Перейти к содержимому






Фотография

Кагами Бираки – ритуалы Нового года в додзё

Написано clover , 19 Декабрь 2016 · 3 075 Просмотров

Кагами Бираки – ритуалы Нового года в додзё

(Сенсей Харада (с колотушкой в руках) на Кагами Бираки в додзё «Сётокан» Карате-до Сётокай)

 

Kagami Biraki: Renewing the Spirit
By Christopher Caile

 

(перевод clover)

 

«Кагами Бираки» (буквально означает «Открытие зеркала» или «Церемония разбивания риса») является старинным японским праздником, который проводится во многих школах традиционных БИ (додзе) обычно во вторую субботу или воскресенье января, т.е. на выходных, чтобы все ученики имели возможность присутствовать на нем. Официальным днем «Кагами Бираки» является 11 января, но в традиционных додзё обычно этот праздник проводится в день, наиболее подходящий для большинства учеников.

 

Праздник является старой традицией, восходящей к 15 в. Но в традиционных школах БИ он стал отмечаться только с 1884 г., когда Дзигоро Кано ввел обычай его проведения в своем хомбу-додзе «Кодокан». Достоверно известно, что Сокаку Такеда (Дайто-рю) участвовал в праздновании Кагами Бираки в 1936 г., но традиция отмечания этого праздника в его школе началась гораздо раньше. Позднее и другие японские БИ, такие как айкидо, каратэ и дзюдзюцу и пр. стали проводить этот праздник, который стал считаться официальным днем открытия нового сезона.

 

Старинные ритуалы Кагами Бираки сохранились в Японии и в наши дни. Этот праздник знаменует собой проводы старого года и встречу нового, поэтому он является самым длинным японским праздником в году. В современное время он стал еще длиннее - теперь его начинают отмечать уже со дня рождества. Пользуясь длительной передышкой в году японцы не только встречаются и радуются отдыху, но и много путешествуют.

 

Кагами Бираки в Японии считается официальным государственным праздником. Это время отводится для общения семьи и возвращения к традиционным истокам. Возносятся молитвы и приносятся жертвы в синтоистских и буддийских храмах. Люди облачаются в старинные кимоно, едят ритуальные блюда и играют в традиционные игры (например, ханэцуки — игра в волан, сугороку — настольная игра в кости с передвижными фишками, ута-гарута — новогодние карты со стихами хякунин иссю, запускание воздушных змеев и волчков). Это также время, когда главам семейств позволительно дать себе отдохнуть, провести больше времени с членами семьи, насладиться с ними праздными разговорами, поиграть в игры, а в нашу более современную эпоху – и просто расслабиться перед телевизором. Это также время для поздравительных звонков своему начальству, коллегам, а также важным клиентам. Официально праздник завершается к концу первой недели нового года, но неофициально он продолжает и далее отмечаться в кругу друзей и коллег. Первоначально Кагами Бираки отмечался 20 января, но из-за смерти третьего сёгуна Иэмицу 20 января 1651 г., сёгунат Токугава принял решение о переносе даты его празднования на 11 января. Однако, некоторые районы Японии до сих пор придерживаются старой даты – 20 января.

 

В большинстве традиционных додзе празднование Кагами Бираки начинается с церемониальной уборки. В качестве проводов старого года в додзе производятся ремонт, уборка помещений, мытье окон и зеркал, подметание перед входом в здание додзе и пр. Потом проводят церемонию «Очищения». Для этого в тренеровочном зале разбрасывается соль, которая символизирует чистоту помыслов и целей адептов школы. (Хараи - акт ритуального очищения или состояние ритуальной чистоты, одно из основных понятий в практике синто. Хараи удаляет внешнюю и внутреннюю скверну человека и тем самым позволяет ему прибегнуть к помощиками.) Затем соль выметается церемониальными вениками из сосновых веток. Ритуал разбрасывания соли можно увидеть до сих пор на турнирах сумо. Разбрасывание соли также подразумевает изгнание злых ками, которые могут вредить, например, «отнимать победу».

 

После уборки и «духовной очистки» помещений переходят к их украшению, включая вход с улицы. Вход в дом украшается традиционными новогодними украшениями (кадомацу), сделанных обычно из обрубков стволов бамбука, сосновых веток и рисовой соломы. Все эти украшения в древности имели большой символизм, но большинство современных японцев относятся к ним, как к просто праздничным украшениям.

