Перейти к содержимому






Фотография

Вакидзаси. Часть 1.

Написано am/pm , 07 Февраль 2017 · 1 504 Просмотров

Статья переводчика и эксперта по мечам Маркуса Сеско, опубликованная им 11.08.2015 в собственном блоге.
Разбита на две части для удобства.
(перевод ам/рм, не публикуйте без разрешения)

 

Вдохновленный статьей, опубликованной около года назад в Tôken Bijutsu, и на которой я подробно остановлюсь во второй части этой заметки, я в очередной раз размышлял обо всей теме вакидзаси (脇指・脇差). Исходя из характера статьи, я сначала сфокусировался на длине меча и его ограничениях, но так как мои мысли распространялись гораздо шире этой статьи, я подумал, что может быть хорошей идеей написать всё, что будет здесь ниже, как общий обзор этого типа меча. Я думаю, когда произносится термин вакидзаси, большинство из нас думает о коротком брате-близнеце катаны, что представляет собой половину известного пары мечей дайсё: (大小). Также многие знают, что вакидзаси появился в где-то период Муромати, и что позже он был то, что называется "максимальным" мечом, разрешенным для ношения гражданскими лицами. Всё это правильно, так что ничто не мешает сразу этим пользоваться, но дело, конечно же, гораздо сложнее.
Прежде всего, некоторые этимологические объяснения. В прежние времена, особенно перед средним и поздним периодами Муромати, термин катана (刀) не имел в виду ту катану, которую мы знаем сегодня, но короткое с одной режущей кромкой лезвие размера кинжала, или, если хотите, вообще кинжал, и использовался как суффикс ( в китайско-японском чтении то:) в составных словах. Например, в исторических источниках мы находим такие термины как косигатана (腰刀), утигатана (打刀), цубагатана (鐔刀), футокорогатана (懐刀), тиисагатана (小サ刀), вакигатана (脇刀), когатана (小刀) или сё:то: (小刀). Из контекста мы часто получаем довольно хорошее представление о том, какой вид меча или кинжала это означало, но многие записи неоднозначны, например, когда более позднее издание произведения цитирует тот же самый параграф с другим термином, чем был первоначально. Дело осложняется тем, что некоторые термины просто использовались взаимозаменяемо, и что не было никаких универсальных словарей, которые определяли бы термины и делали их использование обязательным, по крайней мере, до недавнего времени.
Первые реальные научные подходы, которые пытались поставить всё вместе, то есть делать изучение этимологии и сравнительные исследования источников, появляются только после середины периода Эдо. Таким образом, мы с одной стороны полностью полагаемся на интерпретацию контекста первоисточником, а с другой стороны на более или менее точное мнение и интерпретацию экспертов периода Эдо. И под экспертами я имею в виду ученых периода Эдо, записывавших определения, и которые, как правило, были военными историками и экспертами по военному классу, а не по мечу. Также важно отметить при чтении этих текстов, а мы знаем что это середина периода Эдо (и это означает, что в то время страна не видела крупных сражений по меньшей мере в течение столетия), что множество знаний о мече и доспехах прошлого были уже потеряны, и, как некоторые из них открыто признают, они просто строят догадки о том, для чего были некоторые элементы и функции, или как и кем носились и использовались определенные формы меча. Но мы не так уж наощупь идем в темноте, благодаря большому числу исследований у нас есть приличный обзор того, что происходило с мечами в каждой эпохе.
На самом деле, это не как уж сложно, если вы оставите на время в стороне японские термины и будете думать о мече/оружии в общих чертах. До периода Эдо, то есть речь идет о временах до вступления в игру большого регулирования токугавским бакуфу, воин имел (когда речь идет о мечах) следующие основные опции: большой меч, меч покороче (меч "сбоку", парный меч, меч-заменитель) и кинжал. Потом воин стал выбирать меч или комбинацию мечей в зависимости от ранга, богатства, социального статуса, специализации своего военного подразделения, случая или других факторов. Со временем, разные термины стали использоваться для обозначения различных интерпретаций и для различных областей применения, но в основном речь шла только о том или ином из этих трех базовых типов меча или комбинации мечей. Всё, что нам нужно сделать, это выяснить, в какое время, при каких покупателях или владельцах (аристократия, буси или гражданский класс) и в каком случае (например, война, церемония, гражданская служба, личная жизнь) мы столкнемся с разделением на различные термины. Так например, появился подход в классификации этих трех типов мечей в зависимости от длины (или длины лезвия, если быть точным), что привело к образованию общего термина дайто: (大刀) для длинного меча, сё:то: (小刀) для более короткого меча и танто: (短刀) для кинжала. Другие брались за правильное именование с точки зрения использования и ввели термины хондзаси (также произносится как хонсаси) (本差) для основного, более длинного меча, и термины вакидзаси (脇指・脇差), вакигитана (脇刀), вакимоно (脇物) или сасидзоэ (差添) для парного меча или меча-заменителя. Кстати, предполагают, что термины вакидзаси и вакигатана являются укороченными формами термина вакидзаси-но катана (脇差の刀). Для примера отметим это предположение по эпосу Тайхэйки (太平記) конца 14-го века, где мы читаем "[когда кончик меча Футибэ сломался,] он отбросил его и вытащил парный меч" (соно катана о нагэсутэ, вакидзаси-но катана нуитэ, その刀を投げ捨て、脇差の刀を抜いて). А так как текст относится к тому персонажу, который носит другой меч как карманный на груди, мы узнаем, что меч-заменитель, в данном случае, был кинжалом, а не парным мечом длиной как у вакидзаси. Как уже упоминалось, мы говорим о (более или менее нейтрально) базовых терминах, и такие термины как хондзаси или вакидзаси без контекста не дают ясности к какому типа меча это относится, только то, что это были основной и вспомогательный (боковой/парный/заменяющий) меч.

 

Изображение
Рисунок 1: Самурай высокого ранга, облаченный в о:-ёрой

 

Вернемся к форме меча вакидзаси. На раннем этапе парные мечи носили вместе с основным, когда шли в бой. Основной меч, когда это касалось сражений, всегда был тати (а позднее в определенной степени также и утигатана), а вспомогательным мечом по умолчанию был кинжал. Пожалуйста, обратите внимание, что я придерживаюсь японского способа классификации и в первую очередь отношу кинжалы к "мечам". Некоторые буси выбирали более длинные парные/замещающие мечи, иногда ходили с ними вместо первоначальных парных кинжалов, и предполагается, что истоки этого предпочтения появляются во время потрясений эпохи Сэнгоку. После всего случившегося во время эскалации в Киото во время войны О:нин, воины всех рангов жаждали не быть застигнутыми врасплох в любой момент и выбирали "как можно более полноценные" замещающие мечи на случай, если с основным что-то случится. Позвольте мне показать на основе нескольких иллюстраций, что картинка стоит тысячи слов. На рисунке 1 мы видим, так сказать, вооружение "по-умолчанию" у доспешного воина среднего и высшего ранга всех периодов. Конечно, доспехи и их части со временем изменялись, так что, пожалуйста, не тратьте слишком много внимания на детали показанного доспеха. Как вы можете видеть, воин носит тати, подвешенный к поясу с помощью двух подвесов, и вспомогательный меч, в данном случае кинжал в стиле косигатана, воткнутый через пояс. Лук был основным оружием, тати был для атаки и защиты на ближней дистанции (и, конечно, для возможной дуэли), а кинжал был универсальным "инструментом" и использовался как последнее средство в рукопашной схватке или когда тати, по какой-то причине, был недоступен или не мог быть применен.

 

Изображение
Рисунок 2: Воины, носящие парные мечи, которые были заметно длиннее кинжалов

 

 

 

 

Изображение
Рисунок 3: Утигатана, смонтированная в стиле айкути и предназначенная для ношения заткнутой за пояс лезвием вверх в качестве пары для тати

 

Рисунок 2 демонстрирует то, как в эпоху Муромати выглядела тенденция носить более длинные боковые мечи. Эти мечи были в значительной степени тем, что мы сейчас понимаем как ранний вакизаси, но учтите, что тогда термин вакидзаси был более нейтральным, так, например, и утигатана с длиной лезвия в 70 см могла подходить под категорию бокового/парного/заменяющего меча (рисунок 3). Чтобы избежать путаницы, стало принято называть эти более длинные мечи другим термином сасидзоэ вместо вакидзаси, но, строго говоря, нечто, видимое на картинке 2, подходит, при ношении с тати, под категорию вакидзаси, поскольку это был не главный меч. Что ж, остается неясным, когда термин вакидзаси стал синонимом для парных мечей, которые были с точки зрения длины где-то между основным, то есть длинным мечом, и кинжалом, но, читая между строк исторических документов и анализируя их контекст, кажется , что это "сдвиг" в значении имело место где-то между периодом Момояма и ранним периодом Эдо. Вероятно, это было связано с развитием в это самое время "гражданской униформы самураев", состоящей из ансамбля катагину/хакама и пары мечей, воткнутых за пояс лезвием вверх. Это было именно тогда, когда начал формироваться квази стандартизованный боковой меч, или, другими словами, с входом в период Эдо и созданием дайсё: уже не было неоднозначным, какого рода меч имелся в виду под термином "боковой/парный меч", и поэтому нейтральный термин вакидзаси постепенно стал синонимом меньшего меча в паре мечей.
Окончание статьи в “Вакидзаси. Часть 2”.






Очень интересная статья, спасибо большое.

Очень интересная статья, спасибо большое.

Хочется поделиться с народом качественными материалами, не поделками и не подделками, а последними исследованиями специалистов, интервью и статьями мастеров, безо всякого "мне Изя напел". Никаких "говорят" и "общеизвестно", только конкретные термины, даты, первоисточники. К некоторому сожалению, такие материалы бывают довольно большими по объему, а язык довольно специфический. Поэтому требуется время.

    • Samuke это нравится