Перейти к содержимому






Фотография

Ката мастера Фунакоси

Написано clover , 25 Июль 2017 · 1 323 Просмотров

 

(перевод clover)

 

Мастер Фунакоси обучался «Тэ» у мастеров Анко Адзато и Анко Итосу. Об этом он писал в своей книге «Karate-do lchiro», но не указал точных дат, когда он обучался у каждого из этих мастеров - и здесь возникает некоторая историческая загадка.

 

В «Karatedo Nyumon» мастер Фунакоси пишет, что: «без сомнения, большей части своих знаний о каратэ я обязан мастеру Адзато», но при этом, влияние мастера Адзато, трудно обнаружить в каких-либо ката мастера Фунакоси. Ката Найханти и Пинан были основными ката при обучении у мастера Итосу, а также большинство других ката, Кусанку, Пассай, Тинто, Дзион и Дзитте также получены им от мастера Итосу. Влияние мастера Адзато, вероятно, иногда проявляется в некоторых его методах или, возможно, в общем выражении стиля Фунакоси.

 

Когда Фунакоси начал изучать каратэ, оно еще было не массовым, т.е. преподавалось только посредством личной передачи, и это сохранялось приблизительно до 1880 г. Спустя несколько лет, искусство каратэ стало более открытым, но все же еще сохранялась проблема в получении комментариев к ката. Кроме того, мастера каратэ того времени, знали, по обычаю, лишь несколько ката - согласно рассказам самого Фунакоси и те, кто знал 4-5 ката считиль уже великими мастерами. Как он выразился в своей книге «Ryukyu Kempo Karate» (1922): «старые мастера имели узкое поле, но пахали на нем глубокие борозды. Современные ученики имеют широкое поле, но пашут мелко.».

 

Изображение

 

Мастер Генсин Хирониси рассказывал - мастер Фунакоси говорил, что для выработки методов, он исследовал 100 ката. Но мне лично, это кажется маловероятным, т.к. когда мастер Фунакоси переехал в Японию, то он преподавал только 15 ката, хотя по меркам того времени, и это было гигантским количеством. Однако, существует мнение, что он собрал такое количество ката только незадолго до переезда в Японию, следовательно и вполне вероятно, не знал их достаточно хорошо. Я прочитал об этом несколько лет назад в статьях Кендзи Токицу – историка каратэ. Согласно исследований г-на Токицу, мастер Фунакоси полностью знал только 3 ката - Найханти и Кусанку, а остальные знал более-менее, т.к. они ему потребовались в последний момент для переезда в Японию. Кроме того, согласно исследований г-на Токицу, Фунакоси не обучался в Сихан Гакко в то время, когда там преподавались ката Пинан, и привел любопытный факт о том, что г-н Кенва Мабуни исправлял Пинаны г-на Хиронори Оцука, которые тот получил от Фунакоси.

 

Изображение

 

Мастер Мицусуке Харада рассказывал мне, что в его бытность, когда он жил в Бразилии в 1950-х гг., он был знаком с одним из окинавских экспатриантом, который практиковал стиль Сёрин-рю. Разговаривая с ним, мастер Харада был немного удивлен услышав, что он обращается к Гитин Фунакоси, как «Фунакоси-сан», а не как «Фунакоси-сенсей». Мастер Харада показал ему свое любимое ката - Эмпи (которое он демонстрировал, когда получал 1 дан у мастера Фунакоси). Окинавец вслух ничего не сказал, но было видно по его реакции, что в демонстрации Харадой Эмпи что-то не то. Позже, один из старых окинавских мастеров, человек 70-летнего возраста, сказал, что в ката Эмпи Фунакоси есть несколько ошибок - это не истинная передача ката от сенсея Итосу.

 

Трудно здесь сделать какие-то определенные выводы. Если Эмпи мастера Фунакоси отличается, то это может быть либо потому, что он возможно недостаточно хорошо знал версию Итосу, либо сделал свои собственные изменения ката, или вообще, изучал это ката у другого мастера.

 

При изучении истории каратэ, часто встречается противоречивая информация. Например, мастер Фунакоси писал, что для изучения трех Найханти он затратил более 10 лет. Однако, почему тогда на демонстрации в Кодокан он попросил продемонстрировать их г-ну Гима? Возможно были просто какие-то объективные обстоятельства, поэтому это ничего не значит. Я думаю, что мастер Фунакоси прекрасно знал все три Найханти (базовые ката у Итосу), Кусанку (его любимое ката) и вероятно еще и Пассай, который тогда широко практиковался по всей Окинаве.

 

Изображение

 

Я не могу оценить глубину его знаний других ката, но в любом случае, если бы он для своих методов сконцентрировался только на 5 или 6 ката, в этом не было бы ничего особенного для окинавских мастеров того времени. Вполне вероятно, что он мог изучать другие ката, чтобы пополнить свои знания. И если при этом, некоторые из них были изучены недостаточно хорошо, то это только говорит о сложности изучения ката в то время.

 

Еще один момент, который необходимо учитывать: в те времена, ката не были стандартизированы, как теперь. Каждый мастер был волен создавать свои собственные интерпретации и, фактически, благодаря этому теперь существует многочисленные версии одних и тех же ката. В редких случаях, если они вообще имеются, можно говорить, что до нашего времени сохранились оригинальные формы ката.

 

Главным образом, мастер Фунакоси предпочитал ортодоксальные формы ката, но, тем не менее, внес в них кое-какие незначительные изменения, часто при попытке стандартизировать свои методы. Например, в ката Пинан-2, четыре сюто-уке, изначально, выполнялись на более низком уровне. Мастер Фунакоси изменил их на блоки среднего уровня, а также сделал аналогичное изменение в Пассай для трех последовательных сюто-уке.

 

 

Глядя на старые фотографии и видео - техника мастера Фунакоси никоим образом не отличалась от его современников, кроме того, мы не должны забывать, что он был одним из ведущих мастеров каратэ в Окинаве.



  • yamidako, Hapkido Lab., Samuke и еще 1 это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
22 23 2425262728
2930     

Поиск по блогу