Перейти к содержимому






Фотография

Интервью с мастером Мицкэ Харада

Написано clover , 31 Декабрь 2016 · 1 220 Просмотров

ИзображениеTraditional Karate magazine, december 1999

 

Mitsusuke Harada in karate, there is only karate!

 

By Jeff Bessent

 

(перевод Clover)

 

Мицусукэ Харада родился в 1928 году. Начал обучаться каратэ в возрасте 15 лет, в додзе «Сётокан» с ноября 1943 года. Инструкторами в додзе тогда были Ёситака Фунакоси, Мотонобу Хирониси и др. В марте 1945 года додзё «Сётокан» сгорел и практика каратэ Харада была приостановлена. В 1947 году он возобновил обучение в доме у мастера Гитин Фунакоси, а в 1948 году, поступив в университет Васеда, начал заниматься в университетском додзе у сенсеев Ёситаки Фунакоси и Хирониси. После завершения обучения в университете в 1955 году, Харада продолжал тренироваться у мастера Сигэру Эгами. Найдя работу в филиале японского банка в Бразилии, он покинул Японию и отправился в Сан-Паулу. Там, в 1956 году он открыл свое додзе, назвав его Вrazil Shotokan Karate, а также учредил при нем организацию Karate Do Shotokan Brazilairo. В 1963 году, по приглашению Кенсиро Аббэ, председателя British Judo Council, Харада переехал в Великобританию, чтобы преподавать каратэ в Великобритании. Там же, в середине 60-х гг., Харада основал Karate-Do Shotokai. Мастер Харада получил 5 дан от мастера Гитин Фунакоси (в Сётокай - высший).

 

Когда вы были в Бразилии, вы видели капоэйру, или быть может даже практиковали ее?

 

Да, видел, но имена мастеров мне были не известны, некоторые капоэристы даже приходили в мой додзе. Это было в 1965 году, некоторые мои японские друзья рассказали мне о капоэре еще на судне, на котором мы плыли в Бразилию, и сделали мне дружеское предупреждение, сказав, что некоторые капоэйристы могут прийти в додзе и бросить мне вызов, потому что в те временав Бразилии знали только о дзюдо, и они обязательно придут, чтобы «проверить» каратэ. Когда я впервые увидел капоэйру сам, тобыл восхищен, главным образом, плавности их движений, причем настолько, что решил изменить свое каратэ, перейдя на «манеру» более «текучих» (плавных\гибких\хлестких) движений. В движениях должно быть минимум «статики», но с таким же киме, как при ударах по макиваре. Движения капоэйристов очень «гладкие» и гибкие. Это именно то, что в каратэ должно достигаться, чтобы получить значительно большую скорость.

 

Т.е. по вашему мнению, манера движений в капоэйре подходит для практики каваси (каваси впервые описан в книге Гитин Фунакоси Karate do Nyumon, Kodansha Publications)?

 

Скорость имеет самое важное значение при каваси (другие названия O irimi senkai, схема), без нее невозможно переместиться таким образом (вход противнику за спину, с разворотом на 180 градусов: видео).

 

Сэнсэй, а вы видели мастера Грейси из бразильского джиу-джитсу?

 

Я слышал о нем, но никогда не видел. Как я понял, он был очень большой мастер. Но он находился в Рио-де-Жанейро, а я был в Сан-Паулу.

 

Расскажите, как вы начали заниматься каратэ?

 

С ноября 1943 года по 10 марта 1945 года я обучался каратэ непосредственно в додзе «Сётокан» в Токио, но я был тогда еще очень молод, и учился в школе, поэтому в додзе я был всего лишь начинающим учеником. После войны практика всех БИ была запрещена Генеральным штабом союзных держав.

 

Большинство старших учеников и мастеров были на войне, поэтому в тот период в додзе «Сётокан» занималось очень мало людей, но все же у нас был очень опытный учитель, мастер Хирониси, который тогда был старшим инструктором в додзе «Сётокан», а иногда нам преподавал вместо него сенсей Ёситака. Несколько раз он даже показывал мне кое-что лично. Но в любом случае, после войны все БИ были запрещены, поэтому я был очень удивлен, увидев клуб каратэ, когда поступил в университет Васеда (* первый университет, которому было позволено возобновить практику каратэ).

 

А почему разрешили каратэ, потому что оно было окинавским, а не японским?

 

Нет, я не думаю, что Генеральный штаб американцев вообще хоть что-то знал о каратэ. Да, и я не много знал о нем тогда. Когда я начал заниматься каратэ в университетском додзе «Васеда», я сделал для себя открытие, оказывается каратэ в додзе «Сётокан» и додзе «Васеда» отличалось.

 

Чем?

 

Ну, это отличие, «как у саке, изготовленном по разным рецептам», если в сиай не было никакой особой разницы, то перемещения очень различались. В додзе «Сётокан» мы делали шаг одним способом, а в додзе «Васеда» - другим.

 

(Примечание: сенсей показал, что в додзе «Сётокан» шаг делался по дуге, а в «Васеда» - шаг был линейный.)

 

Были и иные отличия. Гитин Фунакоси каждую субботу приходил в додзе «Сётокан», чтобы преподавать нам, но он был уже в столь преклонном возрасте, что обычно садился и только смотрел, как мы делаем ката, и так до тех пор, пока он не скажет, что хорошо и тренировка закончена. Он не давал никаких бункаев для ката. Не понимаю почему, из-за этого старшие ученики мастера Фунакоси трактовали бункаи к ката «каждый всяк по-своему».

 

Я заметил, что многие молодые старшие ученики предпочитали сенсея Ёситаку, и вероятно поэтому, на мой взгляд, каратэ в додзе «Сётокан» (Ёситака под «присмотром» отца) и каратэ в додзе «Сётокан» (где Ёситака без «присмотра» отца) было совершенно разным.

 

Значит то каратэ Сётокан, которые мы знаем сегодня, это результат модернизации сенсея Ёситаки?

 

Да. Во всяком случае, каратэ сенсея Ёситаки очень полияло на мое каратэ.

 

Сенсей, расскажите пожалуйста, кто и когда разработал маваси-гери?

 

Это хороший вопрос. Я пытался найти ответ на него в своих книгах, но в оригинальном издании О-Сенсея (Karate Do Kyohan, Kodansha Publications) о маваси-гери ничего не сказано.

 

(Примечание: сенсей достал из сумки эту книгу на японском языке, с хорошо известным «тигром» на обложке. Книга была опубликована в 1935 году и позднее переведена на английский мастером Осима).

 

В ней нет маваси-гери, но есть ёко-гери и микадзуки-гери. Также сокуто-кеаге. По моему мнению, маваси-гери вероятно был получен, как некий «гибрид» из микадзуки-гери и мае-гери. Маваси-гери был разработан сенсеем Ёситакой, он же дал ему и название.

 

А какую часть стопы вы используете при маваси-гери?

 

Цумасаки (пальцы ног).

 

И цуки вы делаете с иппон-кен?

 

Да, это от сенсея Ёситаки. Хотя, сенсей Хирониси также его использовал, я это видел у него постоянно.

 

Берут ли детей в обучение в KDS, и если - да, то с какого возрастa?

 

Да, мы берем детей в обучение в возрасте около 7 лет, но не всех, многое зависит от уровня развитости ребенка.

 

А как вы обучаете детей?

 

Методика обучения детей, в основном, основывается на различных развивающих играх для целей каратэ, например, игры с использованием бедер, игры с различными бросками и т.п. Затем к играм добавляется практика некоторых ката.

 

Сенсей, в Годзю-рю есть немало упражнений с предметами для развития физической силы, например, с тиси. Если у вас такое же?
Да, раньше было, причем с такими же предметами, как и в Годзю-рю. Однако, большинство мастеров постепенно отказались от этого, поскольку считали, что она приводит к замедлению скорости.

 

Лично я считаю, что для силовых тренировок необходим очень квалифицированный тренер, который может составить план упражнений, не приводящий к потерям скорости. Мы должны быть сильными, но не в ущерб скорости.

 

Если ли у вас какие-то особые методики для растяжки?

 

Нет, мы используем обычные разогревающие упражнения, типа гимнастических. Только естественные движения.

 

Не могли бы вы рассказать больше о ки и ее связи с вашим способом «расслабленного» удара?

 

Я верю, что скорость является более важной при ударе, чем сила. Нам нужна такая скорость, которая позволяет ломать ударом доску. Мы используем 5-дюймовую доску, которая удерживается только одной рукой. При таком способе «крепления» доски, только скорость имеет значение.

 

Изображение
Sensei Mitsusuke Harada, MBE. В свои 85 лет, он остается в отличной форме, и по-прежнему сам преподает на семинарах

 

Есть ли у вас практика с макиварой?

 

Да, есть, но строго контролируемая. Если с практикой на макивара «переборщить», то это может вызвать обратный эффект. Кроме того, безудержные тренировки на макивара могут привести также к необратимым повреждениям рук, что в свою очередь может привести к проблемам в повседневной жизни, а также отразиться на имидже, если вы, к примеру, работаете «белым воротничком». Практику на макивара обязательно надо проводить под надзором профессионального инструктора.

 

Сенсей, расскажите о ката Тайкёку. Как вы их практикуете?

 

По моему мнению, на начальной фазе практики ката, их следует выполнять на довольно медленной скорости, чтобы получить правильную форму. Это даже может напоминать практики Тайдзи. Далее необходимо сконцентрировать свое внимание на технике. На каждой тренировке нужно делать 10-20 повторов какого-либо ката, иногда быстро, иногда медленно.

 

Вы делаете только 3 формы Тайкёку или все 6 (еще 3 формы, разработанные мастером Анри Плие)?

 

Сётокай был очень удивлен наличием 6 форм ката Тайкёку. Когда мы их учили в додзе «Сётокан» в Токио, их было только 3.

 

А какие у вас три формы Тайкёку?

 

Тайкёку Сёдан – с гедан-барай и тюдан ои-цуки. Тайкёку Нидан – гедан барай и дзёдан ои-цуки. Тайкёку Сандан – ко-кутсу с удэ-уке; с тюдан ои-цуки по «сторонам» и дзёдан ои-цуки по «центру».

 

Я посетил тренировку местного клуба KDS, где ознакомился с перечнем ката KDS (Taikyoku Shodan, Taikyoku Nidan, Taikyoku Sandan, Heian Shodan, Heian Nidan, Heian Sandan, Heian Yodan, Heian Godan, Tekki Shodan, Tekki Nidan, Tekki Sandan, Bassai Dai, Bassai Sho, Kanku Dai, Kanku Sho, Enpi, Hangetsu, Jion, Jutte, Ji'in, Meikyo, Gankaku, Sanchin, Tensho, Nijushiho, Sochin, Hojo (jo kata), Sueyoshi no kon (bo kata), Sakugawa no kon (bo kata), Matsukaze no kon (bo kata), Shirotaru no kon (bo kata)). Некоторые из них вызвали мое особое любопытство. Это: мацукадзэ, сантин, тэнсё и ходзё. Расскажите о них?

 

Мацукадзэ был разработан для Сётокай сенсеем Ёситакой. Это ката с шестом.

 

Я думал, что это старое имя ката ванкан...

 

Сантин и тэнсё от сенсея Хигаонна из Годзю-рю, хотя, изначально они были у нас из японского Годзю-рю, но теперь мы их изучаем в варианте окинавского Годзю-рю мастера Хигаонна.

 

А ходзё?

 

Это уникальное ката с коротким шестом.

 

Это потому, что в программу KDS входит практика с шестом?

 

Возвращаясь к вопросу о тренировке физической силы, что не нравилось многим мастерам из-за потерь в скорости. У нас шест считается идеальным предметом для развития необходимой скорости и силы.

 

Каких еще великих в последствии мастеров вы встречали, тренируясь в додзе «Сётокан» или «Васеда»?

 

После войны, г-н Kaсe присоединился к нашим тренировкам в додзе «Васеда», мы с ним являемся представителями одного поколения. Что касается додзе «Сётокан» военной поры, то там было мало старших учеников, потому что большинство из них были на войне, в Китае и Бирме. После того, как некоторые из них вернулись с войны, они продолжали практиковать «старый» стиль, потому что им не нравился «новый» стиль сенсея Ёситаки. Они имели свое представление о том, каким должно быть каратэ.

 

(Примечание: в то время, когда сенсей Харада получил свой первый дан, количество получателей первых данов в Сётокай сократилось в 5 раз (сведения из автобиографической книги Сlive Layton о мастере Харада), потому что различные старшие ученики открыли свои додзе, в которых установили свои поясные системы.)

 

Сенсей, ключевой стратегией вашего стиля является каваси, как рассказано о нем в книге мастера Гитин Фунакоси Karate-Do Nyumon (Kodansha Publications)?

 

Мы делаем ирими, которое несколько отличается от каваси. Это сложно объяснить словами. Когда я в октябре отправлюсь в штаб-квартиру Сётокай в Японии, то попрошу руководство дать некоторые разъяснения по этому вопросу на сайте ассоциации Каратэ-До Сётокай.

 

Сенсей, не могли бы вы рассказать несколько больше о «расслабленном» ударе?

 

По моим личным ощущениям это напоминает «взрыв» мышечной энергии, передаваемой в тело вашего оппонента.

 

(Tony Lima – ученик сенсея: это другая концепция, не такая, как в спорте, в котором «сила определяется как масса, умноженная на скорость».)

 

Почему у KDS мон в виде императорской хризантемы? Это как-то связано с японским императорским домом?

 

А, это была забавная история, которая произошла в 1966 году, когда мы отделились от British Budo Council. Эта организация состояла из различных разделов БИ - каратэ, дзюдо и т.д. Мы решили создать свою отдельную организацию каратэ в Великобритании, но из штаб-квартиры Сётокай в Японии мне сказали «нельзя», вы должны оставаться в нашей ассоциации, поэтому мы сформировали Каратэ-До Сётокай, но кто-то сказал, что для регистрации новой организации в Великобритании нам необходимо иметь фирменное лого. Я сказал, что мне все равно какое, но только не виде изображения «кулаков», поскольку они дают неверное представление о каратэ-до. Тогда David Hazardотправился в посольство Японии и объяснил им ситуацию, и вернулся оттуда с макетом этой эмблемы. Мне она естественно понравилась и я с удовольствием зарегистрировал ее.

 

Иметь такой мон наверное очень престижно?

 

Здесь, в Великобритании – не особо, его значение мало кто знает. Он реально имеет свои преимущества только, когда вы носите его в Японии, там это очень почетно.

 

Наверное они подумают, что вы связаны с императорской семьей?

 

(Со смехом) Я полагаю, вполне вероятно...

 

Сенсей, говорят, что сенсей Ёситака ездил на Окинаву, чтобы найти новые ката, вам что-то об этом известно?

 

Я считаю, что это правда. Я беседовал с сенсеем Хигаонна, который сказал, что он тоже слышал об этом.

 

Не могли бы вы объяснить, почему на фотографиях у О-Сенсея такие высокие стойки по сравнению со стойками современного Сётокан?

 

Точно ответить не могу, однако, в старых книгах дзенкуцу-дачи изображается с лишь слегка согнутым «передним» коленом, но постепенно дзенкуцу-дачи изменялась и превратилась в то, как мы ее сейчас практикуем. Я не могу с точностью сказать стадии ее эволюции во времени. До войны практики каратэ, как правило, 6 лет занимались в додзе университетов, в которых каратэ несколько разнилось, затем они были призваны в армию, отправлены на войну, с которой многие не вернулись. Так что преемственность в каратэ была нарушена, и теперь никто достоверно не знает, кто именно и когда сделал стойки более низкими.

 

А кто из мастеров считались продолжателями?

 

Только два человека, сенсеи Ёситака и Эгами.

 

В KDS нет соревнований, почему?

 

Я искренне уважаю желание О-Сенсея. Когда я занимался у него, он объяснил мне две вещи: первая, в каратэ нет стилей, есть только каратэ, и вторая, каратэ – это не спорт, а просто практика, практика, практика. Каратэ не может быть спортом просто потому, что для него не существует приемлемых способов судейства. По этой причине зачастую критерием оценки у судей является - «на глазок», кто из спортсменов им покажется более убедительным или «воинственным», как на конкурсе красоты. Единственным критерием победителя в каратэ может быть только, как минимум, нокаут.

 

Если нокаут, то тогда и судьи не нужны?

 

Да, тогда со всей определенностью ясно кто победил. Первыми судьями в каратэ были сенсеи Накаяма, Нисияма и Араи (из университетского клуба «Такусёку»), которые судили первый студенческий «турнир» между клубами «Васеда» и «Кейо». Но судья в каратэ по большей части является не рефери, а «дипломатом», который должен попытаться всем угодить.

