Плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь! Часть первая
"Мне не к лицу и не по летам. Пора, пора мне стать умней!" Ещё одна цитата классика, которую я сейчас использую в другом контексте. Балтийская Олимпиада встряхнула то, что наслаивалось во мне долгие годы и я решил поделиться ЭТИМ с теми, кому будет интересно об ЭТОМ узнать. Скажу сразу - разговор будет долгим, поэтому начну его издалека. Не раз и не два мне доводилось слышать вопросы - "для чего показывать детям высшие (мастерские) ката, если они ещё как следует не овладели базовой техникой?".
Люди, которые задают этот вопрос, либо забывают, либо вообще не знают о том, каков реальный возраст современного каратэ. В нашем сознании всё очень сильно перемешалось. С одной стороны нам твердят, что истоки каратэ заложены тысячелетия назад в Индии, Китае и на Окинаве, а с другой - про неминуемое олимпийское признание.
Тогда возникает закономерный вопрос - так что же такое "каратэ", перспективное спортивное направление или философия жизни? Отвечу сразу - именно то, чем оно (каратэ) является лично для вас! Если отмежевать каратэ от мифов, которые сопровождают любое направление, получившее массовость, то эта история значительно уменьшится, сократившись до двух веков. Мы с удивлением узнаем, что лет 100-150 назад, в колыбели каратэ Окинаве, выдающиеся мастера воспитывали от одного до пяти учеников и практиковали столько же "ката" (формальных комплексов). И что более удивительно - им вполне этого хватало! Только тогда, когда физическая культура стала бесспорным способом воспитания здорового молодого поколения, на Окинаве, а затем и в Японии каратэ получило передовую методику обучения для большого количества занимающихся. Замечу - тогда о соревнованиях и разработке спортивных правил никто даже и не мечтал! Авторитетным мастерам каратэ только предстояло выработать единую концепцию самого явления, которое тогда даже не имела единого признанного названия!
В Японию из Окинавы приехало несколько мастеров каратэ (которые впоследствии основали такие стили как Шито-рю, Годзю-рю, Шотокан и Уэчи-рю), познакомивших жителей Ямато с "китайской рукой", впоследствии переименованной в "пустую руку".
Первой и самой массовой аудиторией для них стали студенты, то есть "молодые люди", а не "дети". Именно на такую аудиторию и была рассчитана эксперементальная методика для массового (а не индивидуального) обучения каратэ.
На Окинаве каратэ изначально являлось наиболее передовой техникой рукопашного боя, дающего навыки эффективной нейтрализации нападающих посредством нанесения тяжких повреждений их здоровью, поэтому при ознакомлении широких масс с этой опасной техникой, была введена разумная "цензура", сыгравшая роль "техники безопасности". Отчасти ещё и поэтому были созданы "ученические ката" "Пин-Ан" (Хэйан) и "Гекисай-Дай" (Фуккю-ката), которые не только упрощали сложнокоординационные движения традиционных форм, но и не содержали в себе явных опасных для здоровья и жизни атак. Ещё и это обстоятельство сделало возможным заявление, что практика каратэ возможна в любом возрасте людям любого пола и не чревата ничем. кроме отменного здоровья, замечательного настроения и приобретения правильных навыков самообороны.
Каратэ всегда считалось боевым искусством, и рекомендовалось к изучению в первую очередь тем, кто собирался стать воином. Один из первых популяризаторов каратэ, окинавский мастер Итосу Анко (1832-1916), преподавал его, как школьный предмет, расчитанный на пять лет обучения в Префектурном Педагогическом Колледже. В своём письме в Депертамент Образования Окинавы он написал о благотворном влиянии практики каратэ на подрастающее поколение, в котором видел будущих граждан, лояльных государственной политике. А государственная политика Японии тех лет была пропитана милитаристским духом, дзюдо и кендо входили в школьную программу, наследие различных боевых искусств и традиций бережно изучалось в "Ассоциации Воинской Доблести Великой Японии" (Дай Ниппон Бутоку Кай, созданный в 1895-м году). Для вступления туда, а также для того, чтобы каратэ было правильно воспринято японским обществом, прежнее название "китайская рука" было заменено на "пустая рука". Поскольку в дзюдо и в кендо уже были введены Кю и Даны (ученические и мастерские степени), то их приняли и в каратэ. Взяв за основу методику Итосу, который адаптировал сложные классические ката в более доходчивые Пин-Ан (Хэйан), которых было пять - по одному на каждый год обучения, этот объём посчитали достаточным для получения Шодан (начальной или "первой" мастерской степени).
Как я уже писал, старшие товарищи Итосу, его учителя, обходились совсем небольшим количеством ката. Каждую такую форму можно было считать отдельным стилем, которую создал либо один мастер, либо целая династия, и в которую вошли техника и тактика, которую они практиковали всю свою жизнь. На изучение одной ката отводилось минимум три года, а потом всю оставшуюся жизнь её продолжали совершенствовать и это считалось абсолютно нормальным. Есть очень хороший пример, в котором ката сравнивают с жёлудем. На первый взгляд жёлудь совсем не похож на дуб, но он содержит в себе всё.,что нужно для его появления. Так и в ката есть всё, что поможет практикующему добиться успехов в своём каратэ. То есть, для прогресса совсем не обязательно практиковать множество различных форм, достаточно из всего этого многообразия выбрать только одну, которая лучше всего подходит именно вам!
- shock и Sancho это нравится