«Те, кто в древние времена применяли оружие, поступали так не для того, чтобы расширить свои владения или умножить свои богатства, но для того, чтобы сберечь свое царство перед лицом смертельной опасности, навести порядок в мире и искоренить причиняемый людям вред»
«Хуайнань-цзы[1]»
Мы живем в прекрасное и благоприятное время. Еще сравнительно недавно на производство одной калории для пропитания мы вынуждены были тратить много своих сил, и не всегда была возможность перенести эти затраты, например, на тягловых животных. Но научно-технический прогресс позволил переложить эти затраты на механических помощников, а развитие химии не только подняло на новый уровень медицину, радикально снизив смертность и увеличив продолжительность жизни, но и повысило урожайность, позволило подстраховаться от всяких климатических невзгод и урожаев, тем самым высвободив для нас эти калории и …свободное время, которое мы теперь можем потратить на разнообразнейшие хобби – вместо того, чтобы в поте лица с рассвета до заката впахивать на свое пропитание и кров.
Обычный человек привык рассматривать явления в рамках привычного контекста, ему кажется, что и раньше жили также и в таких же условиях… Но при таком подходе - нарушается «принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования»[2].
Чтобы понять какую-либо эпоху или нацию[3], мы сначала должны понять ее философию: «обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства». И без понимания некоторых определяющих философских идей невозможно корректно ответить на наш вопрос.
Итак, есть три большие философские школы, так или иначе повлиявшие на формирование такого важного культурного явления, как традиционные китайские боевые искусства. И это не привычная нам триада буддизм-досизм-конфуцианство, но - легизм, моизм и конфуцианство.
Все три эти школы сформировались примерно в одно и тоже время, однако их влияние на становление боевых искусств было неодинаковым. Моизм, к примеру, продвигал концепцию усовершенствования общества через знание. Ее основатель Мо Ди (墨翟 mòdí или Мо-цзы 墨子 mòzǐ, ок. 470 — ок. 391 до н. э.) считал очень важным делом укрепление обороноспособности государства:
«Провиант — богатство государства, войско — когти государства, а крепости — защита государства[4]».
Зарождается очень важный принцип противодействия через защиту, не нападения – но контратаки. Некоторые исследователи боевых искусств именно к этому периоду относят формирование идеи, что «ушу начинается с защиты» и поэтому первое движение в формальных комплексах-таолу обычно защитное[5].
А вот конфуцианство в «Период Весны и Осени» (春秋時代 Chūnqiū shídài, с 722 по 481 год до н.э.) сформировало принцип вэнь. В рамках общекитайской дуалистической концепции, принцип 文 (wén) — вэнь несет в себе миролюбие, нравственность, культуру. Как цивилизирующее гражданское начало он противостоит 武 (wǔ) — у, военному началу. И появляется знаменитое понятие «文武分途» (wénwǔ fēntú) — «гражданское и военное идут разными путями», закладывая тем самым основу для более поздней максимы:
«好铁不打钉 好汉不当兵»
(hǎo tiě bù dǎdīng hǎohàn bùdāng bīng)
«Из хорошего железа - не делают гвоздей, из хороших людей - не делают солдат».
Нам же, в рамках нашей темы, гораздо важнее тот факт, что в «Период Сражающихся Царств[6]» прошли фундаментальные легистские реформы. В результате деятельности Шан Яна (商鞅, Shāng Yāng, 390-338 до н.э ) все привилегии родовой аристократии были ликвидированы и власть перешла к чиновной бюрократии. Кроме того, Шан Ян ввел единую для всего населения шкалу рангов, и от ранга зависело положение человека в обществе. Его можно было заработать только двумя способами — заслугами в бою или сдачей большого количества сельскохозяйственной продукции. Благодаря такому подходу должность и знатность определялось не происхождением, но исключительно личными заслугами на службе государству. Кроме того, Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность на военной службе. Это открыло широкие карьерные возможности способным лицам самого разного социального происхождения, в том числе и уроженцам других царств.
