Общее место бесед с начинающими в группах айкидо - это рассказы об историческом происхождении техник айкидо от техник обращения с японским мечом катана. Термин «тегатана» столь же плотно прописался в додзе, как и макет самого меча в виде его деревянной копии, боккена. Добрая часть техник даже визуализируется инструкторами через имитацию ударов мечом. И все бы ничего, методические приемы могут быть какими угодно, Минору Канецука как-то объяснял техники даже с помощью пластиковой бутылки. Проблема в том, что драться бутылкой из-под колы не возьмется ни самый наивный новичок, ни сам инструктор. А вот невольная трансляция получаемых навыков сугубо рукопашных техник на мнимое владение холодным длинномерным оружием происходит сплошь и рядом, причем иные инструктора даже не понимают, в чем собственно, проблема – техники с боккеном и против него в программах присутствуют, обладателями черных поясов давно освоены, порою уже и подзабыты.
А проблема, в общем, весьма проста и даже лежит на поверхности. Металлический меч, или его тренировочная реплика, иайто, совсем не то же, что и деревянный боккен. У него совершенно другие массогабаритные параметры и настолько иные поражающие свойства, что сложно вообще говорить об использовании боккена в качестве имитация меча человеком, сколько-то не занимавшимся именно владением мечом. Не случайно в тех направлениях айкидо, в которых своевременно пришли к аналогичному выводу (либо в тех, в которых не уходили от этого понимания изначально), в том или ином виде практикуется работа с мечом, преимущественно в виде занятий иайдо. Да, в некоторых додзё занимающиеся расширяют свое понимание оружейных практик и за счет занятий кендо, в основном по причине наличия в нем спарингов и соревновательной составляющей, но учитывая использования в кендо в качестве имитации меча еще более странного предмета, синая, представляется, что такая практика не особенно много дает занимающемуся айкидо ощущения оружейного происхождения практикуемого им стиля, не говоря уже непосредственно о разделах боккен-тори и боккен-ваза.
Любопытно, что отсутствие даже начальных навыков занятий иайдо при исполнении занимающимся техник этих разделов видно, без преувеличения, в первые же 1-2 секунды – когда он только берется за боккен.
Ну хорошо, скажете вы, в нашей школе, в нашем направлении, в нашем клубе, да «лично для меня», в конце концов, исторически-оружейные корни техник – не более чем занимательный антураж и методический прием, а разделы боккен-тори и боккен-ваза – всего лишь дань традиции, реверанс в сторону основателей, носить с собой меч не собираемся, применять его не намерены. Ан нет.
Начнем с вещей, лежащих на поверхности. Не понимая свойства меча (а не занимаясь с ним постоянно, этого не понять), невозможно верно выстроить даже те формальные формы в ката, которые многие «сдали и забыли». Ну вот просто получается полная бессмыслица и ерунда, которая была бы смешной, не будь она грустной и опасной для практика боевых искусств.
Зайдем поглубже. Помнится, странным открытием для меня в начале занятий иайдо была большая сложность несколько раз подряд выполнить совершенно одинаково ряд простых формальных движений в виде начального ката. Элементарных движений. Но одинаково. При том, что за плечами было уже более три десятилетий занятий разными боевыми искусствами. Впоследствии, наблюдая за новичками в иайдо, но не новичками в будо вообще, пришел к выводу, что это просто общее место. Нет привычки постоянного, не то что ежесекундного, а ежемоментного контроля за абсолютно всеми частями тела, участвующими в движении, а в иайдо, несмотря на внешнюю простоту и крайнюю лаконичность движений, участвует практически всё тело (ну не касаясь отдельных внутренних органов ). Тем более это относится к практикующим айкидо, с его концепцией спонтанности и слияния с движением партнера. «Ничего не планируем, делаем как получится».
Продолжаем погружение. Нюансы и скрытые движения. Есть такие вещи, для занимающихся иайдо считающиеся базовыми, которым обучают даже до того, как дают в руки меч, на которые в других боевых искусствах, не побоюсь утверждать, не обращают внимания вообще. Вот просто никак. При том, что это вещи настолько базовые для жизни вообще, а для боевых искусств особенно, что диву даешься, как это можно не учитывать. Как сесть, как встать, как повернуться, как пойти, как посмотреть…
И уже совсем глубоко. И опять – специфические для практика будо вещи, про которые в других додзё и залах если и знают, в принципе, то почему-то, не говорят и не думают. Например, дзансин. А и в самом деле, если в приоритете – соревнования, оно и не надо, судья ударит в гонг, бой закончился, разошлись, никого твое состояния уже не интересует. И до гонга внезапно по голове не ударят. Если основной результат сдачи – экзамены на кю или дан, ну то же самое, пока не поклонились друг другу – атаки не будет, а когда будет – так уже известно, куда, какая и чего именно при этом делать. Поклонились еще раз - опять друзья-товарищи, пошли пить чай. Опять немножко отличается от жизни, не так ли ? Или мэцке (взгляд, если просто), там тоже интересно.
