Мацуо Хига - это аспирант, проходивший языковую стажировку в ЛГУ в 1972-1973 годах и живший в общежитии в комнате, расположенной прямо под нашей. Мне земляк-старшекурсник как-то говорил, что Мацо (так его называли старшекурсники) якобы чем-то занимается по утрам, но мы были незнакомы, а мне самому завязывать контакты с "капиталистом" как студенту кафедры научного коммунизма было чревато...
Однажды рано утром, когда я несколько раз чересчур сильно, прорабатывая конспект, присланный братом и выполняя какой-то элемент, "топнул" по полу, он пришел ругаться, но, увидев меня босиком, а на мне зеленый пояс - сделал квадратные глаза и спросил, что это я делаю. Я ответил, что занимаюсь каратэ и делаю ката. В ответ он сказал, что у него - 4 Дан Годзю-рю, но занимается он по утрам не в комнате, а там, где по субботам проходят танцы, и он, в отличии от меня, никому не мешает спать. Я извинился и предложил позаниматься вместе. Он даже обрадовался, и тогда я впервые в живую увидел годзю-рю, в исполнении японца!
Вначале я был несколько разочарован. По сравнению с каратэ Х.Нисиямы (а другого, кроме фильма, я тогда еще по настоящему близко не видел), его техника рук мне показалась грязноватой- локти довольно сильно разбрасывал в стороны, не всегда плотно сжатые кулаки, стойки - высоковатыми. Но больше всего удивили перепады высоты стоек в ката и не одиночная, акцентированная и контролируемая, а серийная работа руками и ногами в довольно чувствительный контакт по корпусу и ногам в кумитэ, при этом практически никаких чистых стоек выделить в кумитэ было нельзя. На второй тренировке он даже нос мне разбил, а на мой вопрос - как же с контролем ударов, тем более у мастеров - ответил, что в годзю-рю такой контакт допускается, а останавливаться, как я, после пропущенного удара - это грубая ошибка.
Мы прозанимались вместе около 2 месяцев, и в ходе занятий мне пришлось вносить много корректив в свою ранее изученную технику, по сколько выслушивать замечания к стойкам, работе бедер, технике нога приходилось постоянно. Более-менее адаптировался к требованиям Мацуо я только к концу второго месяца тренировок, но подоспела моя первая зачетная сессия, потом экзамены и каникулы, и тренировки пришлось прервать.
А на зимних каникулах брат меня привез на тренировку Ванга, и это практически в тот же день определило мой выбор между ним, Нисиямой и Мацуо. Я "врубился", что в каратэ может быть, помимо разных стилей, еще и множество школ, и надо выбирать ту, что больше подходит и нравится. После возвращения с каникул дальше тренироваться с Мацуо и выполнять его рекомендации я не захотел: у меня на руках были конспекты тренировок и перечень требований Ванга, материалы, которые я должен освоить к следующим каникулам. Мне снова предстояло изменять технику моих ударов, стоек, блоков, но я ни тогда, ни потом об этом не пожалел.
Я до сих пор благодарен Мацуо за то, что он позволил заниматься вместе с ним, за те упражнения, которые он показал, и вообще за те уроки, которые он мне преподал: умение переносить монотонность и терпеть боль, готовность не останавливаться при пропуске встречного удара, и всегда стремиться к окончательному результату.