Перейти к содержимому






Фотография

История каратэ-1

Написано clover , 22 Июль 2017 · 977 Просмотров

Изображение

 

Кендзи Токицу

 

(перевод clover)

 

Почему мы занимаемся каратэ?
Почему оно нам нравится?
Чего мы можем достичь с помощью каратэ?

 

В предыдущей части я размышлял о стиле Сётокан. Само собой, что я не посягаю на переоценку ценности работы, которую осуществил мастер Фунакоси в повороте истории современного каратэ. Напротив, по мере того как мы продвигаемся в историческом знании и как вырисовывается общая картина, мы не устаем поражаться его личности, как деятеля. Но уважительное отношение к мастеру и его сакрализация – это разные вещи. Среде БИ характерно, когда основатель школы зачастую приобретает мистические черты, и даже почти канонизируется своими учениками.

 

Путь БИ позволяет каждому определить свой уникальный и независимый путь, т.е. чувствовать и видеть события в жизни исходя из личной жизненной силы. Поэтому Будо не может быть мистикой. Если французский ученик начинает плохо говорить на своем родном языке также, как его азиатский преподаватель, то зачем это? Не смешается ли его личность с личностью его мастера, который, однако, по сути является другим человеком.

 

В этой части, я закончу размышление о стиле Сётокан и исследую его корни, которые связаны с каратэ в целом.

 

Некоторые заметки по поводу текстов Фунакоси

 

Вследствие моего размышления о стиле Сётокан, я хотел бы внести некоторые ясности к текстам мастера Фунакоси, процитированные в предыдущей части. Во-первых, классификация ката на Сёрин и Сёрей, которую сделал Фунакоси, не совсем точна. Он пишет: «Ката Текки, Дзитте, Хангетсу и Дзион принадлежат к Сёрей, а ката Хейян, Бассай, Канку, Эмпи и Ганкаку - к Сёрин.».

 

Изображение
Фунакоси

 

В его классификации ката имеются несоответствия.

 

Ката, классифицированные Фунакоси, как Сёрей, не все в него входят – это произошло либо из-за влияния идей Сёрей, либо они были задуманы Фунакоси, как ката стиля Сёрей.

 

Например, ката Текки и Найфанти, которые Фунакоси изучал у мастера Итосу, он определил, как Сёрей. Это его одно из важнейших изменений в ката китайского происхождения. Согласно информации, которую я собрал, эти ката не принадлежали к Сёрей, но мастер Итосу был вдохновлен Сёрей, поэтому их изменил.

 

Что касается ката Дзион, то оно относится к Сёрин, а не к Сёрей.

 

Хангецу (которое первоначально называлось Сесан или Сейсан) и Дзиттэ считаются ката, в передаче которых имеются недостатки, т.к. в них недостает некоторых движений. Хангецу, вероятно, Фунакоси смог изучить только поверхностно, что касается Дзиттэ, то его передача еще неопределенней. Некоторые считают, что Сесан (Хангецу) происходит от Сесан из Сёрей, но эти две версии ката, которые дошли до нас, отличаются значительно и их классификация очень трудна.

 

Действительно, по всей видимости некоторое количество ката пропало по ходу истории, т.к. мастер не всегда находил способного преемника, либо предпочитал, чтобы ката исчезло вместе с ним. Тогда оставалось только имя ката, но содержание его было неизвестным. Иногда передача оставалась незаконченной из-за смерти мастера или ученика. В любом случае, передача ката осуществлялась через человека, посредством его тела. Передача ката, в своей сущности – это определенный человек, на которого «записывается» информация для других людей.

 

С другой стороны, мастер Фунакоси через свою методику обучения каратэ, заставляет снова задуматься об истоках происхождения каратэ, примерно в 6 веке от Бодхидхарма из храма Шаолинь, который я описывал в своей книге La voie du karate (изд. «Seuil», 1979). Но, для более углубленного исторического исследования, это не имеет смысла, т.к. само существование Бодхидхарма исторически не доказано. Мы можем только предполагать, что Фунакоси заново переписал легенду, бытовавшую на Окинаве, не имея целью исследовать это дальше.

 

Исходя из современных накопленных исторических знаний, мы может скорректировать некоторые неточности, содержащиеся в труде мастера Фунакоси. И я считаю, что это нисколько не снижает ценности его произведения, напротив, он был вообще единственным человеком, который создал такой уникальный труд в эпоху, когда каратэ только выходило из своей тайной среды. Желание воплотить то, что в общем плане ему казалось реальным, и, исходя из своей личной силы, он создал труд, который на долгие годы будет всегда актуальным для современных исторических исследований каратэ.

 

Изображение

 

Каратэ в начале 20 века

 

Оба мастера, у которых учился Фунакоси, были учениками Сокон Мацумура (1798-1890) легендарного мастера в истории каратэ Окинавы. Один из них - мастер Адзато, который в течение жизни имел немного учеников, а второй – Итосу, который совершил один из ключевых поворотов в истории каратэ. Действительно, он не только обучил нескольких мастеров, которые стали основоположниками стилей или школ, которые действуют до сих пор, но еще и провел многочисленные реформы в «классическом» каратэ, чтобы оно могло стать более доступным для большого количества людей. Поэтому, мне кажется справедливым считать, что современное каратэ началось с мастера Итосу.

 

Что предшествовало современному каратэ в истории Окинавы?

 

Чтобы понять, в чем было это реформаторство, обратимся к социально-историческому плану. Во времена японского феодализма, положение Окинавы было двусмысленным и сложным. Островное государство Рюкю (старое название Окинавы), расположенное на юге Японии, с 1609 находилось под протекторатом японского клана Сацума, при этом королевская семья Рюкю, связанная с китайским императорским двором (* который утверждал «кандидатуры» рюкюских правителей), просуществовала вплоть до 1879. Эта хитрая политическая ситуация позволяла Сацума контролировать торговлю с Китаем, т.к. в феодальной Японии существовал строгий запрет на любые сношения с внешней стороной. В 1879 королевская семья Рюкю была низведена, а сам Рюкю присоединен к новому японского государству, который был переименован в префектуру Окинава.

 

С 1880, на Окинаве, также, как по всей Японии, стали открываться новые начальные школы, училища и обычные гимназии. Конец 19 века стал для жителей Окинавы периодом повторного определения, который был связан с целями насильственной японизации Окинавы. Действительно, окинавцы относятся к представителям японской народности, но культура Китая глубоко впиталась в их образ жизни. Особенно жесткой японизации подвергались солдаты, происходившие из Окинавы. В течение не только китайско-японской (1894-1895), но и русско-японской (1904-1905) войны, а также в течение Второй мировой войны, жителям Окинавы навязывались идеи милитаристской Японии. Конец Второй мировой войны, когда вся Японии и остров Окинава были заняты американцами, был отмечен драматическими случаями коллективных самоубийств.

 

Теперь понятно почему у сторонников развития Tэ (каратэ) в конце 19 - начале 20 века возникло желание поднять свое искусство до уровня японских традиционных БИ. Это проявляется в общности направления, внушенного классическими рукописями искусства меча, что стало предметом исследования таких мастеров как Итосу, Фунакоси, Кийян, Мияги и т.д.

 

Согласно «Энциклопедии Будо», изданной в Японии: «Итосу, ученик Мацумура, впервые использовал термин «Дан» из системы Дзиген-рю для классификации ката в каратэ, следуя совету своего мастера». (Дзиген-рю - школа меча, зародившаяся во времена клана Сацума, к которому Мацумура в 1832 был послан с миссией).

 

Анко Итосу (1830-1915)

 

В 1905 на Окинаве каратэ было принято в качестве предмета физкультуры в гимназии и в начальной школе. Это стало результатом усилий, затраченных окинавцами, среди которых был и Итосу, которые хотели включить местное искусство и его традицию в новую систему молодежного воспитания. Это было неким способом противостояния господствующей системе, которая желала изменить местные традиции. Итосу был назначен руководителем этого «проекта». В результате он преобразовал ката китайского происхождения «Чаннан» в 5 ката Пинан (Фунакоси изменил их названия на Хейян).

 

Тут следует заметить, что Чаннан – это также имя китайского мастера, который преподавал это ката Итосу. Также было бы ошибочным думать, что Итосу преподавал ката Пинан в единственной форме раз и навсегда. До преобразования этого ката техника в нем исполнялась открытыми руками. Учитывая сложность практики открытыми руками для школьников, некоторые движения постепенно заменялись на технику рук со сжатыми кулаками.

 

Изображение
Итосу; справа от него Фунакоси, сверху - Мабуни

 

Итосу специально инструктировал мастеров, которые преподавали в школах, о том, что они должны выработать методы каратэ, подходящиео для физического и духовного воспитания детей. Это же ката, преподаваемое в школе, и вне школьных стен, было не всегда идентичным. Исходя из времени и места изучения учеником ката Пинан, форма и содержание его значительно различалась.

 

Также существовали разногласия между учениками Итосу в уровнях применения и объяснения этого ката. Кроме того, содержание менялось ката мастером в зависимости от уровня ученика. Это - одна из причин разногласий, которые существуют сегодня между различными стилями в способе выполнения и интерпретирования ката Пинан.

 

(продолжение...)



  • Samuke, Firestar и амдатр это нравится



Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 29 3031

Поиск по блогу