Перейти к содержимому






Фотография

Kудзуси

Написано clover , 31 Декабрь 2016 · 912 Просмотров

Изображение

 

Kудзуси

 

Neil Ohlenkamp

 

(перевод Сlover)

 

(На фото мастер Дайто-Рю Yukiyoshi Sagawa)

 

На днях, проводя занятие по дзюдо со своими учениками, я пытался объяснить им один из базовых методов - «Кудзуси» - «Разрушение баланса». Ученики были сосредоточены на изучении прежде всего того, как разместить свое тело в правильном положении, чтобы эффективней применять изученную ими технику. По-моему мнению, сейчас уделяется очень мало внимания анализу и практикам размещения своего тела в правильном положении относительно тела противника. Я показал ученикам важность разрушения равновесия баланса у противника, чтобы они поняли, что гораздо легче сбить другого человека с ног, когда он уже утратил контроль над своим равновесием. Я заметил, что лишь небольшое количество учеников знает об Кудзуси даже теоритически, не говоря уже о практическом его применении. Очевидно, даже для тех, кто никогда не изучал дзюдо, что с Кудзуси бросок будет более эффективным и затребует гораздо меньше усилий, если соперник находится в ослабленном состоянии из-за утраты им равновесия.

 

Один из признаков, который отличает новичка от более продвинутого ученика, это навыки в анализе баланса противника. Именно этот анализ в конечном счете предопределяет неудачность или удачность броска. Например, многие мастера БИ говорят мне, что они знают, как сделать основные броски дзюдо - seoinage и osotogari. Однако, нужно знать и то, как располагать свое тело в пространстве в правильном положении так, чтобы эргономично расходовать свои силы при исполнении броска. Одна из граней мастерства в дзюдо заключается в том, чтобы броски выполнялися с легкостью, нужно улавливать моменты «слабости» в равновесии у противника или вынуждать его утрачивать равновесие.

 

Большинство людей прекрасно ощущают и контролируют собственное равновесие. Одним из способов применить бросок в дзюдо является просто «ловля» соперника на удобном моменте. Человек просто не способен перемещаться без определенной степени дисбаланса (т.е. перемещения без переноса равновесия с ноги на ногу). Когда противник атакует вас, он обязательно будет использовать силу и перемещение, что неизбежно делает его уязвимым в отношении применения к нему Кудзуси. Однако, применение Кудзуси требует тонко настроенного чувства времени (Тайминг – «Старт реагирования»). А для того, чтобы «быть в нужном месте в нужное время», нужно предвидеть намерения противника, навык, который требует огромного опыта.

 

Еще один из способов применения Кудзуси – это ослабить положение соперника. Есть много способов, которые могут вынудить противника на продолжение действий предсказуемым для вас образом, т.е., которые можно было предвидеть, а затем использовать. Например, самое простое, шагнуть противнику настречу и толкнуть его, что обычно приводит к тому, что противник упирается, стараясь не упасть. Этот «упор» назад, в свою очередь, предоставляет возможность внезапно дернуть или бросить его вперед. Самый распространенный способ, чтобы заставить своего противника потерять равновесие заключается в использовании комбинации толчков, где первым толчком нужно попытаться привести противника в неустойчивое положение, а последующим – бросить или опрокинуть.

 

Кудзуси очень часто воспринимается, как просто толкающие или тянущие движения. Однако, на высшем уровне мастерства в Кудзуси это намного больше, чем просто «дерготня» противника. Например, Кудзуси также может быть достигнуто путем разрушения Ритма соперника, с помощью ложных атак, блоков, сменой поз, ложных движений конечностями, неожиданным криком (киай), либо внезапным изменением в скорости или темпе. Важнейшим элементом в Кудзуси является то, что оно должно разрушать больше, чем только одни простые внешние действия тела противника. При исполнении Кудзуси психологическая направленность в разрушении действий противника играет неваловажную роль. Кудзуси всегда должен разрушать концентрацию (в т.ч. решимость) у противника, в результате чего, возникает сиюминутная возможность для его поражения. Сильный и позитивный психологический настрой доминирует над более слабым состояние духа, что приводит к более эффективному применению Kудзуси.

 

Кудзуси всегда сделает технику более эффективной, потому что она перестает зависеть от «габаритов» и силы противника. И несомненно, что Кудзуси может «сопровождать» исполнение практически любой техники, даже таких методов борьбы, как удушающие и замки.

 

Дзигоро Кано, Основатель дзюдо, сделал принцип Kудзуси одним из основных элементов дзюдо, отличающих его от старых школ дзю-дзюцу. Принцип Kудзуси считается одним из его главных вкладов в развитие боевых искусств. Не пренебрегайте им при изучении дзюдо.

 

Изображение

 

МЕТОД ТРИАНГУЛЯЦИИ

 

The Top Ten Principles Of Yachigusa Ryu Aiki Bugei - #2 Triangulation

 

(Сокращенно)

 

Как я говорил ранее, техники преподаваемые в нашей школе, основываются на определенных методах. Нам в нашей практике следует больше сосредоточиваться на понимании этих методов и обретении навыков в них больше, чем на самих техниках. Некоторые люди по электронной почте прислали мне просьбы объяснить эти методы более подробно. К сожалению, объяснить многие из этих методов в письменном виде очень сложно, так как немногие из них могут быть объяснены только словами. Тем не менее, я приложу все усилия, чтобы описать эти методы для читателей моего блога с помощью слов, графики и фотографий.

 

Однако, имейте в виду, что для того, чтобы полностью понять эти методы вы должны также понимать и другие методы, они связаны с между собою. Большинство методов существуют не обособленно, они обычно применяются совокупно с другими.

 

Триангуляция

 

Триангуляция основывается на принципе треугольника. Это линия между двумя точками, из которых также исходят линии, которые пересекаются в третьей точке (вершине), образуя треугольник.

 

Триангуляция в БИ используется для расчета местоположения тела противника в целях его поражения с минимальными усилиями. Такое уязвимое местоположение тела противника называют «Точкой триангуляцим». Если тело противника сдвигается в эту точку, то оно будет «стремиться» упасть в этом же направлении. Это эффект физики и баланса, и человек не сможет предотвратить свое падение, если метод применяется правильно. Метод расчета «Триангуляция» связан с методом реализации «Кудзуси» (Нарушение равновесия у соперника).

 

Прежде, чем углубиться в рассмотрение Триангуляции следует также вспомнить о некоторых других важных принципах.

 

Все объекты, обладающие весом (массой), имеют определенный Центр массы. Это также известно как «Центр гравитации», «Центр равновесия» или «Центр баланса».

 

Наиболее высокий гравитационный эффект наблюдается в центре массы объекта.

 

Центр массы объекта должен постоянно находиться в пределах своего основания (не выходить за пределы опоры), чтобы сохранять равновесие (баланс). Если центр массы объекта сместится за пределы своего основания, то он упадет.

 

При прочих равных условиях, устойчивость объекта обратно пропорциональна расстоянию центра массы до его основания. Чем ближе центр массы к своему основанию (например, тандэн к полу), тем устойчивей объект.

 

Устойчивость прямо пропорциональна площади основания, на которой базируется объект. При увеличении площади основания устойчивость объекта увеличивается (например, широкие стойки).

 

Устойчивость, относительно постоянной силы, прямо пропорциональна своей массе тела. При прочих равных условиях, человек с более тяжелым весом является более устойчивым, чем человек с более легким весом.

 

Прямо (стоя или лежа) человеческое тело имеет центр массы в точке примерно на 3 дюйма ниже пупка. Эта точка в БИ носит название «Тандэн» или «Хара». Это означает, что если расположить горизонтально человеческое тело на перекладине, то его баланс придется на точку примерно 3 дюйма ниже пупка. (см. рис. в тексте) На том же рисунке: если центр массы смещен вверх, то голова опустится к земле. Если центр массы смещен вниз, то, наоборот, стопы опустятся к земле.

 

Хаппо-но-Кудзуси (8 сторон нарушения баланса у противника)

 

В искусствах айкидо, дзюдо, дзю-дзюцу и айки-дзю-дзюцу концепция Хаппо-но-Кудзуси имеет важное значение. Это является краеугольным камнем любого опрокидывания/броска в этих искусствах. Правильно выполненный Кудзуси нарушает баланс у противника и позволяет выполнить опрокидывание/бросок без усилий. Без навыков в Кудзуси, человеку придется полагаться скорее на грубую силу, чем на утонченность техники. (см. в тексте рисунок с направлениями Кудзуси – «кружок с направлениями»)

 

Для того, чтобы полностью понять принцип Кудзуси, нужно сначала представить, что человек находится в центре воображаемой окружности. (см. в тексте рисунок «кружок с человечком») Величина этой окружности определяется длиной вытянутой руки и ноги.

 

В пределах этой окружности существует 8 направлений, в которых может отклоняться центр массы человека (вперед, назад, влево, вправо, а также диагонали). Если человек отклоняется от вертикали в одном этих направлений, то его равновесие нарушается.

 

Основная проблема с методом Кудзуси заключается в том, что его зачастую преподаются неправильно, поверхностно, или только в мере, применимой для спортивных соревнований. Приведу отрывок о методе Кудзуси из статьи Neil Ohlenkamp, написанную им в 1999 году (эту статью я перевела выше – прим. clover):

 

«Кудзуси очень часто воспринимается, как просто толкающие или тянущие движения. Однако, на высшем уровне мастерства в Кудзуси это намного больше, чем просто «дергатня» противника. Например, Кудзуси также может быть достигнуто путем разрушения Ритма соперника, с помощью ложных атак, блоков, сменой поз, ложных движений конечностями, неожиданным криком (киай), либо внезапным изменением в скорости или темпе. Важнейшим элементом в Кудзуси является то, что оно должно разрушать больше, чем только одни простые внешние действия тела противника. При исполнении Кудзуси психологическая направленность в разрушении действий противника играет неваловажную роль. Кудзуси всегда должен разрушать концентрацию (в т.ч. решимость) у противника, в результате чего, возникает сиюминутная возможность для его контратаки. Сильный и позитивный психологический настрой доминирует над более слабым состояние духа, что приводит к более эффективному применению Kудзуси. (...)

 

Дзигоро Кано, Основатель дзюдо, провел исследования и сделал принцип Kудзуси одним из основных элементов дзюдо, отличающих его от старых школ дзю-дзюцу.»

 

Однако, несмотря на утверждение г-на Ohlenkano о том, что метод Кудзуси в дзюдо «отличал его от старых школ дзю-дзюцу», это не совсем верно. Кудзуси уже был в старых школах дзю-дзюцу, Кано, в общем-то, взял этот старый метод и экстраполировал его. Другими словами, Кано взял эзотерические объяснения Кудзуси, найденные им в старых densho (свитки передачи), проанализировал и переработал тексты, сделав их более понятными и доступными. Он переложил метафизический язык на современные термины, которые понятны для неспециалистов.

 

Триангуляция

 

Если Кудзуси является физическим аспектом нарушения баланса, то Триангуляция – это анализ базы (устойчивости) противника - с целью нарушить его баланс. Другими словами, просто знать, как применять «механику» для нарушения баланса у противника не достаточно, чтобы выполнить надлежаще опрокидывание или бросок. Чаще всего неудачи в опрокидываниях/бросках связаны с тем, что противник не был в достаточной степени дестабилизирован, т.е. его центр равновесия был мало смещен за пределы его базы (опоры ног). В других случаях, когда центр равновесия у противника смещается, наоборот, слишком далеко за пределы его базы, он становится вынужден перебирать ногами, чтобы восстановить равновесие, и, как правило, уходит в сторону прочь, еще до того, как нем может быть исполнена техника. Именно для избежания таких ошибок и служит метод расчета Триангуляции.

 

Расчет «Точки триангуляции» (Точки падения) следующий: вы начинаете с того, что определяете длину между коленом и лодыжкой противника, а затем полученный результат отмеряете на полу от передней либо задней части человека. (см. рисунок «скелета» в тексте) Например, если длина между коленом и лодыжкой противника равна 15 дюймам, то он утратит свое равновесие в пределах зоны (отмеряемой от его опорной базы стоп), равной длине более 15 дюймов. Т.е. отклонение его тела от вертикали на расстояние, превышающее 15 дюймов, может вызвать его падение.

 

Примеры на фотографиях

 

Первая фотография. Человек сохраняет вертикаль тела, т.е. он находится в полностью устойчивом положении. Центр равновесия его тела находится точно над его базой (опора ногами). Палочки, разложенные перед ним на полу, показывают точку его Триангуляции (вертикальная палка – это Точка триангуляции), определенную на основании замера его длины ноги между коленом и лодыжкой.

 

Вторая фотография. Когда человека потянули вперед, к точке Триангуляции, его устойчивость значительно уменьшилась. Однако, человек еще не полностью потерял равновесие, он еще способен вернуться к устойчивому положению, либо он может сделать шаг вперед, чтобы восстановить свое равновесие.

 

Третья фотография. Если человека потянуть еще дальше к Точке его триангуляции, он становится полностью зависим от его оппонента, который уже полностью удерживает его равновесие. Не смотря даже на то, что «центр массы» человека не пересек Точку триангуляции, он уже не способен восстановить свое равновесие. Его оппонент держит его, и если он его отпустит, то тот упадет.

 

Стоит отметить, что центр массы тела находится всегда ниже пупка, если тело находится в вертикальном положении (когда человек вертикально стоит). Если человек наклоняется, как на фото, то его центр массы оказывается в пространстве между его базой (ногами) и Точкой триангуляции.

 

Конкретные техники, которые используются для проведения броска или опрокидывания, зависят от вида БИ. Но, несмотря на видовые отличия, все они основываются на общих методах, способствующих более эффективной реализации техники.

 

Возьмем, к примеру 6 техник бросков в дзюдо. Каждая из этих техник требует своего специфического Кудзуси, но для всех них необходимо, чтобы укэ (бросаемый) сместил свой центр массы к Точке триангуляции, при этом неважно, бросок это вперед, назад или вбок.

 

Действительно, при использовании Триангуляции, не имеет значения, что вы собираетесь делать (входить, толкать, тянуть, делать круговое вращение, делать замок, бросать и т.д.), главное, чтобы ваш соперник перед этим оказался в ослабленном положении. После того, как его равновесие будет нарушено, т.е. он достигнет «Точки невозврата», ни один соперник не сможет избежать падения. (см. последнюю фотографию в тексте)

 

Принципы Айки и Кудзуси
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу



  • ВиШень это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу