Перейти к содержимому






Фотография

Кратчайшая история развития каратэ в Латвии - 2.

Написано Итагаки , 14 Февраль 2022 · 1 576 Просмотров

Не лишне будет сказать, что кроме Травина и Шестакова, тренирующих свои группы, в Латвии существовало множество других "сэнсеев", почерпнувших свои знания неизвестно где,но не желающих смириться со своими вторыми ролями. Почему они оказались на вторых ролях? Во-первых, контакты с Центральной Школой Каратэ заключили не они. Во-вторых, для того, чтобы быть в курсе событий, касающихся развития "советского" (то есть разрешённого каратэ), этим неформальным лидерам необходимо было наладить связь и взаимодействие с официальными представителями ЦШК (Центральной Школы Каратэ, то есть Сэн Э), что бы по этому поводу они не думали. Для того, чтобы выставить своих спортсменов, а также делегировать своих судей на официальный Чемпионат Республики, всем этим специалистам было необходимо пройти все собеседования и проверки, зарегистрировать свои группы и направление на самом высоком уровне. А поскольку Курченко и Травин имели некоторый вес в Спорткомитете ЛССР, то они использовали это положение для проведения в жизнь своих инициатив. Используя свой приоритет в методике и преподавании, Травин и Шестаков (Шестаков всегда сторонился "политики" и предпочитал заниматься чистым спортом) подготовили не только хороших спортсменов, но и судейский корпус, организаторами национальных Чемпионатов республики тоже были представители Сэн Э, ещё и поэтому в состав сборной Латвии тогда входили бойцы этой школы, представители СКА и "Динамо".
Сейчас уже трудно объективно оценить уровень спортивного каратэ, который демонстрировали участники как Сэн Э, так и "оппозиции". У подавляющего большинства "оппозиционеров" были весьма размытые представления о критериях спортивного каратэ, впрочем, как и у самих представителей Сэн Э, и спортивных судей. Новый вид спорта проходил стадию становления, во время которой неизбежны метания из одной крайности в другую. Мне посчастливилось тогда быть зрителем многих таких Чемпионатов, некоторое представление о судействе я тогда уже имел. А именно сам работал судьёй на соревнованиях по дзюдо клубного и городского уровня. Конечно, соревнования по дзюдо и по каратэ имеют множество различий, но основную логику я уже способен был просчитать. Так вот мне было абсолютно непонятно почему за аналогичные действия одному спортсмену давали оценку, другому ничего не засчитывали, а третьего наказывали. К сожалению, судейская необъективность - явление неискоренимое, но в каратэ "бесконтактном" этот факт особенно досаден.
Ещё одна маленькая история будет касаться именно спортивных соревнований. Уже не вспомнить, когда это случилось, либо поздней осенью, либо ранней весной - прибалтийская погода очень капризна. Я тогда тренировался в младшей группе, после нас приходили старшие ученики. Чтобы было понятно - мы сдали экзамен на право ношения каратэги, а старшая группа с гордостью носила эмблемы школы на груди и поясе! Условно это случилось либо осенью 1980-го, либо весной (зимой?) 1981-го. Нелишне будет рассказать про этикет в додзё. Когда тренировка проходила в зале, рекомендовалось явиться заблаговременно, переодеться и войти в зал, встать у стены и самостоятельно разминаться. В это же время в зале находился кто-то из сэмпаев (помощников инструктора), который располагался у фронтальной зеркальной стены и был занят тем, что шлифовал свою технику. Обычно сэмпай выполнял какой-либо формальный комплекс (ката), или нарабатывал спарринговую связку. Смотреть на это категорически запрещалось, если сэмпай замечал чей-то заинтересованный взгляд, то нарушитель наказывался десятками отжиманий. В центре зала не должно было быть никого. Нам говорили, что если кто-то выходил в центр зала, то это приравнивалось к вызову на поединок любого желающего из группы, в первую очередь инструктора (сэнсея) или его помощников (сэмпаев). Естественно, не допускалось никаких разговоров. Виновников либо заставляли отжиматься, либо ставили в стойку всадника и "пробивали пресс", то есть наносили удар рукой или ногой в живот. Такие удары могли прилететь и совершенно неожиданно, когда ты совершил оплошность, а сэмпай или сэнсей оказался рядом и это заметил. Если кто-то опаздывал, а тренировка уже началась, то следовало сесть в позицию "сэйдза"(на колени и пятки) у входа и ждать, когда сэмпай или сэнсей обратит на тебя внимание. Обычно опоздавших заставляли отжиматься и разрешали встать в строй. Они обязаны были убегать в самый конец огибая строй слава или справа - через центр бежать строго запрещалось. В обычном зале, рассчитанном на баскетбольную или волейбольную площадку, размещалось больше ста человек, поэтому большую часть занятий мы стояли в стойке всадника (киба-дачи) и отрабатывали атаки и защиты руками на месте. Группа тогда делилась пополам и ряды разворачивали лицом друг к другу. Так же, навстречу друг другу отрабатывалась и техника в движении. В начале тренировки проводилась перекличка, во время которой сэмпай отмечал прибывших и отсутствующих. Если в течении месяца кто-либо пропускал три или более тренировки без уважительной причины (не мог предоставить официальную справку), то его отчисляли. Заболевшие были обязаны приходить в зал и сидеть на специально отведённых для этого местах, наблюдая за процессом. Когда называли твою фамилию, следовало громко крикнуть "Рэй!". В конце переклички, во время которой все сидели в "сэйдза", выполнялись поклоны Сэн Э, Учителю (или сэмпаю, если сэнсей отсутствовал) и залу, звучала команда "Татэ!", после которой все вскакивали на ноги с громким выкриком!
Так вот, когда наша тренировка уже завершилась, нас из зала не выпустили, а соединили со старшей группой. всем нам было сказано, что скоро состоится чемпионат Латвии и что на наши группы выделено шесть билетов - 4 на первый день и 2 на финал. Общее количество двух групп превышало 200 человек и для справедливого выбора нам предложили "держать пресс", а билеты получат те шесть человек, которые продержатся дольше остальных. Это статическое упражнение заключалось в фиксации вытянутых ног и отклонённого корпуса под общим прямым углом. Нельзя было касаться пятками пола, сгибать колени, или ложиться на спину. По команде мы все уселись на пол и приняли нужную позицию. Около 10-ти сэмпаев прочёсывали зал и поднимали тех, кто выполнял эти условия не должным образом. Прошло 15 минут, из двух сотен на полу осталось человек 50. ещё через 15 минут их было уже 10. Сэмпаи за ноги стащили всех на центр зала, время шло... Последние двое, билеты на финал которым были уже гарантированны, переглянулись, кивнули друг другу и опустили ноги одновременно на исходе 45-й минуты! Мы расходились по домам согнувшись в три погибели - мышцы живота скрутила судорога и болели они после этого ещё очень долго. Хоть билетов тогда мне и не досталось, но я одержал небольшую победу над самим собой, выйдя из первой сотни!



  • Sancho это нравится



Текст - очень хорошая иллюстрация к тому, что произошло с ТБИ на постсоветском пространстве. Попробовал бы кто сейчас собрать группу больше 2-3 человек на таких условиях. Парадокс - занятия ТБИ ограничивали для советских граждан, но и востребованы они были у советских граждан, воспитанных в определённой системе ценностей. Как только трансляция этой системы ценностей прекратилась, предсказуемо сдулся и бум на ТБИ. То, ради чего тогда из кожи вон лезли, сейчас валяется под ногами и даром никому не нужно. :)