Перейти к содержимому






Фотография

Цезарь Борковски - «Становление Рюкю кобудо»

Написано yamidako , 25 Сентябрь 2019 · 1 298 Просмотров

Цезарь Борковски
(при участии кёси Мэрион Мандзо)
«Становление Рюкю кобудо»

Для понимания этапов развития окинавского кобудо и, особенно, той важной роли, которую сыграл шест бо, мы должны обратиться к историческим фактам и народным преданиям.
Бо — это древнее орудие, использовавшееся в ранних шаманских ритуалах. В их основе лежит магия сэдзи, или духовная мощь. Верующие считают, что сэдзи является источником силы для шаманов, воинов или правителей.
Церемонии шаманов включали в себя священные песни оморо и танцы ками, которые часто исполнялись с бо. Такие танцы были неотъемлемой частью празднеств в честь тэрукава (солнце), тэрусино (луны) и тэда (солнечного света). Тщательно продуманные постановки посвящались урожаю и особым историческим событиям, с их помощью чтили предков. Красочно одетые и вооруженные бо деревенские силачи под бой барабанов и пульсирующий ритм цимбал исполняли боевые упражнения. На мой взгляд, сходство этих действ с оружейными ката не вызывает сомнений, а эти танцы, вероятно, были предшественниками современных форм кобудо.
С незапамятных времен земельные споры и личные разногласия между адзи, вождями учиначу (коренного населения), разрешались путем вооруженных и безоружных схваток. Исход сражений часто определяло не боевое мастерство, а количество войска. К началу XIV века, после сотен лет гражданских междоусобиц, в Рюкю возникли три центра торговли и политической власти: Нандзан (юг), Тюдзан (середина) и Хокудзан (север). В 1429 году король Сё Хаси объединил эти княжества и объявил город Сюри столицей. Кроме того, он создал систему управления, позволяющую держать адзи под контролем.
Помня об ужасах вооруженных конфликтов, навсегда запечатлевшихся в сердцах и умах его подданных, наследник Сё Хаси, король Сё Син (1477-1529) издал указ, запрещающий частное владение мечами и другим оружием. Эку (весло), кама (серп), тонфа (рукоять жернова) и нунтяку (цеп) были обычными инструментами, используемыми фермерами и рыбаками, и потому не конфисковывались. Надо еще отметить, что железо было редким и дорогим товаром, и его использование строго регламентировалось. А потому большинство инструментов, включая бо, были деревянными.
Король Сё Син также приказал всем феодалам покинуть свои крепости и поселиться в районе замка Сюри. Такая агрессивная попытка объединения привела к гражданским волнениям и способствовала развитию методов самообороны, включающих использование инструментов и орудий труда в качестве оружия.
Почти четыреста лет спустя, в начале XIX века, во время дискуссии, которая якобы имела место, великий исследователь Азии Бэзил Чемберлен Холл описывал недавно свергнутому императору Наполеону Бонапарту Рюкю как «место без очевидных средств защиты». Этот ошибочный вывод был сделан
Холлом и его командой ввиду того, что они не обнаружили огнестрельного или устаревшего оружия, например мечей, копий или луков. Наполеон был крайне удивлен: «… я не верю, что такое место и такие люди все еще существуют в наше неспокойное время».
Наблюдения Холла не были верны, поскольку коренные жители Великого Лу Чу (европейское название архипелага Рюкю) все же обладали оружием, хотя и не таким разнообразным, как у европейцев того периода. Зачастую это были сельскохозяйственные орудия или обычные инструменты, используемые в повседневной жизни Окинавы. Кроме того, рюкюсцы развили в себе грозные боевые навыки.
Благодаря своему выгодному географическому положению, архипелаг Рюкю стал торговым центром Юго-Восточной Азии. Торговые дома, купцы учиначу и посредники процветали. Китайские императоры отправляли корабли с саппоси, экономическими и культурными послами. С начала 1400-х годов и в течение более чем четырехсот лет не менее двадцати из делегаций саппоси посетили Великий Лу Чу. С XVII по XIX век корабли «красных тюленей», официальные японские торговые суда, часто останавливались в гаванях Окинавы и других островов Рюкю. Помимо того, велась международная торговля между архипелагом и Аннаном (Вьетнам), Сиамом и Лигуром (Таиланд), Индией, кхмерским королевством (Камбоджа), Малайзией и Кореей.
Коммерция обеспечила благодатную почву для культурного обмена, включая передачу знаний в области применения оружия. Я утверждаю, что многие виды оружия, считающиеся подлинно окинавскими, происходят из других стран. Сай (тэчек) находился в арсеналах Китая и Филиппин задолго до его первого зарегистрированного появления в Рюкю в середине 1800-х гг. Оружие подобное тонфе использовалось сиамскими пехотинцами в Аюттхае в XVI веке задолго до первого письменного упоминания о нем на Окинаве во второй половине XIX века. Дебюту тинбэ на Окинаве, по-видимому, предшествовали сотни лет применения подобных щитов индийскими и арабскими воинами. Его спутник ротин имеет поразительное сходство с орудием, используемым солдатами - погонщиками слонов в Индии в XVI веке. Он использовался как для управления животным, так и для ближнего боя. В начале XX века тэкко (кастеты) были популярны среди японских головорезов, привезенных на Филиппины работодателями, желающими подавить конфликты с окинавскими мигрантами и местными рабочими.
И наоборот, бо заслуживает внимания как единственное оружие, которое использовалось до любого зафиксированного иностранного визита или религиозного ритуала, и было в основном средством самообороны, а не предметом быта. Кроме того, хотя исторические тексты свидетельствуют о применении боевого посоха воинами многих стран, именно в Рюкю это оружие сыграло жизненно важную роль в гражданской обороне среди безоружного населения.
Сегодня работа с оружием практикуется во всем мире и окинавское кобудо обретает все большую популярность.
Одним из наиболее часто используемых видов оружия является бо, он заслуженно завоевал уважение. Однако, очевидный вопрос заключается в том, почему мастера боевых искусств посвящают столь значительное время и усилия тому, что кажется архаичной и, возможно, непрактичной формой самообороны? Маловероятно, что вы будете носить с собой шест при выполнении ежедневной рутины или при поездке на работу. Не кажется ли вам неуместным встречаться с друзьями в кинотеатре или пабе, вооружившись двухметровой деревяшкой?
Существует реальная польза от усердной практики с бо и другими видами оружия.
Это:
1. Улучшение чувства собственного тела в сочетании качественно новым пространственным восприятием, т.е. тем, как человек движется относительно других людей и независимо от них.
2. Увеличение силы и мощи, особенно что касается верхней части тела (рук, запястий, предплечий, плеч, спины и груди).
3. Улучшение навыков самозащиты с оружием и без.
4. Понимание истории боевых искусств, культуры и традиций.
5. Развитие бусай – боевой интуиции.
Все вышеперечисленное может быть достигнуто благодаря практике с орудием, которое выходит за пределы длины руки практикующего - например, бо, а также другим, более коротким оружием.
В наши дни изучение кобудо ведется преимущественно через практику и анализ ката. С течением времени многочисленные инструктора создали различные формы. Вот несколько великих мастеров бодзюцу:
• Сакугава Канга или «Сакугава из китайской школы» (1792-1843). Ученики почти любого окинавского додзё изучают какую-либо версию его ката.
• Хига Мацу Пэйтин (1797-1870). Был членом корпуса дворцовой стражи и личным телохранителем королевской семьи Сё.
• Тинэн Тикудун Пэйтин Умикана (1796 -1881). Флотский офицер, несколько раз посещавший Фучжоу для ведения государственных дел и изучения боевых искусств. Он прекрасно владел как бо, так и копьем.
• Тинэн Тикудун Пэйтин Сикиянака (1825-1897). Возможно, величайший ученик Сакугава Канга в бодзюцу, он создал популярную форму «Тинэн Сикиянака-но бо». Ему также приписывают разработку ката с эку (веслом) ката.
• Тинэн Тикудун Пэйтин Масанара (1842-1925). Изучив многочисленные формы с древним оружием, он создал ката, носящую ныне его имя.
• Куниёси Синкити Пэйтин (1846-1932). Специалист по бо, также мастер ти и китайского бокса.
• Ябику Модэн (1882-1945). На основе различных источников создал систему Рюкю кобудо.
• Матаёси Синко (1888-1947). Легендарный мастер окинавского оружия проведший несколько лет обучаясь в центральном и северном Китае, прежде чем создать то, что теперь известно как окинавское кобудо.
• Тайра Синкэн (1897-1970). Плодовитый инструктор, преподававший кобудо в центральной Японии. Он хорошо известен и уважаем во всем мире. Многие из его учеников опубликовали книги и статьи о его наследии.
• Тинэн Масами (1898-1976). Полицейский по профессии, этот мастер бодзюцу основал стиль Ямани-рю, характерный скоростью, смещениями тела и угловыми защитами.
• Матаёси Синпо (1920-1997). Был директором и главным инструктором «Дзэн Окинава кобудо Рэнмэй», сыграл центральную роль в распространении Матаёси кобудо по всему миру.
• Акаминэ Эйсукэ (1925-1999). Покойный директор и главный инструктор «Рюкю кобудо Ходзон Синкокай».
• Минова Кацухико (1929-2003). Основатель организации «Рюкю кобудо Синкокай», позже вошедшей в «Рюкю кобудо Ходзонкай». После его смерти в 2003 году его старейшему ученику, Киндзё Масакадзу сэнсэю, было поручено сохранять его наследие и методы преподавания.
• Накамото Масахиро. Ученик мастера Тайра Синкэна. Впоследствии основал «Окинавскую ассоциацию по сохранению традиционного кобудо» и Бунбукан додзе. Он является старейшим практикующим учителем Рюкю кобудо на данный момент.
Большинство современных практикующих изучают одно или несколько ката с бо ката из перечисленных ниже:
• Сюдзи (Сюси);
• Сакугава;
• Сиси;
• Уфугусуку;
• Соэиси;
• Суэёси;
• Тёун;
• Тикин (Цукэн);
• Урадзоэ;
• Симадзири;
• Соэсэку;
• Тятан Яра;
• Ёнэгава;
• Токуминэ;
• Сиротару;
• Конго;
• Уфутун;
• Цукэнсунакакэ;
• Тикинсикия;
Помимо этих форм существует еще более ста деревенских. Их часто исполняют фольклорные группы на окинавских празднествах вроде Цунахики (перетягивание гигантского каната), гонки на лодках-драконах, Национальном дне спорта и фитнесса и других местных мероприятиях. Захватывающие оружейные постановки часто включают музыкальное сопровождение в виде тарелок, барабанов тайко и уникального стиля окинавского свиста.
Перевод: П. Бобров






Май 2022

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425 26 272829
3031     

Последние комментарии