"Учителем Сокаку Такэда был Сайго Таномо, чей приёмный сын — Сайго Сиро, известный как ученик Дзигоро Кано, прославился как «Гений дзюдо». Это стало предметом спора между сторонниками Дзюдо и сторонниками айкидо/айки-дзюцу/Айки-будо. Сторонники дзюдо считают факт ученичества Сайго Сиро у Дзигоро Кано показателем превосходства дзюдо над айкидо/айки-дзюцу/айки-будо, в то время как сторонники айкидо/айки-дзюцу/айки-будо считают, что Дзигоро Кано тайно использовал айки-дзюцу для прославления своей школы дзюдо, так как Сайго Сиро, будучи сыном Сайго Таномо, несомненно прекрасно владел айки-дзюцу, и в поединках школы дзюдо против школ дзю-дзюцу использовал именно айки-дзюцу, а не дзюдо. В качестве доказательства своей правоты сторонники приводят тот факт, что Сайго Сиро использовал в своих поединках бросок яма-араси («горный вихрь»), которым другие ученики Дзигоро Кано не владели (и который отсутствует в современном спортивном дзюдо), при том что яма-араси изучается в школе Дайто-рю Айкидзюцу." (с)
https://ru.wikipedia...i/Айки-дзюдзюцу
Характерной является история талантливого мастера Сайго Сиро, который в составе команды школы Кодокан-дзюдо одержал победу над мастерами рёи-синто-рю в решающей встрече, организованной департаментом полиции, и который был прототипом главного героя в известном фильме Акиры Куросавы «Гений дзюдо». Совсем маленьким мальчиком его, сироту из одного бедного самурайского рода, взял на воспитание Сайго Таноме Тикамасе — тот самый последний наследник и хранитель секретов айки-джитсу, о котором упоминалось выше. Сайго Таноме дал маленькому Сиро свое имя и воспитывал его как своего сына. По его же настоянию мальчик был отдан на обучение в школу тенсин-синьё-рю к знаменитому мастеру джиу-джитсу Исо Масатоме, где тесно подружился с одним из лучших учеников мастера — Кано Дзигоро. После смерти мастера Исо Кано Дзигоро переходит к изучению техники школы кито-рю, а юный Сайго Сиро продолжает свои занятия в школе тенсин-синьё-рю и одновременно проходит обучение у своего отца Сайго Таноме, который видит в нем своего преемника.
http://явара.рф/good...tail.php?id=343
http://явара.рф/goodtoknow/detail.php?id=343
Другим замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида - человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем - сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление - Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем.
У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан - высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси ("Горный вихрь"), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могло втсать на ноги.
Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соремнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Лзюдо от уровня боевого искусства (Бу-дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо), и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику. (с)
https://moniteur.ru/...-17-18-50.html
Сообщение отредактировал asata: 15 Январь 2018 - 23:29