До реформ Шан Яна земля не была чьей-то собственностью, и он разделил всю землю на равные участки и распределил между всеми семьями, добившись образования максимального числа земледельцев-воинов, разбив население на группы из пяти дворов. Была введена их взаимная ответственность как в мирное, так и в военное время. Эти же участки стали как фиксированной единицей воинского подразделения, так и наградой за заслуги в труде и бою.
Благодаря этим реформам в Китае произошло фундаментальное отличие от других мировых цивилизаций: воинская аристократия утратила монополию на занятия боевыми искусствами, и на некоторое время понятия «народ» и «армия» вообще совпали, все мужское население было поставлено в военный строй и должно было владеть боевыми искусствами. Собственно вот тогда и можно было сказать: все китайцы - занимаются ушу. Но продолжалось это сравнительно недолго, и в дальнейшем события развивались сильно иначе.
После жесткого легизма империи Цинь в Китае восторжествовало конфуцианство, уже в варианте Сюнь-цзы (荀子xúnzǐ, 313—238 до н.э) :
«Человечный человек любит людей, и, поскольку он любит людей, ему невыносимо видеть, как их обижают. Справедливый человек поступает праведно и поэтому ненавидит тех, кто поступает неправедно. Он берется за оружие для того, чтобы пресечь насилие».
Важный момент: занятие боевыми искусствами, из обязательного для каждого гражданина, становится ненужным для построения карьеры, и становится в некотором роде не соответствующим требованиям морали.
Подводя итог этому небольшому философскому экскурсу, мы должны отметить следующие фундаментальные факторы, важные для понимания генезиса боевых искусств в Китае:
1. Родовая аристократия лишена привилегии на занятия боевыми искусствами;
2. Родовитость не гарантировала знатность и должность.
3. Социальные лифты определялись в первую очередь прохождением системы рангов на базе конфуцианской системы образования.
В итоге следующие факторы определили необходимость занятия ушу:
1. Мотивация.
2. Знания.
3. Свободное время для тренировок и т.п.
4. Наличие материальных средств на существования себя и семьи
5. Регулярная практика для отсева ненужного.
В результате боевыми искусствами стали заниматься те, кому это было необходимо для выживания, чья повседневная реальность была связана с высокой вероятностью боевого столкновения, но с другой стороны – боевое искусство стало ремеслом, предоставляющим средство для жизни[7]. При этом в патриархальном клановом обществе семейному ремеслу, который обеспечивал заработок и выживание в конкурентном обществе, дочерей, за редким исключением, не обучали. Ибо выходя замуж, они уносили с собой веками накапливаемые и тщательно оберегаемые секреты мастерства.
Занимались же воинскими искусствами следующие категории жителей Поднебесной:
- охранники торговых домов и караванов;
- телохранители;
- охранные общества [8];
Т.е. занимались те, кому приходилось защищать свое (и чье-то) имущество и жизнь от разнообразнейших бандитов. Ну и, конечно, сами бандиты! И эти категории регулярно и активно пересекались, образуя такое уникальное явление, именуемое «Мир Цзянху»(江湖– jiāng hú). Хотя дословный смысл означает «скитаться по озерам и рекам», в переносном же значении – выход из-под контроля вездесущего чиновничье-бюрократического аппарата, и обозначало отшельников, ушедших от суеты обыденной жизни. Но уже скоро этот мир становится ареной состязания в боевых искусствах, место противостояния бандитов и странствующих мастеров боевых искусств. В дальнейшем цзянху стало синонимом понятия улинь (武林wǔlín), и стало означать сообщество занимающихся боевыми искусствами и их окружение.
В этой среде возникают разнообразные общества любителей боевых искусств, оказавших значительное влияние на последующие развитие ушу. Являясь по своей сути местными отрядами самообороны, «армиями» крупных землевладельцев или клановых объединений, они стали прообразом т.н. «деревенской милиции», явления дожившего аж до ХХ-века и крайне важного в плане развития боевых искусств Китая. В этих обществах основное внимание было направлено на тренировки с разнообразнейшим оружием. Техника же безоружного боя была в некотором роде второстепенной, однако необходимой - как часть силового и психофизического воспитания бойцов. И большинство китайских исследователей истории ушу считают, что происхождение современных стилей ушу идет от работы с оружием. Как тут не вспомнить обезьяну, взявшую палку – чтобы получить преимущество и в итоге стать человеком!
