Перейти к содержимому






Фотография

О проблемах изучения каратэ (и др. БИ) по книгам

Написано clover , 21 Январь 2017 · 1 658 Просмотров

Изображение

 

The Problem With Kata Portrayed In Karate and Other Martial Arts Books
Кристофер Кeйл

 

(перевод clover)

 

Я очень люблю читать книги о каратэ и других БИ. В них много всяких интересных сведений об истории БИ и жизни мастеров прошлого. Такая информация позволяет лучше узнать об истоках наших традиций.

 

Но книги могут включать в себя не только исторические сведения, но и описание техник с фотографиями или иллюстрациями. И вот они-то способствуют возникновению множества проблем в каратэ.

 

Например, в книгах о каратэ (или кунг-фу) содержатся описания ката с иллюстрациями, на которых по порядку изображаются конечные позы – перемещения, удары, блоки и пр. И тут возникает очевидная проблема, которая заключается в том, что фотографии, пусть даже с очень подробными комментариями, не могут передавать скорость исполнения ката, а также темпа и ритма телодвижений. Т.е., фото в книгах, которые нередко бывают еще и очень мелкого формата, демонстрируют исключительно изображения техник и ничего из того, что связано с эффективным их применением.

 

Изображение

 

Результаты массового изучения каратэ «по картинкам» проявились уже много лет назад. Я в этом удостоверился лично, когда ездил в Японию, где некоторое время обучался у мастера Maс Ояма (Кёкусинкай). Тогда его организация только еще набирала свою популярность (1961), поэтому в Японии были только два додзё, хотя, в США к тому времени уже появилось множество клубов, разбросанных по всей стране. Перед моим отъездом домой обратно в США, мастер Ояма предложил мне стать его представителем в США, а также дал задание проинспектировать клубы в США и доложить ему об их статусе и качестве преподавания. Я выполнил это задание, и был рад убедиться в том, что все клубы (додзё) и преподаватели в них (в основном, перешедшие из других стилей) проводили качественное обучение, за исключением одного. В этом клубе мне продемонстрировали весьма странную версию Кёкусинкай. Техники были похожи, но телодвижения в ката были такими корявыми, что некоторые из них я с трудом мог узнать. За вечерним ужином я полюбопытствовал у главного инструктора как он изучал эти ката, и он ответил: «По книгам Оямы и некоторым другим».

 

Еще одной проблемой картинок ката из книг является то, что большая часть промежуточных телодвижений в техниках отсутствует, демонстрация обычно ограничивается только начальной и конечной позами. Это приводит к тому, что теряются углы, отдельные промежуточные телодвижения (иногда очень тонкие), положения конечностей и пр. Это все равно, что пытаться преподавать теннис по фотографиям в учебнике, на которых в момент отбива мяча сначала показана поза одного игрока, а затем другого. Как забегали под отбив мяча игроки и какие они при этом делали подготовительные телодвижения – все это останется для читателя не известным. В ката именно промежуточные действия и телодвижения зачастую являются ключами для бункай.

 

Изучение каратэ по картинкам приводит к различного рода заблуждениям не только у огромного количества его практиков, но даже у многих историков, исследующих его развитие. Из картинок нельзя понять, что каратэ отличалось от мастера к мастеру определенной стратегией и тактикой действий, соответственно этому принципами телодвижений в техниках, перемещениях, а также в методах генерации усилий. Точно также невозможно сравнивать по картинкам методы и действия мастеров современных БИ (дзюдо, кендо и т.д.) с методами и действиями мастеров Корю (дзю-дзюцу, кен-дзюцу и т.д.). Аналогичным образом имеются проблемы сравнения по картинкам различных китайских БИ. Это один из самых недооцененных аспектов БИ на сегодня - как в различных стилях каратэ и пр. БИ выполняются перемещения, телодвижения и генерация усилий.

 

Например, генерация усилий, которая основывается на вращении бёдер и напряжении мышц - метод, который сейчас так повсеместно распространен, на самом деле применяется не во всех стилях каратэ (особенно на Окинаве). По этой причине большинство практиков (японских) стилей каратэ думают, что это единственно возможный способ генерации усилий и все остальные стили каратэ имеют точно такой же. Но это глубочайшее заблуждение. Некоторые стили, сохраняющие методы старого окинавского каратэ, также, как и многие китайские стили используют другой метод (с некоторыми отличиями в методике преподавания) генерации усилий, например, в том, как используются бедра (Коси) – ими не «крутят», вместо этого применяется такое (малозаметное) движение, как «качок» тазом (一寸力 Chinkuchi – его принцип преувеличенно показан здесь), генерирующий сжатую «волну» (арку) энергии в теле, которая через широчайшие мышцы спины передается к плечам и «испускается» наружу через руки, мышцы которых не напряжены, но и не дряблы (т.е. состояние тела - Мутими), а все тело имеет устойчивый упор на скелетную «линию», выстраиваемую так, чтобы возникала крепкая опора для рук, воздействующих на тело противника.

