Перейти к содержимому






Фотография

Hataraki: не только ката единым...

Написано clover , 31 Декабрь 2016 · 441 Просмотров

Изображение

 

Hataraki…ad-libbing in kata training
Уэйн Муромото

 

(сокращенный перевод Сlover)

 

Иногда все идет не так, как бы хотелось. Как писал известный шотландский поэт Роберт Бернс:

 

«Прекрасный план по воле рока
Не преуспеет,
А мыши, люди – всё до срока
Мечты лелеют.»

 

В своем последнем посте в блоге я подчеркнул важность практики по методике повторов для того, чтобы движения стали «своими», «естественными». Практика ката хорошо известна своими бесконечными повторами, чтобы, как предполагается, ваше тело и ум стали едиными в движениях и действиях, чтобы вам не приходилось терять драгоценное время в размышлениях по поводу того, как, скажем, блокировать удар.

 

Тем не менее, в условиях реального боя атаки противника будут далеки от «идеальных», к которым вы привыкли в зале, поэтому ваша техника должна быть адаптивной, чтобы она работала в условиях реального боя. У мастеров БИ, видов, в которых в методиках обучения предусмотрен раздел свободных поединков, умение «словить-подловить» противника на моменте его движения\действия является почти второй натурой. Отсуствие свободных поединков не позволят вам научиться, например, в дзюдо, делать удушение на сопротивляющемся сопернике. Т.о., свободные поединки позволяют вам отойти от строгих канонов и научиться адаптировать свои техники для реальных боев. Однако, в случае методики обучения, которая основана в основном только на практиках ката развитие этой способности к адаптации техник довольно проблематична, но все же возможна. Не каждый противник будет атаковать вас в идеальной стойке, чтобы вы, например, могли бы бросить его великолепным котэ-гаеси. В ситуации реального боя вам придется много импровизировать, чтобы бросок получился эффективным.

 

Однако, ката гейко (учебные «формы») являются лучшим решением для практики начинающих, поскольку они еще мало знают о возможностях «разрушения» действий противника, но могут с помощью ката учиться правильным действиям и движениям. В условиях реального боя у нас нет времени, чтобы задумываться о правильности наши действий. Поэтому практика ката отлично подходит для выработки «собственной» стойки, тренировки баланса и тайминга. Но тем не менее, было бы лучше, чтобы также имелась возможность отработки этих ката с партнером, включая - свободный спарринг. Если не практиковать ката, а заниматься только «свободными спаррингами», то стиль со временем может «переродиться» в спортивное единоборство. Но без и парной практики то же нельзя. Работа в ката с различными партнерами, которые имеют разный рост, вес, навыки в Тайминге и варианты атак является неплохим способом развить далее свои изначальные навыки.

 

Все виды БИ, такие, как иайдо, каратэ или тайцзи цюань, у которых в обучающих методиках есть практика индивидуальных ката, всегда дополнены практикой тренировок с партнером. Вы никогда полностью до конца не можете знать, как ваш партнер будет действовать, даже, если это обусловленный спарринг. Ваш Ма-ай, углы входов и контратак будут меняться в соответствии с каждым новым партнером.

 

Навык в адаптации техник к соперникам всегда был важен в традиционном японском Будо. Но большинство новичков об этом не знают, поскольку в начале обучения для них ставятся цели достижения правильности и точности действий и движений. Позже, когда «форма» становится присуща вашим движениям, вы должны быть в состоянии «сломать» эту форму, но при этом все же оставаться в рамках того, что соответствует вашему стилю.

 

Позвольте мне пояснить это на примерах из другого искусства, Искусство Чая или Chanoyu. Японская чайная церемония очень подробно детализирована и регламентирована, в ней все расписано до мелочей, включая движения и время. Многие из моих учителей чая методично меня поправляли, даже в случаях, если у меня руки отклонялись лишь на один градус от правильной траектории, то слишком высоко, то слишком низко, когда я держал метелку для чая. Каждое Тэмаэ, или «форма» чая (ката), должно выполняться в очень точной последовательности, с учетом всех правил и действий. Тем не менее, когда вы проводите реальную чайную церемонию, Сhakai или Chaji, то всегда может что-то пойти не так, как вы изучали. И что же в таком случае делать? Вы же не можете сказать гостю: «Количество шагов, которые мне необходимо сделать, чтобы добраться до чайника, не соответствуют количеству, которое я изучал в Тэмаэ, поэтому я не могу завершить чайную церемонию».

