Перейти к содержимому






Фотография

Tоатэ – бесконтактное воздействие на противника

Написано clover , 23 Апрель 2017 · 1 904 Просмотров

Кендзи Токитсу

 

(перевод clover)

 

Размышляя о способностях мастера Эгами, задаешься вопросом: каковы были пределы и возможности его навыков в каратэ - в каратэ, в котором он искал новые формы эффективности, исходя из своих мистических направлений?

 

По словам учеников мастер Эгами технически достиг такого уровня мастерства, что был способен поражать соперников не касаясь их. Такой навык называется «tōate no jutsu» (遠当ての術), или «проекция ки» - подавление противника без прикосновения к нему.

 

 

Эгами говорил: «если на меня нападет такой же слабый здоровьем человек, как я (у него были большие проблемы со здоровьем), то от тоатэ он может даже умереть».

 

Основываясь на сведениях, которые мне удалось собрать об Эгами, он действительно приобрел определенные возможности, даже не смотря на то, что почти всю жизнь страдал от различных тяжелых заболеваний. Люди, которые рассказывали мне об его способностях полностью заслуживают доверия.

 

Мастер Эгами проводил исследования эффективности ударов в каратэ, в результате чего смог обрести способности в тоатэ, что, по-моему мнению, стало новым шагом в эволюции каратэ.

 

Цуки – это способ воздействия на тело противника - выпуск сгенерированного усилия в точке удара. Эгами сосредоточился на поисках того, как максимально сосредотачивать энергию в точке удара. И, если он мог воздействовать на тело противника всей этой энергией на расстоянии, т.е. не прикасаясь к нему, то можно сказать, что это - техника такого невероятного уровня, что в нее даже сложно поверить. Но как ему удалось научиться тоатэ? К сожалению, ответа на этот вопрос нету, поскольку мастер Эгами уже ушел от нас.

 

Техника тоатэ нередко демонстрируется адептами стиля Синтайдо («Новый путь тела»), в котором уже после смерти Эгами продолжилось развитие его идей. (Хочу добавить, что каратэ Сигеру Эгами сегодня практикуют так же некоторые группы Сётокай.) Но, по-моему мнению, в современном Синтайдо тоатэ не имеет тех же характеристик, что были у мастера Эгами. В современном Синтайдо тоатэ выглядит скорее, как психоделическое действие, чем, собственно, техника.

 

Я ознакомился с методами обучения тоатэ в Синтайдо, они примерно такие: ученики практикуют определенные движения, сопровождающиеся простыми падениями.

 

 

Они погружаются в повторы этих движений стараясь достичь максимальной раскрепощенности тела, пока в своих ощущениях не достигнут такой кульминации, когда тело начинает казаться настолько пластичным, словно оно «водоросли, колышущиеся от малейшего движения воды».

 

С помощью этих упражнений достигается временное подавление произвольных импульсов тела, его восприятий и действий, и высвобождаются более архаичные уровни. Можно сказать, что деятельность нашего сознания прекращается и вместо него активизируется спонтанное восприятие. В таком состоянии наша интуиция, а также восприимчивость к внешним раздражителям резко обостряется. Поэтому удерживая руки партнера вы сможете чувствовать малейшие перемены в положениях его тела. В результате дальнейшей практики вы сможете научиться даже через очень легкие прикосновения «читать» смысл намерений вашего оппонента. Причем важно научиться не только «сливаться» с партнером, но одновременно и со всеми людьми, а также прочим, что окружает вас, тогда ваше тело будет мгновенно реагировать на малейшие изменения ситуации.

 

В таком состоянии для других людей вы будете казаться словно погруженным в транс, хотя вы знаете, что это не так.

 

Практика «слияния» с партнером развивает особую восприимчивость, которая позволит чувствовать присутствие другого человека, сначала его движения, а затем и намерения. В таком сверхчувствительном контакте, на основе взаимного доверия, человек способен мгновенно реагировать на действия другого.

 

Если партнеры встанут в нескольких метрах друг от друга и один из них сделает движение, представляя при этом, что он «слит» с другим, то его оппонент ощутит словно на него давит «поток» невидимой энергии, который вынуждает его отклоняться назад. Наблюдая со стороны, заметно, что атакуемому человеку при этом нисколько не больно, но энергетическому воздействию сопротивляться он не может. Наоборот, он будет испытывать даже, в некотором роде, приятное чувство от «подпитки» энергией другого человека. Иными словами, он будет чувствовать слабые электрические токи, действующие возбуждающе на его нервную систему.

 

Таким образом, подобные тренировки пробуждают в человеке различные чувства, отличающиеся от тех, к которым мы привыкли. Во время этих практик человек может научиться пробуждать и высвобождать определенные уровни жизненной энергии (ки), которые обычно в нем не проявляются. Когда во время упражнений или практик человеку наконец удается раскрепостить ки, то он в этот момент испытывает совершенно необычные для себя чувства.

 

Умение раскрепощать свое ки также полезно людям, которые страдают от каких-либо психосоматических расстройств - они могут излечиваться от них с помощью расхода своей энергии наилучшим образом, избавляясь от различных напряженных состояний.

 

Таково вкратце мое понимание процесса тоатэ. Со стороны кажется, будто человек получил обычный удар, но мы должны понимать, что это не такой же тип удара, который обычно применяется в БИ. Психологическое состояние подобно, но не последствия: в боевой ситуации энергии двух противников противоборствуют и сталкиваются, тогда как в тоатэ, наоборот, оба партнера пытаются установить гармонию, объединяя свои энергии. Поэтому если при практике тоатэ один из партнеров будет иметь какие-то враждебные намерения, то он может серьезно травмировать или даже убить своего оппонента.

 

Принимая во внимание, что при практике тоатэ у человека, получившего «энергетический заряд» от партнера, самочувствие обычно улучшается, то этот терапевтический эффект может целенаправленно использоваться для существенного укрепления здоровья.

 

Как мне кажется, сам термин «тоатэ» не очень удачен, поскольку он буквально означает «поражать на расстоянии», что приводит к ложным представлениям будто это такой тип удара, который поражает противника на дистанции словно пуля. Как следствие среди практиков БИ есть немало желающих понять и научиться этому «огнестрельному» удару. Сейчас многие предпринимают усилия, чтобы исследовать эту таинственную технику, но пока это никому не удалось.

 

Изображение
мастер Эгами

 

Если бы здоровье Сигэру Эгами было бы крепче, или он занялся бы своими исследованиями тоатэ значительно раньше в своей жизни, то у него были бы существенно выше шансы стать одним из первых людей, которые смогли бы адаптировать тоатэ под возможности его использования в реальном бою.

 

Таким образом, тоатэ существует, но как его использовать эффективно в бою - вопрос по-прежнему остается открытым.

 

Метод Синтайдо, который основывается на повторах простых жестов до тех пор, пока утомление не ограничит сознательные усилия, возможен к использованию исключительно только в каких-то терапевтических целях и т.п. Их практика в каком-то смысле аналогична методам, используемым некоторыми сектами - они заглушают доводы разума, рискуя утратить критическое отношение к тому, что они делают. Если вы чувствуете себя хорошо и обнаруживаете душевное и физическое благополучие, то все кажется прекрасным. Те, которые не знают об этом благополучии, могут казаться им достойными жалости, потому что они находятся на «неправильном» пути. В любом случае, они убеждены, что именно их путь единственно верный.

 

Я не коей мере не утверждаю, что Синтайдо – это секта, наоборот, это вполне добросовестная школа, которая основывается на очень искусных методах ведения боя. Я только хотел бы предостеречь от некоторых «перегибов» в ходе практики этих методов.

 

Несомненно, тоатэ - любопытное явление, основывающееся, главным образом, на психофизиологических навыках. Оно может быть отправной точкой для дальнейших исследований, с учетом появления новых научных открытий, с целью его внедрения в боевую практику. Но, на текущий момент времени, сложилось такое мнение, что тоатэ - это не техника, возможная к применению в БИ, а скорее какие-то «магические пассы», не объяснимые с точки зрения современной науки.

 

Но, возвращаясь к мастеру Эгами, можно ли считать, что его цели практики тоатэ были такими же, какие существуют в современном Синтайдо? По-моему мнению - нет. Очевидно, что мастер Эгами исследовал тоатэ в целях возможности его использования в реальном бою, и, если бы ему это удалось, это стало бы величайшим открытием за всю историю развития японских БИ. В боевом варианте тоатэ должно разрушать концентрацию энергии у противника и причинять ему боль. И в японских БИ есть легенды о мастерах, обладавших такими способностями.

 

Практика тоатэ в Синтайдо, а также в некоторых направлениях Сётокай, входит в методику обучения. В ходе такой практики ученики учатся обретать состояние, при котором возможен обмен энергиями между партнерами. Возможно, что мастер Эгами умел не только обмениваться энергией с партнером, но и разрушать ее у него. Но это только мое предположение, так как он уже умер, и мы теперь уже никогда не узнаем всю правду. Известно, что на обретение навыков в тоатэ мастер Эгами потратил много лет интенсивных поисков и тренировок.

 

Возможно, что на поиск эффективности тоатэ его «вдохновила» близость к смерти. Эгами рассказывал: «я был уже почти мертв» (* у него была клиническая смерть в течение почти 10 минут), и, возможно, под влиянием этого события он в течение более 20 лет, т.е. до конца своих дней, вел поиски повышения эффективности техник в каратэ. Смог ли он, проживая каждый свой день, как последний, разрушить барьеры, которые обычно препятствуют нашим потенциальным возможностям? Может быть постоянное ощущение своей скорой кончины (* слабое здоровье) и позволило ему это. Есть множество свидетельств того, что многие люди, которые пережили клиническую смерть затем, впоследствии, становились аскетами, а также обретали порою очень странные или экстраординарные способности.

 

Аскетизм в той или иной степени присутствует в практике японских БИ. Однако, аскетизм не является основной целью в БИ, он, скорее, относится к вспомогательному способу развития определенного мировоззрения, помогающему лучше понимать законы бытия и сосуществования в социуме. В наибольшей мере философия аскетизма свойственна традиционным школам БИ, поскольку она перекликается с буддистскими идеями самопознания и следования своего пути в жизни. Обретение определенных важных технических навыков или духовных качеств считается вехами продвижения на этом пути. Т.е. поиски эффективности техник неразрывно связаны с моралью. Это пример диалектичности японского способа мышления - тело и дух (ум), т.е., посредством обучения тела можно одновременно развивать свой дух (интеллект). Т.о. обучение духа происходит с помощью тела.

 

Сигеру Эгами обучался у мастера Гитина Фунакоси, но со временем он усомнился в эффективности техник каратэ. Чтобы решить эту проблему он начал исследования и прошел через большие испытания в жизни, которые по мере приближения к его смерти становились все более тяжелыми. Основной философией его исследований каратэ были стратегии мира (хэйхо).

 

----------

 

Toate no Jutsu (Kiai)

 

From Takamatsu sensei’s autobiography

 

Toate no Jutsu is a method for defeating an enemy of distance. There are secret scrolls and books that explain this, but they are difficult to comprehend. There are three “kiai” (harmonized energy; 氣合) which can be used for this;
– “A” — breaking the opponent’s intention
 — “KA” — which breaks the opponent’s technique
 — “EI” — which breaks body movement

Either way, the key is to have the essence of correct heart (Seishin; 正心). In martial arts there is no reason to focus only on victory or loss in battle. But he who does not fully give himself in battle is not true martial artist — those practitioners who simply use violence do not have seishin and are inhumane.



  • ВиШень, Hapkido Lab., hippy и еще 1 это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930     

Поиск по блогу