Перейти к содержимому






Фотография

История каратэ-6

Написано clover , 25 Июль 2017 · 1 009 Просмотров

Изображение

 

(часть 5)

 

Признание каратэ Будо

 

«Оцука получил сертификат мастера Синто-Ёсин-рю 15 июня 1920 в возрасте 29 лет. Начав в 1916 работать в банке, в 1921 он ушел оттуда, став практиком шиацу - чтобы больше посвящать времени для занятий БИ.

 

В 1922 он рассказал о своих намерениях в отношении каратэ одному из друзей, г-ну Ито. Согласно рассказу Ито, главный мастер Кодокан пригласил Гитин Фунакоси для демонстрации каратэ. Оцука подумал, что это большой мастер каратэ, если мастер Кано его пригласил, и попросил Ито незамедлительно найти адрес Фунакоси. Т.о. Оцука впервые пришел в гости к Фунакоси в 1922, как мы видели выше в воспоминаниях самого Оцука. Во время этой встречи Фунакоси с увлеченностью объяснил Оцука значение каратэ.

 

Согласно Фунакоси, он считал возможным изучение большей части ката за 5 лет для тех, у кого нет никакого опыта в Будо, и за 2 года для тех, кто уже шел путем Будо. Но все это зависело от старательности в обучении.

 

Говорят Фунакоси получил большой шок от наблюдения тренировки в Кодокан (додзё дзюдо, принадлежавшее Кано), она превосходила все то, что он мог себе представить. Методы обучение в каратэ были смехотворными по сравнению к методами обучения БИ преподавателей в Хондо (Японии), поэтому казалось маловероятным, чтобы на них произвела впечатление демонстрация каратэ-дзюцу. Фунакоси впал пессимистическое настроение после просмотра в Кодокан, ведь он остался в Токио, желая распространить каратэ именно в Хондо. Оцука же, который 17 лет испытывал на себе жестокость обучения в Хондо, считал такой способ обучения в Кодокан нормальным.

 

Изображение
Тренеровка в Кодокан

 

Цель изучения каратэ Оцука состояла в том, чтобы определить - возможно ли реформировать каратэ так, чтобы оно стало настоящим искусством боя, достойным называться Будо. Вспомним еще, что каратэ, происходящее с Окинавы, было связано больше с китайскими традициями БИ, чем японскими. Китай был бесконечно мощнее и культурно богаче, чем провинциальное королевство Рюкю (Окинава), и обучение и развитие в нем БИ было одной из наиважнейших традиций. Так же и Япония в начале 20 века считала Окинаву захолустной провинцией, весьма далекой от традиций Будо.

 

Т.к. уровень японских БИ конца феодальной эпохи оставался таким же спустя еще 50 лет, т.е. до начала 20 века, то он представлял впечатляющее качество для островитян, прибывших в Японию. Создание дзюдо, на фоне начавшейся модернизации Японии, стоило Кано и его ученикам огромных усилий. Но на Фунакоси, искреннего и простодушного окинавца, даже методы обучения в дзюдо произвели неизгладимое впечатление.

 

Являясь в Японии почти единственным представителем своего островного искусства, Фунакоси впал в тягостные размышления, т.к. стал сомневаться в равнозначности каратэ традиционным БИ японского Будо. Почему и как он мог объяснить, что можно изучить все ката каратэ в течение 2-5 лет, в то время, как его самого учили им в течение десятка лет?

 

Фунакоси показал Оцука все 15 ката. Тот изучил их все всего за 1,5 года, и после этого заявил ему, что в этих ката содержатся техники, которые невозможно применять в бою, и, чтобы разрешить эту проблему, он решил сам отправиться для исследований на Окинаву. Однако, в марте, до его отправления, им сообщили, что в мае в додзё императорского дворца состоится демонстрация БИ, и что по рекомендации г-на Кано, мастера каратэ-дзюцу так же приглашаются для участия (...) Узнав эту новость, Фунакоси поначалу хотел отказаться, но Оцука настоял на участии, говоря, что это стало бы ответным знаком уважения к мастеру Кано, который таким образом помогает им в показе истинной ценности каратэ-дзюцу перед мастерами японского Будо.

 

Но продемонстрировать мастерам Будо только 15 ката было явно недостаточно, нужно было еще и показать применимость их техник (...) И тогда Отсука срочно провел модернизацию ката, внеся в них методы тайзюцу из дзю-дзюцу. В результате Оцука продемонстрировал защиту даже против атак мечом, и именно начиная с этого показа авторитет Оцука стал больше авторитета Фунакоси. Отсюда легко представить возникновение конфликта между Фунакоси и Оцука, о чем выше писал Кониси.

 

После этого показа стало стремительно расти количество практиков каратэ при университетах. И все это произошло благодаря помощи Кано, и именно поэтому каратэ стало развиваться параллельно с дзюдо без каких-либо конфликтов между ними. После смерти Кано Фунакоси каждый раз снимал шляпу, когда проезжал на трамвае мимо Кодокан.

 

Изображение

 

Многие дзюдоки того времени стали посещать недавно созданные при университетах додзё каратэ, открывая для себя новые возможности. Это было весьма значимо, т.к. подтверждало ценность каратэ по отношению к дзюдо и другим БИ. Фунакоси, получив помощь от такого мастера, как Кано, одновременно приобрел также и авторитет перед учениками дзюдо мастера Кано.

 

В 1928 Оцука встретился в додзё Кониси в Сиба с только что приехавшим в Токио Мабуни. Т.к. Мабуни был опытным практиком Сюри-те и Наха-те, Оцука попросил у него некоторых разъяснений по движениям в ката, которые непонятно как применяются в бою. После выполнения Оцука ката Пинан-сёдан, Мабуни обратил его внимание на некоторые ошибки и скрупулезно показал ему все пять ката Пинан. Т.о. Оцука исправил ката Пинан, ранее изученные им у Фунакоси, который, видимо, получил недостаточную их передачу.

 

Через год в додзё Кониси появился Мотобу, который был сторонником проведения свободных боев. Мотобу был силен в бою, но знал мало ката (его рабочим ката было в основном Найханти), поэтому упреки Фунакоси «Мотобу не знает каратэ» были несколько оправданными.

 

Как-то раз, разозленный этой критикой Мотобу привел мастера дзюдо 4 дана в додзё Кониси. Следуя наущениям Мотобу, этот дзюдока схватил Фунакоси за ворот и рукав, а Мотобу заявил Фунакоси: посмотрим, как вам помогут знания множества ката, которыми вы так гордитесь. Вы можете делать все что хотите – бить как угодно. Фунакоси тогда было уже 60 лет, и он был довольно субтильным. Но Фунакоси был серьезен и искренен, и вместо того, чтобы уклониться от боя, он попытался изо всех сил освободиться с помощью сото-уке и ути-уке от захватов, но это было бесполезно, противник поднял его и прижал к деревянной стене. После этого Мотобу повернулся к Оцука и спросил: “А что можете вы?». Оцука охотно принял вызов. Если в БИ физическая сила в бою предопределяет все, то в обучении нет смысла. Существо мастерства и состоит в том, чтобы победить противника не напрягаясь. Мотобу считал наиважнейшим вольный бой и настаивал на том, что он оценит ката, как эффективные, только если они что-то значат в бою. Даже, если жесты и красивы, но они не позволяют победить в бою, то у этого типа обучения нет никакой ценности. Как говорилось выше Оцука, долго изучавший дзю-дзюцу легко расправился с противником, а Мотобу впечатлившись этим, решил изучать дзю-дзюцу.

 

В 1934 Оцука основал свой личный додзё, а позже - Вадо-рю. Эта школа считается близкой к Сётокан. Если посмотреть на список изучаемых в Вадо-рю ката, то они практикуются и в стиле Сётокан и в Сито-рю. Как говорилось выше Оцука после встречи с Мабуни сделал исправления некоторых ката, которые он изучал у Фунакоси.».

 

Изображение
Оцука и Фунакоси

 

Источником этих вышеупомянутых опусов является «Энциклопедия Будо», которая, как мне кажется, не слишком объективна в описаниях Фунакоси и Оцука. Между тем, эта «Энциклопедия» - наиболее недавний труд, опубликованный в Японии, который основывается на различных источниках информации. Но в то же время, здесь показана история возникновения методик и способов обучения массовому каратэ.

 

Значимость практики ката

 

Ката жизнеспособно только тогда, когда оно отражает динамичное содержание боя. Именно это критиковал Оцука в ката, которые он изучал у Фунакоси, и именно поэтому через исследование их содержания, он был вынужден изменять их форму. Но сегодня, говоря здесь о стилях Вадо-рю, Сито-рю и Сётокан, существует проблема, общая для их практики ката - тенденция к институционализации формы, которая выражается в чрезмерном подчеркивании жестов, и такая трактовки ката влияет на всю методику обучения в этих школах каратэ. Эта тенденция происходит по двум главным причинам: позволяет произвести впечатление на судей и зрителей, а также упрощает обучение в многочисленных группах.

 

Краткая история популяризации каратэ



  • Samuke и Firestar это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930     

Поиск по блогу