Перейти к содержимому






Фотография

Распространение Айки в Рюкю и Японии

Написано clover , 21 Январь 2017 · 699 Просмотров

Изображение

 

Kempo: roots and legends

 

(перевод clover)

 

(NB! Нижеперечисленные люди, указаны в тех эпохах, в которых они проявляли наибольшую активность. Т.е., они могли родиться в предыдущую эпоху или провести большую, пассивную часть жизни в последующей эпохе)

 

Кэмпо (Цюань фа) имеет свои истоки в Китае, во времена «жития» Бодхидхарма, который сочетал добродетельный нрав с боевыми навыками. Такая «идеология» получила свое распространение не только среди духовенства, но и была воспринята светским обществом, что, в свою очередь, поспособствовало превращению древних примитивных боевых ремесел в подлинные боевые искусства, с соответствующей философией: «Достижение и сохранение мира». Главным отличием БИ от древних наивных боевых ремесел стало то, что полностью сменилась концепция: вместо грубой брутальной физической силы в целях агрессии, стала главенствовать стратегия – «заимствования силы противника для использования против него же» в сочетании с философией «умиротворенности и укрепления мира» (яп. - Будо). Согласно этих новых революционных веяний «школы» постепенно модернизировали боевые методы от самых примитивных до самых утонченных («Божественные БИ») - приведших к необходимостии обладания соответствующими навыками боя не только физическими, но и ментальными.

 

Т.е., еще ДО проникновения Кэмпо на Японские острова и Окинаву, оно уже в Китае ИМЕЛО философию «Shen Chuan» – «Божественного боевого искусства». В самых первых документальных японских источниках китайское Кэмпо в Японии именовалось, как Shinken – «Божественный кулак», а об его методах писалось, что они подобны Kami Waza («Божественные методы»), поскольку связаны с использованием «Божественного потока жизни», т.е. – Ки (* почти все концепции и термины (в т.ч. «Ци»\»Ки») БИ заимствованы из неоконфуцианства, главным образом, от одного из важнейших его идеологов - Чжу Си).

 

В Окинаве Кэмпо то же именовалось, как Kami Te – «Божественная рука», и оно практиковалось при королевском дворе, как «Методы защиты мира» (Буси-тэ / Готэн-тэ). Однако, китайское Кэмпо системно преподавалось и передавалось только для членов королевской семьи , остальное население Рюкю практиковалось в «эклектике» из различных китайских БИ, т.е. изучало различные доступные «фрагменты» китайских методов боя, которые в разные периоды времени распространяли на островах китайские иммигранты, купечество, которое вело активную торговлю с Китаем, а также многочисленные чиновники, посещавшие Китай.

 

Начиная в периода Хэйан, одна из главных семей, происходящих от императорской крови, а именно Минамото, получила большое развитие, породив множество новых подсемей, которые внесли большой исторический вклад в развитие БИ в Японии. Следует также отметить, что члены семьи Минамото, провели «адаптацию» философии китайского Кэмпо под философию различных японских верований и учений, сформировав, т.о., основу для своего Minamoto Ke Bujutsu (Будзюцу дома Такэда), или иными словами - своего семейного стиля БИ.

 

Эпоха Хейан 794-1185

 

Shigeyori Minamoto (Suwa Saemon Minamoto Shigeyori, даймё Синано), 938-947, был третьим сыном Kaneie Mochizuki (Mochizuki Saburo Kanesada / Koga Omi no Kami Kaneie), который был известным мастером в области Koka (Koga), сменившим в последствии свою фамилию на Koga – более звучное название этого района. Сын Kaneie Mochizuki, по имени Iechika Koga (Omi no Kaneie Iechika), кроме своего отца, обучался также у буддистского монаха по имени Tatsumaki Hoshi, и по результатам этого обучения создал новое искусство – «Ниндзюцу»,имя, под которым оно дошло до наших дней. То, что нам известно сейчас, как «Рю» (школа) в те времена еще предстояло сотни лет развития, а тогда БИ развивались и передавалсь только в пределах семейных групп.

 

Yoshimitsu Minamoto, 1056-1127, считается был первым мастером, который привнес метод Айки в Минамото будзюцу. Одна из легенд гласит, что Ёсимицу был гением, что он был большим любителем музыки, играл на Сё (китайская «дудка»), а также любил наблюдать традиционные великосветские японские танцы (Одори). Легенда гласит, что любуясь плавностью и текучестью движений танцоров, он пришел к своей идее Айки для БИ. Этот новый метод он сделал достоянием не только для членов своей семьи, но и дальних родственников. В результате метод Айки стал концептуальной основой многих направлений семейного стиля Минамото.

 

Yoshikiyo Minamoto, 1075-1149, сын Yoshimitsu Minamoto, переехал в область Kai, где сменил фамилию на Такэда. Там он стал преподавать Минамото будзюцу для новых членов своей семьи, включая метод Айки. Такэда еще более развил искусство своего отца, а также разработал первую «методику» его преподавания.

 

Tametomo Minamoto, 1139-1170, является очень важной фигурой в боевых искусствах Японии и Окинавы. После поражения в войне Хогэн, Taмэтомо со своими главными самураями клана Минамото был сослан на остров Oshima. Позже они сбежали оттуда в королевство Рюкю (Окинава). Там они возобновили практику будзюцу, надеясь на возвращение в Японию с местью клану Тайра. Легенда гласит, что во время своего пребывания на Рюкю Тамэтомо влюбился в местную девушку, у которой от него затем родился сын - Shunten.

 

Shunten, 1166-1238, воспитывался матерью, и при этом изучал боевое искусство клана Минамото своего отца. В 1187 г. он стал королем Рюкю. Как гласит легенда, Shunten привнес в боевое искусство Минамото некоторые новые обучающие практики, которые он разработал в результате наблюдений за ритуальными танцами (Одори) анимистических жриц (окинавский религиозный культ). Shunten считается основоположником боевого искусства рюкюской королевской семьи (Буси-тэ \ Готэн-тэ). От Shunten вели свой род многие аристократические семьи на Рюкю, в т.ч. обе королевские династии Сё.

 

Эпоха Минамото 1185-1333

 

На основании семейного БИ Минамото (которое, в свою очередь, происходит от китайского Кэмпо), их различные потомки, по нисходящим линиям, в т.ч. Mochizuki-Koga (Ниндзюцу) и Takeda (Дайто-рю Айки дзю-дзюцу), разработали собственные оригинальные боевые стили, характерным признаком которых является использование принципа Айки (* говоря кратко, принцип Айки основан исключительно на расчете времени (Тайминг), а не на силе.).

 

Yoritomo Minamoto, 1147-1199, после ожесточенной войны с кланом Тайра, стал первым сёгуном всей Японии. До этого времени сёгун был в подчинении у императора, командуя его войсками во время войны и выполняя полицейские функции во время мира. Т.о., Ёритомо узурпировал власть императора. Ёритомо стал править страной, но при этом сохранил институт императорского двора, который стал представть власть в государстве чисто номинально.

 

Yoshitsune Minamoto, 1159-1189, брат сёгуна Ёритомо Минамото - стал трагической фигурой в истории Японии. Он помогал своему брату разгромить клан Тайра и установить главенство власти сёгуна над императором. Но, после того, как его брат, Ёритомо, стал сёгуном, тот стал опасаться, что Ёсицунэ может отобрать у него этот титул, поскольку он пользовался большой поддержкой среди влиятельных кланов, а также был непревзойденным мастером БИ. Ёримото приказал убить Ёсицунэ, поэтому тому пришлось бежать. Ёсицунэ, вынужденный скрываться от убийц брата, в течение трех лет (?) изучал искусство Ниндзюцу и достиг в нем большого мастерства (* а бежал он, после проигранной им битвы у реки Коромо15 июня 1189, в провинцию Муцу, в которой находилась область Айдзу). Много лет спустя, когда в Японии развился институт «Рю» (школ БИ), один из потомков самурая, который был лоялен к Ёсицунэ, создал школу «Yoshitsune-Ryu Ninjutsu».

 

Эпоха Асикага (Муромати) 1333-1573

 

Izasa Choisai Ienao, 1386-1488, считается создателем подобия первой Рю (школы) в Японии. Также он стал основателем «идеи», которая определяла "причины" создания новых школ БИ. На основании своей первичной школы «Tenshin Sho» (Божественное вдохновение), Izasa разработал свой стиль «Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu Heiho». Тем самым, он на долгие годы в Японии определил тезис о том, что единственной причиной для основания нового стиля БИ являются «Знаки от бога» (Божественное вдохновение). Т.е. иными словами - все новые идеи, касающиеся физических методов, возникают вследствие «подсказок от бога», которые основатель школы затем передает своим преемникам, и которые далее продолжают традиции этой школы.

 

Идея школ стала популярна еще при жизни Izasa. Тогда уже возникло множество новых школ, одни из которых учредили его непосредственные ученики, а другие – люди, которым удалось косвенно приобщиться к его концепциям и идеям. И все эти новые школы были созданы в соответствии с идеей Идзаса о «подсказках бога», который открывает людям новые возможности применения физических навыков.

 

Примерно в то же время, под влиянием все той же «божественной» идеи Идзаса, возникла одна из крупнейших школ в Японии - Shinkage Ryu.

 

Kamiizumi Hidetsuna, 1508-1578, основал Синкагэ-рю на основе синтеза Кагэ-рю (линия семейного БИ Минамото – с принципом Айки) и Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (не имеет Айки). «Син-Кагэ-рю» означает - «Кагэ-рю по-новому». Причиной создания новой школы стал все тот же старый тезис Идзаса о божественном вдохновении.

 

Примерно в то же время возникла и школа семьи Такэда (потомки Минамото), которая объявила себя продолжателем БИ Минамото Ёсимицу. Иногда ее собирательно именуют, как Takeda Bugеi.

 

Shingen Takeda, 1520-1573, заявил о себе, как о «реаниматоре» боевых традиций Минамото Ёсимицу. Он стал одним из влиятельнейших даймё в Японии своего времени. БИ семьи Такэда было комплексным (т.е. Сого-будзюцу), в нем изучалось: Aikijutsu, Ju Kempo, Kyujutsu, Kenjutsu и пр.

 

Такэда Нобусигэ - Суждения в девяносто девяти статьях

 

Эпоха Момояма (Адзути-Момояма) 1573-1603

 

Munenori Yagyu, 1571-1646, был одним из самых выдающихся мастеров своего времени. Известен победами над несколькими мастеровитыми соперниками. Семейство Ягю практиковалось в Синкагэ-рю, на основе которого, и на том же старом тезисе о божественном вдохновении, они учредили собственную семейную школу «Ягю Синкагэ-рю». Навыки Мунэнори достигали таких высот, что он был назначен на пост учителя сёгуна, а также пост его личного телохранителя, на котором он неоднократно спасал жизнь своему господину даже при одновременном нападении множества противников. Эта ветвь Синкагэ-рю по-прежнему существует до сих пор, и от нее ведут свое начало множество других школ.

 

Kunitsugu Takeda, 1551-1592, младший брат Сингэна Такэда, служивший в клане Айдзу в конце 16 в., и преподававший там боевые традиции своей семейной школы. В свою очередь, Куницугу позаимствовал кое-что у мастеров БИ клана Айдзу, добавив в искусство семьи Такэда O-Shiki-Uchi (O-dome) от Айдзу.

 

Эпоха Токугава 1603-1868

 

Эпоха Токугава стала временем долгожданного мира в Японии, который повлек за собой расцвет различных искусств, но не БИ, которые поначалу, сразу же после завершения периода Сенгоку (период гражданских войн), оказались на грани вымирания вследствие снижения их востребованности. Однако, через некоторое время, оставшиеся школы БИ, большей частью расположенные вдали от городских центров, постепенно оживали и активизировали свою деятельность. Т.е., в основном, это были разрозненные школы, расположенные в сельских районах, с которых и началось реформирование и возрождение БИ с новой главенствующей философской концепцией – «Мир, а не война».

 

В этот же мирный период получило особую востребованность искусство Ниндзюцу. Даже главная семья, на тот момент времени, в Японии – Токугава, и та прибегала к различного рода услугам мастеров ниндзюцу из Ига и Кога. Расцвет Ниндзюцу также привел к тому, что синоби стали объединяться в тайные общества, как, например, организация Hakuryugumi («Белый дракон»), которая состояла на тайной службе у сегуна Токугава, предоставляя ему услуги по сбору различной информации, обеспечению его личной защиты, его семьи и пр.

 

Iga-no-Кami Wada, стал основателем школы - Wada Ha Koga Ryu Ninjutsu, став, т.о., ее первым соке (Shodai). Вада также был членом тайного общества «Белый дракон» (Hakuryugumi), которое оказывало услуги сёгуну. Говорят, что уровень его мастерства был превосходен, а услуги, которые он оказывал лично сёгуну, позволили ему обеспечить средствами не только свою семью, но и ее потомков.

 

Т.о., школы Ниндзюцу процветали на фоне того, что многие школы других направлений, получившие свой расцвет в период Сенгоку (войн), в период правления Токугава (мира) пришли к полному упадку.

 

Soemon Takeda, 1758-1853, находившийся на службе в клане Айдзу, преподавал свой семейный стиль Такэда (на основе концепции Aiki Inyo Ho) для различных учеников. Для обучения этой концепции он создал новую методику обучения - Aiki Inyo Odori или просто - Aiki Odori («Танец Айки»). Эта методика обучения с помощью боевого танца практически утрачена в наши дни, фактически ею владеют лишь несколько мастеров семейного стиля Такэда, которые используют ее при обучении своих учеников.

 

Эпоха Мэйдзи 1868-1912

 

Tanomo Saigo, 1830-1905, из клана Айдзу, стал одним из самых почитаемых учеников в линии Такэда, поскольку он обогатил семейное БИ Такэда новым подразделом, известным, как O Shiki Uchi, базирующем на все том же принципе Айки, но не объявляя при этом о создании своей собственной школы. Самыми известными учениками Taномо стали Shiro Saigo и Sokaku Takeda. Однако, Сокаку основал свою собственную школу, назвав ее Дайто-рю, а Сиро принимал активное участие в создании Дзюдо и становлении Кодокан.

 

Jigoro Kano, 1860-1938, является основателем нового направления в БИ - Дзюдо, во главе с додзе под названием «Кодокан». Основой для создания Дзюдо послужили ему знания и навыки, полученные в Tenshin Shinyo Ryu и Kito Ryu. Кроме того, он исследовал множество других школ Дзю-дзюцу, и даже объявил свой Кодокан некоей «зонтичной организацией» для сохранения традиций старинных школ Кобудо (т.е. Корю). Соответственно, эту организацию он назвал - Kodokan Kobudo Kenkyu Kai. По мнению некоторых современных специалистов, с момента «оспортивливания» Дзюдо, от него практически ничего не осталось - оно утратило значительный объем технических разделов, которые первоначально преподавались в Кодокан. Изначально в Кодокан Дзюдо имелось гораздо больше разделов, таких же, как в школах Дзю-дзюцу Кобудо, поскольку оно представляло тогда собою Сого-будзюцу, т.е. оно было комплексным стилем БИ.

 

С самого момента кончины Кано, его Сого-будзюцу Дзюдо стало фактически превращаться в один из видов спортивных единоборств, ставшем, в конце концов, олимпийским видом спорта, представляя теперь собою крошечную часть того, что первоначально преподавалось в Кодокан.

 

Shiro Saigo, 1868-1922, обогатил Дзюдо Кодокан разделом O Shiki Uchi из семейного стиля Такэда (с принципом Айки). В результате этого, многие из первых мастеров Кодокан изучали концепцию Айки на практике O Shiki Uchi. Среди них был и Kyuzo Mifune, который, в свою очередь, преподавал своим ученикам принцип Айки. Некоторые из них прозвали навыки Мифунэ в Айки, как «Ками вадза» («Божественная техника»; хотя, слово «техника» может вводить в заблуждение, оно не соответствует смыслу концепции Айки).

 

Эпоха Тайсё 1912-1926

 

Sokaku Takeda, 1859-1943, по мнению одной части людей является основателем нового стиля – «Дайто-рю Aйки дзю-дзюцу», по мнению другой - наследником древней системы. В любом случае, он стал объединителем двух отдельных ветвей семейного стиля Такэда, происходящих от семейного искусства Минамото. Первая ветвь семейного стиля Такэда – это Gotenjutsu, ее Такэда изучал у отца, Sokichi Takeda, а вторую ветвь семейного стиля Такэда – O Shiki Uchi - он изучал у Таномо Сайго. Он объединил эти две ветви в одну систему, назвав ее «дворец Ёсимицу» (Дайто), подчеркивая тем самым, что эта система связана с древним БИ семьи Минамото.

 

Примерно в те же времена, на Окинаве, продолжило свое существование БИ семьи Минамото, изучавшееся и передававшееся поколениями членов рюкюской королевской семьи. На Окинаве оно было известно под именем – «Буси-тэ» (оно же Готэн-тэ, Суи-ди (т.е. Сюри-тэ), Удун-ди и пр.), или «Рука самурая». Как известно, некоторые семьи давали собственные имена для своих семейных БИ. Одной из ветвей рюкюской королевской семьи была семья Motobu, которая сохраняла Ryukyu Oke Hiden Bujutsu – «Секреты Будзюцу рюкюской королевской семьи».

 

Сhoyu Motobu, 1857-1928, в целях сохранения старинного БИ рюкюской королевской семьи, учредил общество «Okinawan Karate Kenkyu Kai», членами которого стали многие окинавские мастера того времени. Большинство из этих мастеров внедрили некоторые методы Буси-тэ в свои системы, которые они затем продолжили совершенстовать уже под влиянием японских Будзюцу. После смерти Тёю Мотoбу прeемником Буси-тэ стал Сэйкити Уэхара.

 

Seikichi Uehara, 1904-2004, изучал семейное БИ Мотобу Готэн-тэ непосредственно у Тёю Мотобу. Он учредил после смерти своего учителя - для широкой общественности - школу «Мотобу-рю Будзюцу», назвав ее в честь семьи, в которой он изучал это искусство. Уэхара ставил целью сохранение и распространение этого древнего рюкюского искусства, методы которого сохранили первоначальные концепции, унаследованные им возможно от семейного стиля Минамото, а также от различных китайских БИ. Уэхара говорил, что концепции Готэн-тэ во многом аналогичны концепциям (цинна) таких внутренних китайских направлений, как Тайцзи-цюань, Синъ-и-цюань и Багуа, однако, по мнению некоторых экспертов, полнота концепции Айки, а также сходство методов (например, Одори) ее преподавания, говорят о том, что Готэн-тэ (Буси-тэ) скорее всего связано с Будзюцу Минамото (т.е. с прото-Дайто-рю).

 

James Masayoshi Mitose, 1916-1981, по мнению одних историков считается основателем Kosho Ryu Kempo, по мнению других – наследником своего древнего семейного БИ. Достоверно известно, что он изучал Будзюцу в Японии, в период примерно с 1921 по 1936 гг., после чего вернулся на Гавайи, откуда он происходил родом. Все, что связано с Митосэ во многом остается неясым, но из его собственных публикаций, статей и книг, становится понятным, что он изучал такие направления БИ, как Кэмпо, Каратэ, Дзю-дзюцу, Ниндзюцу, Сого-будзюцу, а также имел базовые знания в Дзюдо и Кендо.

 

Указывая, на основе чего Митосэ учредил свою школу Косё-рю, он перечислял такие направления, как Сёрей-рю и Кога-рю. Митосэ рассказывал Robert Trias, что он учился у Тёки Мотобу (не путать с его братом Тёю Мотобу, который был мастером другого искусства - Готэн-тэ), а также говорил Nimr Hassan, что он изучал Кога-рю Ниндзюцу. Также он часто упоминал, что его семья владела собственным стилем БИ, который назывался Косё-рю Кэмпо.

 

Но независимо от стилей и школ, которые Митосэ изучал, он стал первым мастером, который начал преподавать систему, подобную Кэмпо, в США и многие его ученики впоследствии учредили свои школы на основе Кэмпо Митосэ.

 

Эпоха Сёва 1926-1989

 

Morihei Ueshiba, 1899-1969, является основателем Айкидо Айкикай, самой первой организации Айкидо. Он изучал Дайто-рю у Сокаку Такэда, а также многие другие виды БИ. Официальной датой объявления Уэсибой нового направления в БИ – Айкидо - стал 1942 г. Хотя, до этого времени уже существовали и другие направления БИ, которые именовали себя «Айкидо», но Уэсиба стал первым, кто добился его официального признания. Стиль Уэсиба оказал влияние на многие стили современных БИ.

 

Seiko Fujita, 1899-1966, был очередным соке Wada Ha Koga Ryu Ninjutsu и Namban Satto Ryu Kempo. Т.е. он был преемником системы Ниндзюцу своего деда, Shintazaemon Fujita, а также системы Кэмпо Ippusai Hashimoto. Он также является учредителем общества Dai Nippon Kobudo Kenkyu Sho, которое ставило целью сохранение старинных направлений БИ.

 

У Фудзита также учились многие из ведущих окинавских мастеров своего времени, которые, в свою очередь, преподавали методы окинавского Каратэ и Kобудо членам Kenkyu Sho. Среди мастеров Каратэ, которые учились у Фудзита были Тёки Мотобу, Кэнва Мабуни и Тайра Синкэн. С другой стороны, некоторые ученики Фудзита учились у мастеров окинавских БИ.

 

Tokimune Takeda, 1916-1993, сын Сокаку Такэда, сменил наименование искусства своего отца на «Айки Будо», став, т.о., соке Дайто-рю Айки Будо, в котором он преподавал три уровня мастерства: (1) Дзю-дзюцу, (2) Айки дзю-дзюцу и (3) Айки-но-дзюцу. Эта школа и несколько других подобных школ, которые учредили иные непосредственные ученики Сокаку Такэда, позиционируют себя, как наследники Айки Будзюцу семьи Минамото, которое дошло до наших дней посредством семейного искусства Такэда, и Сокаку Такэда в частности.

 

Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Асагао-но-Хана: один из древних кудэнов Дайто-рю
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Трейлер к фильму «Айкидо и Каратэ»
Фильм "Айкидо и Каратэ" (с англ. субтитрами)
Каратэ и Айкидо
Мастер Хига: «Танцующий старый человек»






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
2930     

Поиск по блогу