Роли и техники полиции в течение периода Эдо (1603-1867)
История:
Токугава Иэясу (1542-1616) одержал безоговорочную победу в знаковом сражении при Сэкигахара, где его армия противостояла коалиции лордов, которые воевали на стороне Тоётоми Хидэеси (1537-1598) во главе с Моори Теримото (1553-1625). В 1603 году, чтобы освятить его победу, Иэясу получил титул «сёгуна» от императора Го-Ёдзэй, достижение, которое двум его предшественникам, Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси, так и не удалось достичь. Затем он был переведен в расположение нового военного правительства, или «бакуфу», в город Эдо, современный Токио.
Это новая эра, которая будет длиться почти два с половиной века, характеризовалась длительным периодом мира, когда воинские роли и обычаи пришлось кардинально изменить. Однако, необходимо отметить, что период Эдо был далеко не беспроблемным – существовало множество диссидентов, сплотившихся вокруг сына Хидэёси, Тоётоми Хидэори (1593-1615), оппозиционных к существующей власти, с которыми приходилось иметь дело. Осада замка Осака в 1614 году стала концом Хидэори, а битва Симабара на острове Кюсю в 1637 году положила конец христианству и другим диссидентским группам в Японии.
Течение всего этого периода относительного мира приведет к расцвету многих школ «будзюцу», обучению видам оружия и техникам, которые до этого времени, в период Сэнгоку (1480-1570), передавались только элите в обстановке строжайшей секретности. И теперь они вышли из тени на свет и, наконец-то, стали использоваться для правоохранительных нужд, что принесло свои плоды при новом правительстве Токугава в период Эдо.
Воинам или «буси», пришлось очень быстро приспособиться к этой новой эпохе, где все бои, дуэли, и «задания на местах» были запрещены и систематически осуждались правительством. Кроме того, воины, которые заняли должности в правоохранительных органах города Эдо, столице нового правительства, больше не имели возможности использовать радикальные методы, направленные на убийство своего противника. Вместо этого, им приходилось применять методы, которые только разоружали и контролировали преступников, не отнимая их жизни.
Кроме того, типы вооружений, передача которых держалась в секрете основ оружейных школ, станут новыми символами порядка. Передача, охватывающая большое количество разнообразного оружия, называлась «То но моно», «Сото но моно» и «Какуси Буки».
Фото 1. Войска сёгуната Токугава (1864)
Передача «То но моно» и «Какуси буки»:
То, что мы называем «То но моно» или «Сото но моно» (外 之 物) дословно означает, «внешние вещи» или «объект, находящийся вне поля зрения» и т.д. Это знание передается в основе одной из японских школ боя, выдачей многозадачных приемов рукопашного боя или различных видов оружия, применяемого в полевых сражениях, драках, дуэлях и т.д. Эта знание передавалось настолько тайно, насколько это было возможно, вместе с практикой «кэндзюцу», «дзюдзюцу», «бодзюцу» и т.д.
Эти формы являются частью основополагающих принципов «о-ги» (奥义), основных методов «Гоку-И» (极意) и обратных методов «ура вадза» (里技), которые не передавались, пока другие дисциплины, как «кэндзюцу», «дзю-тайдзюцу» и т.д. не были освоены и, самое главное, что мастер был полностью уверен в ученике. По сути, передача «Сото но моно» включает в себя два типа учения, уникальных для «будзюцу», которые называются «Кудэн» (口传) или «устная передача» и «Тайдэн» (体传) или «телесная передача».
Тем не менее, в случае передачи «Сото но моно», устная и телесная передачи приобретали совершенно новый смысл, поскольку они включали в себя технические детали, уникальные для способов использования тела и оружия, которые преподавались только в «Сото но моно». Мы также обнаруживаем здесь еще одно значение для термина «Сото но моно», которое намного сильнее настаивает на том, что он относится к видам оружия, которые далеки от «глуши», и, следовательно, неортодоксальны, и не являются теми видами, которые практикуются у всех на виду. Таким образом, это действительно мастерство на грани, т.е. за пределами обычных боевых методов школы, но оно относится к изначальному физическому качеству, которое остается движущей силой школы.
Кроме того, в то время как кандидат приобретает эту передачу, он в дополнение к «менкё кайдэн» (免许皆伝: аттестация к овладению дисциплин, преподаваемых в школе), также получает несколько «дэнсё» (传 书: работа передачи для методов школы) и «макимоно» (巻物: свиток, в котором записываются названия техник, история, технические термины, и генеалогия школы) и, самое главное ему дается «ку-дэнсё» (口传书: работа, содержащая все «кудэн» школы, касающиеся методов и применения оружия из «Сото но моно») и «е-дэнсё» (絵 传书: работа, содержащая эскизы и технические чертежи для изготовления оружия из «Cото но моно»). Само собой разумеется, что эти две последние работы не могут существовать друг без друга, конечно же, не забывая при этом, что искусство использования тела должно применяться свободно, в полном объеме и в любых ситуациях.
Фото 2. Хацуми-сэнсэй показывает некоторые свитки своим ученикам
Поскольку оружие, применяемое в «Сото но моно», было создано во время критических боевых ситуаций, когда события развивались в пользу противника, то в любом «дэнсё» мы всегда можем найти раздел, посвященный практике оружия «Сото но моно». Хороший тому пример Синкагэ-рю Кадэнсё-сото но моно (新影流家傳書.外之物之巻 : Семейная передача стратегии, глава «Сото но моно»), написанное в 1632 году Ягю Мунэнори Тадзима но ками (1571-1646) для Ягю Синкагэ-рю, или, к примеру, Синто-рю Бокудэн хякусю (新當流.朴伝百首 : Сто поэм о Бокудэн, школа Синто-рю) – «дэнсё», в котором представлены все устные учения Цукихара Бокудэн’а (1486-1571), основателя Синто-рю, также называемого Бокудэн-рю. Последнее можно перевести следующим образом: «Искусство, которое мы называем «Сото но моно», преподается вне основного раздела техник школы, не смотря на то, что оно является развитием основных учений школы. Это не искусство, которое может быть усовершенствовано в ходе тренировок в «додзё», так как эта практика посвящена реальным ситуациям; каждый должен практиковать таким образом, чтобы это умение могло быть использовано в любой момент в повседневной жизни...”
С самых первых строк мы начинаем понимать, что «Сото но моно» является практикой, которая включает в себя несколько уникальных видов оружия, главная движущая сила которых происходит из основных техник школы, будь то «кэндзюцу», «бодзюцу» и др., и то, что вне тренировок в «додзё» это – практика, которая должна постоянно оттачиваться в повседневной жизни, чтобы быть готовым противостоять любой агрессии или опасности, которые могут возникнуть.
Остальной текст содержит более точные определения специфических названий тех типов оружия, знания о которых были переданы еще до наступления периода феодальных войн или периода Сенгоку:
“...Владение практическими знаниями позволяет противостоять любому оружию в самых тяжелых ситуациях: Знанию методов и приемов, относящихся к нетрадиционному оружию, которое не практиковалось в основной системе, учит непосредственно школа. Даже когда мы не носим два меча за нашими поясами, мы должны иметь при себе этот тип оружия, спрятанный в нашем обличии, и встречать атакующего, опираясь на основные физические движения, которым нас учила школа. Это важнейший принцип «Какуси Буки».”
Этот отрывок наглядно иллюстрирует использование того, что позже стало известно как символ оружия защиты и порядка для исполнения правосудия силами новой полиции периода Эдо. В самом деле, полиция могла использовать только эти неортодоксальные типы оружия в сложных поединках против “сильного” оружия, например, меч против копья, меч против «нагинаты», меч против посоха, меч против «кусари-гама», или даже меч против безоружного или просто против противника, вооруженного метательным оружием, т.е. «сюрикен»’ами. Кроме того, этот отрывок освещает нам тот факт, что это был тот тип оружия, которому не обучали в школе, где дисциплина могла быть ориентирована на кэндзюцу, бодзютсу, или дзюдзюцу, т.е те искусства, которые она использовала. Таким образом, мастерство обращения с ним зависело от присущих школе движений, которые оставались сутью практики. Это означает то, что адепты, которые получили эти знания, были настоящими экспертами в применении широкого спектра оружия, такого как «дзюттэ» , «танбо» , «тэссен», «наэси», «кусари фундо», «сюрикендзюцу» и др., и поэтому обучение хранилось в секрете, поскольку это было очень опасно.
Сразу понятно, что для того, чтобы использовать то, что скрыто от взгляда нападающего, и, что более важно, действовать, не показывая каких-либо намерений, что могло бы выдать применение оружия, необходимо искусное владение всем телом, дыханием, эмоциями и чувствами, и способность мгновенно оценивать любую кризисную ситуацию, и т.д.. Иными словами, необходимо иметь состояние абсолютного спокойствия, которое превосходит природные способности человека, т.е. – умение сохранять хладнокровие в ходе опасной ситуации. Все эти аспекты должны одновременно сочетаться в каждом движении; вот, где лежит душа и практика использования оружия «Сото но моно».
Таким образом, у нас есть возможность более глубоко понять смысл «Какуси Буки» (隠し武器), дословно «спрятанное оружие» или «оружие, которое мы прячем», исходя из того, что оно находится вне поля зрения («Сото но моно»), без особого «отрыва» от практики.
Все школы, которые образовались в период Муромати (1378-1489), как Кагэ-рю, Тюдзё-рю, Нэн-рю, Касима-рю, Синто-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, Бокудэн-рю, и , конечно же, знаменитые школы «дзю-дзюцу», такие как Сёсё-рю, Такэучи-рю, которые были созданы в период Сэнгоку, имели программу обучения методам использования «Какуси Буки» или «Сото но моно», а зачастую и с их собственными изобретенными видами оружия.
Конечно, само собой разумеется, что школы «ниндзюцу», исходя из скрытного характера этого искусства в целом, разработали широкий спектр «Какуси Буки», материализовав науку боя в естественное движение, лишенное жестких форм, которое сочетает в себе совершенно противоположные принципы, аспекты силы, длинные и короткие дистанции, а также - применение разнообразного вооружения, названное «Дзюппо Сэссё но дзюцу» (十 方 折冲 之 术).
Школы, которые мы упомянули выше, являлись одними из лучших школ в практике «будзюцу» как с оружием, так и в рукопашную. Все они привлекали множество практикующих, а их навыки высоко ценились видными военачальниками того времени. Оружие, такое как «тэссэн» (鉄 扇); веер, который носили воины высоких званий, куртизанки и актеры театра «Кабуки», несмотря на его скромный внешний вид, был, тем не менее, грозным оружием. Кроме того, когда он использовался в момент опасной атаки, где противник использует оружие, такое как меч, его эффективность демонстрирует настоящее мастерство владения движениями тела, дистанцией и пространством. Существует три типа «тэссэн»: «майоги» (舞 扇, см. фото 3), используемый артистами театров «Но» и «Кабуки», а также - во время исполнения других популярных танцев; «сэнсю» (扇子, см.фото 4) - для повседневного использования, и «гунсэн» (军 扇, см.фото 5), который носили воины, и который позднее будет использоваться полицейскими высоких чинов периода Эдо.
Кроме того, было принято, чтобы воин не «пачкал» свой меч. Поэтому, после того, как воин разоружал нападавшего, не раня его, он только контролировал его е помощью «тэссэн» пли «наэси» (萎えし) «танбо» (短棒) или «дзюттэ» (十手). Кроме того, эти же виды оружия, которые позднее будут использованы полицией периода Эдо в качестве полуэксклюзивного оружия, появились во время проблемного периода Сэнгоку, когда их использование ограничивалось лишь небольшим крутом посвященных н тбрапных высокопоставленных воинов.
Фото 3. Веер для танцев «майоги» (舞 扇) , используемый артистами театров «Но» и «Кабуки». Япония, ХХ век.
Фото 4. Складной веер «сэнсю» (扇子) (какубу мэйсё)
Фото 5. Боевой веер «гунсэн» (军 扇)
«Дзюттэ» также было видом оружия, обучение применению которого держалось в секрете. С наступлением периода Сэнгоку появилась возможность «переломить» эту ситуацию в любой момент. Применение «дзюттэ» основано на Хэйхо Нитэн Ичи-Рю (兵法 二天 一流), созданную Миямото Мусаси (1584-1685), который узнал секреты его использования от своего приемного отца Миямото Мунисай (16 век), мастера известной Тори-рю кендзюцу (当 理 流 剣 术). Эта школа позже увековечила себя под именем Дзюттэ тори-рю (实 手 当 理 流), передававшуюся в рамках Энмэй-рю (圆明 流), которая известна под названием Энмэй Дзюттэ-рю (圆明 实 手 流) или как Тэцудзин Дзюттэ-рю (鉄 人 实 手 流).
Тем не менее «дзюттэ» этой школы совершенно иное, на самом деле оно было создано специально для использования в ситуациях, когда бой вдруг мог стать невыгодным. «Дзюттэ», передаваемое в Энмэй-рю, являлось многоцелевым оружием. Их «дзюттэ» имело различные ориентации в своей основной форме.
Фото 6. Иллюстрация из Дэнсё Тэцудзин Дзюттэ-рю, передававшегося в семейной традиции Миямото. При защите во время боя в правой руке находится «Тати», в левой – «дзюттэ». Это «дзюттэ», состоящее из крюка с кинжалом, отличается от «дзюттэ», использовавшегося при задержании.
Фото 7. Тэцудзин Дзюттэ-рю Дзюттэ-ки (реплика) 鉄人十手流 十手器
Аналогично термину, так же и китайско-японский символ (иероглиф), которым обозначается «дзюттэ», отличается в зависимости от периода и школы. На самом деле, не смотря на то, что он сейчас читается как «дзюттэ» (十 手), а это чтение, пришло к нам из разговорного языка города Эдо, мы также знаем такие чтения, как «дзиттэ», «дзюттэ», «дзиттэй» и «дзюттэй». Кроме того, чтение первого иероглифа (實) было «макото», «минору» или «дзицу», что означает, стоять на своем, правда, реальный, и т.д. Поэтому он обозначает простое, скромное на вид, оружие, но зато в руках мастера, умело использующего движения своего тела, оно позволяет ему «стоять на своем» в любых «реальных» ситуациях.
Древние школы «будзюцу», которые тайно осуществляли преподавание этого оружия, оставили свои имена, «выгравированные» в истории «будзюцу». Среди них стоит отметить Кагэ-рю, Синкагэ-рю, Ягю-рю, Комагава Кайсин-рю, Кукисин-рю, Такэучи-рю, Сёсё-рю и т.д.
Это оружие также использовалось различными подразделениями, такими как «досин» (同心 – дозорные, полиция, см. фото 8), «синай-какю» (支配 阶级 – командующие), «мати-ката» (町方 – городская стража), «онивабан» (御庭 番 – охрана дома), «онмицу» (隠 密 – шпионы), «мэцукэ» (目付 – надсмотрщики, цензоры), «тэппо-тай» (鉄炮队 – артиллерийское подразделение), входившими в состав полиции в Эдо, которая была введена в действие правителем Токугава. Только семья Токугава знала, как разумно использовать «ниндзя» из [провинций] Кога и Ига. Они помогали отрядам под началом Токугава в битве за замок Юдзизанэ в 1562 году, где Иэясу [Токугава] освободил свою семью, которая была взята в заложники, и в момент осады храма Хонно в 1582, где Ода Нобунага совершил самоубийство.
«Ниндзя» Кога и Ига, которые были на службе у Токугава, сформировали основу новой полиции Эдо. Каждый из них имел свою собственную роль, поскольку не все из них являлись экспертами по стрельбе, техническим приспособлениям или шпионажу, поэтому они были разделены между вышеупомянутыми группами. Представители «мачи-ката» жили на окраине Эдо, где процветала преступность. Они совершали свои обходы с различными видами оружия, таким как шест («Бо») длиной 1,80 м, меч и «дзюттэ» и веревкой, используемой для задержания преступника с применением сложнейших приемов, уникальных для Японии, которые известны под общим названием «тори-нава-дзюцу» (яп. 捕り縄术) или «ходзё-дзюцу» (яп. 捕 縄 术) , включающее в себя «сибару-дзюцу» (缚 术); искусство связывания. Это искусство, которое состоит из связывания противника во время боя и связывания для задержания с помощью блокировки суставов, существовало уже в старых школах периода Сэнгоку.
Фото 8. Полицейский «досин» (同心)
Фото 9. Эйго-рю Нава-сё. Ходзёдзюцу Торинава Макимоно
Фото 10. Короткая цепь (яп. 万力鎖, «манрики-гусари») и [полицейская] «дубинка» с веревкой для задержания [преступников] (яп. 十手捕縄, «манрики-гусари»)
Позже, такие школы как Мухэн-рю (无 辺 流), Тода-рю (戸 田 流), Кираку-рю (気 楽 流) и Араки-рю (荒木 流), которые появились на свет в период Эдо (чье происхождение вытекает из Такэучи-рю, которая начала обучать «Тори-нава-дзюцу» уже в период Сэнгоку), стали развиваться самостоятельно.
Во времена восстаний и беспорядков стали образовываться группы людей «Сихай-кайкю», которые пострадали от возникших проблем. Эти люди также умели обращаться с подобными видами оружия.
«Онивабан» и «Онмицу» собирали вместе всех умелых бойцов, шпионов, стрелков и стратегов. Ярким примером был Хаттори Ханзо (1543-1596), по прозвищу «Они Ханзо» или «Демон Ханзо», который был главой «Онмицу», тайной полиции, которая, не отличаясь от «мэцукэ», осуществляла контроль за действиями различных «дайме», содержавших стратегически важные регионы. Его резиденция была построена рядом с одними из ворот замка Токугава в Эдо, которые носили название «Ханзо но мон» или «ворота Ханзо». Сегодня одна из токийских железнодорожных линий имеет название «Ханзо-мон-лайн», в честь станции, на месте которой давным-давно располагалась резиденция Ханзо.
В обязанность «онивабан» также входила защита жилых помещений семьи Токугава в замке Эдо. Поскольку было запрещено доставать меч или любое другое оружие в пределах границ замка, то мы понимаем, как оружие, подобное «дзюттэ» или «танбо», которые исходят из использования «наэси», применялось для разоружения и задержания противника. Нам становиться понятно, почему для выполнения данного типа работы полиции обращались именно к «ниндзя»; по сути, Токугава поручал эту миссию группе специалистов, ставших экспертами в искусстве работать незаметно и, прежде всего молча, во избежание любого шума.
Позже, такие школы как Мухэн-рю (无 辺 流), Тода-рю (戸 田 流), Кираку-рю (気 楽 流) и Араки-рю (荒木 流), которые появились на свет в период Эдо (чье происхождение вытекает из Такэучи-рю, которая начала обучать «Тори-нава-дзюцу» уже в период Сэнгоку), стали развиваться самостоятельно.
Во времена восстаний и беспорядков стали образовываться группы людей «Сихай-кайкю», которые пострадали от возникших проблем. Эти люди также умели обращаться с подобными видами оружия.
«Онивабан» и «Онмицу» собирали вместе всех умелых бойцов, шпионов, стрелков и стратегов. Ярким примером был Хаттори Ханзо (1543-1596), по прозвищу «Они Ханзо» или «Демон Ханзо», который был главой «Онмицу», тайной полиции, которая, не отличаясь от «мэцукэ», осуществляла контроль за действиями различных «дайме», содержавших стратегически важные регионы. Его резиденция была построена рядом с одними из ворот замка Токугава в Эдо, которые носили название «Ханзо но мон» или «ворота Ханзо». Сегодня одна из токийских железнодорожных линий имеет название «Ханзо-мон-лайн», в честь станции, на месте которой давным-давно располагалась резиденция Ханзо.
В обязанность «онивабан» также входила защита жилых помещений семьи Токугава в замке Эдо. Поскольку было запрещено доставать меч или любое другое оружие в пределах границ замка, то мы понимаем, как оружие, подобное «дзюттэ» или «танбо», которые исходят из использования «наэси», применялось для разоружения и задержания противника. Нам становиться понятно, почему для выполнения данного типа работы полиции обращались именно к «ниндзя»; по сути, Токугава поручал эту миссию группе специалистов, ставших экспертами в искусстве работать незаметно и, прежде всего молча, во избежание любого шума.
«Тэппо-тай» являлось группой, вооруженной огнестрельным оружием, большинство членов которой были спасены из храма Нэгоро, известного своим мастерства и изготовлением огнестрельного оружия, который впоследствии был уничтожен Ода Нобунага в 1560 году. Это вооруженное подразделение защищало сёгуна, когда он покидал замок. Их назвали «Окубо хяку-нин-сю» (大 久保百人众) или «сто человек из Окубо», которые зарекомендовали себя в районе Окубо, в настоящее время расположенном вдоль линии Яманотэ, основной линии Токийского метрополитена.
Отличительной особенностью этой полиции было искусство «какуси буки», которое высоко ценилось за его незаметный вид и, конечно, за многоцелевое использование, которое оно предполагает. «Наэси» (萎えし), использование которых зародит искусство «танбо», использовалось полицией с самых ранних времен, поскольку оно позволяло контролировать жизненно важные точки и суставы, ограничивая подвижность противника, а также - могло быть использовано против любого оружия в любом пространстве. Японская версия этого оружия показывает, что его использование позволяет уничтожить основные силы противника.
Поэтому это оружие, позволяющее «украсть», отнять свободу передвижения противника, которое для оружия безобидной внешностью является весьма значительным, что объясняет выбор этого оружия для вооружения различных подразделений полиции в Эдо а также тот факт, что его передача в прошлом хранилась в тайне. «Наэси» получились из лука, который был сломан, что объясняет древний термин «юмэ орэ цуэ» (弓折れ杖), «трость, рожденная сломанным луком». Само собой разумеется, что методы и материалы, необходимые для создания этого вида оружия, как и для любых других, варьируются в зависимости от школы, людей, территории и т.д. Они могут быть сделаны из дерева, железа, композитных материалов и т.д.
Воины времен до начала периода Эдо использовали «наэси», но с учетом древней апелляции «хана-нэдзи» (鼻 捩), управлять их мулом или упрямым животным, которое хорошо соответствует смыслу этого словосочетания: «хана», нос и «нэдзи» от глагола «нэдзиру», который означает «крутить» или «кручение». Управление животным с помощью удара по носу подразумевает знание жизненно важных точек, т.е. тончайшее знание человеческого тела, которое передается совместно с искусством «Сото но моно».
Позже, использование этого инструмента в качестве оружия для задержания, не стремясь ранить или забрать жизнь, медленно, но верно распространяется. Сразу видно, что использование «наэси», как, к примеру, «танбо», требует исключительного мастерства в искусстве перемещения тела, а также сильную сосредоточенность и предвидение ситуации, которая возникает при использовании этого вида оружия.
Две известные школы, созданные в начале периода Эдо, обучали искусству применения «наэси» и «танбо», которыми они добивались результата. Первой из них является Ягю Синган рю дзю-дзюцу (柳生 心眼 流), применяющая «наэси», а второй – Асаяма Итидэн-рю тайдзюцу (浅 山 一 传 流), использующая «танбо». Последняя школа в конечном итоге несет ответственность за распространение «танбо» и «тори-нава-дзюцу» в полиции по всей Японии, так как предоставленные ею методы были чрезвычайно эффективны.
На протяжении всего периода Эдо, тех, кого мы бы назвали «тори-моно» (捕 者), охотников, использовавших все эти типы оружия, которые также назывались «тори-моно» (捕 物: оружие для захвата, задержания преступника), появившиеся из передачи «какуси буки» и «сото но моно», а также – от древних школ «будзюцу», возглавляли полицейские силы, сумев разумно включить концепции задержания без нанесения повреждений при применении правосудия. Это свидетельствует о том, что абсолютное знание этого оружия заключается в контроле над телом и духом, и является краеугольным камнем наиболее эффективного применения справедливой формы правосудия на службе у обездоленных.
Касем Зугари
Перевод: Петров Игорь
БУДЗИНКАН НИНПО ДОДЗЁ С-Пб 武神館忍法道場セントピーターズバーグ