Основной задачей этих сил самообороны была защита от широко распространенных и многочисленных банд, которые позволяли себе не только грабить поместья или даже целые кварталы городов. Делегирование полномочий по защите позволяло участникам этих обществ тратить свои силы и время не на сельхозработы или иное производительное ремесло, но на совершенствование своих навыков. А свои услуги по защите можно было предлагать и другим поселениям, где подобного общества не было[9].
Такая ситуация продолжалась до 1279 года, когда Хубилай(忽必烈hūbìliè, 1215-1294), внук Чингисхана, завершил завоевание Китая и основал династию Юань. Завоевание монголами Китая, кроме долгожданного воссоздания империи, восстановления системы единых государственных экзаменов и прочих имперских преимуществ, породило систему жестких запретов, стремясь таким образом умиротворить хаос и мятежность, опасаясь, что будут «бунтовать и сеять смуту», как это неоднократно происходило ранее.
В «Истории династии Юань[10]» указывается, что местным властям неоднократно предписывалось изымать оружие у населения, запрещалось его незаконное хранение, за хранение и укрытие «оружия и доспехов» наказанием была смерть. В нарушение всех сложившихся обычаев, запрещалось хранить семейное оружие даже и в родовых святилищах, исключение делалось лишь для деревянных или глиняных реплик. Естественно, что попали под запрет и деревенские отряды самообороны, обучение военному делу, и охота. Также запрещалось хранение железа в количестве, достаточном для оружейного производства.
Монгольское правление ввело правовую безопасность[11], даже за малейший проступок были предусмотрены жесточайшие наказания за мельчайшие преступления, включая наказание за пособничество и укрывательство преступников. Была даже введена в действие система по поиску украденных вещей и возмещения ущерба! Кроме того, в ряде областей был введен комендантский час, ограничивающий передвижения коренного населения преимущественно в ночное время, повсеместно запрещались сходки и митинги, нельзя было создавать различные общества, и в первую очередь - деревенские отряды самообороны, ограничивали даже количество кухонных ножей на семью и тп… Железной рукой и мечем монголы устанавливали надежный порядок и покой в стране, привыкшей к вольнице.
В итоге такой жесточайшей политики тот привычный Поднебесной «мир Цзянху», прекрасно описанный в романе «Речные заводи», на некоторое время практически перестал существовать.
Практически исчезла преступность, по дорогам стало безопасно путешествовать без опасения быть ограбленным, убитым, чтобы затем послужить начинкой для баоцзы. Шутка или нет, но считалось, что прекрасная девушка, одетая лишь в золотые украшения, может без опасения за свою честь, ценности и жизнь пересечь всю страну от края до края. Понятно, что это гипербола, но в любом случае была устранена первая и наиважнейшая необходимость занятий боевыми искусствами – мотивационная. Деревенские отряды самообороны хоть и были запрещены, но по факту в них уже не было необходимости. Как и в охранниках торговых караванов. Монголы активно способствовали развитию торговли и жестко устраняли все мешающие или опасные для нее факторы.
Однако исчезла ли практика боевых искусств в китайском этносе в период монгольского ига? Нет!
