Перейти к содержимому






Фотография

Плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь! Часть вторая.

Написано Итагаки , 02 Май 2021 · 123 Просмотров


После Первой мировой войны Япония продолжала вести агрессивную внешнюю политику, распространяя своё влияние на близлежащие азиатские страны. Как и предполагал Итосу Анко, каратэ очень сильно повлияло на милитаризацию молодого поколения, в среде которой оно стало пользоваться популярностью. Тренировки велись очень жёстко, дабы укрепить дух занимающихся. Многократные повторения базовых ударов, тяжёлые физические упражнения, спарринги без каких-либо правил призваны были расширить пределы возможности, закалить волю и внушить уверенность в своих силах. В залах царила суровая дисциплина, отношения между сэмпаями (старшими) и кохаями (младшими) копировали армейские уставы подчинения рядовых перед офицерами.

С началом Второй мировой войны и вступлением в неё Японии, дух милитаризма в обществе поднялся ещё выше, а каратэ рекомендовали практиковать всем, от детей до стариков, чтобы превратить руки и ноги в оружие. В школе диверсантов в Накано рукопашный бой преподавали инструктора Шотокан Ёшитака Фунакоши, Шигеру Эгами и Тадао Окуяма, делая упор лишь на прямом тычке кулаком (току-цки) и переднем ударе ногой (маэ-гери). Поскольку основное внимание отводилось спаррингам в полный контакт, а удары наносились куда попало, то травматизм на этих занятиях был очень высоким, зато выпускники "Накано-рю" хорошо зарекомендовали себя в дальнейшей службе именно в уличных сражениях.

Говоря о боевой системе, которой обучают солдат, не стоит забывать о том, что она не должна быть очень сложной, но обязана оставаться крайне эффективной для решения своих задач. Опыт Второй мировой войны показал, что "то каратэ" этим требованиям вполне соответствовало. Кихон, ката, якусоку кумитэ разработаны были так, что очень легко адаптировались под методику обучения базовым навыкам больших групп занимающихся, а дисциплина в клубах каратэ (как я уже говорил) копировала армейскую.

Одно время, анализируя возможности каратэ, стало модным употребление термина "военизированная гимнастика", в которой грубо намекалось на несостоятельность этой техники (особенно практики ката) в реальном бою. Я абсолютно согласен с тем, что кихон, ката и якусоку кумитэ и есть гимнастика, но ничего плохого в развитии навыков, которые даёт практика этой "гимнастики" я не вижу. Улучшение физической кондиции тоже достигается гимнастикой с использованием различных приспособлений (турник, брусья, штанга, гири и т.п.), а традиционные упражнения практики каратэ стоят с ними в одном ряду. Человек со слабой волей и тщедушным телом никогда не станет сильным бойцом.

 

Насколько эффективным было внедрение в массовое сознание японцев самурайских догм и идеалов, можно судить по тому, что стране запретили иметь не только регулярную армию, но и закрыли деятельность Бутокукай вместе с занятиями всех направлений традиционных японских единоборств. Каратэ, как окинавская традиция, под этот запрет не попала и невольно получила "фору" для своего развития. Многие военнослужащие американских оккупационных войск посещали тренировки каратэ как на Окинаве, так и в Японии, а по приезду домой стали открывать свои клубы, в которых обучали новой технике в меру своего понимания. Вслед за ними, в Америку и в Европу устремились и японцы (китайцы, корейцы, вьетнамцы и т.д.), которые так же знакомили население со своими навыками в восточных единоборствах. Термин "каратэ" тогда стал собирательным и применялся практически ко всем восточным системам, основанным на ударной технике. Сравнительно быстро он овеялся мифами и легендами, которые перекликались с восточными религиями, философией,историей, психологическими практиками. Посещать тренировки "каратэ" стало модным, в общественном сознании закрепился стереотип "каратиста", как человека в белых одеждах, подпоясанного чёрным поясом, крушащего голыми руками и ногами доски, кирпичи и черепицу, натруженно выдыхающего, выделывающего непонятные и завораживающие пассы руками и истошно орущего. В журналах, газетах и телепередачах переодически стали появляться репортажи с мастерами каратэ, как настоящими, так и самозванными, которые гарантировали занимающимся неминуемый прогресс и приобретение эффективных навыков самообороны от любого агрессора.
Нужно ли удивляться, что в клубы "каратэ" потянулся народ? Но тогда и выяснилось, что для того, чтобы быстро двигаться, сильно и точно бить, сохранять хладнокровие в бою, необходимо долго и тяжело работать. Что для получения чёрного пояса "мастера" нужно пройти череду трудных экзаменов на цветные пояса учеников. Тогда эти группы первых энтузиастов условно разделились на два направление "спортивное" и "прикладное" (деление очень субъективное и ни на что не претендует И. С.). "Спортсмены" стремились выявить лучших в своей среде путём спортивных состязаний, "прикладники" наоборот, закрывались ото всех, дабы не распространять "секретные знания" и "смертельную технику". Подход "спортсменов" здесь мне представляется честнее - ведь огрехи в обучении очень быстро становятся очевидными при первых же соревнованиях, а заблуждения и иллюзии "прикладников" могут стоить жизни в реальном уличном столкновении.
Очень быстро это модное поветрие получило отображение в кино, что только добавило ему популярности. Но окончательно мир сошёл с ума в начале 70-х, когда на экранах появились фильмы с участием Брюса Ли.



  • shock и Sancho это нравится