Дайто-рю Такэда Сокаку = Уэсиба Морихэи Айкидо … но Ваше Дайто-рю/Айкидо может быть не = их
Андрей Галицын https://vk.com/@kazo...-no-vashe-daito
На этой неделе я предоставлю набор доказательств, указывающих на то, что Уэсиба Морихэи не только практиковал и учил тому, чему научился у Сокаку Такэда, но и никогда не переставал изучать и обучать Дайто-рю Сокаку Такэда. Те же доказательства указывают на интересный факт: Айкидо Уэсиба Морихэи, которое по факту является Дайто-рю, было пожалуй самым полным представлением искусства Такэда Сокаку.
Я ни в коем случае не утверждаю, что современное Айкидо или современное Дайто-рю являются полным представлением Дайто-рю Такэда Сокаку. На сегодня и Айкидо и Дайто-рю представлены различными учителями, чье обучение слишком разнообразно и фрагментировано. Несмотря на линию передачи сложно указать человека, который мог бы реально являться единственным примером передачи оригинального искусства. Фактически утверждать различия между Дайто-рю Такэда Сокаку и Айкидо Уэсиба Морихэи равносильно признанию своего невежества.
Согласно подсчетам Стенли Пранина (известный исследователь истории Айкидо, основатель и редактор Aikidojournal.com), среди всех учеников Такэда Сокаку, Уэсиба Морихэи суммарно провел больше всего времени обучаясь непосредственно у Сокаку.
Такэда Токимунэ (сын Сокаку Такэда): Он [Уэсиба] был любимым учеником Сокаку. Уэсиба тренировался очень много, больше чем кто-либо еще. Так как Уэсиба было одним из лучших людей Сокаку, долго учился у него, я всегда навещал его, когда было в Токио. Я не был там после его смерти. Я думаю, что Такэда Сокаку любил Морихэи Уэсиба больше чем других учеников.
Несколько первых учеников Уэсиба поделились воспоминаниями, что в конце 1930-х Уэсиба все-еще выдавал разные свитки Дайто-рю ученикам.
Такэда Токимунэ: Большинство людей не тренировались достаточно долго [чтобы получить лицензию учителя]. Рядом с именами некоторых учеников в нашем журнале стоят пометки «айки-дзюдзютсу», «айки-дзютсу», «оги» или «нито-рю» [разные разделы Дайто-рю]. Обычно студенты тренируют 118 техник [Хидэн Мокуроку]. Вы должны много тренироваться, чтобы получить лицензию.
Очевидно, что в «периоды» когда Такэда учил на Хоккайдо и в Аябэ, все ученики на занятиях делали то, что им показывали.
Такэда Токимунэ: Да, так и есть… Вот запись, что мы там останавливались [Аябэ]. Мы там прожили примерно 5-6 месяцев. Вот запись о том, что ученики Уэсиба Дзюку тренировались под руководством Такэда Сокаку. Многие из них были верующими Омото. Вот [запись], например о Масахиро Танигучи из Сейчо но Иэ. Отставной адмирал Сейко Асано также изучал Дайто-рю. Вот еще разные люди, которые учились. Посмотрите, вот имя «Морихэи Уэсиба». Написано, что он тренировался с 28-го апреля по 19-е сентября 1922-го года – это достаточно длительный промежуток времени. Уэсиба был его укэ. Сокаку не очень нравилась религия Омото, поэтому он [саркастически] назвал дом «виллой» Морихея Уэсибы.
В частности, мое понимание таково: из-за ограничений Дайто-рю дзю-дзютсу, которое Уэсиба изучил на Хоккайдо, он испытывал некоторые трудности в борьбе с сумоистами, до приезда Такэда. В Аябэ Такэда учил Уэсиба Айки достаточно длительный период. После чего УэсибаУэсиба научился справляться с сумотори и действительно стал выделяться среди своих товарищей по боевым искусствам.
Надо отметить, что Такэда Токимунэ полагает, что верно обратное: На самом деле в додзе Уэсиба было много людей из ВМФ. Все моряки имели опыт в сумо и были достаточно сильны. Так как Уэсиба испытывал трудности с ними, то он попросил Такэда Сокаку Сэнсея приехать. Эти моряки были огромными, в то время как Уэсиба был меньше меня. Мне легко представить, что Уэсиба не мог справиться, потому что не использовал определенную технику. В конце концов, сложно использовать только Айки.
Я думаю, что мнение Такэда Токимунэ неверно по нескольким причинам. Уэсиба и Сагава, например, четко указали, что их развитие Айки было тем, что сделало их техники уникальными, а не на оборот. Если бы дела обстояли так, как утверждает Токимунэ Такэда, сегодня было бы много людей способных справиться с «огромными сумоистами». К сожалению это не так. Для Уэсиба и Сагава это было справедливо, оба из них указали на Айки как на «разницу, которая имела значение».
Еще одна причина, по которой я думаю, что Уэсиба узнал Айки от Такэды в это время, заключается в том, что, хотя документально подтверждено, что Айки существовал в Дайто-рю до визита Такэды Сокаку в Аябе, Уэсиба только с этого момента начинает использовать термин.
