Перейти к содержимому






Фотография

Тэцудзан Курода: О ката и скрытых в них методах-3

Написано clover , 12 Февраль 2017 · 1 079 Просмотров

Изображение

 

(перевод clover)

 

(часть 2)

 

Если мы хотим сохранять БИ, то нельзя игнорировать методы определенной работы ума и тела. Методы для ума и для тела – это наиважнейшие технические области, которые требуют освоения. Возьмём, к примеру, иайдо. Вот, как можно успеть отбить атаку противника, если вы сидите, ваш меч находится в ножнах у пояса, а соперник уже стоит в стойке с замахнутым мечом? Если вы надеетесь отбить его атаку, умея лишь водить руками и ногами, изображая какую-либо технику из ката, то это врядли спасёт вам жизнь. Или вы надеетесь, что все ваши соперники будут всегда атаковать за 50 или даже за 100 шагов до вас, поэтому вы всегда успеете.

 

Следовательно навыков в телодвижениях техник – явно не достаточно, нужно еще владеть и особыми методами для тела и разума. Например, нужно знать методы тела, которые обеспечивают эффективность «суваригамаэ», «укими», «хидари хансин», «сая-но-окури или «ханарэ». В программу обучения иайдзюцу, с самого начала его возникновения, практика поединков не входила. Всё обучение строилось исключительно на ката. Однако, практика ката включала не только изучение телодвижений техник, но и тех особых методов для тела и ума, которые из-за своей чрезвычайной важности относились к категории «хидэн» или «гокуи» [высшие секреты\тайны БИ].

 

Вообще, многие считают, что если им не понятно, как мастер «лёгким движением руки» отправляет своего противника в полёт, то значит он применяет какую-то «секретную» технику, хотя, на самом деле, он применяет обыкновенную технику, но только в сочетании с особыми внутренними методами.

 

Если вы тренируете в ката исключительно только изображение техник, то вы весьма далеки от истинной практики БИ. Когда единственное, что вы умеете – это изображать техники, то вы почти наверняка расстанетесь с жизнью в реальном поединке. Потому что техники, сами по себе, без определенных методов и принципов, обеспечивающих их эффективное применение, бесполезны. Чтобы техники не были «изображением» нужно знать, что обеспечивает их эффективность, тогда будет понятно, как они работают. А для того, чтобы уметь применять техники на основе методов требуется длительная практика. И ката как раз являются тем иструментом, который позволяет приобрести такой опыт.

 

Во время одной из моих встреч с сенсеем Коно, в июле 1991 г., я решил проверить результаты своей практики в иайдо. Я попросил его протестировать меня. Сенсей Коно из положения «сэйган» [позиция стоя, при которой остриё меча, направлено в глаза противника], либо из «дзёдан» [верхняя позиция] пробовал атаки на мне боккеном или синаем.

 

Результаты теста с сенсеем Коно меня вполне удовлетворили - я был способен парировать любые удары. И это было отрадно, потому что до того момента я сомневался в том, что сумею вовремя отреагировать на атаки мастера уровня моего деда. Я думал, что буду не успевать отбивать атаки в ситуации, когда я сижу с мечом в ножнах, а соперник стоит с уже обнажённым мечом наизготовку.

 

Благодаря нашему партнёрству с сенсеем Коно мне стало ясно, что я двигаюсь в правильном направлении. Кроме того, он открыл для меня ещё кое-что новое. И это позволило мне наметить новые цели в своей практике иайдо. Тест с сенсеем Коно подтвердил мои идеи о том, что успешность реакции на атаку, зависит не от длины дистанциии между вами и противником [«ма»], от навыков в «Исчезающей форме» [«Киэсарэта катати»]. После этого мне удалось существенно ускориться в «нукицукэ» [время для извлечения и удара мечом] .

 

Когда я практикуюсь со своими учениками, то с какой бы скоростью они на меня не нападали, им не удается поразить меня. Причина в том, что я развил в себе навыки «Внутреннего видения». Т.е., я не «выискиваю глазами» признаки старта (тайминг) атаки противника, а «чую всем телом» начало его действий. Эту способность к ощущению, «Внутреннему видению», как предпочитает называть её сенсей Коно, или «Метод ума», практически невозможно описать словами – это максимальная сконцентрированность ума на очень широком поле (расфокусированный взгляд) визуальной инфомации (без её осмысления), что в целом позволяет моментально реагировать на малейшие изменения в положении тела противника в пространстве.

 

Если вы сможете понять, как входить в это состояние ума, которое по сути является такой же техникой, как и технические телодвижения с мечом, то вам станет ясно, как иайдзюцу может справиться с кендзюцу. А вообще говоря, Метод ума требуется во всех видах БИ, в не только в иайдо.

 

Это вас дед научил Методу ума?

 

Сенсей Курода: Нет. Он ничего не объяснял, только следил за тем, чтобы мои телодвижения в ката были правильными. Например, постоянно напоминал, чтобы я бёдра опускал как можно ниже. Причем повторял он мне это всё время, даже тогда, когда я был в стойке «иайгоси» и мое левое колено касалось пола – всё равно говорил, что мои бёдра недостаточно низки. Но в этом нет ничего удивительного – точно в такой же манере, в своё время, деда учил мой прадед, Масакуни.

 

На первый взгляд, понижение бёдер должно сковывать быстроту перемещений, не так ли? На самом деле – это не так. Причина, по которой я могу перемещаться быстрее, чем даже более молодые мои ученики, которые способны пробежать стометровку быстрее, чем за 11 секунд, заключается в особой технике, с которой и связано опускание бёдер (Нанба аруки).

 

Тогда, в юности, я ещё ничего не знал ни об «Внутреннем видении» (мусин/дзансин), ни о методе «скрытого переноса массы тела», я просто пытался повторять телодвижения в ката. Но потом всё изменилось. Я стал задаваться вопросами - каким-таким ещё методам в ката научились мой дед и прадед, в своей молодости, если были удостоены чести получить мэнкё [«лицензии»]. В любом случае, я очень благодарен им за то, что они сохранили и передали мне ката в неизменном виде, с помощью которых я смог достичь всего того, что я сейчас умею.

 

Изображение
Дед

 

Дед сам демонстрировал вам, как правильно делать ката?

 

Сенсей Курода: Нет. Когда я подрос и начал уже практиковаться серьёзно, деду было уже много лет, поэтому он только смотрел, как я делаю ката, и правил мои ошибки. Как он сам делал ката мне приводилось видеть крайне редко. Раз в год он выступал на показательных выступлениях. И я тогда изо всех сил пытался понять суть его методов, которые нельзя рассмотреть глазами, но безуспешно, я не мог даже догадываться. Я вообще ничего не мог понять даже при том, что он делал ката очень медленно. Я отчаянно искал разницу между его телодвижениями в ката и моими. А дед не давал мне ни единого намёка на то, что я так жаждал понять. Вообщем, дед использовал старинную методику обучения БИ (без всяких пояснений), которая была совершенной иной, чем та, к которой мы привыкли в наши дни (с подробными объяснениями). Он верил в старые методы обучения, поскольку сам научился с их помощью.

 

Изображение
Дед в молодости

 

Единственное, что он мне рассказал, чтобы я знал к чему стремиться, так это то, что действия в дзюдзюцу должны выполняться настолько кратко и быстро, чтобы они были практически невидимыми со стороны. Это он, конечно же, выразился в духе бывалого мастера, который чуть ли не самого момента рождения упражнялся в БИ, но неискушённый практик может понять в этой фразе только то, на что он способен, исходя из своего ещё очень скромного опыта.

 

Ранее я рассказывал о своем ученике, который полагал, что боксёры при защите не стремятся к краткости своих телодвижений, что приводит к «размашистости», и, соответственно, к явной очевидности их действий. Такое же мнение имел и мой дед. Как-то раз, во время просмотра матча по боксу, он воскликнул: «Не, ну, посмотрите на того дурака, он сам подставляется под удары!». Услышав это, я тогда удивился - какого же уровня должно быть его мастерство, если он так отзывается о профессиональных боксёрах?

 

Только позднее я наконец понял то, что он имел ввиду. Никаким секундомером нельзя измерить скорости действий человека, который родился и жил во времена, когда «амплитудность» телодвижений доводилась до абсолютного минимума – практически до нуля. Или, говоря иными словами, владение телом (Методы тела) доводилось до виртуозности, а абсолютная краткость телодвижений приводила к божественной («нечеловеческой») быстроте. И всё это нарабатывалось с помощью ката.

 

Изображение
Cтарший брат деда, Масаёси Курода (слева)

 

Ранее я расказывал о ката дзюдзюцу, в котором противник атакует ударом по шее. Также говорил о том, что техника отведение плеча выполняется согласно стратегии защитных действий, которую невозможно понять человеку, который ничего о ней не знает. Эта стратегия позволяет защититься от удара даже в том случае, если отвод плеча выполняется медленно, поскольку краткость этого действа всё равно сделает его быстрым. Чем скупее (кратко, неамплитудно) защитное движение, тем быстрее оно выполнимо. Как следствие – размашистость атакующего не позволяет упредить краткое движение защищающегося, поэтому он практически всегда обречён на проигрыш (*«Каратэ Ни Сэн Тэ Наси», или «Атакующий в каратэ не имеет преимущества» - Фунакоси).

 

Если вместо отвода одного только плеча от удара вы сделаете уклонение всем туловищем в сторону, то это настолько размашистое действие, что оно по скорости (временнозатратности) выполнения становится столь же медлительным, как и размашистое телодвижение атакующего. Только такие телодвижения, которые максимально кратки, и поэтому максимально быстры, являются правильной стратегией защиты. Если краткость защитного телодвижения доведена до максимума, то его видимость доходит до минимума.

 

А как быть в случае противников, которые являются мастерами других направлений БИ? Чтобы быть способным побеждать мастеров, телодвижения которых имеют совершенно иную природу, нужно понять, как работает своя стратегия телодвижений против атак представителей других видов БИ. Поэтому ката должны быть настолько качественны по своему содержанию, чтобы с их помощью можно было научиться в т.ч. и противостоять мастерам других видов БИ. Кроме того, если передача ката происходила надлежаще, то с их помощью можно научиться защищаться также и от мастеров различных современных единоборств. Вообщем, если содержание ката в ходе их передачи было искажено, то те многие навыки, которым можно было бы научиться с их помощью, окажутся невозможными. Однако, если человек уже опытен в методах телодвижений, то он способен применять эффективно технику из ката даже при условии, что содержание ката искажено. И наоборот, даже, если ката дошли до наших дней в неизменном виде, но у их практика отсутствуют представления о том, чему действительно можно научиться с их помощью, то практика ката нечего особого ему не даст. Все эти замечательные ката будут просто бесполезны для него.

 

(продолжение)






Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 29 3031

Поиск по блогу