 

Если я знаю, что мой противник не имеет права ударить меня сильно, то мое психологическое состояние становится соответствующим, но если он может ударить меня по-настоящему, то я понимаю это, и мое внутреннее состояние становится предельно сконцентрированным.

 

Какова позиция KDS в отношении новых требований MASA для NVQ (сертификат тренерской квалификации БИ в Великобритании)?

 

Мы их приветствовали, британские ученики каратэ-до нуждаются в квалифицированных мастерах, как и все каратэ, в целом.

 

Иногда у учеников проявляется своеообразная «вежливость», когда они не желают атаковать своего учителя в полную силу. Как вы относитесь к этому?

 

Однозначно, чтобы овладеть навыками защиты или поддерживать их на должном уровне, мне нужны ученики, которые не «опасались» бы ударить меня. Если я вижу, что ученик при ударе начинает «халтурить», то могу накричать на него или ударить. Мне не нужны слабые атаки, иначе я в ответ на них также буду вынужден слабо реагировать.

 

Получается, что каждая атака превращается в иппон-кумитэ. А если ученик атакует старательно?

 

Я обязательно поблагодарю, ведь без его реальной атаки я не смог бы прибегнуть к реальной защите. Характер учеников раскрывается в условиях, приближенных к условиям реального боя, и в этом находится очарование всей нашей практики каратэ. На протяжении всей практики ученики беспрерывно развиваются, постепенно освобождаясь от своего эго. Многие из спортсменов используют каратэ, как средство для своего самоутверждения в социальной среде, но нашей целью является подавление к себе каких-либо признаков чувства враждебности по отношению к другим людям, зная, что каждый человек всегда обладает чем-то хорошим, что он мог бы в себе развивать. Мы должны предъявлять больше претензий к себе, чем к другим, чтобы жить безконфликтно и этим позволять сохранять мир в обществе. Если люди будут душевно стагнировать, или еще хуже – деградировать, то человечество, как вид, просто придет к своему концу. Люди социальные существа, мы нуждаемся друг в друге, чтобы выживать и процветать.

 

Если кто-то приходит на наши тренировки только один раз в неделю, но каждую неделю он становится все лучше и лучше, то мы должны быть счастливы, поскольку мы делаем хорошую работу.

 

Что вы думаете о новоиспеченных «сенсеях»?

 

Такие случаи вызывают большие сожаления. Если кто-либо уходит от своего учителя, проучившись у него, например, всего 3 года, и создает свой собственные клуб, то искренне жаль его учеников, поскольку уровень знаний у такого «сенсея» весьма посредственен. Ученики начнут уходить от такого «сенсея», а общий имидж каратэ от этого будет страдать. Это произойдет неизбежно в любом случае, даже если первоначальные намерения новоиспеченного «сенсея» были благими и честными.

 

Расскажите какими видами спорта вы занимались?

 

В школе, я как и все, занимался кендо, а также играл в баскетбол и регби, правда в баскетболе без особого успеха, поскольку я был очень маленьким. В регби я играл в клубе, который в те времена считался одним из лучших в Японии, и участвовал в международных матчах. В самом начале своего приезда в Великобританию, я также еще некоторое время продолжал играть в регби.

 

Большое спасибо вам, сенсей.

 

И вам также.

 

(Примечание: у меня осталось впечатление, что сенсей Харада является очень искренним человеком, чья честность может являться примером, и быть напоминанием о том, как нужно продвигается по пути каратэ.)

 

Фото выступления мастера Харады на торжественном мероприятии, посвященном 30-летней годовщине смерти мастера Эгами (церемония в додзе «Сётокан»), в токийской гостинице «Империал». Справа от него Jotaro Takaji – глава Nihon Karate Do Shotokai (20.02.2013)

 

Мицусукэ Харада – мастер Сётокай
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Интервью с мастером Мицусукэ Харада-2
The Shotokan Way: Интервью с Мицусукэ Харада
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Значение сенсея Уэсиба в жизни мастера Харада
Mицкэ Харада: концепция Киай
Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай by Master Mitsusuke HARADA

Ёситака Фунакоси
Мастер Генсин Хирониси
Рассказывает мастер Kaсe...






Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу