Каким образом ката (даже парное) вырабатывает рефлексы «при атаке исподтишка»? В ката все роли заранее расписаны. Где там неожиданность? В каком месте? Её там нет от слова «совсем». Каким образом одиночное ката вырабатывает чувство дистанции? Или рефлекс реагирования на противника? Его нет там.
Ката никуда не развивается. Ката - это образец. Всегда один и тот же. Канку - это всегда канку, например.
Сама неожиданность, это скорее метафора, ибо для умелого человека неожиданностей не существует по определению. К примеру, при работе с захватом, важным является момент тактильного контакта, он и является началом вашей контратаки. И здесь на первое место выходит умение, через расслабление, сконцентрироваться на тактильных ощущениях, дабы не пропустить момент и это помимо всего прочего, что сопровождает обычно атаку, то-есть происходит работа с сознанием. Возможно для улучшения тактильного восприятия выполнять парные ката с закрытыми глазами, тогда по-сути каждый захват определённо будет элементом неожиданности, можно и с открытыми глазами, отрабатывая периферическое зрение, контролируя визуально окружающее пространство, а контакт непосредственно с противником осуществляя через тактильный анализ позиции, формы захвата и тд.
В каратэ и тхэквондо есть понятие 1-шаговый спарринг, когда атакующий может выполнить обусловленную оговоренную атаку, а может атаковать произвольно без команды и любым способом, включая оружие. По-сути это форма парных ката, здесь и элемент неожиданности и даже в некотором роде предвидение, развитие 6-го чувства.
Одиночные ката - это и ружьё и пуля, сознание даёт команду телу на отражение атаки, скорость от момента команды до момента начала движения, здесь (в голове) и тайминг и элемент неожиданности. Да и дистанций не так много для самой неожиданной атаки - вытянутая рука.
Собственно если подытожить, видов атак не так уж и много и они все имеют место в классических боевых искусствах, на них строятся и индивидуальные и парные ката, просто с некоторых пор появилась тенденция всё подводить под свободный спарринг с финтами, раздёргиваниями, маневрированием и тд, придумывают ситуативные тренинги с болтайками и всякими бытовыми схемами. Есть задача быстро обкатать сотрудников, прогнали их через ситуативки, посмотрели как реагируют, дали корректировки, ни какого мастерства рукопашного боя тут нет, всё на уровне середнячка и врождённой смекалки. Так же и с гражданскими, тоже ни к рандори ни к технике РБ это отношения не имеет, скажем так, на элементарном уровне пнул-толкнул. Насколько это всё нужно, каждый пусть решает сам для себя.
И последнее, я не считаю, что Кано так уж и прав, он свою задачу выполнил, предал дзюдо массовость, так же и с каратэ, все эти хэйаны/пинаны, кихоны и прочие кумитэ, всего лишь лифт в массовое потребление, минимум работы с сознанием максимум физкультуры.
О себе
Я сейчас веду активные исследования в двух видах БИ, в одном только парные ката, в другом только индивидуальные, первый это хапкидо, второй, хайдонгкумдо, первый тактильный стиль, второй оружейный, собственно пришёл к выводу, что тактильный стиль состоит из нескольких двигательных схем сходных с оружейным стилем и вполне тренируется и без партнёра, но при определённой работе сознания и даже улучшается эффект. Другими словами, выполняя упражнения с мечом, я тренирую хапкидо и тренируя хапкидо я совершенствую технику меча. И я не новатор в этом, это всё было и отголоски встречаются всё чаще, только раньше я их не видел, так же и с работой сознания. Можно, конечно создать внешний антураж через ситуативные тренинги и кумитэ/рандори, но ни кто не сделает лучше чем моя собственная голова, ведь страх, тремер, ступор, всё это её продукт, а не ситуации.