Вклинюсь в беседу. Мнение о том, что каратэ пришло из Китая, а кобудо - чисто местное окинавское изобретение - неверно в корне. Берёте любую книжку по каратэ, там пишут, что каратэ является синтезом местного "некоего тэ" и китайских воинских традиций. В принципе от начала и до конца верно, разве что мы не знаем достоверно, каким было то самое "тэ".
А вот в случае с кобудо/кобудзюцу ситуация схожая, но не совсем такая. Оружейное искусство эпохи королевства Рюкю и конца 19-начала 20 веков формировалось под влиянием и Китая, и Японии. Но приобрело почти исключительно местные формы.
Берём самый известный персонаж. Тодэ Сакугава (Сакугава Канга). Мастер безоружного и палочного боя. Учился в т.ч. во время путешествий в Китай. Правда, историк Патрик МакКарти "намекает", что первые ката с шестом вроде как не появлялись в Рюкю до того, как Сакугава Канга и Коура (ещё одна личность из истории окинавского кобудо) не съездили в Сацума, в Японию. Есть ли у него на этот счёт данные или это просто предположение - не знаю.
Берём другого представителя окинавских будо. Мацумура Сокон. Многие считают, что был учеником Сакугавы (тогда логично было бы, если бы он знал и Сакугава-но кун). Учился Мацумура и в Китае, и в Сацума, где получил лицензию по Дзигэн-рю кэндзюцу (!). Исторический, кстати, факт. Что также интересно - Мацумура начал изучать Дзигэн-рю ещё на Окинаве (!), где вроде бы за пару десятков лет кто-то уже начал преподавать Дзигэн-рю. Где-то читал, сейчас не вспомню, но потом найду.
Но Мацумура, в свою очередь, ещё и внёс колоссальный вклад в развитие окинавского будо. У него учились очень многие известные и по сей день личности. Каких-то ката с оружием он, вроде бы, не оставил, но его учениками были -
Считается, что одним из учеников Сакугавы был Соэиси Рётоку. Часто говорят, что он создал свою школу бодзюцу - Соэиси-рю. Вря дли это могла быть именно школа в современном понимании, но в ней арсенал включал ката Соэиси, Тёун и Сюси. В подавляющем большинстве своём ката кобудо носят названия своих авторов или названый в честь выдающихся окинавских мастеров кобудо. Но есть и исключения. Например, популярнейшее ката Сюси-но кун (Палка господина Сю) называется в честь китайца, вроде бы как из Шанхая родом.
Берём ещё одну яркую личность. Тятан Яра. Его отец - наполовину японец, наполовину китаец. :-) Сам Яра - по легенде - ездил в Китай учиться там 20 лет воинским искусствам... Но это легенда. Он оставил после себя Тятан-Яра-но кон и Тятан Яра-но сай. Его родственник Тятан Яра-гуа оставил после себя ката Яра-гуа-но тунфа. И что очень мне интересно - считается, что он тоже был мастером Дзигэн-рю (!). И обучал Дзигэн-рю, например, ведущего эксперта в регионе Томари - мастера Мацумора Косаку.
В общем, можно долго писать на эту тему. Окинавское кобудо сегодня - очень обширная компиляция различных воинских традиций, собранных по всему архипелагу, но имеющих однозначно китайские и местные корни, и что важно - невозможно исключить и японское влияние.
работа с подручными девайсами, типа палки и серпа, зародились, в Китае, и оттуда перекочевали на Окинаву, где все это стало оформлено в виде кобудо. Причем, кобудо проявилось на Окинаве еще до того, как там появилось карате. Это разные виды, но в них можно усмотреть и схожесть в техниках. Возможно, это связано с тем, что теоретически оформленный бой с оружием возник раньше рукопашного. А практика работы без оружия, в свою очередь, на начальном этапе выстраивалась на базе оружейных техник. Поэтому считается, что полезно изучать и то, и другое. Зная карате, проще понять кобудо, и наоборот. Такую версию мне поведали знающие люди.
Любопытно, что кобудо, насколько мне известно, не перекочевало в Японию как карате. Т.е. это так и осталось чисто окинавской "фишкой". Но могу ошибаться.
Перекочевало. В гораздо меньшей степени, чем каратэ, но в гораздо большей, чем Вы представляете. В сереине 10-ых годов ХХ века в Японию уехал Ябику Модэн, один из главных знатоков рюкюсского кобудо. У него, кстати, учился Сакагами Рюсё, впоследствии один из ведущих мастеров каратэ (Ситорю Итосукай) и кобудо (создал свою школу Конго-рю). Знатоком кобудо был Мабуни Кэнва (Ситорю), который учился кобудо на Окинаве как минимум у трёх мастеров - Тавада, Арагаки, Суэёси.
Даже Фунакоси занимался кобудо и в старом Сётокан было, ЕМНИП, 4 ката с бо. ОДно из них - Мацукадзэ-но кон - разработал Фунакоси Гиго.
Тайра Синкэн, основатель "Общества сохранения и развития старинных воинских искусств Рюкю", в 50-60 года заручился поддержкой и ряда окинавских, и ряда японских мастеров, все из них были ещё и каратистами. И список представителей этой организации включал человек 20 с Окинавы и где-то столько же - из Центральной Японии.
Кобудо было очень близко каратэ даже в Центральной Японии. Это нам по ряду причин об этом мало что известно.