Хотя во время династии Юань, как уже было сказано выше, строго воспрещались любые попытки изучать и совершенствоваться в боевых искусствах, одновременно с этим возник интересный парадокс. Ушу и все связанное с ним — категорически воспрещалось и пресекалось, а вот традиционный театр — продолжал активно развиваться. А надо отметить, что в драме того времени[12] было достаточно разнообразных персонажей, так или иначе по сюжету произведения владеющими и демонстрирующими по ходу пьесы боевые искусства. Причем актеры, изображающие этих героев китайской драмы или оперы, активно использовали широкий арсенал традиционного оружия[13]. В итоге именно в рамках театра сформировалось распространенное в наше время понятие о 18 видах классического оружия. Эта своеобразная ситуация предоставила лазейку для мастеров ушу, которые могли таким образом продолжать зарабатывать на пропитания своей семьи, демонстрируя ушу не как боевое искусство, но как часть сюжета традиционной драмы, оперы или циркового выступления. То есть, с одной стороны, это позволило уйти в легальный бизнес мастерам ушу и тем самым сохранить и передать следующим поколениям свой опыт и знания. Но с другой стороны, понятия у-си[14] и у-и[15] - не идентичны, и если раньше в первую очередь была важна эффективность, то в театре движения рук, глаз, тела должны были подчеркнуть амплуа героя, его действия и слова…
В итоге постепенно происходило смещение в сторону красивых, эффектно выглядящих для неискушенного зрителя движений и характерных поз, увеличивалась доля акробатики и прочих сложных элементов. Так же изменялся подход в обучении: усиливался акцент на демонстрационный аспект, а не прикладной. Склоняясь постепенно в сторону многократных повторений одиночных формальных комплексов, сознательно исключая популярные ранее многообразные парные и вспомогательные наработки. В том числе и потому, что такие наработки позволяли однозначно идентифицировать себя властям как практикующего запрещенные боевые искусства. В итоге сложилась не совсем логичная ситуация, когда власти повсеместно запрещают ушу, но с подмостков и площадей артисты через демонстрацию у-си пропагандировали у-и, через искусство и эмоции глубоко проникая в сердца зрителей. Одновременно активно развивалось улично-цирковое ушу.
Кроме того, боевыми искусствами занимались различные тайные общества (帮会 bānghuì), боровшиеся за свержение Юань. Так же продолжали тайно заниматься в рамках некоторых кланов, сохраняя наследие предков. Вероятно, что именно таким образом за время правления монголов сформировалась традиции заниматься тайно, обычно в темное время суток. И, скорее всего, именно опасение доносов властям, возможно, стало первоначальной причиной убивать за подглядывание тренировок по ушу. Кроме того, опасность хранения оружия в принципе привела к качественному сдвигу от занятий и тренировок оружейных видов боя, к безоружному. Именно это и считают одной из причин постепенного смещения акцентов в сторону кулачного боя.
Такие занятия не требовали специального снаряжения, униформы и помещения, можно было заниматься в повседневной одежде, используя, как и принято до сих пор, предметы домашнего обихода в качестве спортивных тренажеров или оружия особого вида. Это также давало больше возможности для маскировки и маневра для сокрытия тренировок в случае внезапного обыска или проверки. Можно предположить, что застигнутый врасплох ханец, выполнявший силовые упражнения с кувшином, обладал большими шансами выкрутиться, чем его собрат со штангой. Ряд исследователей высказывают точку зрения, что именно опасения быть пойманными во время тренировки, дали импульс широкому развитию упражнений типа изометрических, статических или плиометрии, причем с активным использованием мимикрии под обычный вид деятельности. Надо быть очень искушенным специалистом даже в наши просвещенные времена, чтобы распознать подобные упражнения.
Подведя итог, мы можем выделить следующие области:
- традиционный и уличный театр, а также выступление цирковых мастеров и силачей, благодаря которым боевые искусства все больше становятся ремеслом, это важно помнить для понимания последующих веков;
- тайные антимонгольские общества;
- кланы, тайком сохранявшие семейное искусство;
- в отдельную категорию необходимо выделить представителей местных мусульман хуэйцзу (回族, huízú), на которых гонения не распространялись, более того в 127-х годах в соответствии с указанием основателя династии Юань «всюду вступать в общины приграничья» многие мусульмане при демобилизации из солдат стали крестьянами. Занятия боевыми искусствами для них стали не только средством самообороны, но и в некотором роде священнодействием, укрепляющим религиозный дух местных мусульман. И когда в XVI веке приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских[16] пиратов (倭寇 wōkòu) именно потомки этих военных поселенцев стали ударной силой на первом этапе обороны страны, а не какие-то там мифические монахи.
В 1351-1368 годах народное восстание «Красных повязок» (红巾军 hóngjínjūn) под предводительством Чжу Юаньчжана (朱元璋 Zhū Yuánzhāng, 1328-1398) свергает монгольскую династию Юань, основав династию Мин. Наступает «золотой век ушу» - ведь прежнего железного порядка в стране уже нет, а побережье регулярно подвергается набегам пиратов. В итоге занятия ушу получают активную государственную поддержку, но также закрепляется разделение на ушу «показательное» и ушу прикладного плана, которым занимаются те, кому его нужно применять по роду деятельности — военные, бандиты, охранники, телохранители, деревенская милиция.
