Перейти к содержимому






Фотография

Понятие «дан»

Написано clover , 15 Декабрь 2016 · 898 Просмотров

Изображение

 

Кендзи Токицу

 

(перевод clover)

 

В японских БИ система данов начала первоначально использоваться в дзюдо, а затем и другие виды БИ ввели у себя систему данов, чтобы обозначать степени мастерства. Ранее 19 века, «даны» изредка использовалось только в некоторых школах кен-дзюцу. С увеличением популярности БИ, термин «дан» стал сегодня почти международным.

 

Я думаю, что необходимо уточнить смысл этого термина, чтобы не использовать его в приблизительном значении или в ситуации, которая не соответствует понятию «дан».

 

Этот термин первоначально не был связан с БИ. Он истари традиционно применялся в Японии для обозначения определенной степени (размера\величины\объема) в различных сферах деятельности. Например, есть сведения, что в игре го, понятие «дан» используется уже с 17 века. В современной Японии, система степеней - «дан» применяется, например, также в искусстве каллиграфии (shodo), в игре сёги (shogi), и даже в среде математиков.

 

По японской традиции, «дан» также отражал прогресс на пути изучения какого-либо искусства, которому посвящалась вся жизнь. Т.е. «даны» отмечали, так сказать, вехи на жизненном пути ученика. Поэтому, к 19 веку, когда сформировалось понятие «Будо», а дзюдо еще не возникло, понятие «дан» уже существовало в значении: отражения определенных периодов времени, которые необходимы человеку для повышения его уровня мастерства в чем-либо. Т.о., согласно Будо, «даны» - это отражение определенных уровней мастерства человека на пути БИ в течение его жизни, т.е. «эпохи», которые отмечаются данами* (* как и эпохи правления различных императоров на протяжении истории Японии).

 

Поэтому необходимо еще раз отметить, что происхождение понятия «дан» никак не связано с БИ, и уж тем более - никак со спортом. Оно происходит из культурного наследия японцев, при этом, эта традиция и смысл прежнего* (т.е. не только в БИ) понятия «дан» до сих продолжает существовать в современной Японии.

 

Ханси – ренси, и иже с ними...

 

(перевод clover)

 

отрывок изДан Дюрдевич

 

Shihan (師範)

 

Сихан это не совсем звание, это не официальное лицо, уполномоченное представлять свою организацию. Сихан буквально означает «быть моделью», т.е. его формальное значение - «сенсей», «инструктор», «учитель». Т.о., любое лицо, которое преподает каратэ, или какое-то иное боевое, либо небоевое искусство, может считаться «сиханом». Чаще всего сиханами называют старших инструкторов или учителей. Однако, если какое-либо лицо, имеет нидан или сандан в возрасте до 30 лет, оно обычно не рассматривается как сихан, даже, если оно является главным инструктором в своем додзе или клубе. Тем не менее, т.к. «сихан» это не официальное завание, оно не имеет требований для возраста или ранга.

 

Исключением из вышеуказанного является звание «Shuseki Shihan». Shuseki означает «высший ранг», т.е. это означает «главный инструктор в организации». Но это звание используется только в отдельных организациях, например, в JKA, JKS, ISKF и т.д, поскольку они имеют разные ранги у старших инструкторов. Но, если какое-либо лицо является единственным инструктором в своей организации, то оно не может считаться Shuseki Shihan, даже если оно является высшим инструктором.

 

Hanshi (範士)
Kyoshi (教士)
Renshi (錬士)
Kancho (館長)

 

Ханси, кёси и ренси – все это официальные звания, т.е. это лица, официально представляющие свою организацию. Во многих организациях каратэ, таких, как - JKA, ISKF, JKS, IJKA и WJKA эти звания не используются. А, например, в организации «Zen Nihon Karatedo Renmei (Japan Karate Federation or JKF)» эти звания есть. Эта организация является объединяющей, и ее членами являются сётокан, сито-рю, годзю-рю и вадо-рю.

 

История этих званий восходит к 1895 году, когда была создана организация боевых искусств «Dai Nihon Butokukai». Организация должна была способствовать развитию и сохранению различных БИ, таких как, кендо, дзюдо, дзю-дзюцу, кюдо и т.д.. Однако эта организация была ликвидирована оккупационными силами (GQ) в 1945 году. Однако, в 1957 году, она была вновь создана, но уже не как оригинальный Dai Nihon Butokukai, хотя организаторы, ее создавшие, вероятно хотели бы, чтобы она рассматривалась, как «наследница» прежнего, довоенного Dai Nihon Butokukai, который имел весьма почетную репутацию, и имел статус правительственной организации Японии. Нынешняя организация уже не столь широко известна, не имеет большого членского состава, поскольку она является частной организации без каких-либо регалий со стороны правительства.

 

Тем не менее, согласно современного Dai Nihon Butokukai и JKF иерархия начинается с ренси и заканчивается ханси, который является самым высоким. Есть еще «кёси» - звание среднего ранга, но исходя из требований к нему, можно только удивляться откуда столько сейчас званий кёси среди инструкторов.

 

Пример - требования в JKF:

 

Hanshi: не менее 8 дана, со стажем в этом дане не менее 2 лет; возраст – старше 60.
Kyoshi: не менее 6 дана, со стажем в этом дане не менее 2 лет; возраст – старше 50.
Renshi: не менее 5 дана, со стажем в этом дане не менее 1 года; возраст – старше 40.

 

Kancho (館長)

 

Если вы знаете, что значит «Сёто»+«кан», то тоже самое и здесь. «Kan» - «додзе». Т.о. «kan-cho» - это «глава» или «руководитель» (иногда «президент») додзе. Любопытно в этом отношении, что мастер Канадзава именует себя «kancho». Интересно, этим званием он заявляет, что он является главой додзе «Сётокан»?* (* «Сётокан» является официальным именем хонбу-додзе Nihon Karate-Do Shotokai). Это немного тайнственно, поскольку в названии его организации (Kokusai Shotokan Karatedo Renmei) нет ничего, кроме «Сётокан», чтобы заканчивалось бы на «кан».

 

Sokе (宗家)

 

Я знаю, что в США есть множество мастеров, которые именуют себя «соке». Это нелегитимно, и забавно, исходя из значения этого слова. «Соке» - это не «создатель стиля», а «глава семьи (клана), в которой передается какое-либо искусство, как семейная традиция» (ярким примером яв-ся Огасавара-рю). Таких «внутрисемейных стилей» немало в японских БИ, особенно в кендзюцу, однако, наследное звание «соке» не связано исключительно с БИ, оно есть, например, в искусстве чайной церемонии (садо), искусстве цветочной композиции (kado), в искусстве театра и танцах (кабуки, но и т.д.), японской музыке и инструментах (сякухати, кото, и т.д.). Обычно, семейный стиль передается только внутри одной семьи (клана), хотя, конечно, бывают и исключения. Вот почему мне смешно, когда я вижу какого-либо американца, заявляющего, что он «соке». Это означает, что он должен быть членом какой-то японской семьи, в которой он унаследовал по старшинству, передаваемый в семье стиль. Хотя, есть одна, маловероятная возможность, если бы какой-либо японский мастер – глава в семейном стиле - решил бы, что какой-то американец так хорош, что ему можно «отдать» свой семейный стиль. Во всяком случае, если вы встречаете какого-либо не-японца в ранге «соке», то не проведитесь на его звании слишком легко.

 

Эволюция ранговой системы в каратэ
Перечень титулов и званий в японских БИ






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
2930     

Поиск по блогу