 

В «красном уголке» (камидана) додзе размещается подношение в виде двух толстых рисовых лепешек «Кагами моти», украшенных обычно мандарином. Форма Кагами моти подразумевает зеркала, которые в древности изготавливали из полированных металлических дисков. Кагами моти символизируют здоровье и удачу. Последующая церемония «Кагами бираки» - разламывания этих лепешек (или «разбития») - означает «разбивание» зеркал-удачи на кусочки для потребления. Т.е. кусочки Кагами моти после «разбивания» съедаются участниками церемонии, например, часто с супом из красной фасоли-адзуки. В наше время эти рисовые лепешки нередко имеют спецальное консервирующее их покрытие, потому что современные додзе хорошо отапливаются и Кагами моти могут быстро испортиться. Консервирующее покрытие предохраняет рис от образования плесени и растрескивания из-за чрезмерного тепла и сухости. Ранее, из-за невозможности сохранить Кагами моти в свежести многие додзе отказывались от украшения ими зала.

 

Традиционно Кагами моти кладутся еще в старом году, а съедаются уже в новом. На 1 января обычно совершается еще и подношение (в виде чашки Маття у колодцев и родников) для водяного ками (Мицу-но-ками – божество родников, ручьев и пр. источников питьевых и поливочных вод).

 

11 января также принято почитать домашних животных (моти часто особые – в форме животных) и отдельно – ворон. В старину подношения Кагами моти в семейном камидана делались не только для домашних животных, но даже для сельхозорудий.

 

15 января, которое называют «Маленький новый год», также отмечается семейным застольем со своим ритуалом. Кагами моти не «разбивают», а стараются растянуть палочками для еды как можно больше, поскольку считается, что чем сильнее растянуть моти, тем дольше будет длиться жизнь.

 

Изображение

 

Празднично украшенная камидана: наверху по центру миниатюрный храм, по бокам – сосновые ветки в вазах. Внизу слева – Кагами моти. В середине – копия самурайского шлема. Справа - бочонок церемониального сакэ - еще одного символа праздника.

 

Другими украшениями, которые называются «Кадомацу», являются стволы бамбука (символ прямоты и роста), ветки сливы (символ силы воли) и ветки сосны (от деревьев из горной местности, которые являются символами здоровья и долголетия). Ветвями сосны также украшается вход в додзе с улицы (например, на дверях). Они ставятся в вазочки с обеих сторон камидана, на котором также устанавливается деревянный макет миниатюрного синтоистского храма (обычно на самой верхней полке). Ветви сосны являются единственным украшением, которое не удаляется после окончания Кагами Бираки.

 

Еще одним традиционным украшением Кагами Бираки является «Симэнава» - канат, скрученный из рисовой соломы. Он часто вешается на входной двери или воротах в додзе. Симэнава символизирует удачу. В старину считалось, что он помогает отпугивать злых духов.

 

Для современных практиков боевых искусств празднование Кагами Бираки уже не имеет былого религиозного значения. Это превратилось просто в дань уважения одной из давних самурайских традиций, которая укрепляет командный дух, сплачивает общие усилия, подтверждает стремление к общей цели, например, совершенствованию в БИ.

 

В нашем хомбу (главном) додзе «World Seido Karate» на празднование Кагами Бираки с раннего утра собираются сотни учеников, так что из-за тесноты становится невозможным провести полноценную тренировку.Поэтому ее участники, встречая новый год, в основном, «обмениваются духом», например, много отжимаются, демонстрируют свой «киай» и многократно повторяют технику. Все так демонстрируют свои усилия, что кимоно пропитываются потом насквозь. Перед собравшимися зачитывается поздравление от нашего основателя, кайтё Накамура Тадаси, потом следуют короткие выступления глав прочих додзе. Праздник заканчивается небольшим застольем с прохладительными напитками (которое является символической имитацией «разбиения» Кагами моти с поеданием их). После этого проводится еще заседание всех учителей и глав представительств.

 

В других школах празднование Кагами Бираки проводится по-своему. Например, Эрни Эстрада, главный инструктор Okinawan Shorin-ryu Karate-do, рассказывал, что у них Кагами Бираки отмечается, как специальная «двугодичная» тренировка. Она представляет собою десяти-двенадцатичасовую интенсивную тренировку. Такая экстраординарная по длительности и изнурительности тренировка символически ознаменует переход от старого года к новому. Джордж Донахью, ученик покойного Кисаба Тёкэи и Синдзато Кацухико, бывший глава додзе Мацубаяси-рю «Kishaba Juku» Нью-Йорка, рассказывал, что в их хомбу-додзе в Японии Кагами Бараки начается ранним утром с ритуала дзадзэн (сидячая медитация), после чего начинался прием важных лиц, состоящих из спонсоров, бывших учеников, местных официальных лиц и т.д. Вечером проводилась чрезвычайно интенсивная тренировка, после которой следовало официальное застолье, на котором присутствовали члены додзе и почетные гости. После 3-4 часа речей, здравиц, еды и питья, проводится демонстрация ката. Для учеников, которые проживают не в Японии, Кагами Бираки является единственной возможностью в году, чтобы получить повышение.

 

В былые времена Кагами Бираки также являлся датой внесения платы учителю за обучение. При этом сама процедура внесения платы имела свой ритуал. Ученики анонимно передавали своим учителям деньги или различные ценные подарки. Деньги вкладывались в неподписанные конверты, которые затем по возможности незаметно клались в общую кучу подношений для учителя. Учитель не знал кто и сколько ему заплатил. Такой метод позволял исключить появление у учителя «любимчиков», т.е. людей, к которым бы он несправедливо благоволил только из-за того, что те могли платить ему большие суммы. Многие учителя по-прежнему преподают вообще бесплатно.

 

Истоки происхождения ритуалов нового года в Японии

 

Ритуалы японского нового года уходят своими корнями в древние верования китайских крестьян. По их представлениям обильность урожая зависела от уравновешенного и благостного состояния людей, которые его выращивали. Поэтому важное значение придавалось дружеским взаимоотношениям между членами семьи, а также поддержанию связей с прочей родней, что вместе - способствовало процветанию рода. Т.о., празднование нового года посвящалось не только «намаливанию» предстоящего хорошего урожая, но и помогало поддерживать родственные связи.

 

Попав из Китая в Японию праздник нового года далее «оброс» японскими синтоистскими ритуалами, в которых главным объектом для поклонения, в основном, было божество Тосигами, которых люди старались зазвать в свой дом на новый год угощениями. Считалось что если Тосигами посетит их дом, то урожайность «Пяти зерен» (рис, пшеница, ячмень, бобы и просо) будет гарантирована.

 

Toси-гами (Toshitoku, Тoshitoku-san, Toshitoku-sama, Wakadoshi-san, Shoogatsu-san (окинавск. Soo-gwachi), Toshi-ji-san, О-Тoshi-sama и т.д. Его самый старинный (6 в.) «персональный» храм - Toshitoku Jinja – находится у города Иваки, преф. Фукусима) – божество, «заведующее» удачей в новом году. Образ Тоситокудзин пришел в Японию из Китая и связан он с философской теорией об Инь и Ян (яп. Onmyōdō). Отсюда «двоякость» его образа: он может представляться женщиной-божеством нового года «Тэннон» или в виде пухлого усатого пожилого мужчины, который приходит с гор, чтобы благословить детей.

 

Кроме того, чтобы привлечь Тосигами в свой дом люди проводили генеральные уборки домов, а затем еще и украшали их. Они возносили призывные молитвы Тосигами, а также ходили в храм звонить в колокол, чтобы очистить дом от злых духов, поселившихся в них. В главный день нового года все семьи отправлялись посетить местные святыни, в которых проводились ритуальные церемонии, посвященные Тосигами. Не смотря на то, что первоначальный смысл большинства этих синтоистских ритуалов уже давно забыт, многие из них по-прежнему проводятся, как старые традиции празднования нового года.

 

Символ «Зеркало» (наряду с мечом и драгоценностями из яшмы), который является центральным элементом праздника Кагами Бираки, происходит из мифа о происхождении Японии. К 15 в. в синтоизме священные зеркало и меч стали символами добродетели, которым весь японский народ должен поклоняться. Кроме того, они также символизируют возникновение, легитимность и авторитет императорской власти, а также установления им феодальной системы, в которой сословие самураев стало привелигированным.

 

Зеркало отражает все подряд, не выбирая хорошие предметы, ни отрицая плохих, поэтому оно считается у японцев образцом беспристрастности (объективности), на котором основывается главный принцип познания мира. Зеркало также является у японцев символом богини-солнца.

 

Меч – это очень древний объект для поклонения у японцев. Он символизировал психологические качества у представителей самурайского сословия. Также он был символом целей и судьбы самураев. Почитание мечей дошло до таких высот, что со временем их стали наделять собственными характерами по аналогии с божественными существами (ками). Право ношения меча (и других видов оружия) было одной из наиболее важных привилегий самураев, которое подчеркивало их высокий социальный статус. Крепкий, острый и смертоносный меч представлялся символом мудрости и власти. Однако, вместе с тем, меч также связывался с таким понятием, как милосердие.

 

Пара - зеркало и меч - по восточным представлениям также символизирует взаимодействие двух видов энергий - инь и ян. Из взаимодействия этих видов энергии рождаются все виды форм материи во вселенной (подробнее - здесь). В социальной среде взаимодействие инь и ян представлялось в виде императора, как наместника божеств на земле, и сословия самураев, которые «обслуживали» его.

 

Праздник «Кагами Бираки» в самурайском сословии

 

Как уже говорилось ранее, возникновение праздника Кагами Бираки восходит примерно к 15 в. Из праздника крестьянского сословия, под «облагораживающим» влиянием идей синтоизма, Кагами Бираки постепенно превратился в один из главных праздников также и самурайского сословия. Кагами Бираки не считается ни официальным религиозным синтоистским храмовым праздником, ни дворцовым императорским. Т.е. он относится к народным праздникам - «nenchu gyoji», как старинная народная традиция, связанная с сельским хозяйством.

 

Самураи дополнили этот праздник своими традициями. В канун нового года ритуальные рисовые лепешки «Кагами моти» ставились перед оружием и доспехами в качестве подношения божествам. Перед этим производился осмотр, ремонт, чистка оружия и доспехов. Эта традиция в некоторых японских семьях (а также традиционных школах БИ) сохраняется до сих пор. Кроме того, в семейные (или школьные) камидана помещаются мечи или шлемы – настоящие либо их имитации – перед которыми воскуриваются благовонные палочки.

 

Пока мужчины-самураи начищали свое оружие женщины-самураи готовили Кагами моти, которые предназначались не только для семейного камидана, но и для подношения божествам в семейном синтоистском святилище. На Кагами Бираки главным ритуальным предметом, которое устанавливалось перед храмом, являлось небольшое круглое зеркальце, изготовленное из полированного серебра, железа, бронзы или никеля. Оно посвящалось богине-солнца – Аматэрасу. Кроме того, считалось с помощью этого зеркальца можно «пообщаться» с духами усопших предков. Это верование было настолько сильным, что некоторые люди после смерти какого-либо любимого члена семьи носили маленькое металлическое зеркальце около лица, чтобы иметь возможность «вдыхать» их дух. Зеркальце заворачивали в шелк и клали в коробочку, на которой писалось имя предка, а потом носили на шее. Эти коробочки с зеркалами были такими почитаемыми предметами, что их даже никогда не позволялось класть на пол. В противном случае это считалось тяжким преступлением, которое подлежало суровой каре.

 

Кагами моти использовались двояко: как подношение - в знак благодарности ками в надежде получить божественное благословение, а также как «угощение» для духов (героев) усопших членов семьи. Считалось, что такое «угощение» будет способствовать тому, что души усопших членов семьи не покинут семейного храма.

 

В Японии зеркало также считается образом совести, поэтому люди считают крайне важным, чтобы поверхность зеркал сохранялась в блистательной чистоте, чтобы грязь не дисгармонировала с чистотой помыслов смотрящих в них. По той же причине чистка оружия и доспехов (полировка зеркала) у самураев на Кагами Бираки стала ритуалом, отражающим чистоту помыслов и подтверждения лояльности своему господину и долгу самурайского пути в предстоящем году. Поэтому праздник Кагами Бираки также известен под именем «День оружия».

 

«День оружия» сохраняется до сих пор. На Кагами Бираки во многих додзе каратэ, дзюдюцу, айкидо и др. видов БИ проводится генеральная уборка помещений, ремонтируется тренеровочное оборудование и амуниция, чистится оружие, а также проводится «самоотверженная» тренировка, призванная подтвердить лояльность адептов школы своему учителю, приверженности боевому пути и стремлению к чистоте помыслов и целей.

 

В камидана додзе помещаются Кагами моти (часто украшенные знаками кланов или школ БИ), как символы зеркала. Эти лепешки в ходе последующего ритуала «разбиваются» («открытие зеркала»), а затем в ходе ритуального «застолья» съедаются его участниками «на счастье».

 

Ритуал «разбивания Кагами моти» на Кагами Бираки связан с легендой о богине-солнце Аматэрасу. Зеркалом богиню-солнце Аматэрасу выманили из пещеры (где она спряталась от своего брата-психотапа Сусаноо, из-за чего весь мир погрузился во тьму). Т.о., «разбивание» рисовой лепешки (зеркало) каждый год символизирует возвращение солнца, а с ними возрождение природы и новых жизненных сил.

 

 

Совместное поедание Кагами моти считается актом укрепления духовной общности. Кроме того, это действо имеет и сакральный смысл. Считалось, что поедание лепешек не только символизирует «впитывание» духа своих умерших предков, но и поглощение духа Тосигами (а также богини-солнца Аматэрасу), которые являются главными божествами праздника нового года. В древности совместное поедание Кагами моти также символизировало обновление природы, а вместе с этим и начало нового сельскохозяйственного сезона. Поэтому все возносили молитвы за новый урожай, просили счастья, мира и удачи в новом году. Т.о., празднование нового года связывалось у людей с рождением новых надежд, возможностью что-либо начать сначала и прочими планами изменения своей жизни к лучшему.

 

Кагами моти также служили целям укрепления социальных связей. Они приносились в подарок членам семьи или коллегам из клана. Кроме того, совместное изготовление теста для новогодних рисовых лепешек также служило целям укрепления связей между людьми.

 

Одним из ритуалов Кагами Бираки также является «Разбивание первой бочки с сакэ в новом году», который также часто проводится на церемониях официальных приемов и свадеб.

 

7 января является традиционным днем «Укрепления тела». В этот день проводятся ритуалы поедания Кагами моти с добавлением в них различных лечебных трав, которые, как считается, способны уберечь тело в новом году от множества заболеваний. Кроме того, в этот день часто проводятся «первые чайные церемонии в новом году» употребления «маття». Кратко говоря, чайная церемония призвана очистить ум, дать ему отдых от бренных дел и наполнить его новой силой для предстоящих. Т.о., на Кагами Бираки люди стараются очистить и укрепить свой организм на предстоящий год.

 

Вообще, в Японии новогодний праздник является самым «насыщенным» различными церемониальными ритуалами поглощения питья и еды по сравнению с другими праздниками года. На новогодние праздники в Японии традиционный стол серверуется особенно большим количеством блюд именно из риса. Крестьяне думали, что запах рисовых блюд (его называли «дыханием земли») привлечет Тосигами, который потом «в благодарность» будут способствовать лучшему урожаю.

 

Известно, что использование японцами рисовых лепешек и чая-маття в качестве церемониальных подношений началось еще со времен раннего средневековья. В «Хрониках Фудоки» (Записки древности. Географическое описание древних провинций) рассказывается, как крестьяне одной из деревень, собрав хороший урожай, разбогатели, обленились, начали пить сакэ и развлекаться. Однажды во время соревнования по стрельбе из лука они сделали из рисовой лепешки моти мишень… Оскорбленная душа риса не выдержала такого святотатства, превратилась в белую птицу и улетела. После этого рисовые поля пришли в запустения, а люди погибли. Так они были наказаны за пренебрежительное отношение к своему продукту питания.

 

Для самураев рис имел также большое символическое значение. Они получали рис в качестве «зарплаты» от своего господина, либо в виде «платы» от крестьян за услуги по защите их деревень и земель. Т.о., большое поклонение рису является еще и результатом того, что основная масса расчетов в феодальном японском обществе производилась не в деньгах, а именно рисом. (В конце старого года производились расчеты с наемными работниками, в новом году – нанимались новые – «degawari»)

 

О-сёгацу



  • Hattori и Samuke это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324 25 262728
2930     

Поиск по блогу