Поскольку я лет так 50 занимаюсь звукозаписью, а лет 30 цифровым звуком- профессионально, возможны некоторые непонятки. Если чего не понятно - обращайтесь.
А почему бы и не завести? Мнения, что винил лучше, чем MP3, придерживаются многие. И про впаривание (именно с пластинками) не совсем понятно. Есть вполне бюджетные проигрыватели, для того, чтобы слушать MP3 тоже "самолёты" по цене есть. Сами носители стоят не особо дорого, а там, где эти тренды конкурируют MP3 тоже не бесплатно.
Ну, а почему-бы и нет? Не вопрос, давайте поговорим.
Итак, в чем основное достоинство цифрового звука. Он допускает сколь угодно многократное копирование материала без потери качества. В отличие от магнитной ленты, которая имеет свойства размагничиваться, осыпаться, рваться, стареть и т.д. Кроме того, при каждой перезаписи в аналоговом виде копия, вне зависимости от уровня аппаратуры имеет худшие характеристики, чем оригинал- это основной недостаток аналогового звука. Поэтому все звукозаписывающие студии давным- давно перешли на цифровую запись и обработку звука. Конечно, существуют мастер ленты таких групп как Pink Floyd, The Beatles и т.д., но они уже давно оцифрованы и работы по записи, ремастерингу и т.д. производятся с цифровой копией, а не с мастер лентой. Лишний раз пилить мастер ленту, качество которой от каждого проигрывания ухудшается, вам никто не позволит. Итак, мы имеем сведенную цифровую мастер запись в WAV формате, оцифрованную, как правило, при помощи 24- разрядного АЦП и с частотой дискретизации 96 кГц.
В основы цифровой звукозаписи я не полезу, дабы не пудрить мозги. Кто интересуется, может набрать в гугле «Основы цифрового звука» и просвещаться.
Что нужно, чтобы записать CD? Преобразовать мастер запись из избыточного формата хранения в формат соответствующий параметрам CD: 16 бит, 44.1 кГц. Все!
Это дает частотную характеристику 20 - 20 000 Гц и динамический диапазон порядка 110 дБ. Вы получаете точную копию мастер записи, которую можете копировать бессчетное количество раз.
Теперь, что требуется, чтобы записать виниловую пластинку?
В первую очередь, внести в запись предыскажения. Cуществует, так называемый, стандарт RIAA, разработанный в 1948 году, измененный последний раз в 1978. В соответствии с ним, при записи диска частота 16 кгц должна быть усилена относительно частоты 20 Гц в 88 раз, а при воспроизведении производится обратное преобразование. Зачем это делается, тоже вникать не будем, примем как должное. Характеристика нелинейная! И если на студии я могу внести предыскажения с практически идеальной точностью, то обратное преобразование целиком на совести производителя проигрывателя. Погрешность, как правило, + - 3 Дб (25%). Далее механически режется мастер диск. С него штампуются матрицы, а вот с матриц и отливаются виниловые пластинки.
Так вот. Динамический диапазон винила ограничен шириной звуковой канавки- 55 мкм и не может быть больше 60 дБ. Если верхняя частота записи 20кГц (хотя стандартом выше 16 кГц не нормируется), то после первого проигрывания она снижается до 18 кГц, после 8 проигрываний до 14 кГц, ну и так далее. Я уж не говорю, что при механическом изготовлении мастер диска, матрицы и отливке пластинок неизбежны механические дефекты, которые вылезают в виде щелчков и тресков. С матрицы можно изготовить ограниченное число пластинок. Где гарантия, что ваша не 100 000-я? Качество современных проигрывателей- это отдельная песня.
Не, я могу понять производителей. Они очень быстро поняли, что, выпустив первый CD, они отдают в руки потребителя точную копию матрицы с которой может быть сделано бесконечное количество копий. Вот и плетут небылицы про винил. А народ, развесив уши, слушает.
Ну и про MP3. MP3- это протокол сжатия звуковой информации. Во-первых, никто не мешает вам хранить и воспроизводить звук в не ужатом виде- в WAV, использовать сжатие без потери качества- FLAC. МР3- он тоже разный бывает. Если жать с умом и в меру то и не заметите вы, что это МР3.
Ну, а основные жалобы на МР3, это вовсе не жалобы на МР3. Народ накачает из Интернету неизвестно кем оцифрованного и пожатого контенту и жалится, что МР3- дерьмо, а дело здесь в другом. Я уже поминал про предыскажения. Так вот, в связи с тем, что высокие частоты при записи винила сначала усиливаются в 10 раз относительно 1 кГц, а потом ослабляются, средний уровень записи при оцифровке оказывается раза в три- четыре ниже максимального, ну и существует огромное количество цифровальщиков- улучшителей, которым громкости всегда мало. Нет, чтобы купить усилитель по-мощнее...Берут они компрессор, а того лучше лимитер, есть такие приблуды, и запускают на полную катушку, превращая любую запись в «кирпич», где на амплитудной характеристике все по максимуму. Громко- без вопросов. Только, что компрессор, что лимитер- это по большому счету ограничитель. Помните магнитофон? Уровень записи выставлялся так, чтобы индикатор на красное не залезал. Так вот это равносильно тому, что запись идет, когда индикатор все время в красной зоне. А виноват конечно-же МР3.
Вот где-то так. В первом приближении. Эни квесчионнс?