Однако, даже Ци Цзигуаном[17] (戚继光 Qī Jìguāng, 1528-1588) в его фундаментальном труде «Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū) навыки чисто безоружного боя на поле битвы все же признаются не основными, но при этом обучение рукопашному бою - обязательно, так как позволяет получить важную силовую и психофизическую подготовку.
В это же время усиливается влияние буддизма и даосизма, также частично готовые трактовать практику ушу как один из методов достижения Цели их Учений, и привнося уже свои наработки в мир боевых искусств. А уже эти синкретические методы, как и традиционные методики оздоровления яншэнсюэ (养生 yǎngshēng) активно заимствуются мирскими стилями ушу, становясь их нераздельной составляющей.
6 июня 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войсками, окончательно установив тем самым правление династии Цин (大清國 dàqīngguó, 1636 - 1912).
Оккупанты установили жесткие, порой унизительные (вспомним обязательную косу), правила по отношению к коренному населению. В итоге тяжелые условия выживания побуждали людей объединяться для совместной помощи, постепенно превращаясь в сопротивление господствующему классу. Период этот известен большим количеством крестьянских восстаний, неоднократно инициируемые разными тайными обществами. Но раз за разом эти восстания терпели поражения.
Очень сложные взаимосвязи и особенности тайных обществ династии Цин обусловлены спецификой их организации. В основном выделяют три вида:
1. Тайные антиманчжурские союзы (会党组织 huǐdǎngzǔzhi), основная особенность - заключение клятвенного договора[18] и братские отношения «жизни и смерти» как связующее звено. На организации этакого типа оказывал сильное влияние «Союз Неба и Земли» (天地会 tiāndìhuì), возникший изначально в пр. Фуцзянь и затем распростившимся в пр. Гуандун и Гуанси, на Тайване и в Сычуане. Также часто такие группы назвали «Великое Учение» (洪门 hóngmén) - по аналогии с тайным обществом в XVII веке, стремившегося к реставрации Мин. Остальные обьединения такие, как «Общество старших братьев» (哥老会 gēlǎohuì) и другие подобные им, тоже принадлежат к такого же рода сообществам. Но преподавали в таких обществах лишь минимальные базовые навыки обучения боевым искусствам (т.н 基本教育jīběnjiàoyù).
2. Религиозные общества (教门组织 jiàoménzǔzhī), в научных кругах именуются как эзотерические секты или народные верования. Так как их миссионерская деятельность противоречила идеям правящего класса, то эти общества преследовались как еретические секты (邪教 xiéjiào). Деятельность таких обществ охватывала всю страну, но больше всего были распространены в северных регионах, в пр. Хэнань, Шаньдун, Хэбей. Все эти религиозные общества были крайне разнородны с очень сложными взаимоотношениями между собой. Среди них наименование «Секта Белого Лотоса» (白莲教 báiliánjiào) - из наиболее распространённых. Произошло это по очень простой причине – это наименование использовалось маньчжурской администрацией в бюрократической документации как огульная характеристика любой ереси, потенциально представляющей политическую опасность. Несмотря на сильные различия этих религиозных сект, повсеместное развитие обучению ушу создавала для них некоторую общность и схожесть.
3. Кулачные общества (拳会组织 quánhuì zǔzhī) не отличались клятвенными кровными братскими отношениями, они не вели религиозно-миссионерской деятельности, это были разрозненные общества, тайно практиковавшие ушу, но они также подвергались репрессиям.
Крайне важно понимать, что маньчжуры не запрещали боевые искусства - как монголы, они запрещали антиправительственную деятельность. То есть, если вы со товарищи замыслили установленный порядок свергнуть - да, карали, но не за занятия боевыми искусствами, а карали за то, с какой целью занимались боевыми искусствами! А если человек, к примеру, ветеран армейский и местные деревенские отряды самообороны тренировал, или в охранном бюро работал - ему честь и уважение. Или как монахи Шаолиня, бодро демонстрирующие свое искусство маньчжурскому чиновнику на известной фреске.