 

Ярким примером методики изучения такой манеры генерации усилий является практика ката Сантин, в котором при генерации усилий практически не используется вращение бёдрами.

 

В общем говоря, сейчас в японском Сёрин-рю, в Сётокане, Сито-рю и пр. стилях манера генерации усилий отличается от той манеры генерации усилий, которая существовала в старину в окинавском Сёрин-рю (редкие стили и школы продолжают сохранять этот старый способ), т.е. большинство основателей современных линий и школ уже перешли на преподавание упрощенного метода генерации усилий (вращения бёдрами), поскольку он намного более прост, а стало быть быстр для его изучения.

 

В старину на Окинаве многие мастера владели навыком генерации усилий не только за счет вращения бёдер, но и более совершенным – «Тинкути». Когда окинавские мастера начали преподавать каратэ в Японии, то они преподавали его там «поверхностно», редким ученикам открывая «секреты» его высшего мастерства. Кроме того, в те времена БИ преподавались еще по старинке – «смотри и повторяй», без всяких объяснений и комментариев со стороны учителя. В результате к сегодяшнему дню многие поколения учеников каратэ в Японии донесли до своих практиков-потомков лишь «фрагментарный» либо начальный уровень каратэ (без Тинкути), что в наше время уже осознается многими людьми, и что вызвало, в свою очередь, такой интерес к «паломничеству» на Окинаву, чтобы открыть там для себя глубинную суть мастерства в каратэ. Различия в генерации усилий есть и в китайских БИ, причем ТКБИ зачастую имеют и сохраняют очень подробную и эффективную методику (по сравнению с каратэ) их преподавания. Так, например, в «Белой брови» (Хакка Бак Мэй), преподается метод генерации усилий, подобный принятому в Богомоле (и в ката Хакуцуру (Белый журавль, который, к примеру, оказал большое влияние на мастеров Сёрин-рю (Сокон Мацумура и его ученика Хохан СокэнТёю Мотобу)),а также мастеров Годзю-рю.

 

Сходным образом обстоят дела с генерацией усилий по типу Тинкути (у яп. свои термины – Хаккей\Ки-рёку и пр.) в Корю. Во многих современных аналогах школ Корю метод Ки-рёку уже не преподается (например, об этой же проблеме говорит мастер Дайто-рю Айки дзю-дзюцу Сёгэн Окабаяси). В школах Корю, например, кен-дзюцу, Дайто-рю Айки дзю-дзюцу и пр., генерация усилий совершалась по методу Ки-рёку (поскольку бёдрами в доспехах особо не покрутишь), что сильно отличается от современного метода генерации усилий, которые сейчас повсеместно преподается в кендо или айкидо (которое многое «скопировало» из Дайто-рю). И это огромная проблема, ведь Тинкути (Хаккей\Ки-рёку) нужно относительно долго учиться – соответствующей работе тела, перемещениям, поворотам и т.д., которые многим непосвященным в это дело людям кажутся весьма «странным» и неестественным способом генерации «физической силы».

 

Опять-таки, возвращаясь к иллюстрациям в книгах – никакие фотографии не могут передать того способа генерации усилий, по которым выполняется эта техника. Т.е. по книгам и прочей литературе с картинками (и по кино) обучаться невозможно – это будут навыки, не адекватные тому, что преподавали мастера предыдущих поколений. Книги являются крайне несовершенным средством для изучения каратэ.

 

Изображение

 

Сложность изучения Тинкути было одной из причин, по которой ученики каратэ практиковали одно ката по нескольку лет. Например, Гитин Фунакоси рассказывал, что он изучал ката Найханти (Tекки) несколько лет у своего первого учителя Анко Адзато, который был учеником легендарного мастера Буси-тэ Сокон Мацумура). Бункай также является неотъемлемой частью практики ката (хотя, Фунакоси в своих мемуарах о нем не упоминал), но все же кроме разучивания основных телодвижений в техниках наиболее ключевыми моментами является практика различных методов, обеспечивающих эффективность этих техник, в т.ч. и генерация усилий по типу Тинкути. Взять к примеру, практику ката Найханти - в нем стойка киба-дачи полностью ограничивает возможность кручения бёдрами при выполнении действий. Тёки Moтобу считал это ката «матерью всех ката», подчеркивая тем самым идею о том, что данное ката содержит все ключевые элементы для освоения каратэ высшего уровня. Именно поэтому ката Найханти, которое является базовым во многих линиях Сёрин, яляется эквивалентом ката Сантин, которое аналогично является базовым для стилей Годзю-рю и Уэти-рю, ведущих свою историю от Сёрей.

 

Нередки так же и такие случаи, когда люди сначала изучают каратэ по книгам, пытаясь имитировать движения техник по картинкам, а затем на основе полученного «опыта» пишут свои книги и статьи, в которых излагают свою интерпретацию каратэ с приведением исторических фотографий мастеров, как ссылок для подтверждения «правильности» своих доводов. Но без «живой» передачи они просто представляют из себя «позёров», соответствующих начальным и конечным позам, приведенным на иллюстрациях в книгах, не имея «за душой» никаких представлений о методах эффективности для выполнения техник.

 

Мой хороший приятель является высокодановым мастером одного из направлений окинавского Сёрин-рю, которое за последние 30 лет стало весьма популярным. И он рассказывал мне, что мастер-основатель этого окинавского направления Сёрин-рю издал книгу, которая была посвящена техникам боя обоюдоострым мечом. Книга должна была стать пособием для учи-деси из хомбу-додзё этого направления Сёрин-рю, но она стала популярной и в других додзё. В результате появилось множество учеников, которые просто подражали позам на фотографиях из этой книги, без всякой «задней мысли» о внутренней динамики телодвижений, а также промежуточных действий. Когда представители этих додзё стали приезжать в хомбу-додзё, чтобы продемонстрировать свое мастерство, они начали показывать «роботизированные» ката в соответствии с последовательностью и позами, показанными на картинках в этой книге.

 

Эта проблема возникла давно, в 1920-30 гг., с момента публикации первых книг о каратэ в Японии Гитином Фунакоси, Кэнва Мабуни и Тёки Moтобу. В книгах, в основном, подробно излагались философские и этические аспекты каратэ, а также сведения об его истории (т.е. на первых порах главной целью было признание авторитета каратэ у японцев). Что касается технической части, то, например, у Фунакоси (в книге 1922 г. и ее ретапринте в 1925 г.) она была представлена в основном в виде 15 ката, которые иллюстрировались фотографиями самого Фунакоси, на которых отображались только конечные позы. Кэнва Мабуни в своих книгах 1934 и 1935 гг. описал вообще только пару ката (но с бункаями). Тёки Moтобу в своих книгах рассказыает об искусстве ударов и о практике единственного ката Найханти (Teкки).

 

В 1934 г. Мабуни опубликовал книгу под названием "Kobo Jizai Goshinjutsu Karate Kenpo", в которой он описал два ката: Сантин и Годзюсихо. Ката были иллюстрированы серией рисунков (которые сами по себе являются несовершенными) и сопровождались скудной информацией о том, как они должны выполняться. И это является удивительным, если учесть, что ката Сантин является базовым. Для непосвященных людей от такого описания ката будет мало пользы. В лучшем случае она может послужить в виде справочника для запоминания последовательности действий в ката, но не в том, каким образом должна выполняться сама техника.

 

Первые книги о каратэ в Японии по сути преследовали цели рекламирования этого окинавского вида БИ среди японцев. Они лишь давали представление об этом новом окинавском БИ, чтобы достичь его признания в материковой части Японии. В старину на Окинаве у мастеров каратэ были «штучные» ученики. Но по мере увеличения уровня подготовки Японии к ведению империалистической войны, в окинавском обществе возникли идеи массового преподавания каратэ для физического и «патриотического» воспитания допризывной молодежи (судя по старым фото (1) (2) практиковались только мальчики и юноши). Т.о. в начале 20 в. практика каратэ была включена в Окинавскую школьную систему (в Японии тем же целям служили кендо и дзюдо).

 

Т.е. в начале 20 в. традиция преподавания каратэ была измена с индивидуальной на массовую. С изменением формата преподавания изменилась и методика преподавания ката, она стала крайне упрощенной. В старину одно ката изучалось несколько лет под непосредственным руководством учителя, которые отслеживал этапы освоения учеником элементов сложной механики тела, перемещений и пр. При этом акцент в обучении ставился на личную работу ученика, как в плане освоения физических навыков, так и психологических - Дзансин (и далеко не всем удавалось достичь высот мастерства, поскольку это зависело, как от личного таланта, так и от усердия). Комментарии со стороны учителя при этом сводились к минимумому, а порой и вообще отсутствовали. При массовом обучении такая методика преподавания уже была невозможной, личного контакта не было, практика стала в основном сводиться к муштре ката, в которых ученики должны были последовательно «изображать» техники. Обучение каратэ в «солдатском стиле» было естественным для целей предвоенной подготовки молодежи, важно было не достижение мастерства в каратэ, а обретение ими кое-каких умений и военизированного духа. При этом, в массовом обучении каратэ того периода словесные комментарии также сводились к минимуму, что при отсутствии индивидуального внимания со стороны учителя, окончательно профанировало каратэ. В результате, учащиеся окинавских школ изучали каратэ, как физкультуру, причем в течение несколько лет в лучшем случае. Большинство молодежи не имело возможности обучаться каратэ долго, и лишь немногие имели доступ к частному обучению. При отсутствии личного наставничества со стороны учителей, а также из-за очень коротких сроков обучения подавляющему количеству учеников было практически невозможно понять и освоить всю глубину мастерства в каратэ (в т.ч. и Тинкути, которое крайне сложно понять детям, и на которое требуются годы практики). На деле освоение Тинкути требует личного показа учителем, при этом его очень сложно увидеть глазами, а освоение достигается путем долгой личной практики до того момента, пока на ученика ни снизойдет озарение (понимание «механики» этого действа).

 

Мой учитель, Рой Суэнака, имел счастливую возможность учиться у мастера Сокэн Хохана. Этот великий мастер окинавского каратэ обучался у своего дяди Буси Мацумура, которого многие почитают сегодня, как одного из основателей окинавского Сёрин-рю (и который, как считается привнес практику ката Хакуцуру (Хакусё\Белый журавль) в Сёрин). Мастер Суэнака умеет расправляться с соперниками с поразительной скоростью. Он потратил немало лет на практику каратэ, в частности на изучение старого (ортодоксального) направления Сёрин-рю, в т.ч. и на ката Хакуцуру. Мастер Суэнака владеет Тинкути, которому его обучил мастер Сокэн, который в свою очередь освоил Тинкути на практике ката Хакуцуру (и возможно практике с мастерами Томари-тэ). Метод Тинкути является хорошей иллюстрацией того, что мастер Ричард Ким любит повторять: «Секрет каратэ заключается в возможности понять то, чего вы не можете увидеть».

 

Даже в моем Сэйдо каратэ, когда его основатель Tadashi Nakamura (Kaicho) демонстрирует свои навыки (он был учи-деси у Maс Оямы, который также был одним из моих первых учителей), то многое из того, что он делает в отношении динамики тела является неочевидным. Такой уровень мастерства достижим только в результате долгосрочной практики под тщательным наблюдением учителя и невозможен к изучению по фотографиям из книг. Однако, при этом, не смотря на то, что многие из его учеников имеют достаточно долгую практику под его руководством, лишь немногие из них могут адекватно повторить его мощные движения.

 

Таким образом, можно сказать, что иллюстрации к ката в книгах следует считать в лучшем случае, как «робот-презентации», поскольку они изображают только (начало и) конец движений в техниках, не более. В этом отношении лучше использовать видео, на которых рассказываются подробности исполнения техник, особенно с показами в замедленном темпе, но даже на видео внутреннюю динамику генерации усилий увидеть невозможно (это можно понять только «на себе», через личную практику), а иногда о внутренних методах намеренно умалчивается перед камерой.

 

Преподавание техник, движений тела и динамики усилий является сложным процессом. Если вы являетесь учеником серьезного БИ, и у вас есть личный учитель, который может на самом деле вас обучить внутренней работе тела с помощью личных демонстраций, то вам нужно внимательно наблюдать и вникать, что он делает, а также помнить о том, что никакие книги внутренним методам не научат, а без них сами по себе техники неэффективны.

 

Изображение

 

О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Как выбрать Каратэги

93 признака того, что Ваше Dojo по сути является «McDojo»



  • yamidako это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
2930     

Поиск по блогу