Перейти к содержимому






Фотография

О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу

Написано clover , 25 Январь 2017 · 3 929 Просмотров

Изображение

 

What is Saigo-Ha Takeda-Ryu Aiki Budo "Aiki"

 

(сокращенный перевод clover)

 

Применение метода Айки, при выполнении техник, является целью обучения во многих БИ, но любопытно было узнать, что вкладывал в понятие «Айки» Соэмон Такэда (дед Сокаку Такеда), хотя бы потому, что этот мастер был первым кто стал использовать термин «Айки» применительно к БИ (Айки - Инь и Ян).

 

Долгое время принцип Айки передавался в качестве главного секрета, что породило о нем довольно загадочные представления несведующих в этом деле людей. Говоря кратко, Айки - это «объединение энергии с движением». Существует легенда, что концепцию Айки разработал Есимицу Минамото после того, как его посетила идея на основе наблюдений ловли мух пауками с помощью сети.

 

В Сайго-ха Такэда-Рю (Дайто-рю) принцип Айки не представляет собою ничего загадочного (он просто долгое время передавался в секрете, он вполне практичен - не является чем-то мифическим). Я постараюсь описать его более «современным языком», чтобы вы смогли его лучше понять, хотя, чтобы его полностью уяснить до конца нужно обязательно делать это на практике под руководством квалифицированного наставника, причем достаточно длительное время.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙКИ И КОМПОНЕНТЫ АЙКИ

 

Г-н Sumitomo Arima рассказывал в своей книге (Арима, 4 дан, ученик Кано), как Shiro Saigo (* подробнее об этом мастере – здесь) демонстрировал свое мастерство в додзё дзюдо Кодокан Дзигоро Кано: «Его навыки были потрясающими - как только противник пытался протянуть к нему руку, то тут же терял равновесие, и из-за полностью утраченной им устойчивости он оказывался брошенным с невероятной легкостью. В такое трудно было поверить даже гляда на это всё лично.»

 

Метод Айки идеален для отражения атак множества противников

 

Мгновенность действий по методу Айки в Дайто-рю (* на основе, г.о., линейных Входов) позволяет наилучшим образом отразить атаку множества противников. Но я не буду здесь описывать стратегии отражения массовых атак, а остановлюсь лишь на рассмотрении «дуэльного» варианта.

 

Необходимо понимать, что принцип Айки не имеет ничего общего с магией, паранормальностью или мистикой. Все гораздо прозаичней, принцип Айки основан якобы на «ловле мух пауком», как результат натуралогических наблюдений воина 15 в., который впоследствии совершенствовался и был развит многими поколениями его преемников, т.е. на протяжении более 500 лет, вплоть до того времени, когда Соэмон Текэда не стал называть «ловлю мух», как - «Айки», дав ему, т.о., приемлемое имя.

 

Главные компоненты , способствующие реализации метода Айки

 

Всего их шесть:

 

1. Mэцукэ – принцип взирания.
2. Кокю – принцип дыхания.
3. Ма-ай – рассчет расстояния.
4. Кудзуси – выведение из равновесия.
5. Дзансин – состояние ума.
6. Айки – определенная работа тела (* Tenchi – «Крест Айки»).

 

1. Mэцукэ

 

Мэцукэ – это особый способ взирания на пространсто и противника, смысл которого сводится к тому, что ваш взгляд ни на доли мгновения не «привязывается» ни к одной части тела противника либо иного объекта в пространстве. Такой способ взирания позволяет заметить малейшее телодвижение или изменение положения тела противника, включая ритм его дыхания. Кроме того, взглядом можно разрушать уверенность в себе у соперника.

 

• Говорят, что большинство великих матеров боя обладали таким взглядом, от которого их соперники просто приходили в замешательство, они начинали чувствовать сомнения в своих боевых возможностях. Например, взгляд Shiro Saigo, Tanomo Takeda (отец) и Sokaku Takeda (сын) обладал такой «силой», что она заставляла их противников паниковать, вследствие чего они просто теряли контроль над собой.

 

• Обладание вершиной мастерства в Мэцукэ позволяет побеждать противника без физического столкновения.

 

• Кратко Мэцукэ можно охарактеризовать, как «все подмечающее и контролирующее око».

 

2. Кокю

 

Способ дыхания, называемый «Кокю», часто ошибочно путают со способом дыхания, практикуемому в Каратэ\Кунг-фу в форме Сантин, однако, по существу они совершенно разные. Способ дыхания «Кокю» - это специфическая практика, имеющая целью «обогащение организма кислородом» и приведения «беспокойного» ума в умиротворенное состояние. Она появилась в японских храмах еще примерно 1600 лет назад в качестве одного из компонентов практики медитации.

 

Полный цикл Кокю представляет примерно следующее:

 

• Первая фаза: делается медленный\спокойный вдох через нос примерно в течение 10 секунд (можно дольше, но не меньше). Неторопливое заполнение легких воздухом позволяет им более тщательно «впитать» кислород. При этом надо учитывать, что, например, если вы будете делать вдох за счет расширения преимущественно верхней частьи грудной клетки, то это может повлечь за собой ненужный подъем плеч; если вы сделаете вдох очевидно, то вашему противнику будет легче рассчитать момент атаки на вас, а если вы сделаете вдох шумно, то он может счесть это признаком вашей неуверенности в себе, и вы, т.о., «поощрите» его напасть на вас.

 

• Вторая фаза: после вдоха, воздух в легких удерживается не менее 10 секунд. Эту фазу дыхания японцы иногда образно называют «Shisei Mosoku» (букв. - «Полная остановка Сердца». * При этом следует учитывать, что у японцев образ «Сердце» подразумевает «Ум», т.е. это «полная остановка мыслительной деятельности»). Задержка воздуха в легких позволяет еще больше напитать кислородом кровеносную систему.

 

• Третья фаза: также в течение примерно не менее 10 секунд медленно\спокойно делается выдох (обязательно через нос для лучшего контроля). Постепенный выдох более тщательно удаляет углекислий газ, образовавшийся в легких, а также «подготавливает» их к «усвоению» еще большего объема кислорода на последующем вдохе.

 

• Четвертая фаза: после выдоха (перед тем, как сделать следующий вдох) выдерживается «бесдыханная» пауза в течение не менее 10 секунд. Эта пауза позволяет крови как можно дальше «разнести» кислород по организму – к самым «удаленным» частям тела. Кроме того, такая пауза «заставляет» кровь более «жадно» поглощать кислород на последующем вдохе.

 

До того, как вступить в физическую конфронтацию с противником, полный цикл Кокю должен быть по возможности проделан, как минимум 2 раза!

 

Атаковать противника предпочтительнее, когда он находится на фазе вдоха. Атака противника на его вдохе позволяет застать его в «расплох», когда он еще не готов выполнить свои действия. Это «ломает» его планы и рассчеты, вызывает «взрыв» судорожных мыслей в голове (Суки), в результате чего, его способность действовать спонтанно разрушается и он становится полностью уязвимым для вашей техники.

 

• Для того, чтобы «подловить» противника на фазе вдоха необходимо «подстроить» свои фазы дыхания под дыхание противника (войти в определенный Ритм): когда он делает вдох, вы должны делать выдох, а когда он выдыхает, вы вдыхаете.

 

• Т.е. всегда следует учитывать, что физические действия в бою, как правило, предваряются глубоким вдохом, и все техники выполняются на выдохе.

 

3. Ма-ай

 

Ма-ай - это «граница» вашего личного безопасного пространства, которую пытается «пересечь» противник, чтобы убить вас. В Сайго-хa Такэда-рю (Дайто-рю) Ма-ай рассчитывается с учетом того, что противник вооружен длинным оружием. Соответственно, стратегия ведения боя подразумевает изучение методов и техник противодействия безоружного человека вооруженному.

 

• При рассчете Ма-ай во внимание принимается в т.ч. и длина конечностей тела противника.

 

• Упрощенно говоря – противник, оставаясь на месте, не должен дотягиваться до вас рукою или оружием на длину примерно 8 дюймов (20,32 см). Восемь дюймов дают вполне достаточный «задел» времени (Тайминг), чтобы пресечь атаку противника.

 

• Конечно, все это весьма упрощенное описание Ма-ай. Нужно еще знать принципы, которые связаны с различными перемещениями и углами атак, чтобы успешно на них реагировать.

 

4. Кудзуси

 

Кудзуси - это нарушение\разрушение равновесия противника, что позволяет эффективно применять к нему техники, расходуя при этом минимум своей энергии. Метод Кудзуси также активно используется в Дзюдо, однако, в Кудзуси Дзюдо нет одного компонента, который делал бы этот метод еще более эффективным. (Этот компонент есть у нас, и он называется АЙКИ)

 

• Применяя Кудзуси нужно учитывать, что противника следует вывести из равновесия в момент первого же контакта с его телом (* одна из «доктрин» в Дайто-рю). Причем выводить его из равновесия нужно таким образом, чтобы получить временной «зазор», достаточный, чтобы довершить на нем выполнение техники. Или говоря иными словами, выполнить Кудзуси следует так, чтобы противник не успел восстановить равновесие до того, как вы примените к нему технику. На высшем уровне владения Кудзуси противник может настолько утрачивать равновесие, что он может падать еще до фактического применения к нему техники.

 

• Существует 8 восемь направлений, в которых можно выполнить Кудзуси (* подробнее об этом (с терминами) – здесь).

 

• Разрушающий эффект, произведенный Кудзуси на противника, может длиться лишь доли секунды, и эти мгновения нельзя упустить для применения соответствующей техники. Т.е., если вы после применения Кудзуси «запнетесь» хоть на миллисекунду, то выполнение техники может оказаться невозможным.

 

• Базовым элементом Кудзуси является метод «Триангуляции» .

 

5. Дзансин

 

Дзансин - это интеллектуальный компонент в Айки. Это навык приведения Ума в особое состояние, которое позволяет спонтанно реагировать на действия противника. На высшем уровне владения Дзансин человек способен даже «предвосхищать» действия противника (* сенсен-но-сен).

 

6. Айки

 

Методика обучения Айки в Сайго-хa Такэда-рю (Дайто-рю) предполагает его трехэтапное изучение (Су-Ха-Ри): Сёдэн, Тюдэн и Окудэн (или Хиоги – «складной веер»: высший, благородный). NB! В других линиях Дайто-рю метод Айки может изучаться иным образом.

 

В основном суть Айки сводится к Таймингу (* его нередко образно называют «Шестое чувство»): «схватывание» абсолютного момента времени и пространства, который возникает в первое же мгновение контакта с соперником.

 

• На уровне Сёдэн («искусственный» Тайминг) у практика закладывается понимание Тайминга в Айки, а также овладение его начальным уровнем. Начальный уровень владения Айки – это умение «подвести» противника под возможность применения к нему Айки (* т.е. самим инициировать момент времени и пространства) с помощью соответствующих продуманных действий (стратегии, «хэйхо»). Например, применить ложный Атэми, чтобы отвлечь противника и сделать Кудзуси. В общем, практика в Айки на уровне Сёдэн, в основном, сводится к заучиванию техник до состояния «робота», благодаря бесконечным повторам.

 

• На уровне Тюдэн («искусственный» + спонтанный Тайминг) предполагается дальнейшее развитие навыков в Айки на основе применения Кудзуси в восьми направлениях. На этом уровне происходит переход от «искусственно» создаваемых ситуаций с противником для применения на нем Айки к спонтанному применению Айки, т.е. без всякого «подведения» противника под Айки, или говоря иными словами - ваш противник становится «инициатором» ситуации (т.е. обратное тому, что было в Сёдэн), в которой вы применяете к нему Айки. Тем не менее, на этом уровне «искусственно» создаваемые ситуации для применения на противнике Айки все еще продолжают отрабатываться, но уже не в том объеме, как это было в Сёдэн.

 

• Уровень Окудэн\Оги (спонтанный Тайминг) является заключительным (высшим) этапом изучения метода Айки, который предплагает обретение человеком навыков, являющихся вершиной мастерства в школе. На данном этапе ученик практикуется исключительно только в спонтанных реакциях на атаку с применением Айки, здесь уже напрочь отсутствуют любые действия, которые искусственно «подводят» противника под применение на нем Айки (например, ложные Атэми). На этом же уровне «полируется» до совершенства способность парировать атаки противника с наименьшими усилиями, т.е. – с помощью «заимствования» его же силы (* т.о., чем больше сил вложит противник в свои действия, тем больше получит сам же в «обратку»).

 

Говоря об Айки, как о «схватывании» абсолютного момента времени и пространства, следует иметь ввиду, что это самый наилучший момент времени боя, поскольку в нем противник является наиболее уязвимым, и что именно этот краткий момент времени является воплощением окончательного решения вопросов, связанных с «жизнью или смертью», моралью, этикой и состраданием. (Это, обычно, окончательно осознается только на уровне Окудэн\Хиоги.)

 

Метод Айки не связан только исключительно с применением Кудзуси – только, чтобы бросить или опрокинуть. Метод Айки используется абсолютно в любой ситуации боя и для применения абсолютно любой техники (в т.ч. и Атэми-вадза, которая соответственно также должна выполняться по принципу Ки-рёку), и Гаэси-вадза)

 

Чтобы овладеть навыками в Айки требуется масса времени, и чтобы понять и разобраться, как делается Айки, и установлено поэтапное обучение – от простого к сложному.

 

Также нужно помнить, что Айки требует освоения не только особой работы тела, но и работы ума (Дзансин). Без Дзансин (или Мусин/Кокоро) Айки невозможен.

 

Изображение

 

6 основных элементов Дайто-рю
Кацуюки Кондо
(перевод на английский - Дэрек Стиил)

 

Дайто-рю построен на фундаменте из 6 основных элементов, каждый из которых достаточно объёмен по своим понятиям и в связи с этим весьма сложен для понимания, поэтому их изучение требует много времени и усердия.

 

Рэй - безупречные манеры и поведение

 

Понятие Рэй весьма объёмно, оно включает в себя такие элементы, как этикет, манеры, вежливость, приличия, уважение и почитание. Т.е. говоря кратко, Рэй – это кодекс надлежащего поведения в присутствии других людей. Рэй сложился еще в стародавние времена под влиянием необходимости урегулирования взаимоотношений людей в обществе и предотвращения возможных конфликтов между ними. В Дайто-рю сохраняются исторические формы правильного поведения не потому, что они каким-либо образом способствуют боевым навыкам, а потому, что они несут в себе отпечаток философии и духовности Бусидо, неписанного воинского кодекса, влияние которого на японское общество не угасло даже в наши дни.

 

Мэцукэ – техники взора

 

Техники взора – это определенный способ взирания на противника. В Дайто-рю - он двух вариантов: (1) «Мokushin («Взор ума» - просто смотреть, но не обдумывать, что видишь); (2) «Ganriki» («Глаза силы» - подавляющий, пугающий взгляд). Кратко говоря, первый вариант, Мокусин, используется для распознавания намерений противника (он один из компонентов Дзансин), а второй вариант, Ганрики, используется для запугивания противника с тем, чтобы поколебать его уверенность в себе и в своих навыках.

 

Ma-aй – зона безопасности

 

Ma-aй – это расстояние или зона «недосигаемости» между соперниками. Правильно рассчитанный Ma-aй часто является предопределяющим фактором исхода боя. Т.е. бой можно проиграть еще заведомо, если ошибиться с тактическими рассчетами Ма-ай. В основном, в Дайто-рю используются два варианта Ма-ай: (1) против безоружных противников; (2) против противников с мечом.

 

Кокю - боевое дыхание

 

Кокю – это определенный способ дыхания, применяемый для более эффективного выполнения техник. Кратко говоря, телодвижения в техниках будут наполнены большей энергией, если их делать на выдохе, или, в крайних случаях, на задержке выдоха. Выдох соотносят с проявлением «Ян», а Вдох с «Инь». Т.о., техники обычно выполняются во время выдоха. Причем в один выдох входят все телодвижения из техник, образующих единый прием. Соответственно, лучшим моментом для контратаки противника будет фаза, когда он собирается вдохнуть или вдыхает. Такой момент можно образно назвать, как «естественная уязвимость в обороне противника». Т.о., когда соперник находится в состоянии «Инь», это является самым лучшим моментом для того, чтобы делать контратакующие входы.

 

Кудзуси – выведение из равновесия

 

Метод Кудзуси, который означает – выведение противника из равновесия - известен уже с давних времен, он является широко распространенным элементом базовых навыков в японских БИ. Замечу, что в названии «Дайто-рю Aйки-дзюдзюцу» слово «Айки» стоит перед словом «дзю-дзюцу», и можно без преувеличения сказать, что этот порядок указывает (но не всегда), что Айки предваряет Кудзуси. В когда-то существовавшей «устной передаче» Дайто-рю, в части, в которой говорилось о внутренней работе тела, методу Кудзуси придавалось огромное значение.

 

Дзансин – «Застывший» ум

 

Иероглифы слова «Дзансин» примерно переводятся, как «Дзан» - «Остановка» и «Син» - «ум». Т.е. в самом слове уже содержится указание, что это связано с определенным психологическим состоянием, которое сводится примерно к тому, что человек «отключает» мыслительные процессы, чтобы полностью сконцентрироваться на внешем восприятии - на противнике и окружающей обстановке. Однако лично я придерживаюсь другого толкования «Дзансин», по-моему мнению он ближе к понятию «Kokoro wo nokosazu»(«Ничего кроме намерения»). Это означает – принятие окончательного решения, без всяких колебаний и сомнений. Т.е. практикуясь надо выполнять техники так, как будто от этого «действительно» в этот момент зависит ваша жизнь.

 

Изображение
Tsuchigumo

 

Шесть методов Дайто-рю

 

Абсолютно все техники Oshikiuchi/Дайто-рю, независимо от их уровня, выполняются на основе определенных методов, изучением которых не следует, как пренебрегать, так и не тешить себя надеждой, что навыки в них появятся «сами по себе». Для того, чтобы освоить эти методы в Дайто-рю существует методика поэтапного их изучения, по принципу «от простого к сложному».

 

На основе этих методов могут выполняться техники любого уровня сложности, как, например, Иппон-дори, Г`яку-удэ-дори, Курума иккадзё-даоси, так и, например, из «Окуги» (Окуги клана Такэда; всего в ДР 4 свитка с секретами: Hiden Mokuroku, Hiden Okugi, Hiogi no Koto, Kaiden no Koto) - Айки-цубуси-гасанэ, Айки-футари-дори-хидзи-гатамэ.

 

В Дайто-рю этих базовых методов всего шесть:

 

• Айки
• Кокю
• Кудзуси
• Ма-ай
• Mэцукэ
• Дзансин

 

Айки 合気

 

Согласно методики обучения в Дайто-рю, Айки изучается последовательно на трех уровнях: Сёдэн, Тюдэн и Окудэн (Хиоги).

 

На первом уровне, Сёдэн, метод Айки практикуется простейшим образом: Кудзуси выполняется на основе создания уязвимостей в обороне противника с помощью обманных действий. Также на уровне Сёдэн, для последующей возможности применения Айки, тело «заставляют» заучивать телодвижения в техниках с помощью многократных повторов.

 

Настоящее обучение Айки, которое образно называют «Шестым чувством», начинается только на уровне Тюдэн, когда человек приобретает некоторый опыт в Дзансин и, т.о., становится способным реагировать на любые атакующие действия спонтанно, т.е. уже без ожиданий, «поисков» или созданий «дыр» в защите противника. Метод Айки долгое время сохранялся в школе «под грифом» секретно (himitsu), он практически не раскрывался ученикам, который не достигли уровня Тюдэн, т.е. он раскрывался только тем, кто заслуживал этого. Чтобы достичь уровня Тюдэн, освоение техник на высоком уровне было недостаточным условием - для Айки необходим Дзансин, т.о. ученик должен был обладать первичным опытом вхождения в состояние Дзансин, который доводился до совешенства на уровне Тюдэн.

 

Айки на уровне Окудэн «выкристализовывается» в минимализм действий в сочетании с абсолютным решительным намерением. На этом уровне практик вновь возвращается к техникам, которые он изучал на уровне Содэн с тем, чтобы «пересмотреть» их с целью оптимизации на основе опыта, полученного в методе Айки. Таким образом – «круг становится завершенным». На этом же уровне начинается практика Ганрики – «угрожающего» взгляда, призванного запугать соперника еще до начала активных физических действий

 

Кокю 呼吸

 

Этот термин означает – дыхание по определенному способу, или «Дыхание для мощи». При объяснении кокю, преподаватели часто ссылаются на символы кандзи этого слова, которые означают «выдох» и «вдох». В мантре Ом (Аум) (послушать) содержится аналогичный ритм дыхания. Символы «А» и «Ум» (у яп. - Ун) нашли свое отражение в виде изваяний Нио-стражей фигур людей, например, ворота Kaminari-Mon храма Senso-Ji, либо «Пекинесов» (Komainu, собако-львов - Karashishi, на Окинаве на крышах собако-львы – Shisa), устанавливаемых у врат различных храмов. У одной фигуры рот открыт (А) символизируя вдох, а у другой (Ун) закрыт, символизируя выдох. Также это является символом Инь (вдох) и Ян (выдох).

 

(*В Японии термин «А-ун» зачастую используется, как фигуральный образ, например, «А-ун дыхания» (阿吽の呼吸 a-un no kokyū) или «А-ун дружбы» (阿吽の仲 a-un no naka). Он часто исползуется также со смыслом – «гармоничные отношения» или «невербальная коммуникация».

 

«А-Ун в японских БИ означает синхронизацию тайминга с атакой противника.» Tokeshi Jinichi, Kendō

 

«Тщательный контроль перемещений и тайминга во время практики ката.» Японско-английский словарь Кендо)

 

По аналогии с ритмом дыхания в сутре Ом, практика дыхания Кокю также подразделяется на три этапа (*Фактически OM включает в себя три самостоятельных звука (буквы – А-У-М). Каждая из них по отдельности имеет собственное значение.)

 

(...) об Аум (Токимунэ Такэда использует свой способ дыхательной практики)

 

Самый лучший момент для контратаки - это когда противник полностью выдохнул или собирается вдохнуть. Вдох требует определенной «расслабленности» туловища, иначе не вдохнешь, поэтому контратака на фазе попытки противника вдохнуть происходит на естественной уязвимости в обороне, образуемой физиологической потребностью его организма. Т.е. в этот момент он наиболее уязвим. Вдох соотносится с состоянием организма Инь (яп. - Ин), а выдох — Ян (Ё)

 

Кокю не является чем-то уникальным, присущим исключительно только пратике БИ. Например, Кокю-хо есть в Садо [Искусство чайного ритуала], Сёдо (Искусство каллиграфии), Кюдо (Искусство стрельбы из лука) и пр. Грамотное дыхание также способствует общему укреплению состояния здоровья и «успокоению» нервов.

 

Кудзуси 崩し

 

В общем и целом метод Кудзуси – это выведение противника из расновесия (в него входит также подраздел Хаппо). Выведение из равновесия позволяет ввести противника в такое состояние, при котором он не способен сопротивляться применяемой ему технике. Миг Кудзуси может длиться лишь доли секунды, но в эти мгновения противник полностью беспомощен, он не может ничего сделать, пока его «поскользнувшееся» тело «автоматически» пытается «нащупать» и восстановить равновесие. Со стороны применение Кудзуси увидеть нельзя, его может только «почувствовать» тот, кто сам умеет это делать. Независимо от того, насколько хорош ваш Тайминг и Вход, если вы не примените Кудзуси, ваша техника почти всегда будет обречена на провал.

 

Ma-aй 間合い

 

Теоретически понятие Ма-ай очень просто - это расстояние между вами и противником, на котором вы не можете причинить вред друг другу. В каждом виде\стиле\школе БИ Ма-ай может быть разным, конкретно в Дайто-рю Ма-ай определяется целью противостояния человеку, вооруженному мечом. При этом длина Ма-ай – вещь сугубо индивидуальная, при его рассчете следует учитывать свой рост, а также делать корректировку с учетом роста противника. Многие люди, при условии наличия у них меча в руках, исходят из ложных предположений, что при виде их меча, их соперники из-за опасений будут отступать, пытаясь сохранить безопасную дистанцию. Однако, они весьма заблуждаются, поскольку стратегия Дайто-рю предусматривает активные контратакующие входы (* т.е. фактически главная стратегия в Дайто-рю – это жесткие контратакующие линейные входы с дальней дистанции).

 

Т.е. Ма-ай, на самом деле, это сложная наука, которая включает в себя не только рассчет своего безопасного Ма-ай, но и различное тактическое варьрование его длины с целью создания уязвимости в обороне противника (* уровень Сёдэн). Ма-ай и Тайминг являются фундаментом для эффективности применения техник.

 

Мэцукэ目付

 

Мэцукэ - это особая «техника» взора, которую довольно сложно описать словами, это нужно пробовать, чтобы понять. Одна из «техник» Мэцукэ непосредственно связана с применением определенного состояния ума (Дзансин). Ее суть сводится к тому, что производится остановка мыслительной деятельности, вследствие чего крайне обостряется восприятие окружения, и такое состояние обостренного восприятия сопровождается «расширенным» («рассеянным», т.е. не привязанным ни к одному объекту) взором на противника. На высшем уровне мастерства, Дзансин вместе с Мэцукэ позволяют распознать тип атаки противника еще до того, как он сделает хоть малейшее телодвижение.

 

Мэцукэ также используется для невербального общения с противником, его можно запугивать взгядом, чтобы «сдержать» или помешать нападению, а можно и «предлагать» ему не конфликтовать, если своим взором «продемонстрировать» ему свое понимание и сочувствие. Говорят, что большими мастерами в этом деле были Таномо Сайго, Сокаку Такэда и Морихей Уэсиба.

 

Zanshin 残心

 

Символы кандзи слова Дзансин означают: Дзан - «остановка» и Син - «ум». Парирование атак противника должно предваряться «разведкой» (Дзансин), т.е. необходимо уметь распознавать заранее, какую технику хочет применить к вам соперник. Глядя со стороны, в состоянии Дзансин человек выглядит абсолютно отрешенным от происходящего вокруг, но на самом деле все наоборот – он обостряет свое восприятие до предела (как, паук «слушает» паутину). Это не созерцание, и это не попытки предугадать, что сейчас будет делать соперник. Дзансин – это реальный ментальный «навык» ума, позволяющий телу действовать спонтанно для самозащиты. Также при выполнении Дзансин следует помнить, что нельзя «скатываться» в состояние Суки в случае срыва техники, а также прерывать его до полного одоления противника. Т.е. «чувство» Дзансин, как «незримый щит» должно применяться еще до начала и до полного завершения поединка.

 

Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Асагао-но-Хана: один из древних кудэнов Дайто-рю
Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу