Еще вопрос по ходу обсуждения - а в кендо есть разница какой частью "клинка" блокировать атаку? Я стараюсь ставить блок или третью ближней к цубе, или делать "скользящий блок", когда оружие проваливается под весом оружия противника, и выходит на следующее движение. И еще - какие у вас блоки мечем в уровень гедан, можно где то ознакомиться?
Вообще, есть мнение, что оптимально использовать ближнюю к цубе треть клинка для блокирования, среднюю для манипуляций с мечом противника, крайнюю треть для удара. Но всё это не жёстко зафиксировано (кроме последнего, про зону для удара - это обязательный момент). В бою - как повезёт, как успеешь ну или специально можно эту схему нарушать для каких-то хитростей...
Считается что блоков как останавливающих меч действий в кендо нет. Во всяком случае не должно быть при правильной технике. Любое подобное действие должно приводить к немедленной контратаке, а если меч остановить - не успеешь. В целом подобные действия можно разделить на две большие группы: суриагэ и каэси вадза. Все варианты когда меч после контакта остаётся на той же стороне (омотэ/ура) и контратака идёт оттуда это суриагэ. Если меч меняет сторону после контакта, то это каэси, и здесь как раз должна использоваться энергия удара противника, как вы и написали.
Вообще, обычно контратакующие техники в кендо строятся из трёх "кирпичиков": атака противника + нейтрализация этой атаки + моя контратака (+ вариации).
Например: котэ - каэси - мэн (атака руки, блок с переводом меча на другую сторону, атака головы). Или с уточнениями, например: саси-мэн - ура-суриагэ - хики-до (атака головы с минимальным замахом, скользящий блок с стороны ура без смены стороны, контратака корпуса с уходом назад). Из таких кирпичиков можно собрать довольно много вариантов, сотни наверно, в старых учебниках встречаются такие "списки вариантов", сейчас методика уже другая: изучаем "кирпичики" потом из них что-то строим по ситуации.