Дмитрий Моисеев написал две статьи о китайских внутренних практиках, приведу несколько очень интересных фрагментов:
"Но если вернуться к изначальному вопросу о различиях, то, например, в вышеупомянутом Даосском нэйгун «Три возвращения и девять вращений» используется очень интересная Концепция.
Она заключается в том, что Учитель должен либо создать, либо инициировать, либо с помощью своей жизненной ци запустить правильное (в рамках данной системы) движение ци у ученика. Это достаточно распространённая в даосских системах методика, скорее всего, взята из ранних шаманских методов инициации, где нужен уже реализовавший требуемое наставник. "
"В общем - думайте сами, решайте сами, но хочется привести один "забавный" факт. В 80-х, на волне очередной пропаганды и интереса к оздоровительным системам, в Шэньянском институте изучения цигунрешили озадачится обследованием, что произошло со здоровьем у разных занимающихся некоторыми экспериментальными системами(названия - опустим, сами ищите, кое-что переводилось даже на русский язык по этой теме в нашей периодике) в 50-х. В процессе этих обследований был выявлен интересный факт: при в целом нормальном здоровье в целевой группе занимавшихся экспериментальными новыми системами цигун, оказалось много с врожденными отклонениями у их потомства. В итоге выявленную проблему ... списали на экологию, хотя в первоначальных бюллетенях (а они тоже сохранились) выдвигались как раз теории последствий экспериментов над собой. "