Перейти к содержимому






Фотография

Каратэ: о проблемах практики ката

Написано clover , 22 Июнь 2017 · 2 348 Просмотров

Изображение

 

К. Токитсу

 

(перевод clover)

 

Выполняя ката, вы часто замечаете, что значение того или иного движения или жеста непонятно, и можете предположить, что что-то в ката неправильно. Если вы спросите об этом у вашего преподавателя, то обычно он не способен найти удовлетворительного для этого объяснения либо ответит вроде того, что «вы это поймете позже, на более высоком уровне». Но позже, когда вы действительно достигнете более высокого уровня, то скорее всего, вы просто начнете сомневаться в достаточности знаний у вашего преподавателя. Например, когда я учился в Японии старшие ученики и преподаватели обычно говорили мне, что я пойму значение ката, когда достигну самого высокого уровня. Так что, я учился и особо не сомневался. Но встретившись снова через 15 лет, мы снова заговорили об этом. На сей раз они рассказали мне, что происходило это все из-за нехватки у них знаний, поэтому они повторяли то, что им говорили, когда они сами были учениками.

 

Я видел и слышал множество мастеров каратэ, и понял, что значение ката (бункай) не всегда ясно даже им, потому что бункай ставится понятным только при достижении мастерства Восприятия. В любом случае, известно, что в мире каратэ существует некоторый информационный беспорядок в отношении ката. Хочу высказать об этом некоторые мысли и рассказать о своих исследованиях - что мы имеем сегодня и что мы можем получить из исторических источников.

 

Одни люди практикуют только методы ведения боя, пренебрегая практикой ката, другие - усердно отрабатывают ката, считая их самым важным. В основном, первые считают главным спортивные приоритеты, основываясь на прагматических аспектах каратэ, вторые считают главными - мораль, ритуал, иногда философский аспект или Будо. Тут надо заметить, что если каратэка отдает приоритет практике ката, это не всегда означает, что он понимает их бункай – обычно он просто основывается на действиях и словах его мастера. Поэтому новички почти никогда не подвергают сомнению ценности ката.

 

Остановимся на некоторых моментах. «все методы каратэ отражены в ката», или «сущность каратэ – это ката». Несмотря на эти высказывания во время ведения боя вы делаете технические движения, например, как маваси-гери, усиро-гери, усиро-моваси-гери, кизами-гери и т.д., которые не содержатся ни в одном ката. Тогда - полноценны ли ката?

 

Чтобы быть эффективным в бою, важно изучить точный выбор расстояния, времени и ритма. В каком ката вы можете изучить все эти существенные навыки для ведения боя? В ката различия и специфика между стилями абсолютно ясна. Но когда вы видите бои на соревнованиях, то между соперниками из разных стилей нет существенной разницы. Почему? Техника зашифрована в ката, но для некоторых стилей она просто не применима. Их технические приемы слишком отдалены от приемов ведения реального боя: «В ката вы должны делать так, а на соревнованиях по-другому, добавляя то или иное движение». Тогда, почему такая техника не преподается с начала?

 

В спортивном каратэ есть резкая разница между техникой ката и боем. Поэтому у официальных федераций есть четкое разделение на команду по кумите и команду по ката. Тренер команды по кумите рекомендует своим ученикам не практиковать ката, чтобы они не приобрели привычки, которые им будут мешать для эффективного ведения боя. В таких случаях, ката квалифицируется как помеха, а не положительное средство для наработки мастерства. Тогда, почему говорят, что «сущность каратэ – это ката»?

 

Некоторое пояснение. В недавно созданных школах, например Годзю-рю, значение ката более конкретно, и, исходя из исторических корней, может быть сделан бункай для большинства движений ката. В отличие от этого, ката направления Сёрин (Сёрин-рю, Сётокан, Вадо-рю) намного более непонятные. Поэтому можно сказать, что в наше время ката Годзю-рю имеют самую большую последовательность. Их методы можно проанализировать логически, т.е. имеется ясный смысл.

 

Однако, стараясь рассмотреть вопрос более полно, вспомним, что ценность ката не ограничивается возможностью бункай, потому что в каратэ существуют две дисциплины: самозащита и свободный бой. В отношении стиля можно легко заметить, что эффективное ведение боя не связано с понятностью или непонятностью бункай ее ката. Настоящий бой – это не соревнования. Кроме того, изучение только ката недостаточно для боя.

 

Чтобы продолжить свою мысль – небольшая ремарка. Среди серьезных практиков БИ есть люди, которые абсолютно не воспринимают никакую критику их стиля. Практика БИ для них является сродни религии. Уважение к мастеру и стилю - благородный человеческий акт, но если мы возводим их на алтарь непогрешимости и отказываемся изучать положительный опыт других, то это противоречит духу БИ. Напомню слова Сун Це (Sun Tse): «Познайте себя и вашего противника и вы победите в 100 сражениях».

 

Информация, которую я предлагаю, читатели могут использовать, чтобы сформировать собственные мнения. Мои записи - это результат 25 лет исследований, в которых некоторые, возможно, найдут для себя ценный совет, в то время как другие не найдут ничего интересного.

 

Но вернемся к обсуждению ката. Как все серьезные каратэки, я много лет практиковал различные ката, подвергая сомнению их значение. Поэтому я провел собственные исследования более чем 250 форм или изменений ката. Например, по Пассай (Бассай) ката: я сравнил и проанализировал более дюжины изменений, отмечая особенности каждого. Также я провел сравнительный анализ ката каратэ и кен-дзюцу. Провел исследование методов БИ, которые базируются на системе ката, типа каратэ, кен-дзюцу, тайдзи и иных китайских БИ (система таолу), сравнивая их с методами БИ, основанных на упражнениях энергии или на обучении в жестикуляционной спонтанности, типа тайки-кен и ицуань.

 

Специфика практики ката в каратэ до конца 19 столетия - люди старались не разглашать свои занятия каратэ. Они учились по ночам, в саду мастера или в иных уединенных местах, типа пустыря или кладбища. Они скрывали это даже от своей семьи. По этой же причине мастер не мог иметь много учеников. Некоторые мастера сами не хотели иметь учеников, поэтому их знания умирали вместе с ними. Техника того каратэ не подразумевала воспроизведения впечатляющих боевых поз перед аудиторией, а была сосредоточена на поиске эффективности, что сильно отличается от стереотипов современного каратэ.

 

На стереотипы современно каратэ сильно повлияло кино и телевидение, а также демонстрации типа «Ночь боевых искусств». Все это из разряда шоу-бизнеса. В результате распространилось ложное представление о реальном бое и навыках его ведения. Демонстрация имеет свои преимущества, но мы должны понимать, что такое бизнес и БИ.

 

На мой взгляд, эффективность техники каратэ, как и в других БИ, основывается на методах, которые едва ли проявляются, если вообще видимы. Старое каратэ развивалось и передавалось тайно, современное - открыто, причем стараясь предстать в выгодном для себя цвете. В ходе этой мутации могло быть что-то утрачено, и если это так, то насколько важна эта потеря?

 

В старом каратэ обучение основывалось на повторениях ката. В результате ученики знали немного ката - одно, два, возможно - три. Мастерство оценивалось относительно степени продвинутости в ката. При этом знание множества ката не ценилось. Если бы кто-то сказал, что знает 20 ката, то ему бы ответили: это означает, что ты ни одного не знаешь хорошо.

 

Мастера каратэ затрачивали массу времени на изучение единственного ката, чтобы приобрести через него соответствующие навыки. Одно и то же ката изучалось в различных вариантах бункая, потому что оно не считалось единственной формой. Т.е., с помощью него отрабатывались технические варианты, которые могут возникать в различных ситуациях боя. Практика ката имела весьма прагматические цели, поэтому имело наиважнейшее значение приобретение действительно реальных навыков. Оно было настоящим техническим «тренажером». Например, ката Дзион включало множество вариантов аге-уке и дорожек кьяко-цуки. В современном выполнении этого ката, эти дорожки делаются самым простым и неизменяемым способом. Но эти дорожки, как и все другое, раньше варьировались. Теперь их практикуют двигаясь только по прямой линии и без всяких перерывов и изменений ритма. Например, раньше аге-уке в ката делался со всевозможными легкими наклонными изменениями тела, чтобы знать, как отражать нападение противника с различных углов атаки. И это только один из примеров. Эти различные способы проработки ката теперь не практикуются, остался один единственный вариант исполнения жестов. Теперь считается, что есть только центральная дорожка, тогда как раньше существовала практика множества вариантов других дорожек: вправо, влево, под углом, обратно и т.д. Для достижения мастерства нужно изучать все эти возможности, потому что это единственный способ овладения эффективной техникой, т.е. могущей изменяться согласно возникшей ситуации.

 

В старину ката были важны, потому что позволяли изучать все скрытые технические возможности. Как нам теперь кажется – единственный и неповторимый жест, раньше включал в себя множество изменений. Изучение ката подразумевало получение навыков для всех вариантов – от простых до сложных, вот почему раньше было достаточно для учебы одного единственного ката. Теперь же ката делают однообразно, поэтому смысл в практике ката для многих учеников не понятен. После изучения учеником простого варианта ката, его учитель должен объяснить ему смысл практики различных его способов. «До этого мы практиковали ката в наиболее сжатой и упрощенной форме. Теперь вы должны выполнить дорожки с другими жестами. Вы должны научиться чувствовать все особенности, возникающие при различных изменениях наклонов и поворотов вашего тела. Это - важно для боя. Ката – это база, отталкиваясь от который можно изучать более тонкие детали применения техники.».

 

Такой способ изучения ката был возможен только в пределах системы личной передачи, т.е., когда мало учеников. Подобное обучение невозможно в институциализированной системе, поэтому эта система установила изучение и признает ката только в одной единственной форме его исполнения. В этом отношении, мне нравится высказывание моего друга Т. Накано: «Люди – существа странные. Многие из них впадают в неуверенность или пугаются, когда сталкиваются с истинным сокровищем, которое может сделать человека более свободным духом и дать ему немыслимые возможности. Зато они чувствуют себя в безопасности и спокойными, пребывая в серости и убогости, просто потому, что подчиняясь социальной моде, у них нет необходимости, ни тем более потребности, думать о других возможностях. К такой практике ката причастны многие организации. Они ведут политику, основанную на признании ценности одной единственной формы каждого ката, что в результате отражается на методиках обучения, правилах и аттестациях. В старой системе каратэ ничего этого не было, просто потому, что это не связано с БИ. Сегодняшнее каратэ подогнано под спортивные соревнования, перестав быть БИ. Грустная картина.».

 

Высказывание «Ката – сущность каратэ» основано на «наследственной» системе передачи знаний. В старые времена к ката относились с почтительностью. Но, как мы уже выяснили, практика «наследственных» ката отличается от современной трактовки практики ката. В современной системе каратэ ката не имеет множества форм, каждый стиль или школа обращаются к «неподвижной» модели, объявляя ее как единственную и истинную. Чтобы увидеть это, достаточно исследовать ката, которые вы практикуете.

 

Каратэ развивалось в пределах закрытой системы передачи знаний, поэтому не было и речи о демонстрациях его для публики. Сегодня же повсеместна «театральная» система каратэ. Как же вернуться к утраченным возможностям?

 

Не выполняйте бункай бездумно, просто потому что его вам так показали. Выясните, в состоянии ли вы для себя объяснить значения и цели каждого технического движения в ката, потому, что если вы не знаете значений и целей этой техники, в бою она вам будет бесполезна. Пересмотрите ката, пробуйте изменять дорожки и жесты, «выжмите» из ката все варианты.



  • Samuke и Firestar это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
2930     

Поиск по блогу