Но это уже оставим для тех, кто все-таки решит сменить эпизодические экскурсы в тему иайдо на нечастых ознакомительных семинарах - на постоянную кропотливую практику. И тут есть хорошая новость – практически, занятия иайдо могут проходить как раз в таком режиме – посещение семинара, получение очередной порции знаний – самостоятельные регулярные занятия – периодические консультации – новый семинар.
|
Уповать на повешенный над кроватью антисинобный боккен, владея, при этом мечом и умением с ним обращаться - выше моего понимания, поэтому ноу коммент.
Вообще, боккен и, тем паче, синай хороши для того, кто уже понимает, что такое меч и как он работает. Для практикующих оружейные спарринги. Просто для того, чтобы не растратить имеющихся в наличии спарринг-партнеров. Для того, кто его видел только на картинке или в сувенирной лавке, это не более, чем кусок дерева замысловатой формы.
А если попробовать еще раз прочитать текст, можно обнаружить, что там нет ни единого призыва хоть как-то использовать металлическое оружие непосредственно в тренировках по айкидо. Отнюдь, для того и выделяются отдельные занятия с иайто (репликой катаны), чтобы дать айкидоке шаблоны правильного, но безопасного обращения с мечом, с которыми он будет верно выстраивать свои технические действия, занимаясь с партнером и боккеном. Не размахивая оным аки дубиной, не пытаясь хватать боккен за любое доступное место и не стоя столбом перед движущейся моделью меча
-
- kek это нравится
спасибо большое за разъяснения.
про боккен над кроватью - исторический же факт. Точнее скорее легендарный, как про Мусаси и весло.
Об чем тут речь?
Типа для полноценного развития в айкидо зело полезно иайдо? - да кто бы спорил.
Или о том что занятия иайто не предполагают бокенов? - еще как предполагают - до 50% времени может уходить на работу бокеном, а у неофитов и до 100 в течение года и больше.
Полезное чтиво - http://takemusu-aiki...es/docs/__2.pdf
Об чем тут речь?
Типа для полноценного развития в айкидо зело полезно иайдо? - да кто бы спорил.
Или о том что занятия иайто не предполагают бокенов? - еще как предполагают - до 50% времени может уходить на работу бокеном, а у неофитов и до 100 в течение года и больше.
Полезное чтиво - http://takemusu-aiki...es/docs/__2.pdf
1 - да. Речь не о спорщиках - среди попробовавших таких нет, среди совмещающих - тем более. Речь о тех, кто еще не, но и необходимости не видит.
2 - нет. Откуда такой вывод, непонятно )) Неофитам, как верно заметили, иайто и в руки не дают
по моему глубокому убеждению ценность практики меча - в том числе иай-до для айкидок или дайто-рю - к не в поиске смыслов сопряжений применения меча в гражданской бездоспешной ситуации а в несколько другом аспекте/
начиная с того что формы дайто-рю и в измененном виде айкидо это формы доспешного применения меча - понимая смысл которых становится понятен тактический и технический их смысл и место/
в общем минуя бокс по переписке - можем опять пересечься и разобрать эту тему более предметно/
хотя здесь я несколько не точен/
в плане собственно айкиспособов биомеханики и пр - формы фехтовального фехтования мало что дадут адепту дайто-рю или айки-до но могут дать ряд пониманий в плане тактической схемы/
в общем велкам к нам или к вам - уверен что даст материал для следующего сюжета
-
- STARодум это нравится
← Декабрь 2024 →
П | В | С | Ч | П | С | В |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Последние записи
-
Иайдо для айкидоК25 Март 2021
Последние комментарии
-
Иайдо для айкидоКСаблин - 14 апр 2021 01:42
-
Иайдо для айкидоКSTARодум - 12 апр 2021 15:15
-
Иайдо для айкидоКlavageth - 12 апр 2021 15:07
-
Иайдо для айкидоКkek - 26 мар 2021 12:05
-
Иайдо для айкидоКSTARодум - 26 мар 2021 09:25
а как же боккен и синай как исторические инструменты для обучения самураев?
т.е. те самые ребята, которые придумали в тч школы иайдо этими вещами не брезговали, не относились пренебрежительно, по слухам некоторые даже над кроватью боккен вешали и могли им ушатать внезапного синоби. А для айкидок внезапно этот инструментарий как иллюстрация для применения рукопашной техники не подходит.
Я тут видел показуху одного клуба будо - мной очень уважаемого - и там они использовали острые ножи. Типа показать, что все серьезно, руководителю стыдно работать против имитации. Смотрелось круто, по итогам у одного из демонстраторов задорно капала с рукава кровь. Мне такое в тренировочном процессе странно, я предпочту для иллюстрации для учеников массогабаритный макет, который не нанесет серьезную травму.
Хочется жести - есть районы типа Бутово после 22, или специальные соревнования для таких же мрачных ребят, но это ИМХО личный выбор каждого занимающегося, я такое советовать не буду. Тем более простите для группы айкидо.