобы исследовать аспекты Ritsudo и Nagare Komi, которые сохранились в традиционных стилях кэмпо, и которые составляют основу японского и окинавского будзюцу. Пора провести Takeumu (исследования) в БИ - Ritsudo и Nagare Komi, которые возникли еще в эпоху Минамото, есть в искусстве айкидо мастера Уэсиба, древних окинавских будзюцу и Odorite. Наконец, настало время, чтобы понять, что не достаточно просто заучить кучу техник и ката, нужно иметь понимание того, какие внутренние принципы или концепции образуют основу, на которой эти приемы и комбинации создаются. Нужно понять древние методы, которые основывались на естественности и спонтанности движений, обучая человека Jiyu (свободно действовать в бою) с помощью ката и эмбу (связки в Сёриндзи-кэмпо), которые являются традиционными методами обучения. Когда это будет сделано, то практики кэмпо всех стилей по-настоящему поймут, что такое «Текучесть» в кэмпо.

 

Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо

Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»

Метод взаимосвязи
Видео: как делать Коккю
Видео: Ки но Нагарэ (Текучесть)

Видео: Ки но Нагарэ (Текучесть)
Видео: как делать Коккю
Одори – один из величайших из всех «секретных» методов обучения в БИ
Мастер Хига: «Танцующий старый человек»
Окинавский танец Нутибана
Hataraki: не только ката единым...

Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу






Декабрь 2024

П В С Ч П С В
      1
234 5 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Поиск по блогу