Перейти к содержимому






Фотография

Разбор спиральной ката или философия матрицы

Написано Danatas , 04 Январь 2020 · 2 727 Просмотров

Я не о той матрице, которая кино или идеях в нем описанных, а о математической матрице. Точнее матрице движений. Матрица интересна тем, что добавление одного движения добавляет только одно действие в варианте вектора, то есть матрице с одним измерением, которую можно записать как строкой (вектор-строка) так и столбцом (вектор-столбец). Для биологической системы это изменение параметров одного звена. К примеру хват палки одной рукой может быть прямым или обратным. Полный хват. Можно придумать еще кучу хватов с разным расположением пальцев, но далеко не все из них удобны и если для ножевого боя некоторые из этих хватов еще используются, то для дзе они практически не имеют никакого значения и потому можно в дальнейшем при построении матрицы их не рассматривать. Так что для самого хвата вектор условно двоичный. А вот положений в котором можно удержать палку перед собой уже не два (вертикально или горизонтально), не восемь, а гораздо больше. Шаг вектора при вращении палки может быть как угодно мал - хоть после каждого градуса поворота палки можно определять это положение как отдельную позицию и количество этих позиций зависит лишь от извращенности того, кто описывает процесс. И тут в создание n-мерной матрицы любой позиции включается интуитивно используемый фактор "правильно-неправильно". Правильных позиций и действий очень много, но неправильных на порядки больше. Что же именно отличает правильное от неправильного? Могу назвать несколько критериев - экономичность, удобство, эффективность, польза, красота. Часть критериев достаточно субъективны, не полны и даже противоречивы, но тем не менее нужны для того, чтобы понять что именно правильно, а что - нет.
Так для удержания дзе двумя руками мы получаем двумерную матрицу
00 01
10 11
в которой 0 - обратный хват, 1 - прямой и соответственно левая рука определяется левой цифрой а правая - правой
позиция 00 имеет смысл только если вы держите в руках гриф штанги и качаете бицепс. Но с точки зрения боевых искусств она совершенно бесполезна.
А комбинация 11 как в фронтальной так и в лево- и правосторонних стойках работает. Но только на уровне тюдан - то есть при ударах по корпусу. В левосторонней стойке 01 работает при ударах в тюдан и дзедан цки и всех учи, а 10 хороша при позиции руки на уровне головы и ударах дзедан и гедан цки и боковых ударах типа гедан барай. Также в левосторонней стойке гораздо удобнее держать левую руку впереди. И только при гяку йокомен учи положение рук меняется, да и то не всегда. Основной для работы с дзе является левосторонняя стойка, а для работы с бокеном предпочитают правостороннюю. Поэтому при ударах учи аналогичных ударам бокеном часто приметяется хват с правой рукой впереди и тогда по аналогии с бокеном перехвата с изменением положения рук не применяется. В спиральной ката правосторонняя стойка практически не применяется и все движение исполняются в левосторонней стойке. Фронтальная стойка появляется только в качестве начальной и конечной стоек.
Чтобы уменьшить количество размерностей нашей матрицы будем считать что все происходит в левосторонней стойке и сосредоточимся на тычковых ударах. Это далеко не единственный удар в спиральной ката, но основа этой ката - универсальные спиральные движения базируются на этих ударах.
Таким образом получается, что при четырех теоретически возможных видах хвата и трех (опять таки условно) уровнях атаки фактически удобен хват 10 для работы на верхнем и нижнем уровне и хваты 11 и 01 для работы на среднем уровне. Эти четыре варианта и отрабатываются в спиральной ката. Отработка происходит с изменением направления атаки после каждого блока. Первым идет блок с хватом 10 и атакой на верхнем уровне, вторым - блок с хватом 11 и атакой на среднем уровне, затем хват 01 на среднем и последним хват 10 на нижнем. Чтобы сделать ката более наглядным для визуализации предлагаются в первом случае представлять атаку в голову (мен), во втором в корпус (до), в третьем запястье (коте) и в последнем колено (хиза).
Работа в спиральной ката ведется по четырем направлениям, условно соотносимыми со сторонами света. Для стоящего в начальной стойке направление вперед соотносится с Югом, влево с Востоком, справа с Западом с сзади с Югом. Блоки в спиральной ката выполняются в следующем порядке - юг, север, восток, запад. С точки зрения матрицы количество направлений в котором исполняются движения также зависит только от степени вашей испорченности и возрастает по мере роста мастерства. Сначала учатся работе в одном направлении, потом в двух, четырех и наконец восьми. Более мелкая разбивка практически не используется так как чрезмерно утяжеляет систему. Исключением тут является кокио наге-тенчи наге ката (кузуси но ката) в которой есть разбивка на 12 направлений. Правда если вам обязательно нужно продемонстрировать наличие в системе десяти тысяч техник - смело берите 360 градусов да на два направления вращения....и три удара превращаются в тысячу техник.
В каждом блоке спиральное движение выполняется четыре раза плюс пятый - "техника" на основе спирали. Почему четыре раза - спираль может иметь направление вращения по и против часовой стрелке и быть расширяющейся либо сходящейся. Это и дает нам четыре основных варианта. Ну а если начинать учитывать направление сброса расходящихся спиралей то в зависимости от шага матрицы появляется еще от четырех до дочерта вариантов, и поэтому за базовый берется вариант сброса в сторону от себя как самый очевидный. Отдельно направления сброса не рассматриваются, потому что разные направления сброса приводят уже к разным вариантам продолжения. А вариантов продолжения показано в ката только четыре.
Еще о последовательности четырех спиралей. Понятно, что простое 4! дающее нам 24 варианта особого смысла не имеет. Для простоты восприятия дадим названия спиралям.
1- по часовой в центр
2 - против часовой наружу
3 - по часовой наружу
4 - против часовой в центр
Важно чтобы были перекрыты все возможные связки спиралей, а повторять одну и ту же связку (к примеру связку 12) особого смысла не имеет. Состыковав не повторяющиеся пары получим четыре цепочки. Магический квадрат.
1234
2413
3142
4321
Вот эти четыре цепочки и будут использоваться в спиральной ката. Понятно, что и последовательность цепочек и нумерация спиралей достаточно условна и рассматривается именно такой порядок только потому что он красив и удобен для запоминания - магия.
Существует еще одно измерение у наших спиралей - они могут быть большими либо маленькими. Но тут мы просто будем использовать большие спирали против головы и корпуса, а маленькие против запястья и колена. Маленькая спираль - маленькая цель.

 

Вообще ката никогда не включают в себя весь спектр техник. Одни ката сосредоточены на одном типе техник (ваза) и стараются охватить весь спектр принципов на котором эти техники строятся. Другие сосредотачиваются на одном принципе или стиле исполнения техник и исследуют его использование в технике. Так для дзюдо - катаме но ката рассматривает все группы техник в не ваза, однако в каждой группе представлено только по пять техник, которые дают представление об этих группах и принципах на которых техники этой группы строятся, так же наге но ката - ката бросков - пять групп бросков по три броска в группе - далеко не все броски используемые в кодокан дзюдо, но принципы выполнения бросков каждой группы показаны. А вот дзю но ката скорее исследует использования принципа дзю - мягкости в техниках. Гошин джитсу - техники самоообороны - тут и своеобразные техники плюс агрессивный и экономный стиль их исполнения, а группами стали виды атак, которым противостоит тори. В Томики айкидо корю ката в основном рассматривают принципы и стили исполнения техники, а рандори но ката рассматривала весь спектр соревновательных техник. Со временем техника ката осталась практически неизменной, а техники рандори слегка изменились и теперь в рандори исполняются не всегда в каноническом виде, и не все. Однако все принципы и их понимание изучается через технику. То есть техника первична и только изучив и поняв технику стоит заниматься рассмотрением принципов на которых она основана. А попытки изучить и использовать принципы непосредственно, не умея выполнять техники не приводят к стабильным результатам. Просто тело может запоминать движения и когда моторика уже наработана - тогда на этой основе можно переходить к принципам. Вообще переход к принципам стоит проводить только тогда, когда количество изученных техник и их вариантов начинает тормозить их использование и дальнейшее изучение. Тогда сотни техник преобразуется в дюжину принципов и все снова становится просто и понятно. Наличие выбора всегда будет тормозить реакцию - отсутсвие выбора ускоряет ответ. Можно сказать следствие закона Хика. (линейная связь между временем реакции и логарифмом числа выборов или альтернативных сигналов при осуществлении реакции выбора)
Еще следует заметить, что при выполнении спиралей вращение выполняется обеими руками, но в третьем блоке вращение с большей амплитудой проводится задней (правой) рукой, а в остальных блоках - передняя (левая) рука работает интенсивнее.
Всего в спиральной ката 20 спиралей и еще около 30 других ударов и прочих движений. Некоторые движения трудно однозначно определить как удары или блоки так как в зависимости от ситуации эти движения могут играть разные роли. Так в карате, например, ура учи может быть и блоком и ударом. К спиралям эта универсальность движения относится в полной мере. Кроме того, что это могут быть уводящие или сметающие блоки или удары спирали используются как болевые, выходы на броски, финты и зацепы, то есть используются практически во всем спектре техник. Универсальность движения помогает и при работе "вслепую", на угрозу, а не как ответ на конкретное движение (угрозу, атаку). Техника образуется по ходу движения вплетая и использую движение противника, изменяясь и приспосабливаясь к этому движению, вместо того чтобы ожидать движения и вырабатывать ответ на него. При этом в начале движения точность не нужна, что тоже делает его быстрее, а в конце наличие дополнительных точек опоры (контакта с противником) позволяет получать исполнять движение точно без потерь скорости. А это уже следствие закона Фиттса - чем меньшая точность движения требуется, тем быстрее его можно выполнить. Но не следует забывать и о том, что движения становятся быстрее и точнее при многократном их повторении.
Пошаговое описание спиральной ката это уже не разбор и тем более не философия. Практически невозможно дать словами достаточно адекватное описание техники, даже видео и то может дать только представление о том, как надо двигаться и куда идти, как бить. В инженерном деле ноу-хау включает в себя не только чертежи и описание технологического процесса, но и обучение персонала практическим приемам. И тут уже без наставников не обойтись. Можно прочесть кучу учебников, понимать физику процессов и знать как использовать инструмент. Но понимать не значит уметь. Знание не сделает тебя мастером. Так же и в боевых искусствах - изучение с помощью видео, книг, рисунков и схем это только подспорье, которое поможет преподавателю научить вас. Так что - читайте, смотрите и слушайте, но главное - найдите преподавателя, который сможет вас научить.



  • ВиШень, Неофит, shock и еще 1 это нравится



Всегда восхищали люди мыслящие подобным образом

Наша главная задача —

Молотьба и хлебосдача.

Хочешь быть передовым

Сей квадратно-гнездовым!

)))

    • Danatas это нравится

:)

Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930