Со временем общества кулачного искусства и религиозные секты стали активно взаимодействовать и влиять друг на друга, что привносило в них новое содержание. Опираясь на деревни, города и посёлки эти общества широко распространялись по всей стране с востока на запад и с севера на юг в небывалом масштабе. В стройную систему конфуцианских ритуалов кулачных обществ активно замешивается мистицизм религиозных сект. И в тот период, ушу оказалось сильно подверженным влиянию политических идей. В 1898-1901 годах прошло восстание ихэтуаней (义和团运动 yìhétuán yùndòng), эти дружины справедливости и спокойствия (мира) были сильно увлечены мистицизмом, и этим были пропитаны их занятия ушу. Мобилизовав при этом множество низовых народных масс, в любом удобном месте ихэтуани основывали так называемые «кулачные круги-алтари» (拳坛 quántán), где тренировались и обучали ушу. При этом начинают активно развиваться именно школы кулачного боя, а основой тренировочного процесса становятся формальные комплексы-таолу, так как массовость обучения требовала изменения традиционного подхода «один учитель – один ученик».
Формально сохраняется установившееся разделение на «показательное» и «прикладное» ушу, однако период с 1815 по 1914 год отличался быстрым развитием технологий и в то же время ускоренной глобализацией, это сильно повлияло и на ситуацию в среде ушу, особенно в сфере охранного бизнеса.
Частные охранные службы в Китае представляли две основные формы деятельности – одни обеспечивали охрану различных зданий (как жилых помещений, так и складов и прочих промышленных сооружений), вторые обеспечивали охрану караванов и людей во время путешествий. В современной среде поклонников ушу принято считать, что бяоши (镖师 biāoshī) - это обязательно мастер боевых искусств, отлично владеющий всеми видами оружия и легко побеждающих нападающих. Однако, в реальной ситуации охранник и бандит могли оказаться земляками или учениками одного Учителя ушу, или даже родственниками (и этот охранный бизнес вполне мог быть их общим и договорным).
Поэтому важнейшей составляющей работы охранных бюро было сочетание личных связей и умения договариваться, и лишь на совсем крайний случай – боевые навыки. Будучи очень практичными, они быстро оценили преимущества современных технологий и в первую очередь огнестрельного оружия, отдав ему предпочтение. С другой стороны, возникшая доступность огнестрельного оружия в сочетании с улучшением средств коммуникации постепенно привело к уменьшению востребованности охранных контор, снижению их рентабельность и как следствие – к их постепенному исчезновению.
В конце династии Цин происходит несколько важных моментов:
1. Благодаря деятельности тайных обществ, с одной стороны, ушу широко проникло в массы, но с другой стороны – однозначное превосходство Запада (военной подготовки, технологий, оружия и т.п) сильно уронило авторитет ушу. При этом формируется понятие: занимающийся ушу – патриот Китая.
2. Из-за развития оружия (и в особенности - распространения личного огнестрельного оружия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, начинают преподавать ушу как оздоровительное искусство, оставляя боевые аспекты внутри своей семьи.
И на фоне общемировых революционных тенденций, в умах некоторых поклонников ушу также назревает понимание необходимости реформирования традиционных боевых искусств. Поэтому в 1909 году в Шанхае открылась «Ассоциация Цзинъу» (上 海 精 武 会 shànghǎi jīngwǔhuì) - первая в истории Китая общественная организация, ставящая своей целью изучение и распространение ушу, в которой боевые искусства мог изучать любой желающий. В дальнейшем филиалы Ассоциации открылись во всех основных городах и провинциях Южного Китая, а также в местах компактного проживания этнических китайцев в Малайзии и прочих странах того региона. Сама идея реформ была заложена в названии Ассоциации, т.к. «Цзинъу» состоит из двух иероглифов – «цзин» (精)и «у» (武). «Цзин» в данном контексте означает сущностный, очищенный, утонченный, рафинированный. «У» в данном случае сокращение «боевые искусства». Идея была прекрасна - развивая тело, ум, нравственность (体, 智, 德) достигнуть бесстрашия, мудрости, человечности (勇,智, 仁), тем самым достигая так называемые "три добродетели" (三德 ). Что интересно, традиционно три добродетели включали в себя нравственность, ум и почтительность к родителям.
И в рамках заявленного «очищения наследия» впервые обучение ушу основывалось на трех составляющих: физическая культура, морально-этическое воспитание, философия.
Когда в 1920-х годах Нанкин стал столицей Китая, то там был открыт «Центральный институт Гошу[19]», в котором начали готовить кадры преподавателей ушу. Первым ректором был Чжан Чжицзян ( 张之江 Zhāng Zhījiāng 1882—1966). Он определял такие задачи института (достигаемые через занятия ушу), как: физическое и нравственное воспитание, укрепление обороноспособности страны, увеличение производительности труда, поддержание общественного порядка, давать отпор угнетателям, охранять народовластие. Основная идея – «спасение государства, спасение народа..», «..здоровье народа – сила нации», стремясь смыть позор ярлыка «больной Восточной Азии» ( 东亚病夫 dōngyà bìngfū).
Сохраняя преемственность идеи «Ассоциации Цзинъу» о максимально гармоничном развитии человека, в институте вводятся так называемые «Три взращивания»:
1) нравственное воспитание (воспитание высокой морали - 德育 déyù);
2) умственное воспитание (воспитание интеллекта -智育zhìyù);
3) физическое воспитание (体育tǐyù);
и «не на один меньше нельзя, нельзя отделить даже один».
Чжан Чжицзян активно боролся с традиционной закрытостью стилей, приглашая преподавать в Институте мастеров различных направлений, включая бокс, дзюдо и кэндо. Чжан был поклонником разносторонней подготовки, поэтому в Институте было нормой изучение разных стилей, что ранее было немыслимо в патриархальном обществе, когда знание боевого искусства – было ремеслом семьи, обеспечивающий заработок и выживание клана. Чжан Чжицзян считал очень важным сохранение «национального искусства», привлечение старых мастеров, и в дальнейшем он пытался ликвидировать существующие разногласия и недоверие между разными школами ушу: «… между направлениями гошу сложные отношения, сектантские настроения сильны, каждый держит за пазухой свои драгоценности, каждый прячет свои секреты, не соглашаются открытому исследованию..».
Первые всекитайские испытания по ушу были проведены Центральным институтом в 1928 году
Первые всекитайские испытания по ушу были проведены Центральным институтом в 1928 году
Также в Институте планировалось издание методических, обучающих материалов по ушу, разработка современной системы преподавания и воспитание новых мастеров ушу, что должно было способствовать сохранению, развитию и распространению ушу, «вести к блеску и величию». Впервые были определены такие основные задачи, как:
- исследование китайских боевых искусств и физического воспитания;
- составление методической литературы по ушу;
В последующие годы местные отделения Института открывались во всех провинциях, оказав огромное влияние на систематизацию местных стилей и распространение некоторых стилей ушу в масштабах всей страны.
Дальнейшее развитие остановила война и кратковременный запрет на занятия любыми боевыми искусствами после прихода к власти КПК и во время т.н «Культурной революции»[20].. И про фундаментальные реформы в мире ушу в начале ХХ века будет отдельная подробная статья…
Завершая этот краткий экскурс в историю китайских боевых искусств, мы должны отметить, что в разные времена ушу занимались разные люди с разными целями.
Средство самообороны или ремесло, оздоровительная система или система воспитания, или что-то еще, это определялось особенностями и потребностями конкретной среды и эпохи. Но наиболее длительный исторический период воинскими искусствами занимались те, кому приходилось защищать свое (и/или чье-то) имущество и жизнь от разнообразнейших бандитов.
Моисеев Дмитрий Борисович, Хайян-Спб , 2017
Краткий список используемой литературы:
1. «中国武术大辞典».-北京: 人民体育出版社, 2005
2. «中国武术史».-北京: 人民体育出版社, 1985
3. «中国武术史» / 周伟良编著.—北京:高等教育出版社, 2003
4. «说剑丛稿» / 马明达 着.-北京: 中华书局, 2007
5. «中国古典武学 秘籍» / 马力编. -北京: 人民体育出版社, 2005
6. «中国传统武术史» / 于志钧. -北京: 中国人民大学出版社, 2006
7. «中国武术史略»〔日本〕松田隆智.- 成都: 四川科学技术出版社, 1984
8. «明代倭寇史略» / 范中义、仝晰纲 着.-北京: 中华书局, 2004
9. « 精 武百年. 精 武一百周年纪念».-上 海: 上 海三联书店, 2011
10. «清代射艺丛书 王五公太极连环刀法 中国古佚剑法» / 唐豪 着. -太原: 山西科学技术出版社, 2009
11. «中国武艺图籍考» / 唐豪 着. -太原: 山西科学技术出版社, 2008
12. 武学丛书第三辑之三 «少林武当考 太极拳与内家拳 内家拳» / 唐豪 着. -太原: 山西科学技术出版社, 2008
[1] Философский трактат, созданный не позднее 139 г. до н.э. во времена Западной династии Хань.
[2] То есть научный метод известный как историзм.
[3] Кроме того, необходимо учитывать длительность и непрерывность существования китайской цивилизации. Хотя Поднебесная не раз подвергалась завоеваниям и нашествиям и разнообразным внутренним катаклизмам, каждый раз преодолевала все эти проблемы, сохраняя при этом полную преемственность этноса, культуры и государственности.
[4] Самое общеизвестное проявление этой концепции – Великая Китайская Стена.
[5] С одной стороны, начинать с защитного движения свойственно далеко не всем стилям ушу, кроме того сама идея использовать формальные комплексы для обучения возникла как бы значительно позже. Однако полностью отрицать это влияние моизма на ушу было бы не правильно.
[6]战国时代 Zhànguó Shídài - период, продолжавшийся с V века до н.э. до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до н.э.
[7] Армия – это несколько отдельная тема, которая зависит от конкретного исторического периода.
[8] Монастырское ушу тоже надо рассматривать как всего лишь часть этого подмножества.
[9] Также «помещичьи отряды» активно использовались для разорения крестьян для последующего закабаления как субарендаторов земли и т.п.
[10] содержит в себе изложение событий царствования императоров династии Юань в хронологическом порядке, одна из 24 династических историй, составлена в 1370 году во время династии Мин, состоит из 210 свитков
[11] О преступлениях:
Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
Под страхом смертной казни запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. То же касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привёл его к хозяину.
Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.
и др.
[12] Например в «李逵负荆», «关大王单刀会», «单鞭夺槊», «关张赴西蜀梦», «三战吕布» и других.
[13] Например 斧 (fǔ секира) , 刀 (dāo нож, клинок) , 鞭 (biān палица) , 槊 (shuò длинная боевая секира) , 戟 (jǐ «цзи» — древнее оружие, соединявшее в себе клевец и пику: длинное древко с топоровидным лезвием, заканчивавшееся заострённым наконечником), 剑 (jiàn обоюдоострый меч), 枪 (qiāng пика) и другие.
[14] «武戏» - wǔxì военная (театральные) пьеса.
[15] «武艺» - wǔyì военное искусство.
[16] А также корейскими, а некоторое время на островах вообще существовал некий азиатский пиратский анклав, где беглых китайцев тоже хватало.
[17] военачальник эпохи Мин из местечка 登州 в пров. Шаньдун, нанес решающее поражение японским пиратам на суше, его авторству приписывается целый ряд фундаментальных трактатов по боевым искусствам («紀效新書», «练兵实纪», «將臣寶鑑», «莅戎要略», «武备新书») а также сборник стихов «止止堂集».
[18] Т.н. «мазать кровью углы рта» (歃血), опираясь на незыблемый принцип «честность и справедливость, беззаветная преданность долгу» (忠义)
[19] Полно название было «国民政府直属国立南京中央国术(研修)馆», но обычно использовалось в обиходе краткое название «Янгуань» («央馆» yāngguǎn) – «Центральная школа».
[20] 无产阶级文化大革命 Wúchǎn Jiējí Wénhuà Dà Gémìng события в 1966—1976 годах, когда проводилось уничтожение «политических противников» с целью «противодействия реставрации капитализма и борьбы с внутренним и внешним ревизионизмом».