 

В таких случаях нужно уметь адаптироваться к имеющимся условиям. Вы делаете либо более короткие, либо более длинные шаги, или делаете иной вариант - либо добавляете еще один шаг, либо убираете один шаг. Если вода в чайнике еще не достаточно нагрелась для чая, то вы начинаете также менять свой Тэмаэ, вы замедляете все свои приготовительные действия так, чтобы их завершение по времени совпало с моментом нагрева воды. В Искусстве чая это называется Hataraki, слово, образованное от японского глагола «работать». Т.е., вы «работаете» над решением возникшей проблемы. Вы начинаете импровизировать для этого, выходя за рамки заученного. Т.е., кроме изучения всех правил и действий в чайной церемонии, Сhakai, в одиночку, нужно также проводить ее для других людей, чтобы приобрести достаточный опыт по импровизации, Hataraki, если в ходе церемонии что-то пойдет не так.

 

Все это также относится и к практике ката в БИ. Вы должны обрести достаточный опыт, чтобы уметь адаптироваться к различным противникам.

 

Однако, будьте осторожны, когда начнете пытаться импровизировать при практике ката. Это хорошая цель, но она может быть осуществлена очень плохим образом. Нельзя превращать упражнения с партнером в своего рода «демонстрацию личной силы», чтобы показать всем, как вы можете «поиметь» своего оппонента произвольным образом, который пытается практиковать ката должным образом. Иногда это будет у вас получаться, и вы, конечно же, даже сможете почувствовать свое превосходство над вашим партнером (чванство). Но такое чувство может иметь для вас весьма неприятные последствия, и даже очень.

 

Один мой знакомый как-то рассказал мне, что на одной из тренировок, на который он практиковался в очень сложном ката, его партнер намеренно ударил его боккеном по голове еще до того, как он приготовился отражать атаку, причем ударом, не предусмотренном в этом ката. Удар боккеном бы очень быстрым и яростным. И мой друг, не смотря на то, что имел многолетний опыт обучения, не смог отреагировать на него. В ката было предусмотрено, что он должен своим дзё снизу-вверх парировать удар, нанесенный партнером на низком уровне. Но вместо этого его партнер внезапно нанес ему удар по голове (он решил поимпровизировать в атаке), попав точно в лоб. Бам! И мой друг рухнул на землю почти без сознания.

 

А нужно было на самом деле сделать так: его партнер должен был сказать, «давайте попробуем сделать другие варианты этого ката, причем сначала на медленной скорости. Я собираюсь «сломать» форму этого ката и сделать его по-иному, я хочу проверить смогу ли я применить ту же технику при иных вариантах атак и защиты. Прошу ассистировать мне и помочь в этом».

 

Такое исследование вариантов атак и защит могут помочь лучше понять, почему действия и движения в ката именно такие, а не иные.

 

В индивидуальных ката, например, как в каратэ, существует Бункай, который «расшифровывает» все действия в ката. Но как определить какой Бункай верный? Например, вы делаете блок против удара рукою. А если это вообще удар не рукою, а ногой? Будете импровизировать?...И тогда сначала нужно будет практиковать ката на половинной скорости, пытаясь разобраться, что будет работь в нем, а что нет. Придерживайтесь схемы ката (Эмбусэн), но измените некоторые ваши действия. Так, например, такая импровизация: если вы делаете поворот с блоком тюдан-укэ, то может быть с тем же поворотом вы можете попробовать сделать и гедан-барай-укэ. Будет ли блок гедан-барай-укэ столь же эффективным с этим поворотом, как тюдан-укэ? Меняет ли что-то применение блока гедан-барай-укэ вместо тюдан-укэ в «механике» вашего тела при повороте и в удержании равновесия?

 

Тот факт, что далеко не все противники будут действовать также стандартно, как это предусмотрено в ката, побудило многие стили БИ ввести дополнительные, так называемые, Henka, т.е. вариации на темы основных ката. Это объясняет, почему в некоторых видах БИ, например, в некоторых школах дзю-дзюцу, так много ката. На самом деле, человек обладает ограниченным набором движений тела, просто на протяжении веков некоторые виды БИ разработали цулые кучи вариантов действий одной и той же защиты, исходя из того, что нападение может происходить под разными углами, положением тела или с различного расстояния.

 

Например, в одном из ката, противник вас бьет, вы отклоняете его удар, заблокировав его локоть или сделав залом руки, а затем делаете ему шаг настречу, уводя его на бросок вперед. А, если противник упрется? Тогда, вы добавляете действие, которое выведет его из равновесия, например, подсекаете его «переднюю» ногу, после чего, он упадет вперед плашмя на землю. И есть вариант этого же ката, с теми же начальными движениями, но с другой концовкой, когда противник пытается восстановить свое равновесие, чтобы его не бросили, уцепившись за вас другой рукой, или без этого. Тогда с помощью зацепа его ноги своею, его можно бросить на спину. Первое атакующую действие в обоих ката одинаково, но развертывание дальнейших событий может быть разным, все будет зависеть, как противник отреагирует на ваше первое защитное действие и что за этим последует.

 

Имея опытного партнера, который может реагировать должным образом, как «укэ», вы можете практиковаться в этих различных формах одного ката, чтобы развивать особое «чувство», как техника будет работать в условиях реального боя. Эти примеры помогают обрести Hataraki в тех видах БИ, обучение в которых, в основном, строится на практике ката.

 

И одним из лучших способов, чтобы развивать чувство импровизации в ката, как рассказывал мне мой учитель, является периодическое участие в Embu. Для тех, кто не знает значение этого термина скажу, что Эмбу является своего рода «демонстрацией». Но это больше, чем просто, к примеру, отправиться с вашими учениками детского возраста на детский праздник, проводимый в местом торговом центре, чтобы продемонстрировать там свою школу каратэ. В старые времена, к мероприятиям Эмбу в Корю относились серьезнейшим образом. На Эмбу Корю различные Рюха (школы) собираются вместе, не только, чтобы проникнуться чувством «товарищества», но также и «показать» себя перед конкурентами. Конечно же, на Эмбу никто не хочет выглядеть «неуклюжей коровой» в глазах других школ Корю. Т.о., все участники Эмбу прикладывают недюжие усилия, чтобы выглядеть наилучшим образом.

 

Как мне рассказывал один из участников Нагината Эмбу: ко мне подошла девушка и предложила мне поучаствовать с ней в ката. Я сначала подумал, что она шутит. Но оказалось, что нет. Она хотела показать ката, поэтому искала кто бы мог стать ее партнером по демонстрации, и это было сложно, поскольку, если человек ошибется, то даже несмотря на то, что Нагината сделана из дерева, а не из стали с заточкой, пропущенный удар может быть очень болезненным.

 

Она нашла себе партнера, и ее ката выглядели великолепно. В конце ката, она поклонилась своему отважному партнеру, и ушла с embujo (площадка для демо). Потом она расказывала: «Данг, вместого того-то и того-то, он вдруг сделал неожиданно другое, и чуть не снес мне голову. Так что мне пришлось парировать его рез и ударить по голени, чтобы он понял свою ошибку».

 

Так, что атаковать в ката на Эмбу могут вполне серьезно и непредвиденно. Мой сенсей постоянно говорил мне о необходимости периодических участий в Эмбу, поскольку «опыт одного участия в Эмбу равен 10.000 повторов ката на тренировках».

 

Или, как другой человек вспоминал свое первое участие в Эмбу: «Черт подери, он атаковал меня, как будто это shinken shobu(реальный поединок), поэтому я решил - если так хочешь, то ладно, я постараюсь сделать все настолько хорошо, чтобы не проиграть тебе». Т.о, это еще одна из причин, почему серьезные Эмбу хороши для обучения, потому что многие вещи в них могут просто пойти совершенно «неправильно», а вы не сможете просто остановиться в середине ката.

 

Если вы привыкли работать на гладком деревянном полу в додзе, то попробуйте поработать боккеном и на неровной, травянистой и каменистой поверхности, чтобы в действительности проверить свою концентрацию и равновесие. Там поначалу обязательно вылезут ошибки, например, спотыкание ногами и промахи мимо цели. Т.о., вы получите хорошую практику в адаптации к поверхностям. Это тоже Hataraki.

 

Однажды, на одном из Эмбу, я похвалил ученика школы меча. Я никогда не видел его раньше, но выглядел он впечатляюще. «Вы никогда не могли видеть эти ката раньше, потому что у нас таких нет», - сказал он. «Просто моего сенсея здесь нет, он ушел перекусить. Когда мы начали ката, то сначала все шло нормально, а затем мы просто «позабыли», где находимся. Возможно, это из-за жары, и наши мозги просто «расплавились». Когда мой соперник атаковал меня, у меня было реальное чувство, что он прикончит меня! Я парировал его выпад, и взглянул ему в лицо, и что-то мне подсказало, что он действует на «автопилоте». Он снова нанес мне удар и я его снова парировал, и так далее, пока я наконец не рубанул его изо-всех сил по запястью. От боли он «очнулся», и мы просто остановились, завершив т.о. наш поединок, наконец».

 

То что он рассказал, было неудивительным, это говорит о том, что этот ученик был обучен достаточно быстро импровизировать, чтобы парировать любые атаки на него. Он не стал останавливаться с криком: «Вы делаете это ката неправильно!», вместо этого он перешел на Hataraki. Если вы не можете использовать Хатараки в Эмбу, то вы не можете использовать его и в бою.

 

Цель - «Бесформенность»
Томари и Нагарэ – две стороны одной медали «Ката»






Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу