На самом деле по моему личному мнению это жутчайший бред написанный человеком который мало того что не понимает для чего существует бой с тенью, так еще и ни разу в жизни не дрался. НО может я ошибаюсь... Поэтому знакомьтесь:
Часть 1 - «Всё наоборот»
Термин «Бой с тенью» более распространён в среде бокса, системы, которая, наверное, одна из первых завоевала популярность на территории России уже почти пару веков тому назад.
Знакомство с восточными единоборствами в подобном масштабе произошло не так уж и давно - в конце прошлого столетия, хотя японское джиу-джитсу было довольно таки популярным на рубеже 19-20 в. Сегодня, когда уже позади препоны и советского и китайского «железных занавесов», наверное, большинство людей так, или иначе представляют, что за комплексами движений определённой последовательности в каратэ и в ушу стоит тот же смысл - бой с воображаемым противником.
Тайцзицюань, также являясь разновидностью огромной и многообразной семьи ушу, не является исключением. Так называемые Тао это череда позиций, за каждой из которых стоит какой-то прием, а чаще даже несколько. Правда, стоит отметить особо, что в отличие от «внешних» школ, во всех «внутренних» непосредственно отработке приемам придаётся значительно меньшее значение. Позиции скорее призваны настроить тело и сознание на соответствие более общим, системным Принципам, следование которым создаст возможность правильно реагировать на несоизмеримо большее количество ситуаций. К тому же особым образом тренирует ум, развивает само Сознание.
И здесь мы подходим к очень важной теме, правильное понимание которой создаст основание для продвижения именно тех, кто хочет развиваться именно в направлении «внутренних» школ ушу, а неправильное скорее всего оставит человека в иллюзии причастности.
Итак, смысловой перевод термина Ушу это «Остановить оружие», то есть «прекратить войну», или, выражаясь современным языком, «принудить к миру». Вроде бы всё понятно, но ушу как термин вошёл в наш менталитет уже после каратэ и «кунфу», популяризация которых в огромной степени произошла благодаря Гонконгским боевикам, фабула которых формально строилась как правило на «вынужденной самозащите», но по факту возбуждала дух соперничества и даже агрессии.
К сожалению, это наследие до сих пор не изжито. Скорее всего оно опирается на почву определённой ментальности, врожденных черт характера, присущих русским как исторически прекрасным воинам, что само по себе не плохо, но в случае с тайцзицюань, по праву претендующей на высокодуховную систему, это очевидно является препятствием.
Сам термин «Противник» хоть и рассматривается в боевом аспекте тайцзицюань, но лишь как повод к максимально полному Сосредоточению, что является прекрасной методикой закалки ума и более того - трансформации Сознания. И здесь, когда планка поднимается, адепт тайцзи уже никак не может рассматривать никого как Противника. Ни партнёра, ни даже настоящего противника! Да, да! В этом вся штука!
Именно здесь находится точка расхождения, в перспективе приводящая к столь различным результатам. Философским основанием тайцзи является даосизм и буддизм. Обе системы во главу угла ставят учение о Пустоте*, о котором мы уже писали на страницах этого канала. Тайцзицюань определенно должен, обязан являться практическим воплощением Принципов Недеяния и Недвойственности восприятия. Парадигмы «Я-он», «моё- чужое», «друг-враг» относятся как раз к миру Дуальности, воплощая категории Двойственности Инь и Ян, а никак не Тайцзи.
Наличие в уме установки «Противник» также обязательно оставит практикующего в этой плоскости, заставит включиться и без того прочно прописанные паттерны. Итогом будет или страх, или агрессия, со всеми вытекающими последствиями. Даже простой соревновательный аспект уже выводит ум из состояния Покоя, а вернее оставляет его в привычном, вечно скачущем, сомневающемся, трепещущем, «залипающем» мире (ряд можно легко продолжить).
Тайцзи это Неразделенное состояние ума, восприятие и себя и партнера как Единое энергетическое пространство. Только на таком основании Ци становится действенным. В противном случае энергия автоматически находит протоптанную дорожку к грубому уму, эмоциям и телесным структурам, мышцам. Итог - скованное, или наоборот, перевозбужденное, «скачущее» сознание и мышечное напряжение.
Соответственно, все формы парной работы автоматически становятся борьбой ущемлённого Эго за Результат - или «победить», или «не проиграть». О соответствии и следовании Дао не остаётся ни следа. Истинный результат любого адепта даосской, или буддистской школы это как раз Процесс нахождения в Моменте, соединение с Дао. Путь и является целью. А Путь это следование Принципам, главные из которых Недеяние, Недвойственность восприятия, присутствие на Едином, которое обозначается иероглифом Цзы. Тем самым Цзы, которое ставится к имени достигшего Единого - Лао-Цзы, Кун-цзы, Чжуан-цзы.
Наш коренной учитель Цянь Юйцай, профессор Пекинского Университета, русист, равного которому не было в Китае, скрупулезнейший учёный, взявший себе псевдоним «Искатель», большое значение придавал правильному пониманию значений. Это практически конфуцианское «Исправление имён», порой, меняло всю привычную картину мира. Так, он авторитетно утверждал, что к слову «туйшоу» ( парная работа в тайцзицюань) не применимы глаголы типа «толкать», «бороться», «соревноваться». Туйшоу нельзя «делать», его нельзя «крутить» и тому подобное.
А что же тогда можно? Туйшоу по мнению Цянь Юйцая можно исключительно ИГРАТЬ. Причём оба смысла здесь походят - «игра как дружеская забава» и «игра на инструменте». Однозначным результатом «игры туйшоу» должна быть ДРУЖБА. Если её не было, а было недоверие, недопонимание, желание выяснить «кто сильнее», то туйшоу самое верное и надёжное средство рассеять эти невежественные состояния ума.
Тайцзи по меткому выражению Цянь Юйцая, это «Всё наоборот!». Проходя как-то раз с учениками мимо стадиона в Алуште, он обратил их внимание на известный лозунг над воротами: «Выше, быстрее, сильнее!». Обратившись к нам, он сказал: «Ведь вам хорошо знаком это лозунг, а хотите знать, какой лозунг тайцзи? Его очень просто запомнить, просто все слова надо поменять на противоположные - получится «Ниже, медленнее, слабее (тише)!».
Именно так, ведь если ты противопоставил определённой силе столько же своей, то это не искусство, тем более, если противопоставил больше. Искусством тайцзи можно назвать лишь ситуацию, где мы уравновесили силу противника ВТРОЕ меньшей своей, «Одним ляном* сдвинуть тысячу цзиней*».
Если партнёр будет ощущать, «слышать» нас как плотность, то и он будет наращивать свою. Сила, как известно, это масса, помноженная на ускорение. Поэтому, вспоминая «перевёрнутый лозунг» мы должны воздействовать на партнёра как можно тише и слабее, представляя его воздушным, как можно менее материальным, одновременно скрываясь от него за той же самой «подушкой» из Пустоты.