Это привело некоторых к ошибочным выводам, что Айки – это результат работы Уэсиба и Такэда в Аябэ. Некоторые заходят еще дальше и считают, что Айки – это результат влияния Онисабуро Дэгучи, лидера Омото-кё. Но Сагава, не член Омото, говорил, что его отец изучил Айки у СОкаку Такэда на Хоккайдо, и что он сам выучил Айки от Такэда Сокаку.
Поэтому я думаю, что в период Аябэ Уэсиба изучил Айки у своего учителя. Еще одним косвенным доказательством можно считать то, что именно в это время Уэсиба получил лицензию Кёдзю Даири от Такэда Сокаку. Это была наивысшая на тот момент лицензия в Дайто-рю.
Мы также знаем из исторически достоверных источников, что были ученики, которые тренировались одновременно и у Уэсиба и у Такэда. Самыми примечательными были адмирал Такэсита Исаму и Геджо Косабуро. Но были и еще ученики, которые вероятней всего по стечению обстоятельств, тренировались у обоих. Несколько первых учеников Уэсиба упоминали, что в период Аябэ Такэда мог появиться в отсутствие Уэсиба и учить их вместо него. Такэда преподавал вместо него по праву сэнсея Уэсибы. Следовательно, в то время были ученики, которые получали наставления от обоих учителей.
Уэсиба Морихэи в Аябэ 1922. Табличка на стене с надписью «Дайто-рю Айки дзюдзютсу». В дальнейшем фото ретушировали, табличка была удалена, чтобы прекратить попытки ассоциировать Уэсиба с Дайто-рю.
Вероятно, что, хотя учителя были разные (один старше, другой младше), содержание обучения было одинаковым – Дайто-рю. Так как оба учителя путешествовали и обучали очень широкий круг людей, многие ученики не знали о расколе, который стал основой "политической ситуации" в Айкидо сегодня. Поскольку общего было больше, чем различий, многие с обеих сторон полагали, что все они изучают одно и то же. Но все же различия были!
Айки Дзюдзютсу Дэнсё (позже названное Будо Рэнсю) созданное Уэсиба Морихэи (Моритака) в 1934-м. Надпись на верхней печати: Айки Дзюдзютсу.
Если сравнивать Будо Рэнсю (озаглавленную как Айки-дзюдзютсу Дэнсё), Будо и фото из Нома додзё, легко заметить, что изображенные техники похожи, в некоторых случая идентичны Содэн, который создан под руководством Такума Хиса (Такумакай). Однако Такума Хиса, первый Мэнкё Кайдэн от Такэда Сокаку, непреклонно и неоднократно заявлял, что Уэсиба Морихэи учил тому же, что и Такэда Сокаку. Это также объясняет уровень независимости действий, продемонстрированный многими из самых ранних учеников Уэсибы (Томики, Мочизуки, Сиода и др.). В конце концов, их поведение определено примером их учителя.
Кто-то может возразить «Да, но Уэсиба изменил Дайто-рю, которое он изучал в «Довоенный период» на то, что сейчас называют Айкидо «Послевоенного периода». А учителя Дайто-рю «Послевоенного периода» поддерживают ортодоксальную традицию Дайто-рю, которую они унаследовали через поколения».
Но факты говорят о другом!
Айкидо Ичи Но Маки 1954
В 1954-м году Уэсиба переиздал Будо Рэнсю под названием Айкидо Ичи но Маки (первый свиток Айкидо). Крупицы империалистической пропаганды в нем были убраны, многие лица перерисованы с улыбками! Другими словами в 1954-м году Уэсиба опубликовал послевоенные тезисы Айкидо (примерно за десятилетие до своей смерти) идентичные довоенному изданию. Как уже было показано, в тот период Уэсиба учил аналогично Такэда.
Фотографии только подтверждают этот факт. Сайто Морихиро был технически оправдан, когда Стенли Пранин «обнаружил» копию Будо (отметим, что для таких учеников как Томики, Сирата и Сиода данное «открытие» было далеко не новостью. Томики писал Будо Рэнсю, Сирата ассистировал в Будо и в фильме 1935-го года. Сиода и Сирата присутствовали при создании всего этого).
Поэтому не было никакой «послевоенной» трансформации Айкидо. И любые изменения, очевидные в практикуемом сегодня Айкидо, не является результатом подражания Уэсиба Морихэи.
Нужно отметить различия в акцентах исполнения техник разных направлений Дайто-рю сегодня. Это в свою очередь рождает вопрос о том, какое же Дайто-рю «настоящее»?
На этот вопрос легко ответить: Всё очень просто – настоящее Дайто-рю то, которому учил сам Такэда Сокаку!
Такэда Сокаку и Такума Хиса после вручения Мэнкё Кайден
Как Мэнкё Кайдэн Дайто-рю Такума Хиса представляет традицию, которая досталась ему от Такэда Сокаку. К счастью техники Такума Хиса были тщательно задокументированы.
В дополнение к этому есть документы непосредственно от Морихэи Уэсиба, чье учение, как непреклонно утверждал Мэнкё Кайдэн Такума Хиса, было таким же, как у Такэда Сокаку.
Поэтому, если кто-то хочет изучать Айкидо Уэсиба, то он должен неплохо изучить Дайто-рю Такэда Сокаку . И тот, кто хочет изучать Дайто-рю Такэда Сокаку, то лучше всего изучать Айкидо Уэсиба Морихэи.
Но Такэда Сокаку и Уэнсиба Морихэи уже нет в живых. Что же нам делать? Я предлагаю для начала изучать материалы, которые остались после этих двух людей. К счастью с каждым годом все легче становится находить исторические документы. (Посетите sangenkai.com Криса Ли, чтобы получить свободный доступ к нескольким текстам, которые упомянуты в этой статье). Далее я предлагаю изучать доступные материалы, которые остались после Такума Хиса и других прямых учеников Такэда и Уэсиба. Следует уделить внимание тому, как они согласуются с зарегистрированными доказательствами от Такэда Сокаку и Морихэи Уэсиба. По картинкам, фото и видео можно сравнить заметные глазу движения. Примите во внимание, что я не убеждаю изучать что-либо под руководством конкретного «избранного», несмотря на то, что и в Айкидо и в Дайто-рю достаточно (либо было достаточно) «избранных».
Снимок, сделанный в Нома Додзё
Такумакай Содэн
Когда мы переходим к обсуждению невидимых атрибутов Айкидо и Дайто-рю, которые являются более важными аспектами искусства, я предлагаю сравнивать и сопоставлять доступные текстовые описания. И уделить внимание повторяющимся участкам и согласованности между информацией из разных источников. Далее поступайте так же с устной передачей. И в последнюю очередь особое значение следует уделять поиску тех редких людей, кто может воспроизвести наиболее примечательные черты искусства Такэда Сокаку и Морихэи Уэсиба. Я сделаю обзор этих черт в моем блоге позже.
Следует помнить, что объяснения того как человек что-либо делает и как он понимает то, что он делает – лишь модель действительности. Это не сама действительность. Не следует удивляться, если у разных людей объяснения отличаются. Тогда нужно обратить внимание на повторяющиеся фрагменты, схожести и соответствия.
Люди, живущие сейчас, могут понять и объяснить вещи, основываясь на своем опыте. Мы не знаем о том, что чего-то не знаем, пока не встретим кого-либо, кто знает. Тогда вы уже на пути к знанию! Несмотря на очевидность, важно отметить два основных следствия их этого:
Возможно, что объяснения и понимание техник Такэда Сокаку и Уэсиба Морихэи известных учителей ошибочны;
2. Возможно, что вы поняли объяснения своего учителя неправильно.
Чтобы избежать ситуации № 1, убедитесь, что вы учитесь под руководством учителя, который в состоянии стабильно и надежно воспроизвести навыки Такэда Сокаку и/или Уэсиба Морихэи. И даже в этом случае помните, что объяснения учителя это модель их опыта, а не сам опыт. Ваша модель будет вашей собственной как и Ваш опыт – вашим собственным. Если кто-то не может найти учителя подобной квалификации, то останется только найти учителя, который как можно ближе подходит под описание. В таком случае важно понять и принять то, что некоторые учители стараются как могут, но сказывается отсутствие необходимого опыта. Скорее всего большинство учеников окажутся в подобной ситуации.
Чтобы избежать ситуации № 2, критично воспринимайте понимание и объяснения учителей, до того момента пока они не смогут стабильно воспроизвести возможности Такэда и/или Уэсиба. Лучше всего принимать объяснения свободно и оставить место для изменений и улучшений, которые приходят с опытом.
Личное наблюдение состоит в том, что наиболее догматичные (как противопоставление прагматичным, вдумчивым и гибким) в своем подходе к обучению с наименьшей вероятностью достигают уровня своих учителей, и тем более превосходят их. Безусловно, примеры Такэда, Уэсиба и Сагава отражают независимость идей и приверженность к индивидуальному развитию в противовес преданности организации и т.п.
В конце тренировок, независимо от учителя, каждый понимает и выражает себя и остается сам по себе.
Закончу историей из жизни. Однажды после занятий по дзю-до, на которых преподавал мой шурин Акама Норихиро в додзё полиции Сэндай мы вместе обедали. Услышав от Акама сан, что я изучаю Айкидо, один из полицейских пришел ко мне. Он рассказал, что его отец, который тоже работал в полиции Сэндай, проходил тренировочный курс по Айкидо. Он помнил это по тому, что его отец был поражен продемонстрированными навыками сэнсея Айкидо. Я спросил, помнит ли он имя сэнсэя? Он сказал, что нет. Я спросил, был ли это Уэсиба? Он сказал, что нет. Я спросил – Тохэй? Опять нет. Внезапно он вспомнил: «О, теперь я вспомнил. Его звали Такэда».